image

Featured

Как увидеть Господа, или Слава Сарвабхаумы Бхаттачарьи (Автор: Бриджабаси дас)

Chaitanya and Jagannatha on Cart

Даршан Господа Джаганнатхи по милости Сарвабхаумы Бхаттачарьи

В 6-й главе «Шри Чайтанья-чандродайа-натаки» Кави Карнапур описывает как Господь Чайтанья вскоре после принятия санньясы впервые пришел в Джаганнатха Пури. Среди всего остального там есть и такие довольно интересные слова сопровождавших Его спутников:

сарве: ахо мухӯрта-мāтра-гамйо ‘йам̇ пантхā дӣргхāтидӣргха ива джāйате бхагаватах̣ ким атра чинтайāма | бхагавато нӣлāчала-чандрасйа вилоканам̇ паричāракāнāм эва сулабхам̇ нāнйешāм | виш́ешатах̣ паридеш́икāнāм асмāкам̇ дурлабхам эва | винā рāджа-пуруша-сāхāййена сулабхам̇ на бхавати ||

«Все [спутники Господа]: Хотя путь к Господу Джаганнатхе можно пройти всего лишь за несколько минут, он кажется невероятно длинным. Что же нам делать? Видеть Господа Джаганнатху, луну Нилачалы, с легкостью могут Его слуги, но никто иной. В особенности нам, иностранцам, это будет очень трудно. Без помощи людей царя нам будет нелегко это сделать».

Хотя в наше время увидеть Господа Джаганнатху могут только люди, родившиеся в семье индийцев, в те времена даже спутники Господа Чайтаньи, родившиеся в Бенгалии, считали себя иностранцами и не рассчитывали на то, что им будет легко получить даршан Господа. Один из них, Мукунда Датта, придумал способ, как они смогут увидеть Джаганнатху — при помощи бывшего жителя Навадвипы, Гопинатха Ачарьи, шурина царского пандита Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Они решили пойти к нему домой и повстречали его направляющегося в храм Господа Джаганнатхи. Гопинатх Ачарья узнал Мукунду и затем узнал в молодом санньяси Господа Вишвамбхару. Тогда Мукунда сказал:

мукундах̣: катхам абāдхам̇ йатхā-кāмам эва бхагавато джаганнāтхасйа дарш́анам̇ сампадйате?

«Мукунда: Как сделать так, чтобы мы могли получать даршан Господа Джаганнатхи беспрепятственно и столько, сколько нам хочется?»

гопӣнāтха: сāрвабхаумасйа татхā саубхāгйодайаш́ чед бхавати ||

«Гопинатха: Это возможно, если на то будет милость Сарвабхаумы».

Из этого описания явствует, что даже Господь Чайтанья, Господь Нитьянанда, Гададхара Пандит и Их спутники, такие как Мукунда Датта и Джагадананда Пандит не могли получать даршан Господа Джаганнатхи столько, сколько им хотелось. Что уж тогда говорить о нас — о настоящих иностранцах (как в отношении места жительства или рождения, так и в отношении культуры), которых иногда либо вообще не впускают в храм (как в Пури), либо (как, впрочем, и другим паломникам) дают на даршан считанные секунды (как в храме Баладжи). Правда, в некоторых храмах, особенно в Южной Индии, к белым вайшнавам служители проявляют особую доброту — отводят в сторону, и, ласково говоря «See the God!», дают возможность получать даршан намного дольше, чем паломникам из Индии. Такой опыт у нас был в прошлом году в Шрирангаме.

После того, как Гопинатха от имени бенгальских спутников Господа поговорил с Сарвабхаумой Бхаттачарьей, тот позвал своего сына и приказал ему:

сāрвабхаумах̣: чанданеш́вара ш́рӣпадасйāнупадам̇ гаччха | йатхāйам̇ сукхена пратй-ахам̇ йатхā-кāмам̇ ш́рӣ-мукхам̇ паш́йати татхā сарваир эва видхейам̇ йатхā кенāпи бāдхā на крийате | айам̇ мадӣйо манйатама ити ||

«Сарвабхаума: О Чанданешвара! Иди вслед за этим шрипадой санньяси. Пусть Он каждый день получает даршан прекрасного лица Господа столько, сколько захочет. Все должны Ему это разрешать и никак не препятствовать. Он — объект моего величайшего уважения».

После этого Господь Чайтанья беспрепятственно получал даршан Господа Джаганнатхи, стоя за Гаруда-стамбхой (о чем я писал когда-то здесь).

Дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи в Пури, где Господь Чайтанья обсуждал Веданту и показал ему Свою шестирукую форму

Дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи в Пури, где Господь Чайтанья обсуждал Веданту и показал ему Свою шестирукую форму

Даршан Господа Чайтаньи по милости Сарвабхаумы Бхаттачарьи

Когда Господь Чайтанья путешествовал по Южной Индии жители Джаганнатха Пури испытывали сильную разлуку с Ним. Когда их желание снова увидеть Махапрабху достигло апогея, Господь вернулся из Южной Индии. Тогда они обратились к Сарвабхауме Бхаттачарье с просьбой:

прабхура сахита āмā-сабāра карāха милана |
томāра прасāде пāи прабхура чаран̣а ||

«Пожалуйста, устрой для нас встречу со Шри Чайтаньей Махапрабху. Лишь по твоей милости можем мы найти прибежище у лотосных стоп Господа».

Сарвабхаума ответил им:

бхат̣т̣āчāрйа кахе,-кāли кāш́ӣ-миш́рера гхаре |
прабху йāибена, тāхāн̇ милāба сабāре ||

Бхаттачарья ответил: «Завтра Прабху пойдет в дом Каши Мишры. Там я устрою для вас встречу с Ним». («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 10.27-28). [К слову говоря, в русском переводе этого стиха нужный нам смысл к сожалению утерян — там просто сказано «Там вы все сможете встретиться с Ним», тогда как Сарвабхаума говорит милāбо — «я устрою вам встречу»].

На следующий день Господь пришел к Каши Мишре и тот, упав Господу в стопы, предложил Ему всё — и самого себя и всё свое имущество. Господь показал ему свою четырехрукую форму и обнял Кашинатха. Шри Чайтанья был очень доволен жильем, которое Ему предоставил Каши Мишра (которое впоследствии стало известно как «Гамбхира»). Тогда Сарвабхаума сказал:

сāрвабхаума кахе,-прабху, йогйа томāра вāсā |
туми ан̇гӣкāра кара,-кāш́ӣ-миш́рера āш́ā ||

Сарвабхаума Бхаттачарья сказал: «Это место наилучшим образом подходит для Тебя. Пожалуйста, поселись здесь. Каши Мишра так надеется на это!»

В ответ на это Господь сказал:

прабху кахе,-еи деха томā-сабāкāра |
йеи туми каха, сеи саммата āмāра ||

Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Мое тело принадлежит вам. Поэтому Я согласен со всем, что вы скажете».

После чего Сарвабхаума стал представлять Господу жителей Джаганнатха Пури и сказал:

еи саба лока, прабху, ваисе нӣлāчале |
уткан̣т̣хита хан̃āчхе сабе томā милибāре ||

Бхаттачарья сказал: «Дорогой Господь, все эти люди, живущие в Нилачале, Джаганнатха-Пури, с нетерпением ждали встречи с Тобой».

тр̣шита чāтака йаичхе каре хāхāкāра |
таичхе еи саба,-сабе кара ан̇гӣкāра ||

«В Твое отсутствие они были подобны птице чатака, которая жалобно кричит, томимая жаждой. Пожалуйста, прими их как Своих слуг». («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 10.36-37 и 39-40).

После того, как Сарвабхаума лично представил многих выдающихся жителей Пури Господу, Господь принял их по просьбе Сарвабхаумы и лично обнял каждого из них, пролив на них милость.

Господь Чайтанья Махапрабху принимает прасад в доме Сарвабхаумы Бхаттачарьи

Господь Чайтанья Махапрабху принимает прасад в доме Сарвабхаумы Бхаттачарьи

Махараджа Пратапарудра обрел милость Господа Чайтаньи по милости Сарвабхаумы

Также Сарвабхаума Бхаттачарья помог царю Пратапарудре встретиться с Господом Чайтаньей, хотя вначале Господь даже и слышать об этом не хотел и угрожал уйти из Пури навсегда, если Ему еще раз предложат это. Но после того, как Рамананда Рай пришел к Господу в Пури и рассказал, как рад был Пратапарудра, что Рамананда Рай оставил службу и теперь будет постоянно с Господом, то серце Господа смягчилось. Во время следующей Ратха-ятры Сарвабхаума Бхаттачарья посоветовал Пратапарудре снять с себя царские одеяния и как простой вайшнав прийти к Господу в то время, когда Он будет отдыхать в саду после танца. Пратапарудра так и сделал — он пришел к Господу в простой одежде вайшнава и, воспевая стихи из Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам», стал массажировать Господу стопы. Когда он прочитал стих «тава катхāмр̣там̇», то Господь Чайтанья вскочил и обнял Пратапарудру, даже не осознавая кто перед Ним. Так по милости Сарвабхаумы Бхаттачарьи Махарадж Пратапарудра получил особую милость Господа, а Господь, даруя эту милость, нарушил даже Свое обещание не даровать царю такой милости. (Все это описано в 14-й главе «Чайтанья-чаритамриты» и в 8-й главе «Чайтанья-чандродайа-натаки»).

Махараджа Пратапарудра массирует ноги Господу Чайтанье

Шри Сарвабхаума Бхаттачарья это именно тот, кто может помочь нам увидеть Господа Чайтанью Махапрабху и даже… Господа Джаганнатху. Давайте же вознесем ему искренние молитвы, чтобы он когда-нибудь даровал даршан Господа и нам.

См. также другие материалы на нашем сайте:

Меню

Корзина
Корзина пуста