image

Featured

Санатана Рупа - ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ - МОЁ ОТЕЧЕСТВО (Биография и интервью вайшнавского поэта и художника)

Санатана Рупа прабху

Он оставил этот мир в воскресенье, 15 апреля 2012 года, в день Ухода Вриндавана даса Тхакура, в доме друзей. По всей видимости, он скончался от вторичного инфаркта. Ему было 46 лет.

Санатана Рупа: Я с детства искал истину, хотел узнать правду, о том, как все устроено. И там же, на Арбате, я впервые повстречался с преданными Кришны. Приходили вайшнавы и пели Харе Кришна. Кто-то не воспринимал это пение, а мне нравилось. Я сидел, слушал и рисовал под это пение святых имен. А однажды я с ними разговорился и они мне сказали, что Бог — это очень красивый ребенок, который поет, танцует и играет на флейте, который очень любит людей и всем помогает. И мне захотелось все это нарисовать.

Когда я начал читать «Бхагавад Гиту», «Шримад Бхагаватам» и другие книги, которые перевел с санскрита и прокомментировал мой духовный дедушка Шрила Прабхупада, то прежде всего они меня привлекли потрясающими иллюстрациями. Я начал приходить в вайшнавский храм. Со временем я получил духовное посвящение и новое имя Санатана Рупа от своего гуру, ученика Шрилы Прабхупады.

Санатана-Рупа дас

Я не считаю себя принадлежащим к какому-то городу или улице. Скорее, вся Вселенная — мое отечество, а по большому счету я считаю, что наше истинное отечество — это духовный мир, Голока Вриндавана — наша изначальная Родина. А теперь мы смотрим с какой-то ностальгией на звезды, на тот мир, откуда мы когда-то пришли. Мы знаем, что там наш дом, что здесь мы все в гостях. Здесь, на Земле, или на какой-то другой планете материального мира мы находимся временно.

А наш истинный Дом там, где все исполнено вечности, знания и блаженства, где все прекрасно, где никто никого не обижает, где все друг друга любят и есть Он — самый прекрасный, самый близкий, самый любимый и удивительный мальчик, пастушок с флейтой, Бог.

И вот я пытался рисовать Бога. Джадурани рассказывала, Шрила Прабхупада говорил, что для того, чтобы начать рисовать Бога, надо очень сильно молиться Тому, кого ты хочешь изобразить. Это — Личность. И в зависимости от искренности просьбы, от искренности нашего желания, проявляется то, что ты хочешь нарисовать.

Панча-Таттва пера Санатана-Рупы даса

Так я научился обращаться к той Личности, которую я хочу нарисовать. Я обращался к полубогам, к богиням. Каждому цветку, каждой капельке нужно молиться, прежде чем изобразить их. Все это одухотворено, все обладает удивительным, неповторимым характером. Все вокруг личностно...

listlistlistlistlist

Санатана Рупа Прабху получил посвящение от Его Святейшества Шрилы Джаяпатаки Махараджа. Он познакомился с учением Кришны еще лет 20 назад. Его помнят и те, кто посещал московский храм на Беговой, и бывшие обитатели Сухаревского храма. Он обладал тонкими творческими способностями – многие знакомы с его талантливыми, изящными и яркими картинами и рисунками, изображающими Шри Радху и Шри Кришну, он прекрасно играл на различных музыкальных инструментах и проникновенно пел бхаджаны или песни собственного сочинения.

Санатана Рупа Прабху (Александр Козлов) родился в Костроме, но его отец был военным, и их семья переезжала с места на место. Вероятно, отчасти его склонность к перемене мест передалась ему по наследству.

Вся его жизнь в сознании Кришны была, что называется, жизнью кочевника или странника, но то было все же его родным состоянием, связывавшем его со Шрилой Прабхупадой, духовным учителем и вайшнавами. Но разве все мы не такие же? В нем сочетались и романтика, и ироничный юмор, и терпение художника, и критическое отношение к себе и своим поступкам, желание самобичевания, раскаяния и преодоления ошибок, и глубокое уважение к вайшнавам, любого из которых он всегда искренне считал выше себя самого.

Его постоянная погруженность в образ Божественной Четы, который он проявлял в красочных формах на холсте, служила ему эстетической, а то и философской опорой в сложном мире майи. Мы все такие несуразно-разные! Однако Господь Кришна замечает только хорошее, а все, что с Ним связано, - прекрасно и вечно.

listlistlistlistlist

Ромапад дас:
Хотел бы сказать пару теплых слов о Санатане Рупе. Мне посчастливилось жить в Сухарево в 1997-2000 годах.Там я встретил Санатана Рупу пр. Он был необычным преданным ,как наверное и все художники- преданные видящие и чувствующие Кришну,чуть по своему и имеющие возможность и умение отразить его на холсте ,для наших глаз.

Однажды я попал в сложную ситуацию из-за тяги к чуственным наслаждениям и Санатана Рупа ,был одним из тех преданных которые помогли мне ,просто сердечно выслушав с открытой душой. Иногда это бывает так нужно....С тех пор мы как то подружились,Я часто заходил к нему в комнату в которой у него ,всегда были Туласи махарани окружённая заботой,божество Гирирадж, для служения которому он иногда собирал пожертвования и картины на разных стадиях законченности. Особое чувство Санатана Рупа питал к Шримати Радхике и как то особенно Она проявлялась из под его кисти.

Он часто любил советоваться о том правильно ли он пишет картину и рассказывать как он ,видит на ней Кришну и Шримати Радхику. Он часто писал стихи и перекладывал и на музыку и пел их преданным Сухарево под гитару.Как и всякий творческий человек, Сананатана Рупа был эмоциональным человеком и умел глубоко и сердечно переживать,за других. Наверно поэтому у него не выдержало сердце......, как-то он мне подарил картину Кришны и Радхарани, которая теперь висит в изголовье кроватки ребенка, ..Таким он остался в моей памяти....

listlistlistlistlist

Манджувак дас:
В начале 90-х над ним многие посмеивались, прозвали Саша-гопи, а ведь настоящий расик был под видом чудака-художника с Арбата, причем с самого начала, видать родился с этим. Ни у кого случайно его песен не сохранилось? Сам во Врадже никогда не был, а картины и рисунки его кое-где там висят, репродукции продаются, в книгах его иллюстрации...

Странствующий вайшнавский художник-менестрель, прописки, паспорта и дома не имел, всегда носил с собой Гирираджа, преданно и нежно служил ему, всегда был добр ко всем, никогда никого не критиковал, постоянно говорил о Кришне...

Никогда не забуду, как впервые послушал его сочинения! Мы уже были давно знакомы на Беговой, но до того дня как-то не доводилось слышать. Вообщем, пришел я как-то раз к Акшайе, у него квартира в Метрогородке. Звоню, а там Саша-гопи отвечает, мол, Акшайа ушел и меня тут запер, а ты хто?, - "Это я , Матсйа!", - "О, Матсйа, а давай я тебе пока спою?", - "Ну валяй!" И тут прям волшебство началось, представьте обо..аный советский поъезд, народ угрюмый шарится, а из-за двери эдакие сладкие песенки про Кришну, меня аж до слез проняло! Час наверно так простоял под дверью...

Вот ей-богу, одно из лучших впечатлений того времени. Половина моя тогда часто тусовалась в вагончике художников и какую-то севу под его руководством делала, а потом я уже стал приходить в этот уголок, чтобы послушать Сашу-гопи и отдохнуть от надоевшей комсомольской атмосферы храма. Каждого встречного Санатана-Рупа приглашал посетить свой храм, не имеющий дверей, стен, устава и официальных церемоний.

Алтарь возникал мгновенно из подручных средств и слегка опешевшему "прихожанину" предлагалось стать главным жрецом и совершить пуджу Шри Гирираджу в духе спонтанной экстатической преданности. Санатана-Рупа извлекал из небольшой сумки, где помещалось практически все его имущество, вечную бутылочку из-под фанты с водой Ямуны или Радхакунды, усаживал Шри Гирираджа на снана-асану, в качестве которой использовалась ладонь прихожанина-жреца, тогда как другой его рукой совершалась абхишека, сопровождаемая воспеванием лила-киртана.

После этого сразу же предлагалось испить чаранамриту, а блаженный Санатана-Рупа принимал ее остатки из ладони окончательно обалдевшей "жертвы", после чего прикладывал Шри Гирираджа к ее лбу, глазам и устам и, если наличествовало что-то съедобное, подносил Божеству и угощал присутствующих прасадом, одновременно давая небольшую лила-катху. Обычно этот ритуал происходил много раз на дню без изменений, с начала 90-х до последнего воскресенья.

Санатана-Рупа дас

Это неавторитетно и сахаджия!" - вопили бывшие комсомольцы, но Санатана-Рупа только улыбался, как ребенок...
Однажды один будущий бывший махарадж и другой истовый прабху, возмущенные сим "безобразием", вероломно выкрали Шри Гирираджа, дабы пресечь некие апарадхи. Не было предела скорби потерявшего бдительность Санатана-Рупы, но очень скоро у него было уже два Шри Гирираджа и все вернулось на круги своя. Краденный же Шри Гирирадж продолжил свою непостижимую лилу, будучи с тех пор несколько раз перекраден у разных преданных, иногда с полным выносом мозга, будущий махарадж стал бывшим, а истовый прабху сменил половую ориентацию (Оба оставили Гаудийа-ваишнавизм, однако случившееся нисколько не умаляет их действительных многочисленных достоинств, вскоре они нашли себя и обрели радость каждый на своем пути). Джайа Шри Радхе!

listlistlistlistlist

Санатана Рупа дас, в прошлом - арбатский уличный художник и музыкант. С самого своего начала в вайшнавизме исповедует восторженную преданность Шримати Радхарани и поклоняется Гирираджу Говардхану. Живет как настоящий гений, не имеет паспорта и квартиры, вся его собственность умещается в небольшой сумке. В настоящее время проживает в одном из кришнаитских тортовых цехов. Ни на что не жалуется и ни о чем не жалеет , всегда счастлив и без конца твердит всем о Радхарани. В некоторых ашрамах на Радхакунде можно видеть его картины, хотя он никогда не покидал пределы России, за неимением паспорта (потерял еще до паспортной реформы).

Вчера как раз встретил его:, лет десять уже не виделись. Ничуть не изменился, все так же восторжен, ходит и блаженно напевает раса-киртаны, носится со своими Гирираджами, всем показывает, кладет их в ладони случайных зрителей, тут же поливая водой Радхакунды, прикладывает к глазам и лбу. Если наблюдать за сим действом, становится понятно, что никакой имитатор или сумасшедший неспособен вести себя подобным образом десятилетия, не имея постоянной работы, жилья и даже паспорта, а только боговдохновенный человек, наполненный Враджа-бхавой.

listlistlistlistlist

Ты же знаешь как страшно, когда нет любви?
Ты же помнишь, как больно, когда плюют в душу?
И так одиноко, хоть совсем не живи…
Что же делать тогда? Я расскажу тебе, слушай.

Если даже ты всем вокруг ни к чему,
Пусть ты самый плохой, и весь мир тебя судит,
Значит, самое время обратиться к Нему,
К Нитьянанде, Он – Бог, и Он тебя любит…

Его взгляд удивительных лотосных глаз
Так прекрасен, что сердце в груди замирает.
Он пришел в этот мир, это счастье для нас,
Даже если мы думаем «так не бывает».

Ты про все остальное забудь навсегда,
Мир страданий и боли оставь позади,
Нитьянанда не бросит тебя никогда,
Его радость пылает в твоей груди!

Он пришел в этот мир только ради тебя,
Чтобы дать тебе высшее счастье любви.
Так скорее возьми этот дар для себя
И других им тоже скорей одари.

Санатана Рупа прабху

listlistlistlistlist

НАШ ИСТИННЫЙ ДОМ. Интервью с Санатана Рупой прабху

— Александр, ты производишь впечатление типичного славянина, более того, этакого колоритного русского человека. Почему в твоем творчестве находит отражение древнеиндийская, ведическая культура?

— Я всегда интересовался славянской культурой, и сам являюсь ее представителем. Моя фамилия Козлов, это древняя славянская княжеская и достаточно прославленная фамилия. Из истории известно, что городок с однокоренным названием Козельск семь недель выдерживал натиск войск хана Батыя.

По моему глубокому убеждению, и научные данные это подтверждают, древняя славянская культура — это арийская, или ведическая культура. Наука филология, например, утверждает, что когда-то на всей земле был единый язык, санскрит. Это тот же самый язык, на котором говорят на других планетах, в других мирах. Санскрит — это межгалактическое средство общения. И в русском языке очень много слов, сходных с санскритом.

Санатана-Рупа дас

— Пожалуйста, расскажите читателям о своем жизненном, творческом и духовном пути.

— Я — сын военного, родился в Костроме, вместе с семьей постоянно ездил по стране, по военным городкам. Отец мой служил в ракетных войсках стратегического назначения. Среднюю школу я заканчивал на космодроме Байконур. Там же, на Байконуре, точнее в Ленинске, в элитном оборонном городке, я закончил с отличием четырехгодичную академическую художественную школу.

Потом я поехал в Москву поступать в художественное училище, но не прошел по конкурсу, в том числе потому что в моем аттестате о среднем образовании был низкий средний балл по оценкам.

— А почему у тебя был низкий средний балл?

— В школе я всегда был тем, кого разбирают на всевозможных собраниях, в том числе на комсомольских. В той же школе я старался сказать людям правду о том, что же на самом деле происходит, а это очень не любили. А оценки — это тот инструмент, с помощью которого обычно пытаются манипулировать поведением, влиять на сознание людей. Вот поэтому в моем аттестате был низкий средний балл.

Не пройдя по конкурсу в художественное училище, я поступил на вечернее отделение Московского энергетического института. Из Москвы призвался в армию. Служить попал на дальний Восток, в автобат, был командиром отделения, затем заместителем командира взвода. А потом, когда все это мне жутко надоело, я, в основном, выполнял обязанности художника нашей бригады.

Картина Гаура-Нитай пера Санатана-Рупы даса

После армии вернулся в Москву. У меня изменилось отношение ко многим вещам. Я оставил Московский энергетический институт, осознав, что это совсем не то, что мне хотелось. Демобилизовался я в 1986 году, это было время оттепели. Я заметил, как изменился Арбат. Например, впервые увидел, как там рисуют портреты, и подумал: «Почему бы и мне не попробовать?» Полностью забросил учебу и тоже стал рисовать портреты. В 87-ом году на Арбате я повстречался с хиппи, с людьми, которые интересовались астрологией, эзотерикой, учением Кастаньеды; сам я в то время занимался мистической йогой.

Академическим образованием я решил больше себя не обременять. У меня был друг, который забрал документы с пятого курса физфака МГУ и дальнейший поиск истины уже продолжал самостоятельно. Я тоже с детства искал истину, хотел узнать правду, о том, как все устроено. И там же, на Арбате, я впервые повстречался с преданными Кришны. Приходили вайшнавы и пели Харе Кришна. Кто-то не воспринимал это пение, а мне нравилось. Я сидел, слушал и рисовал под это пение святых имен. Заказчики как-то лучше появлялись под это дело. А однажды я с ними разговорился и они мне сказали, что Бог — это очень красивый ребенок, который поет, танцует и играет на флейте, который очень любит людей и всем помогает. И мне захотелось все это нарисовать.

— А в каком жанре вы в то время работали?

— Я был воспитан в духе русского классического реализма и мне всегда это нравилось. До встречи с преданными Кришны я писал картины в манере сюрреализма, скорее, мистического сюрреализма. Рисовал разных удивительных людей, которые среди звезд летают. Внутренним зрением я наблюдал какие-то мистические пейзажи и так далее. Когда я начал читать «Бхагавад-Гиту», «Шримад-Бхагаватам» и другие книги, которые перевел с санскрита и прокомментировал мой духовный дедушка Шрила Прабхупада, то прежде всего они меня привлекли потрясающими иллюстрациями. Я начал приходить в вайшнавский храм. Со временем я получил духовное посвящение и новое имя Санатана Рупа от своего гуру, ученика Шрилы Прабхупады.

— Как то раз в московский храм приехала известная среди последователей ведической традиции художница Джадурани, которая рассказывала нам, художникам, о том, как нужно рисовать Кришну. Ей очень нравились мои работы и с ее благословений я начал что-то пытаться рисовать в вайшнавской и ведической традиции.
А до этого многие мои картины пользовались спросом, у иностранцев, например. Я любил рисовать существа высшего порядка — ангелов, эльфов. Одновременно я писал стихи, сочинял и исполнял на Арбате песни.

— «Ах Арбат, мой Арбат, ты мое отечество» — вам близки эти строки Окуджавы?

— Песни Окуджавы мне тоже очень нравятся. Но Арбат для меня — это, пожалуй, отец и мать, которые меня вырастили и воспитали. А мое отечество — это скорее целый мир. Я не считаю себя принадлежащим к какому-то городу или улице. Скорее, вся Вселенная — мое отечество, а по большому счету я считаю, что наше истинное отечество — это духовный мир, Голока Вриндавана — наша изначальная Родина. А теперь мы смотрим с какой-то ностальгией на звезды, на тот мир, откуда мы когда-то пришли. Мы знаем, что там наш дом, что здесь мы все в гостях.

Здесь, на Земле, или на какой-то другой планете материального мира мы находимся временно. А наш истинный Дом там, где все исполнено вечности, знания и блаженства, где все прекрасно, где никто никого не обижает, где все друг друга любят и есть Он — самый прекрасный, самый близкий, самый любимый и удивительный мальчик, пастушок с флейтой, Бог.

И вот я пытался рисовать Бога. Джадурани рассказывала, Шрила Прабхупада говорил, что для того, чтобы начать рисовать Бога, надо очень сильно молиться Тому, кого ты хочешь изобразить. Это — Личность. И в зависимости от искренности просьбы, от искренности нашего желания, проявляется то, что ты хочешь нарисовать. Так я научился обращаться к той Личности, которую я хочу нарисовать. Я обращался к полубогам, к богиням. Каждому цветку, каждой капельке нужно молиться, прежде чем изобразить их. Все это одухотворено, все обладает удивительным, неповторимым характером. Все вокруг личностно...

— Спасибо за интервью.

См. также другие материалы на нашем сайте:

Комментарии  
Он был удивительным художником, преданным, вайшнавским бардом, другом. Его уход -- большая потеря для нас. Мы всегда будем помнить эту удивительную личность
Александр очень интересный, творческий человек. Спасибо за вдохновляющую статью и за весь представленный на сайте материал. Харе Кришна

Меню

Корзина
Корзина пуста