Мадхавенду Прабху:
Вибху Чайтанья Прабху оставил тело 21 декабря 2007 года вечером в 21 час 43 минуты в присутствии многих своих духовных братьев и сестер и других преданных во время мелодичного киртана исполняемого Аиндрой Прабху.
В течение всего месяца картика он дарил подарки всем своих духовным братьям и сестрам и другим преданным. Мы спросили Даду (Его Милость Вибху Чайтанью Прабху): «Какие у вас планы? Вы собираетесь остаться с нами до следующей картики?» Он только улыбнулся и сказал: «Шримати Радхарани очень милостива ко мне. Она приняла много служения от меня, Ее скромного слуги». Затем он продолжил прославлять Шримати Радхарани и Вриндаван-дхаму.
Всякий раз, когда он сильно заболевал, мы спрашивали Даду: «Вам нужно какое-нибудь лекарство?» Он обычно отвечал: «Он, Всевышний Господь, Который поместил меня в такое положение, Он меня и вылечит».
Даду выходил за территорию храма лишь однажды. До сих пор он даже не знал, где находятся Кешигхат, Вамшиват, Матхура, Варшана, Нандаграм и т.п. Шрила Прабхупада сказал ему, что он не должен ходить куда-либо, а должен быть удовлетворен только в пределах территории храма.
Его Святейшество Маханидхи Свами часто упоминал Вибху Чайтанью Прабху в своих лекциях. Его Святейшество Субхага Свами сказал, что «он отправляется обратно к Богу, это его последняя жизнь». Его Святейшество наказал своим ученикам служить Вибху Чайтанье Прабху и учиться у него. Те, кто хорошо его знали, никогда не упускали возможности посетить и взять пыль с его лотосоподобных стоп.
Я получил известие об уходе Вибху Чайтаньи Прабху со смешанным чувством. С одной стороны, мы можем радоваться славному уходу такого замечательного Вайшнава, но с другой стороны, мы сокрушаемся о потере общества возвышенного преданного.
На самом деле, я не так много могу рассказать о славе Шри Вибху Чайтаньи Прабху и надеюсь, те, кто знал его лучше, чем я, смогут рассказать больше о его незаурядных духовных качествах. Я очень сильно стремлюсь слушать о нем, поскольку, как сказал мне несколько лет назад во Вриндаване один мой духовный брат санньяси: «Когда даже просто смотришь на Вибху Чайтанью, чувствуешь, как получаешь благословение и очищение». И это было действительно так.
Впервые я встретил Вибху Чайтанью в октябре 1975 года, когда был управляющим только что открывшегося Кришна-Баларама Мандира. Вибху однажды пришел и попросил разрешение присоединиться к нам. Моя политика в отношении новых преданных была такой, что они оставались со мной на пару недель, чтобы я мог оценить их. Затем я назначал им какое-то служение и, в конце концов, комнату в брахмачари-ашраме (в то время ни для кого не было никаких удобств, кроме брахмачари).
Вибху отличался от нас тем, что был почти на 20-30 лет старше любого из нас. Большинство обитателей Кришна-Баларама Мандира были молодыми, страстными парнями с Запада с поверхностным знанием Индии в возрасте от 18 до 30 лет. Но тут появился этот средних лет, спокойный с мягкой речью человек, который решил отречься от семейной жизни и найти прибежище в ИСККОН. Сначала я удивился, как мы будем иметь с ним дело и как долго он сможет продержаться.
К тому времени я уже имел печальный опыт с несколькими другими индийскими мужчинами средних лет, которые «предавались» миссии. У них были свои собственные идеи и свои потребности и требования. Я был 24-летним неопытным парнем с Запада, у которого не было никакого представления об Индии, собственно как и о преданном служении тоже. Итак, мое предыдущее общение со старшими мужчинами не было таким уж успешным. И вот теперь мне предстояло иметь дело с еще одним. Но Вибху прямо с самого начала показал себя человеком совершенно другого калибра. Он был самой смиренной и нектарной душой, которую я когда-либо встречал (и может быть когда-либо встречу). Очень покладистый. Все, что он хотел — служить, и о чем бы его не просили, он делал это очень старательно и никогда ни на что не жаловался.
Примерно в то же самое время к нам присоединился другой преданный, невысокий парень из Непала со светлыми волосами и розовыми глазами, позднее получивший посвящение и имя Дадхи Бакша дас. Заниматься служением вместе с ним тоже было одно удовольствие. Втроем мы жили в одной комнате в старом брахмачари-ашраме.
В ноябре 1975 года мы провели нашу первую со дня открытия чистку Кришна-Баларама Мандира. Вдохновленные только что опубликованным томом «Чайтанья-чаритамриты», в котором описывается очищение храма Гундича, втроем мы вымели и вычистили полы, стены и низкие потолки и промыли струей воды из шланга все так, что куда ни посмотри все сверкало чистотой. Вибху никогда не уклонялся, даже от тяжелого подчас труда. Он был счастлив. И хотя он говорил только на бенгали, а я только на английском, у нас было отличное взаимопонимание. Служение было средством и основой взаимного уважения.
В конце того месяца (о чудо!) я стал личным слугой Шрилы Прабхупады. Это стало концом моего пребывания в Кришна-Баларама Мандире, а для Вибху Чайтаньи это было началом. Началом 32-летнего бесконечного самоотверженного служения. Удивительно, что он никогда не покидал участка земли, на котором расположен Кришна-Баларама Мандир, кроме одного раза пару лет назад. Он серьезно заболел и преданные настояли на том, чтобы отправить его в местную больницу. И когда он вернулся, то упрямо отказывался уезжать куда-либо снова.
Шрила Прабхупада дал ему одновременно первое и второе посвящение. Я могу ошибаться, но, кажется, это было в 1976 году. И как только он получил дикшу, он пошел на кухню Божеств, раскрывая другую замечательную сторону своего характера и способностей. Не было повара лучше, чем он. С утра до ночи, изо дня в день, из года в год, он готовил нектарные блюда для Их Светлостей. Он готовил на древесном угле невероятное количество самых лучших блюд в ИСККОН к каждому предложению, каждый день, без посторонней помощи. Только вдумайтесь! Все это в возрасте 50 с лишним лет.
В конце 1976 года, одним ранним утром, Шрила Прабхупада не пошел на свою традиционную утреннюю прогулку, а решил совершить парикраму вокруг храма. С обратной стороны храма есть туннель, над которым была расположена кухня Божеств. Когда Шрила Прабхупада приблизился к нему, мы услышали красивый мелодичный голос, поющий бенгальский бхаджан. Шрила Прабхупада остановился и спросил: «Кто это поет?» «Это Вибху Чайтанья, Шрила Прабхупада. Он поет в течение всего дня, пока готовит подношение». «О, это сознание Кришны, — сказал Шрила Прабхупада с широкой улыбкой на лице. — Очень хорошо».
Вибху Чайтанья Прабху готовит на кухне Божеств
Один преданный сказал, что Вибху Чайтанья не повторяет свою джапу. Он был так занят на кухне с самого утра до поздней ночи, что у него не было времени на то, чтобы повторять свои круги. Но Шрила Прабхупада ничего не имел против. «Все в порядке, — сказал он нам, — ему не нужно повторять их. Он поет святые имена весь день и занимается служением».
Он был занят этим служением, наверное, более 15 лет. В конце концов, возраст взял свое. Так как это довольно тяжелый труд — поднимать и перемещать тяжелые горшки и склоняться над горячими печками — у него развилась хроническая болезнь спины. Он не мог больше выпрямить свою спину, и его физический рост из-за этого уменьшился в половину от его нормального. Но, несмотря на то, что его физическое самочувствие ухудшалось, его духовное состояние поднималось на все большие и большие высоты.
Руководители храма позволили ему уйти из кухни при условии, что он будет повторять свои круги. И он добросовестно повторял джапу до конца своих дней. Его новое служение заключалось в том, что он сидел в нише противоположной вьясасане Шрилы Прабхупады и покорно разливал ложечкой чаранамриту посетителям. Это было особое удовольствие — позволить ему взять вашу руку, которую он с силой тянул к себе, и заполнял вашу ладонь нектаром и листьями туласи. Его прикосновение было таким же очищающим, как прасад, который он раздавал.
В конце концов, его физическое состояние стало таким плохим, что он не мог больше делать даже этого служения и удалился в комнату ашрама, посвящая все свои оставшиеся дни повторению святого имени и служению своим Божествам на сделанном собственными руками алтаре. Всегда с радостью приветствующий посетителей, он покорял их своей сверкающей улыбкой, ясными глазами и своей духовной чистотой.
Я не видел его в течение нескольких лет, когда в этом году я приехал в Кришна-Баларама Мандир на пару дней картики, чтобы посетить некоторые собрания и фестиваль на годовщину ухода Шрилы Прабхупады. Моя жена Ситала приезжала во Вриндаван на несколько недель раньше меня и рассказала мне о том, как она посетила Вибху Чайтанью Прабху прежде, чем вернуться в Маяпур. Она убедила меня найти его и просто побыть рядом с ним хотя бы несколько минут. Я принял это как уместный совет и последовал ему. После вечернего арати в комнате Шрилы Прабхупады я понял, что должен увидеть Вибху сейчас или никогда. Случайно я встретил другого своего духовного брата Киранаша Прабху, который знает об играх Господа Чайтаньи в Бенгалии вероятно больше любого в Движении. Я рассказал ему, что собираюсь посетить Вибху Чайтанью, и он охотно согласился сопровождать меня. Итак, мы пошли в комнату Вибху, которая расположилась на первом этаже с обратной стороны дома для гостей.
Вибху Чайтанья был счастлив видеть меня, и я был очень рад нашей с ним встрече. Несмотря на то, что ему было трудно передвигаться, он радостно улыбался, много раз восклицая: «Харе Кришна». Он встал и схватил мои руки, и вынудил меня сесть в его кресло. Снова его прикосновение, — сильное и твердое, — такое же непоколебимое, как его сознание Кришны. Я немедленно почувствовал очищение от этого физического контакта, и что говорить, конечно же, и от общения с ним. Ясные, чистые глаза, чистое сердце, чистое сознание. Счастливый преданный в сознании Кришны без тени уныния на лице.
Хотя мы говорили с ним лишь несколько минут, это был на самом деле самый длинный разговор, что у меня когда-либо был с ним. Один из бенгальских мальчиков, которого назначили заботиться о нем, переводил наш разговор. С тех пор как я встретил его в 1975 году, я впервые получил возможность узнать о его прошлом. Он был семейным человеком и бизнесменом в деревне недалеко от Калькутты, но, оставив все это, пришел во Вриндаван и посвятил свою жизнь Радхе-Шьямасундаре, Кришне-Балараме и Гауре-Нитаю.
Наша встреча была краткой, но абсолютно за пределами времени. Находиться с Вибху — все равно что находиться в духовном мире. Он осыпал меня множеством подарков: новой сумкой через плечо, несколькими новыми чашечками из нержавеющей стали, несколькими кусочками мисри (леденцовая карамель), несколькими публикуемыми храмом журналами. Но самый лучший его подарок — это воспоминания о нем.
Так это было. А теперь он ушел. Я одновременно рад и опечален. Он не был той личностью, которая продвигала международную проповедь и возвышала падших. Но во Вриндаване весь мир приходил к нему. И просто будучи тем, кем он был, он возвышал и очищал всех, кто соприкасался с ним.
Слава Его Милости Вибху Чайтанье Прабху, одному из самых сладчайших и самых преданных учеников Шрилы Прабхупады, которых я имел честь знать! Я буду сильно скучать по нему.
Дина Бандху Прабху:
Аиндра Прабху проводил очень медленный, мелодичный, сладкий киртан. Почти все старшие преданные, находящиеся во Вриндаване, пришли принять участие в киртане. За день до этого казалось, что Вибху Чайтанья больше не в сознании и спокойно спит с едва заметным поверхностным дыханием. Все мы были очень опечалены, но также и счастливы, что теперь он воссоединится с Тем Господом, для Которого он готовил в течение стольких лет.
Вероятно, младшие преданные, приезжающие во Вриндаван, ничего не знают о Вибху Чайтанье Прабху, так как в течение последних нескольких лет его ноги не позволяли ему выходить из его комнаты. Он был таким смиренным, что не хотел никого беспокоить, прося вынести его на даршан. Но его комната превратилась в духовный мир. У изголовья его постели был небольшой алтарь, и кругом были развешаны изображения Шрилы Прабхупады, Гауры-Нитая, Кришны-Баларамы и Радхи-Шьямасундары. Когда вы посещали его, складывалось впечатление, словно вы входите в особую кунджу в духовном мире. Вне алтарной комнаты это, по-видимому, было самым трансцендентным и удивительным местом в нашем храмовом комплексе.
С самого своего прихода в храм Вибху Чайтанья Прабху готовил для Их Светлостей каждый день с раннего утра до поздней ночи. Он очень сладко пел, когда готовил на кухне, и Шрила Прабхупада однажды сказал ему, что он может не повторять свои круги, ему следует просто петь и готовить для Божеств. Он поднимался каждый день в 2:30 и шел готовить для Божеств, затем возвращался после полуденного предложения бхоги на какое-то время, а потом снова шел на кухню до позднего вечера.
Он был всегда счастливым и радостным и никогда не выглядел обеспокоенным чем-либо. Все преданные очень любили его. Часто его видели после полуденного предложения бхоги за пределами его комнаты кормящего птиц маха-прасадом. Птицы знали, что он придет, и каждый день ждали, громко чирикая, когда он начнет их кормить.
Помню, когда я был президентом храма, он часто приходил ко мне в офис и приносил мне маха-прасад. Уверен, что все преданные в храме имели свои особые взаимоотношения с ним.
Вибху Чайтанья Прабху никогда не покидал территорию храма. Только один раз, когда он ездил к врачу. Шрила Прабхупада сказал ему, что ему нет никакой необходимости ходить куда-либо еще. И он никогда даже не ходил в другие храмы Вриндавана, что и говорить о Нандаграме или Варшане. Позже, когда мы возьмем его на Ямуну в последний путь и будем проезжать гошалу, я вдруг осознаю, что он никогда не видел, откуда все то молоко, из которого он делал восхитительные сладости для Их Светлостей. Когда мы остановились, небольшой белый теленок выбежал из-за угла, чтобы посмотреть на процессию, и кто-то поймал и приподнял его так, чтобы Вибху мог его увидеть.
В конце концов он стал слишком старым и его ноги стали болеть так, что он не смог больше ходить готовить на кухню. Его можно было видеть сидящим в саду возле парикрама-марга храма (дорога, по которой обходят вокруг храма) прямо за кухней, повторяющим свою джапу. Так он был привязан к своему служению. Когда он готовил, маха-прасад был очень особенным, и с тех пор как он оставил это служение, мы все скучаем по этому замечательному вкусу.
Спустя какое-то время он стал раздавать чаранамриту от Их Светлостей паломникам заходящим на даршан сидя в алтарной справа, возле двери в комнату Божеств. Он занимался этим служением в течение многих лет, но затем его ноги перестали слушаться его и он не смог продолжать делать даже это простое служение.
Потом гурукула выделила специальную комнату, где он остановился для расширения их программ. И в этой комнате № 5 с обратной стороны дома для гостей Кришна-Баларама Мандира он и закончил свои дни. Вот где киртан Аиндры достиг крещендо! Дыхание Вибху Чайтаньи становилось все более затрудненным. В какой-то момент он перестал дышать, но потом, в 21 час 43 минуты, он сделал еще один вдох и ушел, чтобы присоединиться к Их Светлостям в Их вечной обители.
Произошло небольшое обсуждение того, поместить ли его тело в самадхи или сжечь его. В конечном счете компромисс был найден: ему предстояло отправиться в свое последнее путешествие на Ямуну, а его прах и гирлянду, которая была на нем, положить в самадхи в гошале, рядом с самадхи Нармады Махараджи.
Сегодня утром мы вместе с преданными под пение святых имен забрали его из комнаты. Его паланкин был покрыт цветами. Мы едва достигли парикрама-марга храма, когда преданные вышли на встречу нам со Шрилой Прабхупадой на пути его ежедневной парикрамы вокруг храма. Мои глаза наполнились слезами, когда я увидел, как Шрила Прабхупада смотрит на своего дорогого ученика. Процессия с Прабхупадой остановилась на несколько мгновений, пока Шрила Прабхупада смотрел своим милостивым взглядом на Вибху Чайтанью Прабху.
На фото: Самадхи Вибху Чайтаньи Прабху
Затем мы обошли вокруг храма и остановились возле ворот, чтобы каждый желающий мог подойти к нему, обойти вокруг и взять пыль с его стоп. Кто-то подтолкнул меня локтем и указал на бенгальского джентльмена средних лет, сидящего возле головы Вибху Чайтаньи, и сказал, что это его сын Бхудхара. Он приехал ночью прямо перед тем, как его отец оставил этот мир. Все больше и больше гирлянд клали на паланкин. А затем мы продолжили киртан вплоть до берега Ямуны, где были выполнены последние обряды.
Шри Шри Гаура-Нитай ки джая! Шри Шри Кришна-Баларама ки джая! Шри Шри Радха-Шьямасундара ки джая! Шрила Прабхупада ки джая! Его Милость Вибху Чайтанья Прабху ки джая!
См. также другие материалы на нашем сайте:
- Легендарная Ратха-ятра в Сан-Франциско 1970 года с участием Шрилы Прабхупады и Вишнуджаны Свами
- Знаменитое письмо Шрилы Прабхупады Карандхаре о Централизации в ИСККОН (декабрь 1972)
- Как Вишнуджана и Тамал-Кришна познакомились с Сознанием Кришны. Сентябрь 1967
- Памяти ученицы Шрилы Прабхупады Хладини деви даси...
- Кушакратха дас - уполномоченный Ведавьясой. Воспоминания Вишоки даса о Кушакратхе Прабху