image

Featured

Славный уход Шримати Анандини, одной из первых советских преданных

Анандини д.д. с гирляндой

Кришнананда дас: Пришла скорбная весть – на 85-м году жизни от нас ушла выдающаяся московская вайшнави Шримати Анандини. Когда уходят вайшнавы, мы, конечно, должны скорбеть, поскольку вряд ли сможем продолжать личное общение. Но, с другой стороны, уход вайшнава – это радостное событие.

Кришна благодарен. Он не забывает того, что человек сделал для Него. Он позаботится о его посмертной судьбе. Кроме того, Шрила Прабхупада говорил, что за проповедником лично придет Господь Чайтанья и нейтрализует все недостатки этого проповедника. Шримати Анандини оставалась проповедником до последних своих дней и очень много сделала для Движения Господа Чайтаньи в нашей стране.

Она присоединилась к Движению в самый разгар преследований кришнаитов в СССР – в 1985 году – с риском для жизни проповедовала в те годы. Она – автор первых переводов книг Шрилы Прабхупады на русский язык. Будучи профессиональной переводчицей, она чувствовала недостатки первых русских переводов и поэтому с большим энтузиазмом их редактировала. Она занималась этой деятельностью до последних своих дней – в том числе, она участвовала в издании на русском языке книг ее гуру, Шрилы Радханатхи Махараджа.

В подпольные годы у нее было важное служение – прием высоких гостей. Достаточно рано к нам стали приезжать ученики Шрилы Прабхупады из-за рубежа, и многие из них жили у нее в квартире.Anandini sprava

Когда Движение в нашей стране было официально зарегистрировано в 1988 году, Шримати Анандини также проявила героический энтузиазм, участвуя во всех харинамах и в первых Ратха-ятрах, проходивших в разных местах в нашей стране.

Она была первой старшей матаджи в Москве. Она всегда хотела, чтобы в Москве был ашрам брахмачарини и много для этого сделала, но исторически первой старшей матаджи в Московском обществе сознания Кришны была назначена другая преданная. Однако, по требованиям брахмачарини, это служение опять передали Шримати Анандини. Многие сейчас уже старшие вайшнави обязаны ей своим сознанием Кришны – причем далеко не только в Москве. Значительной была роль Шримати Анандини в создании Института Бхактиведанты в Москве. Фактически этот проект, который является исполнением прямого указания Шрилы Прабхупады о проповеди в научной среде, был начат усилиями трех преданных, из которых один – это Шримати Анандини. Ее проповедь в научных городках до сих пор помнят преданные, которые благодаря ей там возникли.

Наконец, нельзя не упомянуть ее успешную проповедь в высших эшелонах власти в СССР.

Алтарь Анандини д.д.У нее были совершенно особенные отношения со Шрилой Прабхупадой. Она начала свой духовный поиск в среде первых преследуемых советских йогов, и в этой среде ей впервые явился Шрила Прабхупада. Это был очень яркий мистический опыт, благодаря которому она легко его узнала по первым подпольным изданиям его книг. И верность Шриле Прабхупаде она пронесла через всю свою жизнь, что помогло ей пережить все те потрясения, которые выпали на долю Движения сознания Кришны в нашей стране. Ее вера в Шрилу Прабхупаду и стремление продолжать его миссию не колебались никогда.

Anandini d d 02У меня была возможность общаться с Шримати Анандини до ее последних дней – правда, в основном, по телефону. Из этих наших, как правило, длительных телефонных переговоров я мог констатировать, что ее сознание Кришны нисколько не убывало, несмотря на явное убывание телесных возможностей. Она всегда оставалась вайшнави – очень требовательной к себе и требовательной к другим. Когда человек настолько требователен к себе, как она, то у него есть право быть требовательным и к другим также. Ее квартира – это храм. Там она до последних дней поклонялась Божествам, которые поселились в этой квартире лет 30 назад. Там же живет долгожительница – Туласи. Там же находится огромная библиотека Шримати Анандини. Ее жажда до литературы сознания Кришны никогда не насыщалась – она всегда у меня просила все новинки этой литературы на английском языке. В свое время я попросил брахмачари Ашрама Бхактиведанты поехать к Шримати Анандини и записать ее воспоминания. Они хорошо провели интервью, а когда вернулись сразу попросили меня устроить им возможность еще раз побывать, потому что атмосфера квартиры уникальна. Я уверен, что, если человек оставляет тело в такой атмосфере, можно не волноваться о его посмертной судьбе.

Шримати Анандини ки – джай!

Анандини д.д. беседует с Мандакини д.д. Справа сидит Радханатх Свами, слева Бхакти Вигьяна Госвами

ЕМ Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж о Матаджи Анандини: Дорогая Анандини, пожалуйста, примите мои поклоны! Слава Шриле Прабхупаде! Слава Гуру Махараджу! Я обращаюсь к Вам, потому что уверен, что Вы слышите меня. В последний раз мы говорили с Вами лично в мае. Я поразился ясности Вашего мышления тогда, поразился Вашему юмору и, наверное, больше всего – Вашей самоиронии. Как правило, люди в преклонном возрасте начинают принимать себя всерьез. По крайней мере, они хотят, чтобы все остальные их принимали всерьез. Самоирония значит, что Вы смотрели на себя со стороны и подтрунивали над немощами своего тела и своим физическим состоянием. На самом деле, это – удивительная добродетель: не принимать самого себя всерьез, не пытаться изображать из себя кого-то и чего-то, а трезво глядеть на себя со стороны. Это значит, что мы отделили себя от тела и ума. Когда человек отождествляет себя со своим умом, он очень всерьез принимает все то, что происходит в уме. Но если он способен посмотреть со стороны на все эти бури в стакане воды, на какие-то хвори и немощи, то это значит, что он находится на духовной точке зрения, смотрит на жизнь, как по-настоящему духовный человек. Именно поэтому ощущение, которое осталось от разговора с Вами было очень светлым. Когда человек погружен в себя, в свои хвори и беды, с ним очень тяжело общаться.

Я на протяжении многих лет смотрел за тем, как Вы переносите свою болезнь, а у Вас была очень сложная болезнь, когда практически все тело было воспалено и болезненно реагировало на все – вплоть до ветерка. С каким мужеством и, опять же, самоиронией, внешней отстранённостью Вы относились ко всему этому! Я не переставал восхищаться Вами. Это – то качество, которое дай Бог нам всем обрести!

Шрила Прабхупада в последние дни своего пребывания на Земле показывал именно такое полное отречение от материального тела и полную сосредоточенность на духовном сознании. Вы – его настоящая последовательница. Я видел, как на протяжении многих лет Вы оставались верной, несмотря ни на какие бури, которые, слава Богу, не оставляют наше утлое суденышко, делая нас сильнее. Я видел, как Вы сражались с какими-то отклонениями в себе и других людях, как оставались верной, с какой непоколебимой преданностью служили Гуру Махараджу, с какой любовью общались с ним, когда он пришел к Вам на квартиру. Я никогда, надеюсь, не забуду той любви, которая, как ток, пробегала между вами: Вы – в позиции ученицы, и он – в позиции я бы даже не сказал учителя, а просто человека, который реально восхищается Вами, Вашей преданностью, Вашей верностью Шриле Прабхупаде, Вашей любовью.

Анандини д.д. беседует с ЕМ Бхакти Вигьяна Госвами МахараджемЭто все – редкие качества. Мы их, как правило, не замечаем, потому что принимаем за нечто само собой разумеющееся. Ну, конечно, преданный должен быть верным Шриле Прабхупаде. Конечно, преданный должен со стороны смотреть на себя и подшучивать над своим телом. Конечно, преданный должен любить своего духовного учителя. Но, к сожалению, все эти «само собой разумеющиеся» вещи далеко не так часто встречаются. Как правило, мы смотрим на преданных с этаким прищуром и пытаемся обнаружить отклонение от строгого стандарта святости, которой мы либо почерпнули из книг, либо придумали себе сами, и не видим тех простых и естественных проявлений святости, которые далеко не так естественны для материального мира. С формальной точки зрения, наверняка можно найти какие-нибудь изъяны, но, с точки зрения Вашей верности, Вы прожили абсолютно безупречную жизнь. И пусть глупцы пытаются возразить на это! Любой нормальный, здравомыслящий человек только порадуется тому, что Вы жили рядом с нами, что Вы заботились о таком множестве преданных, что Вы оставались непоколебимы, как скала, что Вы всегда продолжали любить Кришну, своего духовного учителя, Шрилу Прабхупаду и то учение, которому Вы некогда посвятили свою жизнь.

Я очень счастлив тем, что у меня была возможность общаться с Вами. Спасибо Вам за все, и я уверен, что Вы сейчас находитесь в надежных любящих руках Кришны! Молитвы множества преданных о Вашем заступничестве будут сопровождать Вас в течение долгого времени. Спасибо Вам еще раз за Вашу доброту, любовь, непритязательность и за множество других замечательных качеств. Я очень рад, что Вы сохранили все эти качества до самого конца, потому что не всегда удается сохранить такие сокровища до конца. Часто люди, будучи небрежными по отношению к ним, утрачивают их по той или иной причине. Но Вы сохранили все до конца. Я был рад сегодня услышать рассказ о Вашем последнем дне, когда Вы общались с преданными и радовались известиям о прошедшем празднике приезда Шрилы Радханатхи Махараджа в храм Шри Шри Радха-Мадхавы –как будто ждали окончания этого фестиваля, как будто хотели получить последние благословения от Шрилы Радханатхи Махараджа и от всех преданных, которые оказались рядом с ними. Пожалуйста, простите меня, если я когда-нибудь невольно чем-то обидел Вас или не оценил.

Ваш слуга,

Бхакти Вигьяна Госвами


 Фото с Анандини д.д. из рубрики - «История одной фотографии», которую ведёт Кришнананда дас

Анандини д.д. справа с книгамиНа фото - женская часть колонны харинамы на Арбате в нач. 90-х гг.

Слева направо - вдова чемпиона санкиртаны Самбы даса, которая вместе с ним распространяла книги, а потом реинициировалась в Чайтанья-Сарасват-матхе; неизвестная; Шримати Ратиприта (не уверен, что точно воспроизвожу ее имя, данное ЕС Гопал-Кришной Госвами; она присоединилась к нам в нашем первом "Храме на Колхозной", который размещался по адресу: Проспект Мира, 5, кв. 8; в последнее время деятельно участвовала в строительстве храма в г. Владимир); неизвестная; Шримати Гаури (тоже ученица ЕС Гопал-Кришны Госвами, присоединившаяся к нам в "Храме на Колхозной"; рассказывала, что летом 1971 г. видела Шрилу Прабхупаду на Красной площади). Крайняя справа - неувядаемая Шримати Анандини.

Anandini slevaЭто – фото 1987 г. Программа Прабхавишну (тогда – Свами) в Ромашково под Москвой. Слева на переднем плане – Шримати Анандини (именн она выбрала место для проведения этой подпольной программы). Далее вправо: Шримати Бхактилата, вдова Радха-Дамодара даса; Шримати Мадхави с сыном Бхагиратом на руках и дочерью Вишакхой (ныне – жена личного слуги Шрилы Прабхупады Шрутакирти даса; Шримати Таравали, одна из самых первых московских учениц Прабхавишну Свами; Шримати Тунгавидья, одна из самых первых преданных, поселившихся в начале 80-х гг. в пос. Курджиново (Карачаево-Черкессия) и подвергшихся судебным преследованиям; Татьяна Игумнова, участница самых первых московских харинам; из-за нее выглядывает Шримати Джагадьони, автор трехтомника «Гауранга»; Шримати Нарасимха, одна из самых первых московских преданных; Шримати Йогамайя, одна из самых первых московских учениц Шрилы Гопал-Кршны Госвами; Шриман Санатана-дхарма д, один из самых первых литовских преданных, неоднократно проявлявший героизм, издавая и распространяя первые переводы на русский книг Шрилы Прабхупады.

На фото - встреча с ЕС Джаядвайтой С в "Храме на Беговой".На фото - встреча с ЕС Джаядвайтой С в "Храме на Беговой". Слева направо: ЕС Джаядвайта Свами (тогда он был гл. ред. "Бэк ту Годхед" и
одним из ведущих редакторов международного БиБиТи; после его лекций и выступлений на радио "Кришналока" многие стали проситься ему в ученики, но он всем отвечал: "У меня другое служение в ИСККОН"); Каликрит д в роли переводчика (впоследствии он стал одним из героев "Пищи жизни" на чеченской войне); ученица ЕС Гопал-Кришны Госвами с сыном (увы, не помню ее имени); Шримати Анандини; Васушрештха Прабху (многолетний президент тюменской ятры; ныне - д-р филос. наук).

Одна из подпольных программ Прабхавишну Прабху (его на фото нет) 1987На фото, скорее всего, одна из подпольных программ Прабхавишну Прабху (его на фото нет) 1987 г. в подмосковном лесу. Место - Ромашково - выбрала Шримати Анандини (вторая слева). В центре фото оказался Аланкар д, который переводил с англ. яз. (впоследствии получил санньясу в Чайтанья-Сарасват-матхе с именем Бхарати
Свами.). В самом верх. ряду, слева направо: Шримати Гокулешвари дд (Каунас; оставившая этот мир на рубеже веков); Шримати Нармада дд, героически помогавшая Видуре дА в его проповеднических поездках в конце 80-х гг, уже после репрессий; Шримати Расикананда дд (Литва; жена Гангамбупады дА), Шримати Атапарупа дд (в профиль; УССР, одна из жертв репрессий 80-х гг.).
В след. ряду, направо от Шримати Анандини: Шримати Тошини (УССР, одна из жертв репрессий 80-х гг.; реинициирована ЕС Госвами М от имени оставившего этот мир к тому времени ЕС Бхактитиртхи Свами с именем Тунгавидья дд); Брахмананда Пури дА (впоследствии реинициирован в Чайтанья-Сарасват-матхе с именем Брахмананда); Айравата д, тогда - президент бакинской ятры.
На переднем плане, в очках - Удхурна д из Армении; впоследствии реинициирован Нараяной С. с именем Упаманью).

Одна из самых первых харинам в Ярославле. Одна из самых первых харинам в Ярославле. На переднем плане, справа налево: Шримати Анандини; первый президент Ярославской ятры Субал дас, которого в начале 90-х гг. инициировал Шрила Гопал Кришна Госвами; Видура дас.

На фото - доблестные матаджи «Храма на Беговой». На фото - доблестные матаджи «Храма на Беговой». Фото сделано в квартире у Шримати Анандини. Увы, не помню всех имен. В самом дальнем ряду могу назвать: Шримати Амшумати (4-я слева); правее - жену Рагхупати Прабху (боюсь, что бывшую); Шримати Экангу (крайняя), а левее - Шримати Яшашвини. В среднем ряду могу назвать: Шримати Рупавати (2-я слева); Шримати Анандини (5-я слева); жену Сулочаны Прабху (7-я слева). В первом ряду могу назвать: бхн. Ирину Слесареву (2-я слева; ей не повезло: вышла замуж за "ритвика" Ягьясену); великую санкиртанщицу Шримати Ревати (3-я слева); Шримати Тунгавидья-сакхи (4-я слева); дочь Двиджа-Кришны дА бхн. Радхарани (5-я слева); жену Мадхувраты дА (крайняя).

См. также другие материалы на нашем сайте:

Меню

Корзина
Корзина пуста