image

Featured

Эти танцующие девушки. О современных харинамах (Притха д.д, ученица Шрилы Прабхупады)

Эти танцующие девушки. Харинама

О современных харинамах статья матаджи Притхи, ученицы Шрилы Прабхупады, супруги Вишоки Прабху, автора книги "Прекрасная жизнь Джаянанды Тхакура".

Этот пост для блога я планировала написать в течение нескольких ЛЕТ. Мне также хотелось бы избежать возможных оскорблений, вот почему я откладывала это дело, стремясь также подобрать в своём обращении корректные выражения. Но сегодня с сказала себе: «Хватит, просто бери и делай это настолько хорошо, насколько сможешь». Всё, что я могу пообещать вам – так это то, что я старалась как могла.

Я из поколения «старых вояк», присоединившихся в 70-е к Движению. Возможно я привыкла вести себя определённым образом. В тоже время, когда обращаешься к трансцендентному знанию, понимаешь, что наставления, содержащиеся в нём, имеют вневременную природу.

Несколько лет назад я была очень счастлива наблюдать великолепные харинамы с участвующей в ней молодёжью. Хотя вскоре я стала отмечать и осознавать, что виденное мною радикально отличается от того, как мы сами делали это в молодости.

Я испытываю чувство признательности по отношению к тем, кто продолжает выходить на харинамы и не их вина в том, что они не были обучены должным образом. Но со своей стороны я не могу согласиться и с неправильным пониманием наставлений, данных Шрилой Прабхупадой.

Я внимательно наблюдала за стилем танцев женщин на нынешних харинамах. Я понимаю, что некоторые мои духовные братья и сёстры могут подумать, что я слишком с этим заморачиваюсь и надеюсь, что они простят меня, но у меня возникает чёткое представление, что Прабхупада в случае с харинамами обучал нас совсем иным вещам.

В первое время, когда я видела это, я не могла толком уяснить себе суть проблемы, но меня не покидало чувство, что совершается какая-то ошибка. Я долгое время пыталась осмыслить эту проблему. В конечном счёте, я пришла к тем же выводам к которым пришли и некоторые другие преданные: эти танцы – слишком чувственны, они отвлекают от Святого Имени, заставляя сосредоточить внимание окружающих на красиво танцующих женщинах.

Не поймите меня неправильно. Я не вижу проблемы в том, что женщины могут быть красивыми, я также не согласна с тем, что роль женщин должна сводиться к тому, чтобы ограничить их обязанности лишь заботами по дому, спрятав их таким образом от посторонних глаз и запретив им участвовать в Движении санкиртаны.

Я даже не вижу проблемы в том, чтобы женщины продолжали танцевать подобным образом – как они это делают и сейчас – но только при условии, если они перестанут называть это Харинамами, назвав вместо этого свои танцы театральными шоу или парадами. Тогда мы не будем отклоняться от истины.

Но когда я думаю о харинамах, я вспоминаю о Прабхупаде и также вспоминаю о прошедших днях, я думаю о том, что понравилось бы в данном случае Прабхупаде, и как следовало бы любому его последователю – где бы он ни находился на Земле, танцевать так, как танцевал Господь Чайтанья – ведь именно так Шрила Прабхупада учил нас танцевать.

Танцевать так, как танцевал Господь Чайтанья

Вот, нашла соответствующую цитату:

«По поводу твоего вопроса о танцах – танцевать следует с энтузиазмом с поднятыми вверх руками, как это выглядит у Панча-таттвы. Ты также можешь танцевать с энтузиазмом, с поднятыми вверх руками. Все последователи Господа Чайтаньи танцевали, как правило с воздетыми вверх руками. Если кто-то танцует в экстазе – это нормально, но лучше танцевать с воздетыми вверх руками». Письмо Шрилы Прабхупады 11/10/7 (прим. перевод. - так в оригинале).

Наблюдая за современными женщинами в ИСККОН, ведущими себя порой подобно Хуле с Гавайских островов и оценивая его, я могла бы услышать, что то, чем мы занимались в прошлом, выглядело слишком скучно, без достаточного веселья и задора и вообще не современно и не подходяще для нашего нынешнего времени и это не приносит достаточно удовлетворения. Однако подобные доводы, мягко говоря, не вполне корректны.

В действительности, не нужно осуждать этих молодых женщин. Мне встречались высказывания фанатиков на эту тему, называвших их проститутками – подобное отношение оскорбительно и является апарадхой! Чтение подобной ерунды, наверное было причиной того, что я поддерживала (защищала) их в течение долгого времени. Речь идёт о целомудренных леди, просто поступающих так, как им указывают авторитеты.

В связи с вышесказанным мне не понятно – почему никто из авторитетных лидеров нашего Общества не указывает на неприемлемость подобного стиля танцев или, по крайней мере, не указывает на то, что это является серьёзным отклонением. Теперь именно это принимается за стандарт проведения Харинамы. Лично я убеждена в том, что если бы Прабхупада увидел это, то он бы не одобрил эту ситуацию и исправил бы её.

«Просто посмотрите как вёл себя Господь Чайтанья. Он воспевал и танцевал, воспевал и танцевал, просто продолжал делать это. Вы видите эту картину перед вами – и так постепенно, когда вы ощутите экстаз, вы также можете танцевать в экстазе, подобно Ему» - Шрила Прабхупада о Маха-мантре (Нью-Йорк, 8 сентября 1966 года).

Хотя все эти новые танцы уже обрели своё место, но теперь это место стало повсеместным… на Ратха-ятрах – где проводятся представления или театральные постановки, на фестивалях, на сценах или на улицах – как будто мы попадаем на шоу-парад. Но тогда и назовите это тем, чем оно является на самом деле. Ведь в первую очередь важны Святые Имена. Без них мы имеем дело просто с имперсонализмом.

Цель сценических шоу или театра – это развлечение, которое также может быть приемлемым и связанным с духовностью. Даже если мне не нравится то, что эти девушки делают, это также можно использовать в проповеднических целях.

Но цель Харинамы принципиально отличается от подобного рода развлекательных представлений. Здесь задача не в том, чтобы сфокусировать внимание окружающих на себе, а в том, чтобы направить всё внимание на Святое Имя И помочь другим присоединиться к воспеванию, если они этого захотят. Но речь ведь не идёт о том, что мы предлагаем другим присоединиться к танцу Хулы…

Уточню, дело не только в движениях бёдер, как, например, быть с извиванием рук, запястий, ладоней по 2-3 раза в каждую сторону… назад и вперёд, из стороны в сторону… Ведь Шрила Прабхупада никогда не советовал ничего, что напоминало бы нам какое бы то ни было извивание или движения в разные стороны рук и запястий. Ничего – кроме воздетых над головою рук – ИМХО, это символизирует наше стремление к Богу / Кришне. Это также эмоция, выражающая нашу преданность.

Шрила Прабхупада танцует на Ратха-ятре

Также, сейчас для женщин стало принято вышагивать полностью в унисон, что больше напоминает занятия в школе танцев или тот же парад. Тогда как раньше наши движения на харинамах часто не были столь синхронны, более напоминая прогулку по улице с желанием поделиться с окружающими своей песней.

Харинама времён Шрилы Прабхупады

Ранее если и возникала какая-то синхронность в физических движениях на харинамах, это происходило естественным образом – а не потому что этому специально учились или к этому стремились. Можно просмотреть старые видео и увидеть, что как одежда, так и стиль движений были простыми – разительно отличающимися от современного стиля.

Харинама в Нью-Йорке. Семидесятые годы

Даже во время остановки движения группы харинамы мы не думали о том, насколько наши физические движения должны быть согласованы, насколько должны быть синхронизированы наши шаги. Мы просто старались делиться вдохновением и радостью от воспевания Святого Имени.

Стиль 1970-х – Группа харинамы стоит на тротуаре

На фото: Стиль 1970-х – Группа харинамы стоит на тротуаре

Я не стала размещать здесь в блоге фото с нашими леди на современных харинамах, потому что возможно это может как-то смутит тех новых преданных, которые были отмечены на них, и я понимаю, что они обычно просто ведут себя на харинамах так, как их просят это делать. Но если бы я разместила эти фото здесь, то разница изображённого на них конечно бросалась бы в глаза по сравнению с прежним стилем ведения харинам.

В то же время нет сомнения, что сейчас женщины смотрятся на этих фото привлекательно и на первый взгляд может кто-то на различия и не обратит сразу особого внимания, но если положить эти фото (прежних и нынешних Харинам) рядом и сравнить, то различия бросятся в глаза.

Сейчас ведь проводятся даже специальные танцевальные занятия для женщин, чтобы учить координировать их свои танцевальные движения – выравнивания шеренги и др. В прежние времена самой крутой фишкой в наших движениях был «шаг Свами» (хотя и он был не обязателен) – проверялось также, чтобы никто не одевал на харинамы дырявых носков.

Если говорить серьёзно, как только мы начинаем специально применять какие бы то ни было элементы хореографии, это дискредитирует нашу харинаму, которая превращается в разновидность пусть и духовного, но развлекательного представления.

«Суть практического действия – в самом киртане (воспевании). От нас не требуется превращения в артисты. Главный наш принцип – служение Кришне, а не желание удовлетворить окружающих нас людей. Нам не следует также уделять большого внимания музыкальным ухищрениям. У людей не должно складываться представления, что мы являемся какой-то бродячей труппой артистов и музыкантов. Они должны чётко понять, что мы – преданные Кришны. Наша практика преданного служения и наша чистота должны быть столь очевидными, что простое воспевание должно оказывать на окружающих немедленное впечатление от преданности Кришне». (Письмо Шрилы Прабхупады Тамала Кришне, 30.10.1969)

Сейчас обычно харинамы и парады отождествляют друг с другом, что в корне неверно. Современная версия харинамы по сути – это представление, расчитанное на публику. Но почему те, кто проводят их, протестуют против того, чтобы называть вещи своими именами? Нет никакого вреда в том, чтобы называть вещи своими именами – будь то шоу-представление или парад. От этого – только польза.

Некоторые читающие этот текст заметят, что нет ничего плохого в том, чтобы таким образом привлекать многих, так же, как и ничего плохого в том, чтобы делать подобные шоу на высшем уровне. Но я нигде раньше и не говорила, что в этом есть что-то неверное или плохое (желающие могут ещё раз пересмотреть написанный выше текст и убедиться в этом). Естественно, мы должны выглядеть презентабельно, но это – и так понятно. Об этом ещё дополнительно будет сказано ниже. И конечно, подобные шоу могут привлечь ещё многих. Любой, порой даже самый незначительный элемент учения Прабхупады, может выглядеть очень привлекательно. Смысл Имени Кришны указывает на то, что Он – всепривлекающий.

Но это ведь не значит, что в прошлом Он не был привлекательным, а теперь - им стал. Нет.

Раньше мы привлекали людей на улице, своими незамысловатыми танцами, простой одеждой и стремлением лучше сосредоточиться на воспевании Святых Имён, не прилагая никаких дополнительных ухищрений для привлечения окружающих. Полагаю, что лучше опираться на «технику Прабхупады», в нашем стремлении привлечь кого бы то ни было.

Почему меня всё это так заботит? Потому что нынешняя практика идёт вразрез с наставлениями Его Божественной Милости, касающихся проведения харинам. Как и в случае с книгами Прабхупады, постепенные изменения связанные с этикетом ношения одежды – дхоти/сари, а также другие изменения, всё это постепенно со временем, так как сразу было незаметно, но в итоге вызывало всё больше и больше отклонений, степень которых становится столь великой, что всё это перерастает в существенные отклонения и неавторитетную практику. Если мы всё же хотим представлять Движение Прабхупады, мы должны делать это так, как хотел этого он сам.

Говорится: кали-кале нама-рупе кришна-аватара — в Кали-югу Кришна нисходит в образе Своего святого имени (Харе Кришна, Харе Рама).

Говорится: кали-кале нама-рупе кришна-аватара — в Кали-югу Кришна нисходит в образе Своего святого имени (Харе Кришна, Харе Рама). ШБ 9.10.53, комментарий.

Кришна проявляет Себя в звуковой вибрации – т.е. для этого Ему не требуются люди именно в привлекательных материальных телах, также не нужны Ему для этого и зажигательные танцы и что бы то ни было ещё, что может идти в подобном комплекте. И в целом если рассматривать все эти современные танцы – логично предположить, что чего бы то ни было из новых подобных дополнений вряд ли в корне способно улучшить ситуацию с качеством самой звуковой вибрации. Скорее, всё вышеперечисленное эту ситуацию только испортит.

Когда я была молодая и выходила на харинамы, иногда кто-нибудь из прохожих присоединялся к нам – и это был настоящий нектар! Настолько здорово! Процесс очищения реально работал. Но в те дни это было редкостью. Тогда же мы не чувствовали себя комфортно, если сталкивались с чьими бы то ни было попытками привнести что-то новое в наши танцы на харинамах – даже в тех случаях, когда на это не было прямого запрета. Предполагалось, что преданные должны были чувствовать себя комфортно во время танцев, форма которых считалась тогда приемлемой нормой.

Как раз недавно увидела ещё одно фото с танцующими преданными. Женщины идущие впереди держат свои руки разведёнными в стороны на среднем уровне, на линии взгляда. Следующие за ними женщины выдерживают специальное расстояние между впереди идущими, держа при этом свои руки немного выше их. Третьи, также тщательно выдерживая дистанцию, держат свои руки ещё выше… И так далее… что за ерунда получается в итоге? Никогда прежде я не видела того, насколько всё это можно так театрализовать. Возможно в театре это и выглядело бы красиво. Но зачем нам эти четырёхрукие харинамы? Никогда не предписываемые и неодобряемые Шрилой Прабхупадой.

Другой новой распространённой фишкой стали выпяченные ладони с соединениями двух пальцев, которые держат рядом со своими глазами – сильно напоминающими движения из индийских кинофильмов. Никогда раньше я не видела, чтобы так делал Прабхупада или говорили об этом хоть кто-то из его учениц или тех, кто имел какое бы то ни было отношение к театру – и никогда такое не предлагалось делать на харинамах раньше. Мы ведь не из Боливуда, и мы даже не собираемся показывать на харинамах Бхарат-натьям, в котором возможно такие движения также могут присутствовать. Странный способ распространять Святые Имена Кришны.

Мне жаль, если кто-то чувствует себя не комфортно, читая всё это, однако полагаю всё же важным заострить внимание на этих пусть и относительных, но различиях.

Отчасти я всё-таки чувствую необходимость говорить об этом также из-за того, что видела, как люди оправдывают себя для того, чтобы обосновать нечто противоположное. Они говорят, что практика преданного служения - это динамичный процесс и что Прабхупада понимал это, идя порой на компромиссы. Но нет! Ситуация с харинамами – как раз тот случай, когда он бы сказал НАМ о том, каким именно образом мы должны поступать.

Энергия имперсональна. Звуковая же вибрация – персональна (личностна). Вне всяких сомнений правильное воспевание Святых Имён являет самого Кришну, танцующего на кончике нашего языка.

Не возникает никаких сомнений относительно того, к чему стремился Прабхупада, он давал предельно чёткие инструкции на счёт проведения харинам. На основании которых мы не можем признавать и принимать все эти современные танцевальные вымыслы за харинамы. Развлекательные представления? Пожалуйста, нет проблем. Можно их назвать также уличными театрами или чем-то в этом роде и т.д.

Монах буддистNunТак, когда мы видим буддийского монаха или католического священника, мы вполне естественно ожидаем проявления в их облике и поведении определённой простоты.

Мы уже можем на вполне авторитетной основе носить на харинамы флаги – с целью прославления Господа, плакаты с текстом Маха-мантры и то, что ещё было авторитетно одобрено для этого ранее – и у нас нет никакой необходимости использовать красоту женщин для того, чтобы усилить на самом деле несовместимую с этим красоту трансцендентных звуков Святого Имени Господа.

Следует также добавить, что эта проблема не сводится лишь к проблемам в поведении женщин. Мне приходилось наблюдать случаи, когда, например, некоторые мужчины пускались в русскую присядку, что также не следует считать приемлемым.

И когда мы идём с харинамой по улицам, разве ни правильно было бы, чтобы мужчины шли впереди, защищая женщин от возможного неадекватного поведения некоторых встречных и женщины шли в середине процессии?! А что мы наблюдаем сегодня? Женщины вышагивают нарядным строем впереди.

Харинама семидесятых годов

Старшие преданные, инициированные ученики, - оставьте попытки превращать харинамы в развлекательные представления, фривольные танцы, костюмированные шествия с набором экзотических или фантастических нарядов – либо прекратите называть это харинамами. Харинама означает то, что непосредственно связано с Хари, Верховным Господом, с Намой – Его Именем.

Танцы, которые сильно отличаются от тех, что явил нам Господь Чайтанья или о от тех, о которых говорил нам Шрила Прабхупада – не могут быть одобрены, если мы строго следуем линии наставлений Его Божественной Милости относительно того, как следует прославлять Господа с помощью своего танца. Не надо зацикливаться на шоу. В действительности Прабхупаде даже не нравилось, когда мридангисты начинали выдавать какие-нибудь свои замысловатые танцевальные па.

«Кришна киртана не подразумевает стремления публично демонстрировать развлекательные шоу. Эта активность должна быть направлена лишь на служение Господу. Поэтому нам нет смысла думать о том, как следует более артистично представить Кришна киртану, следует лишь обращать внимание на то, насколько сильно преданный стремиться удовлетворить Верховного Господа» (Письмо Шрилы Прабхупады Джадурани, 12 декабря 1967 г.)

Наверное, я всё-таки завысила свою оценку танцам этих женщин, указав выше на то, что эти танцы – духовны. Я не сказала, что они – не духовны. Но по факту – так и есть. Однако приходится сталкиваться порой с весьма специфическими наставлениями инициированных преданных, читая дословно то, что «если мы отказываемся от подобного рода действий по сути это означает, что мы отказываемся от того, чего Прабхупада хотел от нас». Но это – уже слишком. Покажите нам соответствующую цитату.

Всё это напоминает мне имперсонализм. Харинама – не просто проявление определённой энергии, она касается Источника энергий – Бога/Кришны. Подобные комментарии в мой адрес делаются с целью остановить меня, чтобы защитить кого-то от моих критических замечаний. Но я понимаю, если этих женщин кто-то в своём критическом запале обзывает проститутками – надо действительно останавливать подобного рода критику, переходящую в оскорбления. Другое дело, когда вопрос касается разъяснений, которые должны получить преданные относительно того что именно и как правильно, должным образом следует распространять Святые Имена – и первое, что должны получить преданные участвующие в такой проповеди – именно эти разъяснения.

В организации подобных «духовных шоу» наверное бы не возникало проблем, если бы их организаторы сами были способны философски обосновать, что подобные формы проповеди в принципе авторитетны – но в реальности нет никакого смысла пытаться протестовать против авторитетных методов проведения харинам, так как мы уже получили авторитетные наставления по поводу того, как именно их следует проводить. (В этой связи многие призывают прекратить в принципе подобные развлекательные шоу, подменяющие харинамы. Несколько лет назад я делала поисковые запросы в Гугл и была шокирована тем, как много было подобных призывов. Так или иначе, люди предпочитали делать что-то в проповеднической миссии и лишь потом начинали задумываться относительно того, насколько их действия могут быть авторитетны, увы).

Более важным случаем можно считать ситуацию, когда нам отвечают на наши замечания, что у преданных занятых организацией и проведением этих шоу нет просто времени подумать, как это всё сделать по-другому и какие существенные коррективы нужно вносить в данный процесс – таким образом это наша, но не их проблема. Они указывают на то, что это нам не хватает сострадания, чтобы одобрить подобные эффективные приёмы проповеди, и они на самом деле всё делают надлежащим образом, и в этом случае не обязательно так много внимания уделять приводимым цитатам Прабхупады, предполагая, что можно найти и другие цитаты – просто у них в «огне проповеди» нет на это времени.

Но если бы я нашла цитату Прабхупады, доказывающую, что в действительности это я cо своей позицией неправа, я бы поступила именно так, как говорил Прабхупада, предавшись ему. Так или иначе подобных цитат просто не существует. Поэтому чтобы доказать иную точку зрения, требуются конкретные цитаты, обосновывающие её – которых, в действительности, нет.

Опять же, какое-то время ранее я снисходительнее относилась ко всем этим отклонениям, пока в один день, кто-то не запостил в Интернете видео с танцующими женщинами, подписав его так: «Сознание Кришны распространяется повсюду». Но для меня это прозвучало по-другому: «Измените совершенное трансцендентное знание – и именно это поможет вам распространить Сознание Кришны повсеместно». И это было ещё одним толчком, заставившим меня всерьёз отнестись к этой проблеме.

Вкратце, моё понимание таково, что, если мы возьмём любой элемент учения или практики, данных нам Прабхупадой и используем его, сознание Кришны до какой-то степени может быть проявлено. И, конечно, всё это может принести благо другим хоть в какой-то степени. Поэтому я не утверждаю, что во всех этих танцах нет никакой связи с Сознанием Кришны. Нет. Я часто говорю, что танцующие искренни и делают то, что их просят делать и так, как их обучили делать это. Но учил ли Прабхупада именно этому?

Просто, я верю в то, что нам не следует менять тот стиль танца, который нам оставил Прабхупада (танцы, которые из-за своей простоты доступны для каждого), в отличие от нынешних танцевальных шоу, которые из-за своей сложности не для всякого ещё доступны.

Ложное эго обычно не позволяет нам принять очевидность многих собственных заблуждений (я знаю это конечно, и по собственному опыту). Но в случае с трансцендентными наставлениями нас не должно смущать то, что следует отказаться от каких-то собственных идей, идущих вразрез с указанными наставлениями.

Цель проведения харинам – это проповедь. При этом нет никакой необходимости демонстрировать уровень нашего танцевального искусства. Важно при этом также вдохновлять других петь и танцевать вместе с нами. Я множество раз видела, что это проще сделать именно тогда, когда наши танцы более просты и бесхитростны.

Важно добавить, что нынешние танцы на харинамах порой являются зрителю как некая выставка женской привлекательности – когда каждая женщина-участница стремится выглядеть молодой и красивой, нарядно одетой итд. В этой ситуации для женщин в возрасте могут возникать дополнительные препятствия в том, чтобы присоединиться к процессии, аналогичные проблемы могут возникнуть у женщин, которые не могут похвастаться привлекательной внешностью. Разве это должно быть проблемой на харинаме? Уверена, что харинаме нужно именно воспевание Святых Имён, а не бубенцы, ожерелья или браслеты.

В конечном счёте, не могу я поддерживать распространение всех этих современных танцевальных стилей, которые часто отвлекают внимание от Святых Имён на танцующих и атмосферу праздничного карнавала, которая при этом создаётся – все эти изменения в проповеди выходят в конечном счёте за рамки всего допустимого и разумного. И при этом всё это воспринимается многими таким образом, что благодаря этим изменениям мы ничего не теряем, а лишь получаем ещё больше радости и веселья.

Просьба не понять меня неправильно. Очень здорово когда мы просто продолжаем проводить харинамы. Но я хочу, чтобы это делалось надлежащим, авторитетным образом. Для этого нет никакой нужды добавлять и выдумывать чтобы то ни было ещё.

Снова хотелось бы повториться – я не против того, чтобы устраивать сейчас подобные шоу, но я не согласна с тем, чтобы называть их харинамами. Если вместо этого просто называть их парадами или праздничными шествиями, как мы называем Ратха-ятры или уличными театрами, которые как я помню организовывал Лойтакша со своей супругой ещё во времена присутствия с нами Прабхупады, это нормально.

Тогда я видела преданные показывали целые представления вместе с танцевальными номерами. Помню как показывали эти представления Прабхупаде и я находилась среди преданных, толпившихся сзади. Прабхупаде тогда понравилось шоу и он благожелательно отзывался о нём. Подобного рода духовные представления – это замечательно. Прабхупада в действительности хотел, чтобы это направление проповеди также развивалось.

Но название «Харинама» следует оставить за той формой проповеди, какой она была прежде.

«Главный смысл (принцип) публичного воспевания в том, чтобы прославить Господа, но не в том, чтобы привлечь внимание толпы. Если Кришна будет удовлетворён, Он Сам пошлёт в это место искренних людей, ищущих путь преданного служения».
Письмо Шрилы Прабхупады Субале – 12 ноября 1967 г.

«Итак, постарайтесь не испортить это Движение с помощью каких-то выдуманных идей. Очень прошу вас об этом. Следуйте тем наставлениям и рекомендациям, которые были вами уже получены, сохраняйте свою чистоту, тогда Движение будет уверенно и успешно развиваться. Но если вы постоянно стремитесь к каким-нибудь выдумкам, что тут можно поделать?! Это только всё испортит. Если что-то постоянно выдумывать, ссориться и сражаться друг с другом, вы просто уподобитесь другим новомодным и бесполезным организациям. Вы потеряете духовную силу. Пожалуйста, постоянно помните об этом…. Сейчас многие удивляются, откуда такая сила у этой Харе Кришна мантры, что с помощью неё происходят такие быстрые и радикальные изменения? Следует принять процесс, видя его силу и результат, который выражается в таких позитивных изменениях. Нам необходимо сохранить эту силу. Не превращайте мантру просто в обычную музыкальную вибрацию. Её природа иная – она – духовна». (Диалог с Шрилой Прабхупадой в комнате – Окленд, Новая Зеландия, 26 апреля 1976 год)

Шрила Прабхупада:… «Я никогда сильно не заботился о том, чтобы удовлетворять желания аудитории. Я собирался продолжать воспевать даже в том случае, когда никто не захотел бы прийти, чтобы послушать меня. Смысл воспевания в том, чтобы прославить Господа, а не в том, чтобы стараться привлечь внимание толпы. Если Кришна услышит искренний призыв, Он пошлёт нам искренних людей туда, где мы прославляем Его. Таким образом, мы сможем открыть тысячи новых центров, если нам удастся привлечь искренние души для организации служения в каждом из них. (Письмо Шрилы Прабхупады 12 ноября 1967 г.)

Я очень был счастлив, услышав о том, как ты участвуешь в наших уличных воспеваниях – Санкиртане, даже в тех случаях, когда тебе приходится выходить на воспевание в одиночку. Такое настроение служения – наилучшее, поэтому здесь тебе необходимо просто продолжать и тогда можешь быть абсолютно уверен в том, что Кришна поможет тебе при возникновении любых трудностей» (Письмо Шриле Прабхупаде 23 октября 1970 г.).

Примечания:

* Пусть вас не смущают приведённые выше замечания – совсем наоборот. Организовать проведение харинамы – это просто! Не нужно никаких специальных танцевальных уроков. Просто берите с собой своих друзей и выходите. Одному нужно вести воспевание, остальным – хором повторять за ним. Может показаться, что это не так, но порой даже достаточно двух человек для воспевания. Это будет великолепно. Вы сможете ощутить этот мощный поток энергии!

** Если вы совсем ещё начинающая преданная и вам не очень комфортно ходить в сари – в этом нет проблемы – оденьте длинную юбку или ещё что-нибудь скромное. Для мужчин – начинающих преданных также бывает некомфортно ходить в дхоти, но в этом тоже нет проблемы – можно просто аккуратно одеться – чистые брюки и рубашка. И конечно, постараться, чтобы с носками тоже был порядок. ))
Нет ничего сложного в том, чтобы попробовать делать именно так. Можно проводить харинамы в своём или в соседнем городе, в студенческом городке, парке, везде, где это не запрещено. Попробуйте сами почувствовать эту радость.

Перевод: Махоттсава-Гауранга дас.

Источник: Блог Притхи д.д.

См. также другие материалы на нашем сайте:

Комментарии  
Большое Спасибо за статью!

Недавно встретил преданного, который пришёл после Харинамы. Он был такой уставший. Он сказал, что для него ходить на Харинаму — это как экзамен. «Здесь держи строй, тут вот так ходи, выгляди идеально». Он пришёл как раз с той «Харинамы-шоу», о которой идёт речь в статье.

Мои поклоны, Артём, Москва.
+1
Dрузья, Главное это мотив служить Богу и энтузиазм. А на Харинамах, всё прозаично, ибо в движении приходится смотреть не только вверх, но и под ноги, а из-за агентов Кали-юги (террористической угрозы) ещё и по сторонам в целях безопасности, вот! -- Меняются времена и мы меняемся вместе с ним. Харе Кришна!
+2

Цитирую Ядунандана дас:

Наконец-то заговорили. Будет ли услышано?


Кто захочет услышать, тот услышит...
+6
Наконец-то заговорили. Будет ли услышано?
Не только на Харинамах - и в храмах ныне то же самое. Многие матаджи, вытанцовывая фигуры, даже не воспевают - некогда...
+9
Полностью согласна. Надо поднять этот вопрос в руководстве ИСККОН, чтобы этому было уделено особое внимание. Особенно отозвалось, что к харинаме должны присоединяться прохожие, но сейчас сложность танцев такая, что даже участникам сложно ее выдерживать, они постоянно сосредоточены на том, какие движения делают ведущие. Куда уж тут прохожим присоединяться? И Шрила Прабхупада всегда уделял движениям преданных много внимания, это в его биографиях часто встречается. Движения не должны быть чувственными. А шоу-это хорошо, но отдельно от харинамы. Спасибо, матаджи Притха д.д.
+5
Джай! Откликается.

Меню

Корзина
Корзина пуста