image

Featured

О ВАЙШНАВСКОМ ФУНДАМЕНТАЛИЗМЕ!!! ("Богословские заметки", 1. Автор: Нандагопал дас)

Встреча Господа Чайтаньи и Прабодхананды Сарасвати в Шри Рангаме (Южная Индия)
Встреча Господа Чайтаньи и Прабодхананды Сарасвати в Шри Рангаме (Южная Индия)

Недавно разбирал свои книги и наткнулся на "Вриндавана-махимамриту" Прабодхананды Сарасвати (15-16 вв.). Решил открыть наугад и прочитать первый попавшийся стих, восприняв его как личное наставление себе. Но то, что я прочитал, несколько сбило меня с толку, хотя я уже и был знаком с этим стихом:

Если кто-то скажет мне: "Ты должен оставить Вриндаван", - я отрежу ему язык! Если кто-то попытается насильно выгнать меня из Вриндавана, я, несомненно, убью его! Если прекрасная девушка станет умолять меня жениться на ней и покинуть Вриндаван, я никуда не уйду! И даже если на то будет необходимость, я стану грабителем и стану красть деньги, но я не сделаю и шага за пределы Вриндавана! (Вторая шатака-сотница, стих 15)

"Вриндавана-махимамрита" Прабодхананды СарасватиПризнаться, прочитанное ошеломило меня не только потому, что я ни по одному параметру не подходил под это заявление, но, прежде всего, потому, что я знал: Шрила Прабодхананда Сарасвати в соответствии с традицией был монахом-санньяси, а, следовательно, принял на себя обеты не причинять вред ни одному живому существу, не красть и не лгать. не иметь отношения к деньгам, женщинам и т.п. Как же он мог заявлять подобное!!!???

Целый день я думал об этом и не мог разрешить задачи. Наконец, меня посетила "гениальная" мысль - просто прочитать следующий стих... Когда я открыл его, то увидел явное противоречие уже прочитанному:

Когда же став немым к насмешкам других, глухим и слепым к чужим недостаткам, и, подобно камню, перестав причинять даже слабую боль живым существам, я смогу жить в лесу Вриндавана, который очень дорог Господу Хари? (стих 16)

Поразмыслив, я пришел к следующему выводу (ни в коем случае не претендую на 100% истину!). Кажется, нужно различать 2 вида фундаментализма:

1. Фундаментализм НАСТРОЕНИЯ (бхава) - иллюстрирует высочайшую интенсивность предания себя Господу. Характерен для святых. которые могут переживать это внутри, но он практически никогда не выливается наружу, становясь реальным действием.

2. Фундаментализм ДЕЙСТВИЯ (крия) - в подавляющем количестве случаев является показателем фанатизма, свойственного неофитам от религии. Пагубен для духовной практики и, к сожалению, распространен намного более широко, чем первый вид. Призывы карать отступников, глумление над "непартийностью" относятся как раз к этому случаю... Давайте будем осторожны!

Ваш Нандагопалдас

См. также другие материалы на нашем сайте:

Меню

Корзина
Корзина пуста