Featured

Бхакти Викаша Свами - Термин «фанатик» часто используется в нашем обществе, чтобы заклеймить таких, как я

Бхакти Викаша Свами

Пока мы живём в этом мире, нам приходится взаимодействовать с разными людьми. Не нужно думать, что всякий раз, когда мы гуляем по улице, мы должны хватать людей и пытаться изменить их образ жизни прямо на месте. Тут должен быть также прагматический подход. Но в то же время мы не должны становиться жертвой материалистической пропаганды, что все мнения хороши. Это означает, что все мнения на том же уровне, что и мнение Кришны. Это означает, что мнение Кришны не имеет какой-то конкретной ценности. Но есть разница между правильным и неправильным. То, что говорит Кришна – правильно. То, что согласуется с тем, что говорит Кришна – правильно. Правильно — означает то, что направлено на высшее благо каждого. Любые рассуждения, идея или философия, которые не сосредотачивают нас на Кришне и не побуждают нас предаться Ему, игнорируют это, отвлекают нас от того, что действительно приносит нам благо, — относятся к природе неистины.

Кто-то может сказать: «Ну это все фанатизм!» «Мы правы!» Есть много фанатиков в мире, которые проповедуют, что они правы, а все остальные не правы. Каждый, кто проповедует, что «мы правы, а все остальные не правы», ошибается. Кроме одного. Потому что есть только одна правда. И кто этот один? Мы должны это усвоить при помощи философского понимания.

Мы не проповедуем просто, что мы правы. Например, Кришна не просто говорит Арджуне: «Слушай, дурачок! Заткнись и делай то, что я говорю. Я прав! Я – Бог! Делай то, что Я говорю, или гори в аду вечно!» Кришна так не говорит Арджуне. Он объясняет ему науку о душе. Затем Он говорит ему: «Вот почему философски ты должен понять это. Если ты не следуешь этому, то ты действительно будешь гореть в аду! Но ты также можешь освободиться от него, то есть ты не вечно там будешь находиться».

Кришна представляет всё философски и разумно, Он не представляет какой-то фанатизм. Термин «фанатик» часто используется в нашем обществе, чтобы заклеймить каких-то людей, например, таких, как я, которые представляют учение «Бхагавад-гиты» и «Шримад Бхагаватам» в напористой манере. Однако Шрила Прабхупада определяет фанатизм как один из двух аспектов религии, который лишён философии. Один аспект религии, который лишён философии – это сентиментализм, а другой – фанатизм.

Обычно сентиментальные, не склонные к философии люди, называют таких, как я, фанатиками. Однако, как я это понимаю, я не соответствую пониманию [фанатизма], которое дал Шрила Прабхупада, потому что я представляю философию. Если бы я просто говорил: «Уверуйте в Кришну или сгорите в аду!», это был бы фанатизм. Но поскольку я (под «я» я имею в виду представителя тех, кого называют фанатиками) представляю это с философской позиции, с позиции того, что представлено в шастрах, то, согласно определению Шрилы Прабхупады, это не фанатизм. И на самом деле, если мы изучим книги Шрилы Прабхупады, такие как «Бхагавад-гита», «Шримад Бхагаватам», мы найдём, что это очень сильное послание.

Например, Господь Кришна в «Бхагавад-гите» вновь и вновь использует слово «мудха». Мудха значит глупец. Кришна часто использует этот термин. «Аваджананти мам мудха». Он говорит, что тех, кто не знает Его, называют глупцами. «Манушим танум ашритам»  «Они считают, что Я воплотился в материальном теле». «Парам бхавам аджананто»  «Они не знают Моей высшей природы». «Мама бхута-махешварам» – «И что Я – верховный властелин всего, что существует».

Итак, Господь Кришна говорит очень прямо, напористо, поскольку это очень серьёзная ситуация, очень напряжённая. Если мы не знаем Кришну, нам придётся сильно страдать из жизни в жизнь. У нас есть короткая человеческая жизнь, в которой нас бомбардируют всевозможными глупыми идеями. И сознание Кришны жизненно важно, оно жизненно необходимо, это не просто чьё-то очередное мнение. Оно очень важно, поэтому его нужно представлять.

Система парампары состоит в том, чтобы представлять эти темы смело, прямо, бескомпромиссно, с философским пониманием, как это делал Кришна. Не только прямо и смело. «Прабхупада сказал, что они все демоны, глупцы, негодяи, животные», – и больше ничего не говорить. Нет. Как отмечал Шрила Прабхупада: «Недостаточно знать, что Бог велик, мы должны также знать, как Он велик!» Точно также недостаточно называть непреданных глупцами, негодяями и демонами. Мы должны понимать, почему и каким образом они глупцы, негодяи и демоны, чтобы мы сами не шли на поводу у их глупости и демонизма, но чтобы мы могли убедить их, что они все – мудхи, что они должны изменить свою жизнь. Шрила Прабхупада завершил свою лекцию, обращаясь к большому собранию на маяпурском фестивале. Он обращался к большому собранию своих учеников со всего мира, и он завершил одну лекцию, сказав: «Весь мир идёт на поводу у этих мудх. Он идёт в неверном направлении, они дают неверное знание, потому что они мудхи. Поэтому вы должны идти ко всем этим мудхам и сказать им чётко и ясно: ”Вы все – мудхи!”» Это был конец лекции.

Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Беспристрастное слушание Кришны»

{spoiler title=Статьи и лекции Шрилы Бхакти Викаша Свами на vasudeva.ru: (нажмите для открытия): opened=0}

{/spoiler}


Меню