Дорогой ИСККОН,
Пожалуйста, прими мои нижайшие поклоны.
Вся слава Шриле Прабхупаде.
Я не хотел бы поднимать в этом письме наболевшие вопросы, но всё же сделаю несколько утверждений. Может быть, попозже я их глубже раскрою.
Дорогое учреждение, ты настолько сложная организация, что лишь малую часть моих слов все воспримут, как факт. Я знаю твою историю, особенно ранний период. О нем рассказывать всегда весело. Прабхупада сравнивал твое рождение с появлением Господа Варахи из ноздри Господа Брахмы. Сначала он был мал, но быстро вырос. Сперва ты появился в замысле Шрилы Прабхупады, но очень быстро распространился по Америке, привлекая десятки, потом сотни, потом тысячи молодых мужчин и женщин.
Прабхупада был магнитом, который вел нас; Прабхупада и Харе Кришна мантра, Кришна-прасад и Наука о Кришне. Тебя с уверенностью можно назвать духовным существом. Господь Кришна воплотился в тебе, как Он воплощался в других своих формах в Кали-югу. Трудности возникают тогда, когда мы начинаем рассказывать об ошибках, совершённых в ИСККОН во имя ИСККОНа. Ты ИСККОН, Вайкунтха или подобие Вайкунтхи? Некоторые люди говорят, что первоначального ИСККОНа, движения Прабхупады, уже не существует. Они утверждают, что нам осталась испорченная внешняя раковина. Другие говорят, что ИСККОН могут критиковать только демоны. Итак, некоторые люди приравнивают тебя к движению сознания Кришны, к потоку санкиртаны Господа Чайтаньи. И считают, что ты всегда будешь нести знамя победы, даже когда это в этом будут сомнения.
Но некоторые не согласны. Они утверждают, что ты не представляешь чистое Сознание Кришны. Что ты четко структурированная система, управляемая Джи-Би-Си, и что ты движешься то влево, то вправо, часто избегая решения проблем. В начале этого письма я говорил, что не стану упоминать того, в чем не смогу разобраться. Просто рассмотрю некоторые вопросы. Причиной этого письма стало другое письмо, которое я недавно получил. В нем кто-то пытался описать мои отношения с ИСККОН. Этот человек пишет, что у меня много разногласий с руководителями движения.
В письме утверждается, что если бы я сам выполнял свои предложения, то мог бы навсегда покинуть ИСККОН. Автор этого письма сам питает отвращение к ИСККОН, и ушел в поисках лучших организаций. Его письмо заставило меня рассмотреть мою связь с тобой, ИСККОН, движение Прабхупады. Во-первых, я твердо верю, что ты до сих пор Движение Прабхупады. И я говорю это не для того, чтобы прикрыть свой тыл и отказаться от критики в твою сторону. Автор письма критикует меня за лояльность к недочетам ИСККОНа. Он предполагает, что если бы я был полностью откровенен, то выступил бы против этих недочетов.
У меня есть ответ на это: позвольте мне исправлять свои недочеты. То есть, я останусь в стороне от той деятельности в ИСККОН, которая мне кажется неправильной. Это метод тихой реформы, неполитической. И это лучшее, что я могу сделать. Ты до сих пор Движение Прабхупады. Не думаю, что уже застарело выражение: ИСККОН, со всеми твоими недочетами, я люблю тебя. И это лучшая позиция, которую я могу занять. Потому, что могу произнести эту фразу искренне и преданно. Но каковы эти недочеты? Ты знаешь обвинения. После ухода Шрилы Прабхупады, мы натворили радикальных ошибок. Винить в этом следует высшее руководство. Кто-то говорит, требовалось изменить неправильные отношения, которые делали из преданных жаждущих руководить и манипулировать лидеров. И эти лидеры не терпели мнений других, оскорбляли Гаудия-Вайшнавов из других общин, и так далее. ИСККОН, со всеми твоими недочетами, я люблю тебя.
Я видел и чувствовал, насколько это прекрасно собираться в храме вместе с другими твоими последователями, чтобы увидеть Божеств на Мангала-арати, или на дневном арати, когда присутствует лишь несколько преданных, и солнечный свет струится из окон. Я видел в твоих последователях стремление проповедовать. Они рисковали жизнями, распространяя книги Прабхупады и удерживая тебя в незаселенных местах этого материального мира. Сантименты? Может быть. Но только скептик может думать, что преданность Кришне это сантименты. Помнишь ту сенсационную книгу о настоящем преступлении, "Обезьяна на палке"?
Последователи Движения были поражены тем, насколько книга извратила понимание жизни в ИСККОН. Авторы перекрутили факты и наделали много ошибок. У них были отчеты полиции о том, кто кого убил, кто как использовал деньги фонда, кто вводил преданных в заблуждение, кто как ошибался. Но даже обычный преданный мог видеть, насколько фиктивны и беспочвенны были все эти обвинения. Автора не моли заглянуть в сердца преданных и понять слова Кришны о том, что, даже совершив ужасный проступок, преданный находится на верном пути. Они не знали, насколько ценным для кого-то может являться искреннее служение Шриле Прабхупаде и Кришне в этом Движении. Конечно же, искреннее служение Кришне и служение Прабхупаде можно осуществлять и все ИСККОНа. Но если можно это делать вне ИСККОНа, почему же нельзя в ИСККОНе? Искренние люди есть и там, и там. Я выбираю быть в ИСККОНе. Насколько я знаю, Прабхупада этого желает. Если бы в ИСККОНе не было искренних преданных, лишь одни пустозвоны, то кто бы следовал наставлениям Прабхупады и говорил, что он этого хочет? Но я очень боюсь решить для себя, что ИСККОН испорчен и Прабхупада бы не хотел видеть меня в нем. Когда я снова встречусь с Прабхупадой, как я скажу ему такое: Но Прабхупада, я думал ИСККОН испортился и нам нужно уйти? К голове эхом звучит его голос: Кто это сказал? Кто этот жулик? Я согласен, что не могу справиться со всеми недочетами ИСККОН.
Я чувствую, что я слишком лоялен. Не хочу создавать волнений. Кроме того, не в моей манере выискивать дефекты и кричать о них. Человеку, живущему в доме из стекла, не следует бросаться камнями. Я чувствую вину за то, что не настаивал на реформах. И значит, я по инерции тоже виноват в недочетах ИСККОНа. Кроме того, я признаю свой провал в воплощении второй части фразы: ИСККОН, со всеми твоими недочетами, я люблю тебя. Если бы я любил тебя, ИСККОН, то проявлял бы больше активности и старания, чтобы стать более достойным последователем. Если бы я больше любил тебя, я бы видел духовный мир в Движении, в конфедерации храмов, в журнале Назад к Богу, в парикраме Навадвипы и Вриндавана. И даже в ИСККОНе, который очень много говорит о своих успехах во Всемирном Обзоре ИСККОНа.
ИСККОН для преданного-бизнесмена это рынок предметов преданности. Но ИСККОН еще продает и чистое бхакти. Много, очень много преданных любят Шрилу Прабхупаду и служат ему телом, разумом и словами. Не думаю, что где-то в мире есть что-то подобное. И именно это привлекает меня и привязывает к ИСККОН. Одна преданная рассказала, как на ее работе узнали, что она Харе Кришна. Она сказала им, что иногда медитирует, повторяя мантру. Один из коллег стал расспрашивать ее. Какие вы повторяете мантры? Она увидела хороший шанс, улыбнулась и произнесла: Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Ее сотрудник ответил: То есть, ты с теми людьми, что ездят в грузовике и поют? (Он говорил об открытом грузовике, в котором преданные Нью-Йорка ездят на харинаму). Преданная сказала: Да, это они! Джордж Харрисон отвечал что-то подобное, когда стал преданным.
Он сказал, что если станет выбор, как провести время, то лучше он будет вместе с преданными, чем с непреданными. Думаю, как и он, я тоже выберу общество, фанатов Прабхупады, преданных со всеми их ошибками в ИСККОНе. ИСККОН, со всеми твоими недочетами, пожалуйста, прими меня.
Из книги "Взбивая молочный океан", 1993, Сатсварупа Дас Госвами.
См. также другие материалы на нашем сайте:
- Особое положение Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя ИСККОН (Бхакти Чару Свами)
- История ИСККОН на Западе: Очищение сердец: история реформ в ИСККОН (Вильям Дэдвейлер (Равиндра-Сварупа дас)
- Что же дал Шрила Прабхупада всему человечеству? Что же это за дом для всех, ИСККОН? (Автор: Гаргачарья дас)
- Понимание линий руководства в ИСККОН
- Шиварама Свами - Шикша вне ИСККОН? (Киев.2002)
- Наше изначальное положение. Шрила Прабхупада и сиддханта (1996.ИСККОН Джи-би-си пресс)
Харе Кришна, Марианна. Читайте внимательно комментарий. История упоминается (вообще она связана с тем, что как раз в тот момент пал один ведущих учеников-санньяси Шрилы Прабхупады - Мадхудвиша Свами):
Ради расширения проповеднической миссии мы разрешаем молодым людям давать обет отречения, но опыт показывает, что они не созрели для санньясы. Конечно, если человек считает, что не готов к санньясе, в этом нет ничего дурного.
Тот, кого беспокоит половое желание, должен принять тот уклад жизни, в котором половые отношения разрешены: ему следует вести семейную жизнь. Если мы ослабли, занимая некое положение, это еще не значит, что нужно вовсе перестать бороться с крокодилом майи. Нужно просто найти прибежище в сени лотосных стоп Кришны, как это сделал Гаджендра. При этом человек может оставаться грихастхой и вести семейную жизнь, если она удовлетворяет его желания. Главное, не отказываться от борьбы. Шри Чайтанья Махапрабху поэтому советовал: стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-махобхих. Каждый может оставаться в том ашраме, который ему наиболее подходит; вовсе не обязательно принимать санньясу. Если человека обуревают половые желания, он может вступить в грихастха-ашрам и вести семейную жизнь, но надо продолжать борьбу. Если человек принимает санньясу преждевременно, не достигнув трансцендентного состояния, санньяса ему ничего не даст. Если человек не готов стать санньяси, ему лучше жить в грихастха-ашраме и в полную силу продолжать бороться с майей.
Полностью текст и комментарий здесь (ШБ 8.2.30)
Благодарю