О чем вы думаете, когда смотрите на пасущихся на лугу коров? Все они кажутся вам одинаковыми? Коровы как коровы: с рогами, копытами и виляющими хвостами?
А может ли наш читатель допустить, что крупнорогатый скот - это личности, со своими характерами, настроениями, эмоциями и судьбами? Или эта мысль покажется ему сумасбродной? Для Доял Мукунды прабху и матаджи Яшомати (Шри Маяпур, Индия), посвятивших годы своей жизни заботе об этих удивительных животных, - это неоспоримая правда жизни. Сегодня их большая дружная семья включает пять коров и шесть бычков. С каждым из этих четверокопытных связаны необычайные истории, которыми хозяева охотно делятся со своими гостями.
Почти как люди
- Если вы не можете различить их по виду, вы можете отличить их по характеру, - говорит Доял Мукунда прабху, в прошлом управляющий маяпурской Гошалой, а теперь - частной Надишалой, домом для коров и быков. - Надия, Надия, - кричит он в сторону одного из загонов. - Словно по предварительному сговору одна из коров с выдающимися прямыми рогами поворачивает крупную голову и с любопытством смотрит на своего хозяина и группу незнакомых людей. Близко, однако, не подходит. - Стесняется, -поясняет прабху. - А вот если вы заслужите ее доверие, она будет следовать за вами по пятам.
В отличие от скромницы Надии, телка по имени Туласи весьма общительна. Хозяева называют ее мудрецом. Когда животные паникуют, она их успокаивает, при необходимости - защищает, первая делает шаг навстречу, проявляет материнскую заботу в отношении чужих телят. Это лидер с необычайно добрым сердцем. Ее приход в эту семью, похоже, был судьбоносным. Любимица Яшомати матаджи стала бесценным подарком на день рождения женщины. Однако удивительная встреча этих двух личностей состоялась в загонах маяпурской Гошалы за полгода до этого знаменательного дня.
- Меня познакомила с ней одна преданная, Сумукхи матаджи, которая некоторое время назад служила в Гошале. Она поделилась, что наблюдала за этой коровой с самого рождения животного: как та была теленком, как росла, и как ее обижали старшие сородичи. Матаджи говорила, что очень полюбила это животное и непременно забрала бы ее к себе, если бы жила на земле, а не в квартире.
Добросердечная молочница провела Яшомати матаджи в дальний угол Гошалы, в секцию №3, где и сегодня содержатся особи старые, больные и те, которые уже не дают молока.
Животные плохо выглядели, были грязными (не хватало ресурсов ни человеческих, ни материальных, чтобы обеспечить им надлежащий уход). Из-за их жалкого вида было трудно разобрать, коровы это или быки. На тот момент Сумукхи матаджи не виделась с Туласи уже более года и не была уверенна, узнает ли ее животное. Она позвала Туласи...
И вот одна из коров, очень худая и слабая, стала пробираться через стадо и подошла к женщинам.
- Сумукхи попросила меня позаботиться о Туласи, потому что я каждый день там служила, - продолжает свой рассказ Яшомати матаджи. - Она сказала мне: "Если ты забудешь, как она выглядит, у нее там сбоку белое пятнышко". Однако я сразу же забыла про этот разговор. Было много забот: кто-то болел, кто-то рожал.
Но однажды я оказалась в прилегающем к Гошале доме, в квартире матаджи Деваки. А ее балкон как раз выходит на эту секцию №3. С балкона среди многочисленных животных я вдруг увидела это белое пятнышко, и моя душа затрепетала.
Вечером супруги заканчивали свои ежедневные обязанности в Гошале: проверяли, достаточно ли воды в стойлах, не обеспокоены ли животные, закрыты ли все двери.
Шел сильный дождь, превращающий дорогу в месиво из воды, земли, глины и навоза. Передвигаться в такое время трудно и людям, и животным. Погрязая босыми ногами в липкой жиже, Яшомати матаджи наконец добралась до третьей секции. Туласи с энтузиазмом откликнулась на ее зов. Эти мгновения наполнились особым смыслом: человек горячо обнимал и гладил животное, а оно благодарно облизывало ему руки. Чьи слезы лились в этот сумрачный вечер, знал только дождь.
Тогда же Яшомати матаджи поставила перед своим супругом ультиматум: "Делай, что хочешь, - сказала она решительно, - но эта корова должна стать членом нашей семьи".
Месяцем позже в ранний утренний час из распахнутых окон своей спальни женщина с удивлением услышала приветственное мычание - это Туласи "поздравляла" ее с днем рождения.
У реки Джаланги
Доял Мукунда прабху особо подчеркивает важность заботы и сохранения жизни не только особей женского пола, от которых человек может извлечь выгоду – молоко, но и быков, не менее дорогих Господу Кришне животных.
- Гошала означает место, где заботятся о коровах, но мы предпочитаем использовать слово Надишала, что, на наш взгляд, более точно определяет нашу миссию - служение не только коровам, но и быкам, - поясняет прабху.
Частная Надишала находится в 1,5 километрах от Храма ведического планетария, сердца Шри Маяпура. Добраться сюда можно как на машине, так и на рикше, велосипеде, да и пешком дойти не составит большого труда. Проселочная дорога большей частью пролегает через частный сектор, а также буйно растущие деревья, кустарники и лианы.
Ферма расположена за современным жилым комплексом "Джаланги Дхам", где проживают в основном западные преданные.
Ступая на землю коров, сразу ощущаешь атмосферу Вриндавана. По одну сторону загонов - предназначенные под посев кормовых культур земельные площади, по другую - тихо течет задумчивая Джаланга. Местные питомцы, а это не только коровы, но и дюжина некогда бездомных собак, демонстрируют гостям свое гостеприимство.
По всему видно, что им здесь славно живется: хозяева и другие работники, несмотря на большую занятость, всегда найдут время, чтобы обласкать животное или поругать проказника: на счету вкусовые предпочтения и другие потребности хвостатых.
В центре коровника обустроена секция для гостей. Отсюда можно увидеть почти всех животных сразу. Какой-нибудь современный дизайнер дал бы этому помещению определение "в стиле денника (стойла)". Пол усыпан соломой, а вместо стен - бамбуковые горизонтальные перегородки, через которые несмышленые телята из соседних отсеков просовывают головы и, высовывая длинные языки, пытаются ухватить заготовленные для них угощения - бананы.
Тем временем гости продолжают знакомство с местными питомцами:
- Это у нас Дхарма Кшетра. Он очень общительный и дружелюбный. В порыве бурной радости он может вдруг вскочить и поставить передние копыта на плечи человека. Когда он был поменьше это было даже забавно, но теперь, хотя он все еще теленок, он весит 150 кг, поэтому мы его учим выражать свои нежные чувства как-то иначе.
- Нитай и Джанмаштами - это наши "спасеныши". Мой муж выкупил их у мусульман в день явления Господа Кришны (поэтому один из бычков получил имя Джанмаштами). Их везли в кузове связанными и, вероятно, продали бы на мясо. Как ни прискорбно, людям не нужно столько быков, сколько рождается. Поля уже не обрабатываются быками, а коровы оплодотворяются ручным способом (то есть быки в этом не участвуют), поэтому содержать их очень дорого.
Все местные животные родились или пришли в эту дружную семью в священные дни, поэтому супруги верят, что все они необычные личности. Нам только может казаться, что человек служит коровам, на самом же деле, это они оказывают людям великую милость - в этом заключается их непостижимое могущество.
Молоко - это продукт любви, а не насилия
То, что корова может давать достаточно молока и для теленка, и для человека, ни для кого не секрет. Однако человек, теряя пределы собственной жадности, порою готов посягнуть на чужое, забывая, кому все принадлежит. И вот уже даже в Шри Дхаме можно наблюдать отношение к священным животным, противоречащее не только принципам религии, но и просто лишенное здравого смысла.
Матаджи Яшомати делится своим опытом и болью:
- Нынешнее положение коров в Индии таково, что почти всегда, как только теленок рождается, его сразу отнимают у матери. Мы могли видеть, что коровы в этом случае страдают не меньше, чем женщины. Они начинают безумствовать: кидаются из стороны в сторону, прыгают через забор, ломают калитки. Корова нуждается в том, чтобы облизать своего ребенка. Она становится очень нежной и счастливой в присутствии теленка, и молоко сочится и ее сосков. Поэтому здесь, как и в Бенгалии, часто используется такая практика: чтобы раздоить корову, к ней подводят ее теленка. Он подбегает, с жадностью хватает четыре соска. Как только первая капля молока появляется, теленка берут за ухо, выкручивают его (потому что это самое слабое его место), и грубым образом оттягивают в сторону на расстояние, при котором мать и ребенок не могут достичь друг друга. Потом начинают сдаивать корову. Бывает, что корова при этом так расстраивается, что пережимает молоко. В этом случае теленка снова подводят к матери. Иногда эту процедуру повторяют несколько раз.
И, не дай бог, теленок выпьет хотя бы 50 грамм, потому что все молоко предназначено для кого? - Для нас с вами. Чем кормят телят, вы спрашиваете? Если бы вы видели этих растущих без молока телят! Очень худые, сонливые, они пытаются жевать корм, который у них почти не усваивается. При этом смертность среди телят, как вы понимаете, очень высокая.
Доял Мукунда прабху делится своими мыслями:
- Человек может найти множество отговорок, чтобы не поучаствовать в судьбе коровы: нет денег, времени, здоровья или чего-то еще. Но я могу назвать ряд причин, показывающих другое. У кого нет денег - у того есть руки; у кого нет здоровья - у того есть голова. Один может подать идею, другой вдохновить, третий организовать.
Все вместе мы можем исправить сегодняшнее плачевное положение коров. Как содержать 200, 2000 или 200 тысяч коров - технически я знаю. Сколько нужно места, корма, земли, работников - все это можно просчитать. Но как дать коровам защиту и остановить насилие - это миссия всех преданных.
Пример Доял Мукунды прабху и матаджи Яшомати уже сегодня демонстрирует возможность воплощения этих идей в реальность. Их частная Надишала начиналась в Грихастха эрии, на территории Маяпура для проживания семейных преданных. Там прямо среди трех-четырехэтажек была огорожена площадка для одной коровы. Когда животных стало больше, они переехали в частный дом, а когда растущей семье и там стало тесно, как по мановению волшебной палочки, появилось новое просторное жилье.
Все в жизни этих неординарных преданных и их таких же необычных питомцев удивляет и восхищает. Откуда берется столько сил и других ресурсов, чтобы поддерживать достойное существование многочисленных обитателей фермы? Да еще и проводить групповые программы и индивидуальные встречи, угощать прасадом и делиться богатым опытом?
Разве человек без поддержки свыше способен поддерживать годами такой ритм жизни? Не иначе как Сам Верховный Господь патронирует эту Надишалу. Что, впрочем, не мешает каждому из нас задаться вопросом: "А что лично я могу сделать для любимых животных Шри Кришны?"
Туласи Махарани даси, Тираспольская ятра ИСККОН, газета "Гауранга", Молдова, Приднестровье.
См. также другие материалы на нашем сайте:
- Пожалуйста, не печатай никаких картинок, где изображено, как убивают корову. (Письмо Прабхупады к Райараме)
- Шрила Прабхупада о коровах и сельском хозяйстве (Беседы)
- Е.С. Бхакти Рагхава Свами Махарадж - Важность защиты коров. Русский перевод.
- Шиварама Свами - Что вы делаете для защиты коров?
- Защита коров - основа брахманической культуры
- Дебаты европейских лидеров ИСККОН о молоке: пить или не пить? И как защищать коров?
- Корова - Священное животное. Пять ценностей коровы (Фильм)