Featured

Как правильно понимать Радха-таттву? Отвечает Радха-Говинда дас

Шри Шри Радха-Шьямасундара из Shri Shri Krishna Balaram Mandir

ВОПРОС: "Харе Кришна! Примите наши смиренные поклоны! Из лекции Мадхавананды прабху я узнала, что Сатьябхама в Двараке - это Сама Шримати Радхарани. Пролейте , пожалуйста, свет на то, как правильно понимать Радха-таттву?"

ОТВЕТ: Начну свой ответ с аксиомы, описанной Шрилой Кришнадасом Кавираджей Госвами в Чайтанья Чаритамрите Ади-лила 4.98:

радха-кришна аичхе сада эка-и сварупа
лила-раса асвадите дхаре дуи-рупа

«Радха и Кришна едины в Своей Сварупе, но ради наслаждения сладостными играми Они приняли две формы».

Шастры объясняют что для того чтобы еще больше увеличить свое наслаждение (лила-расу), Шри Шри Радха и Кришна продолжают дальше распространять Себя в форме Своих различных воплощений и экспансий.

«В Ведах сказано - Единый становится Многими (эко баху сьям). Верховная Личность Бога распространяет Себя в разнообразных формах – Вишну-таттва, Джива-таттва, и Шакти-таттва». (Комментарий Шрилы Прабхупады к ЧЧ. Мадхья 20.173)

Когда Шри Кришна предстает во множестве Своих «мужских» воплощений и полных экспансий Вишну-таттвы, они делятся на две основные категории, а именно Вайбхава пракаша и Прабхава Пракаша. Экспансии Вайбхава Пракаша наделены полным могуществом Кришны. Тогда как экспансии Вайбхава Пракаша наделены частичным могуществом Кришны.

Подобным же образом Шримати Радхарани является Амшини - источником бесконечного количества «женских» экспансий Абсолютной Истины, относящихся к Шакти-таттве. Из Шримати Радхарани исходят - Лалита, Вишакха и бесчисленные Гопи Вриндавана, Царицы Двараки такие как Рукмини и Сатьябхама, а также Сита Деви в Айодхье, бесчисленные формы Лакшми на Вайкунтхе, затем Сати супруга Господа Шивы, Богиня Дурга, Сарасвати, Бхуми Деви (олицетворение Матери Земли) и Ее другие различные формы Шакти, олицетворяющие многообразные энергии материального мира. (Я слышал от духовных учителей, что конечным проявлением Шакти Таттвы являются женщины :) Соответственно, если мужчины относятся к ним с должным уважением, женщины проявляют энергию и качества Лакшми Деви. Если женщину обижают или эксплуатируют, через нее проявятся качества Дурги, со всеми вытекающими последствиями… :) )

Итак, все вышеописанные экспансии Шримати Радхарани и эксансии Ее экспансий, также относятся к категориям Вайбхава (обладающим полным могуществом) и Прабхава (обладающие частичными качествами и могуществом).

Чтобы еще больше усложнить это техническое обсуждение, упомяну что эти экспансии также описаны как Аишварья-майи (исполненные могущества и совершенства) и Мадхурья-майи (исполненные сладости).

Все 16 108 жен Кришны такие как Рукмини, Сатьябхама, Джамбавати, а также Сита, Лакшми на Вайкунтхе являются экспансиями Шримати Радхарани относящиеся к категории Аишварья-майи, то есть исполнены могущества и разнообразных совершенств. Тогда как Сама Радхарани а также Гопи Враджабхуми, относятся к экспансиям исполненным сладости - Мадхурья-майи.

Таким образом, Сатьябхама в Двараке, это не Сама Шримати Радхарани… Сатьябхама является лишь частичной *экспансией* Шримати Радхарани, относящаяся к категориям Вайбхава-пракаша и Айшварья-майи.

«Я предлагаю свои многочисленные поклоны лотосным стопам Шримати Радхарани, чьей частичной экспансией является Шримати Сатьябхама обитающая в Двараке». (Према-Виварта 3 глава)

В чем смысл существования подобного количества экспансий, и почему Шримати Радхарани Распространяет Себя во всех этих образах, доступно и красиво объясняется Шрилой Прабхупадой, в комментарии к следующим текстам из Чайтанья Чаритамриты. Ади-Лила гл 4. тексты 74-81. Читайте внимательно, вникайте и восхищайтесь :)

«У Господа Кришны есть три категории возлюбленных: богини процветания, царицы, а также пастушки Враджа — самые возвышенные из преданных. Все они берут начало в Радхе. Как все воплощения исходят из Господа Кришны — источника всего сущего, так и все возлюбленные Господа исходят из Радхарани. Богини процветания — это частичные проявления Шримати Радхики, а царицы Двараки — отражения Ее образа. Богини процветания представляют собой Её полные экспансии, принявшие облик вайбхава-виласы. А царицы имеют природу Ее вайбхава-пракаши. Что касается враджа-деви, то все они выглядят по-разному. Они — Ее экспансии, с помощью которых Она углубляет расу. Без большого числа возлюбленных раса утрачивает силу восторга. Вот почему у Шримати Радхарани так много экспансий, помогающих Господу в Его играх. Возлюбленные Господа во Врадже делятся на группы сообразно их умонастроению и особенностям расы. Они помогают Кришне наслаждаться сладостью танца раса и других развлечений.

КОММЕНТАРИЙ: Как было сказано, Кришна и Радха — это одна личность в двух формах. Они едины и неразделимы. Кришна предстает во множестве воплощений и полных экспансий, таких как пуруши. И точно так же Шримати Радхарани предстает во множестве образов: в образе богинь процветания, цариц Двараки и девушек Враджа. Все это полные экспансии Шримати Радхарани. Эти женские образы Кришны являются экспансиями, которые по своим категориям соответствуют экспансиям Вишну. Они подобны отражениям изначального образа. Между изначальным образом и его отражениями нет разницы.

Женские отражения энергии блаженства Кришны ни в чем не уступают Самому Шри Кришне. Полные экспансии Кришны называют вайбхава-виласами и вайбхава-пракашами, и такие же экспансии есть у Радхи. Богини процветания относятся к Ее образам категории вайбхава-виласа, а царицы Двараки — к образам категории вайбхава-пракаша. Наперсницы Радхарани, девушки Враджа, являются непосредственными экспансиями Ее тела. Воплощая в себе те или иные черты божественного облика и нрава Шримати Радхарани, они действуют под Ее руководством и помогают Господу Кришне в Его бесконечно разнообразных любовных играх. В духовном мире можно испытывать полное наслаждение благодаря царящему там разнообразию.

Божественные расы обогащаются присутствием большого числа участников, подобных Радхарани, которых называют гопи или сакхи. Шри Кришна черпает радость в разнообразии бесчисленных возлюбленных, поэтому, чтобы усилить блаженство Кришны, Шримати Радхарани — Его энергия наслаждения — распространяет Себя во множество форм. Трансцендентные любовные отношения Радхи и Кришны — это самые возвышенные игры во Вриндаване. С помощью экспансий Своего тела Шримати Радхарани позволяет Кришне наслаждаться танцем раса и другими подобными играми».

Ваш слуга, Радха Говинда Даса.

См. также другие материалы на нашем сайте:

Меню