Название: Бхагавата-Пурана. Её философия, этика и теология
Автор: Шрила Саччидананда Тхакур Бхактивинода
Издательство: М., Hansa Charity Publishers
Год: 2002
Форматы: pdf - 0.55 MB
Страниц: 41
Качество: отличное (оригинал-макет)
ISBN: 5−8155−0147−6
Данная книга представляет собой статью, составленная на основе лекции, прочитанной Саччиданандой Бхактивинодой Тхакурой в 1869 году в Динаджпуре и отредактированной Парамахамсой Шри Шримад Бхактисиддхантой Сарасвати Прабхупадой.
«Что такое "Бхагавата"?», — спросит европеец, впервые приехавший в Индию. Его спутник невозмутимо ответит: «"Бхагавата" — это книга, которую простолюдин из Ориссы читает на ночь немногочисленным слушателям. В ней содержатся дикие и непонятные мифы, предназначенные для людей, красящих свои носы желтой краской (глиной или землей) и все свое тело увешивающих деревянными бусами, надеясь тем самым обеспечить себе спасение». Другой его спутник, много путешествовавший по Индии, возразит ему, сказав, что «Бхагавата» — это произведение на санскрите, заповедей которого придерживаются представители одной секты, называющей себя Госвами. Они дают обычным людям-жителям Бенгалии мантры, и подобно Папе Римскому, отпускают грехи в обмен на пожертвования золотом в размере, необходимом для покрытия их расходов. Третий человек выскажет иное соображение. Молодой бенгалец, получивший образование в духе английского интеллектуализма и не знакомый с до-мусульманским периодом истории своей страны, станет утверждать, что «Бхагавата» — это книга, содержащая жизнеописание некоего Кришны, который был честолюбивымым и безнравственным человеком. Это все, что ему удалось узнать от своей бабушки до того, как он стал посещать школу. Таким образом, великая «Бхагавата» остается неизвестной для иностранцев, гостящих в Индии, подобно тому, как остается загадкой слон, о внешности которого пытаются судить на ощупь шесть слепцов. Однако Истина вечна и Ее не могут скрыть силы тьмы. Сама «Бхагавата» (1.1.3) утверждает следующее:
шука-мукхад амрита-драва-самйутам
пибата бхгаватам расам алайам
мухур ахо расика бхуеи бхавуках
«"Бхагавата" — это сочный плод, созревший на древе Мысли (Вед) и смешанный со сладостным нектаром, стекающим с губ Шри Шуки. "Бхагавата" — это храм духовной любви! О вы, благочестивые люди, спешите, жадно пейте амброзию "Бхагаваты", пока еще находитесь в материальном теле».
Шри Гаруда Пурана» также утверждает: «"Бхагавата" состоит из восемнадцати тысяч шлок. В ней — все лучшее, что можно найти в Ведах и "Веданте". Каждый, кто испробует Ее сладостный вкус, потеряет интерес к другим религиозным книгам».
Любой разумный читатель с наслаждением повторит этот гимн: «Бхагавата» — великая Книга Индии! Стоит вам проникнуть в Ее волшебную ткань, как вас немедленно унесет в царство духа, где нет места материи. Истинный последователь «Бхагаваты» — это духовно развитый человек, который уже разрубил временные узы проявленной природы и поместил себя в Тот мир, где вечно присутствует Бог и правит Любовь. Фундаментом этого великого произведения является Откровение, а здание Его покоится на Размышлении.
Для обывателя «Бхагавата» непонятна и лишена какого-ли-бо очарования, поэтому нам надлежит изучать Ее глубоко и тщательно, под руководством таких великих комментаторов «Бхагаваты», как Шридхара Свами, Шри Чайтанья и уполномоченные Им современники.
Великий проповедник из Надии, обожествленный Своими талантливыми последователями, говорит, что в основании «Бхагаваты» заложены четыре шлоки, полученные Вьясой от Нарады, самого образованного из живых существ. Чайтанья рассказывает о том, как Брахма прошел через всю материальную Вселенную в поисках изначальной причины мироздания, однако, не найдя ее нигде вне себя, обратил взор внутрь своего существа. Постигнув собственную духовную природу, он услышал голос Вселенского Духа, взывающего к нему с такими словами (ШБ, 2.9.31-34):
«О Брахма, Я открыл тебе знание о Себе и обо всех состояниях Моего бытия. Это знание сокровенно и предназначено для избранных. Поскольку ты — сотворенное существо, тебе нелегко понять Меня. Поэтому я наделяю тебя особой силой, необходимой для восприятия и осознания. Теперь ты сможешь ясно понять Мою божественную природу, Мои формы, Мои идеи, Мои энергии, Мои действия, их связи с временным, эфемерным проявлением, а также функции материального знания.
О Брахма, Я существовал еще до начала творения, до того, как были созданы материальные и духовные миры. Теперь, когда они проявлены, только Я один поддерживаю их и нахожусь внутри них в форме самого существования и истинности. Когда же все они уйдут в небытие, только Я останусь здесь, абсолютно самодостаточный и самоудовлетворенный.
Знай, о Брахма: все, что кажется реальным, но при этом не имеет связи со Мной, — ложно; это лишь порождение Моей иллюзорной энергии, подобной лучу солнца, проникающему в темную комнату».
Как объяснить в двух словах бездонный смысл этих стихов? Для того, чтобы понять их, необходимо прочитать весь «Шримад-Бхагаватам» от начала и до конца.
Некогда великий Вьяса, закончив редакцию Вед и «Упанишад», обобщил вселенскую историю в восемнадцати «Пуранах», взяв за основу факты, собранные им из письменной и устной традиций, затем составил «Веданта-сутру», и, наконец, написав «Махабхарату», великий эпос Древней Индии, стал размышлять над своими собственными теориями. И умудренный Вьяса, подобно Фаусту Гёте, увидел себя неспособным понять Истину.
Вьяса погрузился в медитацию, и только тогда в сердце своем обнаружил высшую духовную Природу; Абсолютная Истина явила ему Себя для его блага и для блага мира. Лицом к лицу столкнувшись с Реальностью, мудрец понял, что все его литературные труды нуждаются в пересмотре, поскольку в них нет Истины в Ее полном и неискаженном виде.
Шрила Бхактивинода Тхакур:
- Джайва-дхарма (Вечная религия души). В 2-х томах (М.: Философская Книга, 2002)
- Према Прадипа (М.: Философская Книга, 2005)
- Шри Чайтанья Шикшамрита (Нектар поучений Шри Чайтаньи) (М.: Философская Книга, 2004)
- Шри Харинама-Чинтамани. (Прекрасный, исполняющий желания, драгоценный камень Святого Имени) (М.: Философская Книга, 2001)
- Бхагавата-Пурана. Её философия, этика и теология (М., Hansa Charity Publishers, 2002)
- Бхакти-Таттва-Вивека (М., Шри Бхактиведанта Гаудия Матх, 2001)
- Шрила Рагхунатха дас Госвами - Манах-Шикша (Молитвы уму) с комментариями Шрилы Бхактивиноды Тхакура
- Навадвипа-дхама-махатмья (М.Философская книга.2001)
- Шри Брахма Самхита (с комментариями Бхактивиноды Тхакура)
- Рупа Виласа дас - Седьмой Госвами. Биография Его Божественной милости Шрилы Саччидананды Бхактивиноды Тхакура (1838-1914) (М.: Йамуна-Пресс, 2000)
- Шрила Бхактивинода Тхакур - Шаранагати (Полное предание себя Господу)
{jd_file file==456}