
В современном ИСККОН нередко встречаются семейные пары, которые открыто заявляют о своем намерении не иметь детей. Они говорят, что заключили так называемый «духовный» союз и будут сотрудничать друг с другом в преданном служении, не зачиная детей. Цель кажется возвышенной. Отказ обзаводиться потомством может иметь и другие, более приземленные, причины: недостаток денег, плохое здоровье, адская атмосфера городов, невозможность дать детям хорошее вайшнавское образование или просто нежелание терять свою свободу. Однако, какой бы ни была причина, по которой пара добровольно остается бездетной, подобная философия не соответствует вайшнавской и, еще шире, ведической традиции. Давайте вместе на основе шастр и наставлений Шрилы Прабхупады разберемся в этой теме подробнее.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ГРИХАСТХА-АШРАМ
«Семейная жизнь — это дети, жена, дом, все вокруг это понимают, почему же наши преданные смотрят на дело иначе?»
Фрагмент из письма Шрилы Прабхупады Мадхукаре, 4 января 1973 г.
Виновата ли женщина?
Прабху: Прабхупада не одобрял разводы. Не только потому, что это неблагоприятно для преданного служения, но и из-за того, что это [семья] один из принципов религии...
Родители, которые хотят вырастить брахмачари, должны помнить, что положение родителей - это раса и особое умонастроение, а не просто биологическая функция. Поэтому в шастрах говорится, что назначение родительской расы состоит в том, чтобы дать свои детям прибежище и вернуть их обратно домой к Богу. Когда дети растут дома под заботой родителей, они не задумываются о конечной цели. Зачем? У них есть все: еда, сон и т.д. Но когда родители отдают ребенка в руки учителя, тогда он начинает присматриваться к окружающему миру и задумываться о жизни. Как уже было сказано, существует пять уровней сознания, и он должен научиться видеть разницу между ними. Это вряд ли произойдет, если ребенок останется дома. В этом случае, он не сможет подняться выше уровня анамайи. Возможно, он достигнет уровня пранамайи, когда вырастет, да и то, только в том случае, если родители держали его в «ежовых рукавицах». Но не стоит забывать, что нам еще нужно подняться на уровень ананда-майи.
Предлагаем вашему вниманию первую часть беседы с ученицей Его Божественной Милости Бхактиведанты Свами Прабхупады — Пхалини матаджи. Ее муж — тоже ученик Шрилы Прабхупады, Харипада прабху. У них трое детей и шестеро внуков, которые воспитаны в сознании Кришны. Сегодня Пхалини матаджи и Харипада прабху приняли ванапрастху и с проповедью путешествуют по Индии. Мы познакомились с этой удивительной матаджи на фестивале «Шраванам-киртанам», проводимом учениками и доброжелателями Бхакти Викаши Свами Махараджа. На этом фестивале матаджи Пхалини дала несколько лекций для матаджи по книге «Матери и господа» Бхакти Викаши Свами и любезно согласилась дать интервью для русскоязычного сайта Махараджа.



