Амеятма дас - Обучение для ведического брака. Введение
Идея написать эту книгу появилась у меня во время путешествия в Лос-Анджелес. Когда-то я написал книгу под названием "Канйа Дайа", основная обязанность отца - выдать замуж свою юную дочь", однако я еще не издавал се. Я решил сначала внести некоторые изменения и добавления. Мне мешали заниматься этим другие важные дела, однако когда-нибудь я завершу ее доработку и она будет издана. Процесс выдачи дочери замуж согласно нормам ведической культуры будет центральной темой новой книги. Здесь же представлены все аспекты брака в том виде, в каком их давал Его Божественная Милость Шрила Прабхупада (в том числе отношения и обязанности мужчин и женщин, развод, повторный брак и т.д.). Книга будет хорошим пособием для любого преданного движения сознания Кришны, как собирающегося вступить в брак, так и уже состоящего в нем.
Однако, находясь в Лос-Анджелесе и разговаривая с некоторыми брахмачарини, я понял, что отсутствуют (или же их очень мало) организованные усилия, направленные на обучение незамужних девушек тому, как стать женой, находящейся в сознании Кришны и отвечающей требованиям ведической культуры.
В действительности, в ведической культуре не существует такого понятия, как брахмачарини. Шрила Прабхупада ввел на Западе этот ашрам, поскольку приходило много незамужних девушек, которые хотели жить в храме и практиковать сознание Кришны. Некоторые из них жили самостоятельно, или с друзьями, другие с родителями, но там была неблагоприятная для практики преданного служения атмосфера. Поэтому, из сострадания к этим девушкам, Шрила Прабхупада ввел ашрам брахмачарини.
С самого начала он видел цель ашрама брахмачарини в том, чтобы обеспечить условия для обучения девушек тому, как в сознании Кришны быть хорошей женой и преданной; а также поскорее выдать замуж незамужних девушек. Он хотел, чтобы все девушки были поскорее защищены посредством брака, но сначала их нужно было обучить. Однако идея обучения девушек тому, как стать добродетельными женами, соответствующими стандартам ведической культуры и обладающими сознанием Кришны, похоже, быстро исчезла из-за политики руководства храмов. Первая формальная подготовка ашрама брахмачарини началась в 1968-1969 годах. Однако спустя несколько лет, в связи с тем, что Шрила Прабхупада переводил все больше книг и подчеркивал, что обязанность каждого ученика — помогать распространять эти книги, многие незамужние девушки вышли на улицы выполнять его наставления и многие из них вполне преуспели в этом.
Распространение книг на улицах стало новым служением для брахмачарини, равно как и для ашрамов брахмачари. В этом нет абсолютно ничего неправильного. Шрила Прабхупада поощрял это занятие. Однако он никогда не прекращал проповедовать о необходимости для всех незамужних девушек поскорее выйти замуж . Но, как мне кажется, руководство храмов ИСККОН не понимало этого (или же не работало над этим должным образом). Во многих случаях руководство храмов полагало, что замужество уменьшит возможности девушки по распространению книг, считавшимся более высоким духовным служением, чем служение мужу или воспитание детей. Поэтому многие храмовые руководители пришли к своим собственным выводам, сводящимся к тому, что брак - это майа, что он нежелателен, поскольку ограничивает их возможности и мешает заниматься санкиртаной. На протяжении ряда лет руководство не приветствовало замужества юных девушек и направляло их внимание на занятие санкиртаной, поощряя заниматься только этим.
Изначальная цель ашрама брахмачарини - обучение девушек тому, как стать женами в сознании Кришны - была забыта. Насколько мне известно, ни в одном ашраме не были введены программы подобного обучения. Скорее наоборот, внимание, в основном, акцентировалось на санкиртане.
Мне хотелось бы быть правильно понятым - нет абсолютно никакой проблемы в отношении распространения книг Шрилы Прабхупады незамужними девушками. Шрила Прабхупада приветствовал это. Проблема в том, и он никогда не прекращал подчеркивать этого, что девушки должны обучаться и выходить замуж как можно скорее. Но соответствующее обучение вряд ли проводится в ашрамах нашего движения, и это является ошибкой.
Из частной беседы, записанной 2 апреля 1977 года в Бомбее (более подробно приводится дальше в этой книге):
Прабхупада: Женщина-брахмачари - это неестественно.
Тамала Кришна: Однако в наших центрах так много брихмачаринь; иногда их даже поощряют оставаться брахмачаринями.
Прабхупада: Нельзя делать этого. Как только представится такая возможность, они станут вйабхичарини (проститутками)... Женщины нуждаются в защите.
Тамала Кришна: Итак, вы не одобряете безбрачия женщины... когда она остается брахмачарини?
Прабхупада: Поэтому полигамия и позволялась. Пускай о трех женах заботится один муж.
С самого начала существования ИСККОН и основания ашрамов брахмачарини в 1968 году и до самого своего ухода в 1977 году Шрила Прабхупада не уставал подчеркивать, что незамужних девушек не нужно поощрять оставаться вне брака. Он лишь поощрял их выходить поскорее замуж. Он даже говорил, что мужчины могли бы брать себе трех жен с тем, чтобы у всех девушек была надлежащая опека.
Отговаривать от возможности скорейшего замужества (после предварительного обучения) - не то, чего хотел Шрила Прабхупада. В результате возникло много социальных проблем в ИСККОН. Не имея соответствующего обучения, девушки на самом деле не знают, как правильно общаться со своими мужьями; как следствие, немало браков преданных в нашем обществе неудачны. Неудавшийся брак означает, что потеряно и не туда направлено столь много энергии, которую лучше можно было бы использовать для распространения славы Кришны. И что еще хуже, направляются в ложное русло жизни многих детей, когда разрушаются их семьи.
Хотя поощрение девушек как можно дольше оставаться незамужними с тем, чтобы они могли посвятить себя исключительно распространению книг, и может показаться возвышенной и лучшей политикой, результаты ее воплощения таковы: большое количество распавшихся браков, огромная потеря энергии, которую можно было бы направить на проповедническую деятельность, возрастание числа детей, страдающих от многочисленных социальных проблем, связанных с разрушением их семей. В конечном итоге, проповедническая деятельность, умиротворенность и духовный потенциал нашего общества уменьшаются. То, что кажется лучшей идеей, в конечном счете, оказывается помехой для достижения наших целей.
Задача этой книги - показать, каковы наставления Шрилы Прабхупады в данном вопросе, доказать, что следование его принципам приведет к созданию более духовной атмосферы, которая станет в высшей степени благоприятной для проповеднической деятельности.
Я составил эту книгу для того, чтобы ее использовали брахмачарини для подготовки к замужней жизни.
Одним из ключевых элементов создания успешного ведического брака является обучение культуре. Шрила Прабхупада утверждал, что родители должны готовить свою дочь в первую очередь к браку. И подготовку эту нужно начинать уже с самого рождения. Подобное обучение нужно также и для брахмачарини - девушек, которые вступают в жизнь преданности позже и не имеют родителей- преданных, способных дать им такое образование. Довольно часто девушки не получают в ашраме никакой подготовки к браку, либо же они наслышаны о браке от других матаджи, слова которых не основываются на учении Шрилы Прабхупады. Единственное получаемое ими обучение - это то, что они запомнили на занятиях по "Шримад-Бхагаватам", прочитали из книг и услышали в лекциях Шрилы Прабхупады. Особой квалификации они не имеют. Когда эти девушки выходят замуж, отсутствие подготовки может иметь губительные последствия. Ведь большинство мужей-преданных ожидают от своих жен вполне определенных вещей, и чаще всего они не получают ожидаемого. Это может привести к неудовлетворенности, недоразумениям и конфронтации; в итоге - неудачный брак, заканчивающийся разводом.
Обучение в этой сфере необходимо также и мужчине, на совести которого столь важный груз - нести ответственность за жену и семью. Он должен быть обучен смотреть на всех женщин (за исключением своей жены) как на матерей. Это значит, что мужчина должен воистину питать уважение и сострадание ко всем женщинам. Мужчина, который получает соответствующее обучение, будет, конечно же, должным образом относиться к своей сознающей Кришну жене. Будущего мужа надо обучить тому, чтобы он стал для своей семьи сильным духовным поводырем. Однако эта книга посвящена вопросу обучения женщин. В книге же "Канйа Дайа” поднимаются вопросы подготовки как женщин, так и мужчин. Как мы увидим, наибольшая ответственность за то, чтобы сделать семейную жизнь благополучной, лежит на женщине.
{spoiler title=Амеятма дас - Обучение для Ведического брака. Как этого хотел Шрила Прабхупада (нажмите для открытия): opened=0}
- 01. Обучение для Ведического брака. Введение (Амеятма дас)
- 02. Основные принципы книги
- 03. Равенство душ и различия между мужчиной и женщиной. выполнение предписанных обязанностей - основа варнашрама-дхармы
- 04. Сознание Кришны предназначено для отречения. Зачем беспокоиться о браке?
- 05. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 1
- 06. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 2
- 07. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 3
- 08. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 4
- 09. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 5
- 10. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 6
- 11. Развод и повторный брак. Законы Ману
- 12. Из-за того, что не хватает ведического общества, могут возникать некоторые проблемы. Как с этим быть?
- 13. Вывод: для семейной жизни нужно обучение, причём заранее, желательно с раннего детства
- 14. Советы по устройству брака с точки зрения ведической культуры
- 15. Подготовка брахмачари к браку
{/spoiler}