Амеятма дас - Обучение для ведического брака. Глава Третья. Часть 5
Шрила Прабхупада поучает, что жена должна поставить себя пред своим мужем в положение служанки, подобно тому, как вели себя гопи перед Кришной. И тогда ее семейная жизнь и жизнь в целом станут благополучными.
Частная беседа, Лос-Анджелес, 23 июля 1975 года.
Прабхупада: В наше время женщину не обучают, как стать целомудренной женой. В этом недостаток цивилизации. Раньше женщину учили только тому, чтобы хранить верность своему мужу, и это все. "Нари-рупам пати-вартах" - "Красота женщины - в ее преданности мужу". И все... Если женщину учат не разговаривать ни с какими другими мужчинами за исключением своего мужа, в этом - её красота. Это увеличивает ее красоту и престиж. Таково ведическое знание.
Джайатиртха: В современном обществе этот стандарт нереален.
Прабхупада: Да, поэтому нет гармонии. Все страдают, несмотря на так называемое образование. Все несчастливы.
Раньше женщину учили только тому, как стать и оставаться верной своему мужу. Шрила Прабхупада хочет, чтобы женщины получали такое обучение - как стать целомудренными женами.
Уязвимое место современной цивилизации в том, что женщинам не дают подобного обучения. Красота женщины - в ее верности мужу. Ее нужно учить не предаваться легкомысленно разговорам с любым мужчиной, кроме своего мужа. Тогда ее духовная красота и престиж увеличатся. Это ведическое знание.
Данный момент, что женщину следует учить не быть словоохотливой с другими мужчинами, является чрезвычайно важным. Мне очень повезло, что Кришна дал мне очень целомудренную жену. Свободные беседы с юношами и мужчинами до и после замужества наиболее опасны. Юную девушку надлежит воспитывать застенчивой. Для нее привыкнуть разговаривать с юношами - значит утратить стыд. В таком случае, в соответствии с ведическими стандартами, девушка становится нецеломудренной. Шрила Прабхупада сказал, что из-за смешения юношей и девушек разрушатся все добродетели.
Если девушка привыкла до замужества свободно разговаривать с парнями, то и выйдя замуж она будет продолжать делать это. Она будет свободно разговаривать с мужьями других женщин и неженатыми мужчинами. В любом браке бывают периоды трудностей в общении между супругами. Может возникнуть какое-то разногласие, и жена может временно быть недовольной своим мужем. В таком состоянии, если она будет следовать своей плохой привычке свободно разговаривать с другими мужчинами, она привлечется ими. Ей может показаться, что она сделала ошибку, выйдя замуж, что муж является причиной ее проблем и что с другим мужчиной так легко найти общий язык. Она может запросто бросить своего мужа и сменить его на кого-нибудь другого. В результате, се дети будут страдать из-за разбитой семьи; как следствие - общество все больше деградирует. Важно, чтобы женщины обучались понимать стандарты целомудрия.
Это строго регулировалось Шрилой Прабхупадой. При жизни его и под его непосредственным руководством в 70-е годы в ИСККОН в этом вопросе недоразумений не было. Брахмачари и брахмачарини не разговаривали друг с другом, если не было необходимости что-то сказать ради служения. В храмах ИСККОН были запрещены и не терпелись свободные разговоры между незамужними девушками и парнями. Так печально видеть в наши дни, что во многих храмах и общинах молодежь (не просто второе поколение ИСККОН, а даже более молодые американские брахмачари и брахмачарини) не придерживается данного стандарта. Мне приходилось наблюдать, как прямо в храмах брахмачари и брахмачарини вели длинные беседы, будучи при этом без присмотра старших. А однажды во время проведения лекции но "Шримад-Бхагаватам" подростки, как я видел, свободно смешивались друг с другом и обменивались фразами прямо у входа в храм в Алачуа. Это очень печально, и я знаю, что Шриле Прабхупаде такое поведение молодежи не нравилось.
Иногда это переходит все границы. Например, я видел, как приблизительно 5-6 девушек (уже созревших для брака), лет по 13-16, сидели вместе и ели. К ним подошел парень (возможно, лет 15-16). И вот он сел в центре, начал смеяться и шутить. Все девушки хохотали и свободно разговаривали с парнем. Родители же девушек ничего не предпринимали. Подобным образом отреагировали и родители парня. К сожалению, и учителя, и руководство храма.
А что следовало бы сделать в такой ситуации, если бы мы серьезно отнеслись к наставлениям Шрилы Прабхупады? Что нужно предпринять, если мы серьезно относимся к следованию брахманическим стандартам? В данной ситуации отцу (или матери) любой из тех девушек следовало бы подойти к парню и прямо сказать ему, что в ИСККОН запрещено разговаривать парню или мужчине с любой матаджи, особенно если это незамужняя девушка, достигшая половой зрелости. Если бы обнаружилось, что парень все равно продолжает так себя вести в храме, тогда нужно было бы запретить молодому человеку посещать храм до тех пор, пока он не будет в состоянии контролировать себя.
А как следовало бы поступить руководству храма? Поддержать сделавшего замечание парню на все 100%; а если же от родителей замечания не последовало, то его должно было сделать руководство храма. Для политики храмов ИСККОН принципиально важно проводить в жизнь правила и строгие стандарты, которые Шрила Прабхупада давал своим последователям, членам нашего общества. Любой храмовый руководитель, который считает, что можно изменить стандарты, следовать которым учил нас Шрила Прабхупада, заслуживает того, чтобы его сместили с должности. Не следует поощрять любого члена ИСККОН практиковать выдуманный им образ жизни (тем более на территории наших храмов), если он не желает следовать стандартам Шрилы Прабхупады. Приветствуется посещение храмовых программ только в том случае, если есть намерение следовать правилам, которые нам дал Шрила Прабхупада (по крайней мере, находясь на территории храма).
К сожалению, не во всех общинах преданные поддерживают тот стандарт в общении между мужчинами и женщинами, который Шрила Прабхупада ожидал от своих последователей.
Во время моего пребывания в храме Лос-Анджелеса в 1995-1996 годах я как-то раз на лекции по "Шримад-Бхагаватам" упомянул, что брахмачариням и брахмачарйам вообще негоже общаться между собой. Я отметил, что когда ИСККОН возглавлял Шрила Прабхупада, такое общение было запрещено и его не терпели. В тот же день одна матаджи сказала мне, что я не нравлюсь брахмачариням из-за моих слов. Одна из них сказала, что если она не будет иметь возможности разговаривать и общаться с брахмачари, то, возможно, уйдет из храма. Боюсь, что если бы ИСККОН в то время руководил Шрила Прабхупада, то именно так и пришлось бы сделать девушке - уйти из храма, поскольку Шрила Прабхупада не пошел бы на уступку в этом вопросе. Я продолжаю рассматривать эту тему, поскольку, исходя из того» что я видел в некоторых храмах и общинах ИСККОН, считаю се наиболее проблематичной. И эта ситуация (но крайней мере, в США) нуждается в исправлении. Иначе, как сказал Прабхупада, все будет потеряно.
Утренняя прогулка, Майапур, 19 марта 1976 года.
"... Наша ведическая цивилизация говорит: "нари-рупам пати-вратам" - женщина красива, если она остается рабыней своего мужа ". В этом суть настоящей красоты, а не внешней миловидности. Насколько женщина стала подобной рабыне своего мужа, настолько она красива - так учит ведическая цивилизация... "нари-рупам пати-вратам". Красота женщины в том, насколько она преданна и послушна мужу. Ну, разве это очень трудно?"
Здесь описывается суть подлинной красоты женщины. "Нари-рупам" значит "красота женщины", "пати-вратам" - "быть верной, преданной", или, как говорит здесь Шрила Прабхупада, быть рабыней своего мужа. Целомудрие — вот истинная красота женщины.
Это факт. Если жена всецело предалась своему супругу и стала его служанкой, то тогда, независимо от состояния ее физического тела, она становится привлекательной для ума мужа. Ее отношение к служению главе семьи и преданность ему будут столь привлекательными для него, что он не будет озабочен ее внешностью, и будет сохранять свою семью. А если женщина и обладает очень красивой и привлекательной фигурой и очаровательным лицом, но не предалась мужу, домашняя жизнь становится для мужчины адом. Невзирая на внешность жены, супруг перестанет питать к ней привязанность и начнет в конечном счете искать свое счастье где-нибудь в другом месте. Семейная жизнь будет разбита.
Частная беседа, Балтимор, 7 июля 1976 года.
"Женщина должна уметь готовить пищу. Это ее естественная склонность. Женщин следует обучать, как вкусно готовить, как угождать мужу, как заботиться о детях. Это ведическая цивилизация. Вначале девочку всему этому обучает мать. Затем, выходя замуж (а раньше выдавали замуж в детском возрасте), девушки переходит под опеку свекрови. Там она получает дальнейшую подготовку. Потом женщина становится хорошей домохозяйкой, заботится о домашних делах, муже, детях, и дом оказывается счастливым. Что это еще за глупость - развод? В ведической цивилизации нет такой вещи, как развод. Нужно принимать того, кого дал тебе Бог в качестве мужа или жены. Люди ведической цивилизации не могли и помыслить о разводе, у них не было даже такой мысли. Жена может не соглашаться с мужем. Это естественно. Иногда мы можем не соглашаться с другими людьми. Однако и речи не может идти о разводе ".
И опять же Шрила Прабхупада говорит, что женщину следует учить хорошо готовить, угождать мужу, заботиться о детях. Ее нужно научить, как стать хорошей домохозяйкой, заботящейся о домашних делах, муже, детях. Тогда все в доме будут счастливы. Здесь есть один интересный момент: если девочку выдают замуж еще до достижения половой зрелости, она передается под опеку своей свекрови, и та продолжает обучение своей невестки домашней науке. Свекровь лучше всех знает, что любит и чего не любит будущий муж девушки. Итак, финальную подготовку девушке дает свекровь, она помогает стать наилучшей слугой будущего мужа. А женщина, отвечающая за ашрам брахмачарини, должна стать своеобразной обучающей свекровью для девушек, живущих в ашраме при храме.
Суть данного наставления состоит в том, что жена должна принимать любого мужа, которого дает ей Бог. Муж должен принимать любую жену, которую дает ему Бог. Вопрос о неприятии супруга не стоит. Вы просто принимаете то, что дал вам Кришна. Даже если муж не столь совершенен, не столь продвинут или имеет другие недостатки, до тех пор, пока он остается преданным Кришны, несмотря на его слабости жена должна принимать его и оставаться ему верной. И муж должен оставаться ответственным. Душа вечна, наша нынешняя жизнь представляет собой лишь один короткий фрагмент из бесконечного множества. Если в этой жизни вам достался “тяжкий крест”, то, как сказал Шрила Прабхупада в своем знаменитом изречении, просто извлеките максимальную пользу из невыгодной сделки. Терпите слабости своего мужа и оставайтесь покорной ему, тогда между вами не будет противостояния. В общем и целом ваша жизнь будет счастливее, нежели бесконечные разводы и повторные браки, рождение и повторное рождение.
Частная беседа, Чикаго, 9 июля 1975 года.
"Сейчас все обстоит иначе, но я говорю о ведических идеях.
Согласно им, женщина при любых обстоятельствах верна и подчинена своему мужу. Разве что муж сошел с ума или что-нибудь в этом роде, тогда она не обязана подчиняться ему. Такова ведическая культура".
До тех пор, пока муж находится в здравом уме, жена должна оставаться верной и подчиненной по отношению к мужу, которого дал Кришна. Иногда мужья, конфликтуя со своими женами, могут разъяриться. Однако остановитесь и задумайтесь: если бы жена была подчиненной и покорной, то разве муж ссорился бы с ней? Если бы жены не противоречили мужьям и отвечали им только сладкими словами, даже если это и трудно, то мужья не сердились бы на жен и не враждовали бы с ними.
"Шримад-Бхагаватам" 3.21.15, комментарий Шрилы Прабхупады:
"Кардама Муни мечтал о жене, близкой по складу характера, поскольку назначение жены - помогать мужу в его духовной и материальной деятельности. Говорится, что жена способствует осуществлению всех желаний мужа в сфере религии, экономики и чувственных наслаждений. Принято считать, что человеку, которому досталась хорошая жена, выпала самая большая удача. В астрологии удачливыми считают тех, у кого много денег, хорошие сыновья и хорошая жена. Из них больше всего повезло человеку, которому удалось получить хорошую жену. Прежде чем жениться, мужчина должен выбрать себе жену, близкую ему по складу характера, а не прельщаться так называемой красотой и другими привлекательными качествами, сулящими чувственные наслаждения".
Жена необходима большинству мужчин, поскольку она помогает мужу подчинить его стремление к чувственному наслаждению и способствует в его духовном и материальном развитии. Мужчина, получивший в жены женщину, подобную Девахути, или такую, которая поклоняется и служит своему мужу, как Лакшми служит Нарайане, является, вне всяких сомнений, наиболее удачливым.
Фактически все наставления относительно качеств и обязанностей женщины в ведическом обществе, которые мы находим в "Шримад-Бхагаватам" и учении Шрилы Прабхупады, исходят из концепции, состоящей в том, что во все времена женщина должна зависеть от покровительства мужчин, должна покоряться им. Если жена будет поклоняться своему мужу так, как Лакшми поклоняется Нарайане, то это наполнит жизнь в доме истинным согласием, обеспечивая таким образом условия для рождения возвышенных душ. Если семья живет в ладу, дети могут стать возвышенными. В результате на планете вновь может воцариться мир благодаря присутствию столь многих возвышенных душ.
Частная беседа, Вриндаван, 28 июня 1977 года.
"Вы видите, что в этом храме все юные девушки носят воду; утром приносят воду, убирают помещение, чистят принадлежности, одежду, принимают омовение, затем готовят пищу. Это их главное занятие. Дело же мужчин - зарабатывать деньги, ходить на рынок, приобретать необходимое. Дело женщин - вести домашние дела, заботиться о детях; этим они занимаются, А в наше время женщине, имеющей отца, старшего брата либо мужа, приходится зарабатывать себе на жизнь. Это великое оскорбление. Как только юная девушка получает разрешение общаться с юношами - все пропало...
А если в обществе растут хорошие дети, они станут ответственными людьми. Тогда в социуме не будет проблем. Все будет идти гладко...
{spoiler title=Амеятма дас - Обучение для Ведического брака. Как этого хотел Шрила Прабхупада (нажмите для открытия): opened=0}
- 01. Обучение для Ведического брака. Введение (Амеятма дас)
- 02. Основные принципы книги
- 03. Равенство душ и различия между мужчиной и женщиной. выполнение предписанных обязанностей - основа варнашрама-дхармы
- 04. Сознание Кришны предназначено для отречения. Зачем беспокоиться о браке?
- 05. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 1
- 06. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 2
- 07. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 3
- 08. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 4
- 09. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 5
- 10. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 6
- 11. Развод и повторный брак. Законы Ману
- 12. Из-за того, что не хватает ведического общества, могут возникать некоторые проблемы. Как с этим быть?
- 13. Вывод: для семейной жизни нужно обучение, причём заранее, желательно с раннего детства
- 14. Советы по устройству брака с точки зрения ведической культуры
- 15. Подготовка брахмачари к браку
{/spoiler}