Амеятма дас - Обучение для ведического брака. Глава Третья. Часть 1
Женщинам нужно понять, что согласно ведической культуре, их самая важная обязанность - создавать и поддерживать благополучную, мирную и счастливую домашнюю атмосферу.
Письмо Прабхупады от 6 февраля 1975 года.
"Мой дорогой Шри Говинда дас,
...Относительно обязанностей женщины: если она выходит замуж, то это совсем не означает, что она должна бросить всякое служение в храме или на санкиртане. Однако ей нужно следить, чтобы не пренебрегать домашними обязанностями ".
Здесь, как мне кажется, Шрила Прабхупада подразумевает, что выйдя замуж девушка не обязана автоматически прекратить свое храмовое служение или санкиртану; в случае необходимости она может сделать это. Но женщина должна следить за тем, чтобы её домашние обязанности были выполнены. Шрила Прабхупада делает ударение на домашних обязанностях жены, но он разъясняет, что женщине не всегда следует оставлять храмовое служение и санкиртану; если она может заниматься и семьей, и служением одновременно, это очень хорошо. Однако если женщина оказывается перед выбором: семья или служение, - она должна отдать приоритет своим домашним обязанностям.
Частная беседа, Вриндаван, 28 июня 1977 года.
"Дело мужчины - зарабатывать деньги, ходить на рынок, добывать необходимое для жизни, А дело женщины - вести домашние дела, смотреть за детьми, заботиться обо всем этом. И если у женщины есть отец, старший брат или муж, а она вынуждена сама зарабатывать на жизнь, то это большое оскорбление".
Дело женщины - домашние заботы. И она не должна работать вне дома, чтобы заработать на жизнь. Долг мужчины - обеспечить свою жену и семью всем необходимым. Это его обязанность. Жена или дочь не должны работать вне своего дома; если же они вынуждены так трудиться, го это является для них оскорблением. Шрила Прабхупада везде говорит (и его слова подтверждаются "Ману-самхитой"), что жена может привлекаться к помощи своему мужу в его работе. Это приемлемо и желательно. Муж должен хорошо содержать жену.
У женщины должны быть хороший дом, сари, пища, дети и так далее. Это ей должен предоставить муж при посредстве своей варны. Это равновесие, основанное на практицизме. Жене не следует клянчить у мужа еще денег; она должна с благодарностью принимать все, что даст ей Кришна. Однако муж должен прилагать честные усилия, чтобы хороню обеспечить жену и свою семью. Он должен зарабатывать деньги, чтобы приобретать на них то, что необходимо для жизни.
Письмо от 16 февраля 1972 года.
"Моя дорогая Чайа даси,
... Истинное занятие женщины - вести домашние дела..."
В "Шримад-Бхагаватам" (7 песнь, глава 11, стихи 25-29) Нарада Муни наставляет Махараджу Юдхиштхиру относительно качеств целомудренной женщины, а равно и её обязанностей в ведической культуре.
"Шримад-Бхагавагам", песнь 7, глава 11, стих 25:
"Служить своему мужу, быть всегда доброжелательной с ним, одинаково хорошо относиться к родственникам и друзьям мужа, следовать тем же обетам, что и муж - этим четырем принципам должна следовать целомудренная женщина ".
Комментарий Шрилы Прабхупады:
"Очень важно для мирной семейной жизни, чтобы женщина следовала обетам своего мужа. Любое несогласие с тем, что принимает муж, обязательно нарушит нормальное течение семейной жизни. В этой связи Чанакья Пандит дает очень ценный совет: "дампатйох калахо насти татра шрих свайам агатах". Богиня процветания сама приходит в дом, в котором супруги живут мирно. Женщинам следует давать образование в соответствии с принципами, указанными в этом стихе. Основной принцип для целомудренной женщины — быть всегда доброжелательно настроенной к своему мужу... Для того чтобы мир и счастье воцарились в материальном мире, нужно ввести институт варнашрамы. Следует определить признаки деятельности человека, и в соответствии с этим обучать его. Это обеспечит возможность духовного продвижения".
Этот стих утверждает четыре принципиальных качества, обладать которыми входит в обязанности целомудренной женщины. Важно отметить комментарий Шрилы Прабхупады. Он учит, что воспитание наших девушек (и женщин вообще) должно проводиться с учетом вышеперечисленных качеств. Для обретения мира и счастья в материальном мире нужно следовать системе варнашрамы. Нужно определить сферы деятельности каждого человека - мужа и жены; их определить легко. А затем в соответствии с этим обучать и готовить человека. И тогда духовный прогресс будет обеспечен. Служить своему мужу, всегда быть но отношению к нему доброжелательной, хорошо относиться к его семье и друзьям, следовать обетам, взятым мужем, - вот обязанности добродетельной женщины. Следовать обетам - означает поддерживать решения мужа, его желания, все его старания и никогда не противоречить мужу и не спорить с ним.
Если же в семье возникает какое-нибудь разногласие, жена должна взять па себя подчиненную роль, даже если она убеждена в своей правоте. Даже если мнение жены кажется логичным, она всегда обязана поддерживать позицию своего мужа. Другими словами, жена должна обеспечить отсутствие конфликтов в семье. Это ее долг - при возникновении разногласий уступить, чтобы не потревожить мир семейной жизни. Какая польза враждовать и спорить изо всех сил, чтобы одержать верх в каком-нибудь маленьком незначительном вопросе, если в результате этого разрушается весь брак? Если девушки смогут получать такую прекрасную подготовку, то их дома будут мирными. Когда в доме нет конфронтации, туда снизойдет и там поселится богиня удачи - Лакшми деви. И тогда домашняя жизнь будет мирной.
Матушка Гандхари, целомудренная жена царя Дхритараштры, дала нам надлежащий пример. Ее муж был слепым от рождения. Когда Гандхари была маленьким ребенком, она узнала, что будет его женой. И поэтому она закрыла себе глаза сложенной тканью, оставаясь добровольно слепой всю свою жизнь. Она сделала это для того, чтобы на самом деле всегда подчиняться своему мужу. Гандхари никоим образом не хотела почувствовать превосходство по отношению к Дхритараштре. Она показала всем женщинам истинный смысл покорности. Этим она отличается от современных женщин, считающих искусственное равенство очень важным и, подобно кошкам и собакам, затевающих борьбу со своими мужьями до горького конца, которым неизбежно завершится такой неправильно устроенный брак.
Как говорит Шрила Прабхупада: "Для того чтобы в материальном мире воцарились мир и счастье, нужно ввести институт варнашрамы. Следует определить сферы деятельности человека и в соответствии с этим обучать его”. Такова варнашрама. Нужно определить обязанности человека и дать ему надлежащую подготовку. Такую варнашраму следует ввести. Веды ясно предписывают вполне четкие роли для душ, воплощенных в телах мужчин и женщин. Это сделает семейную жизнь благополучной, а также успешной как духовно, так и материально.
"Шримад-Бхагаватам", песнь 7, глава 11, стихи 26 - 27:
"Целомудренная женщина должна красиво наряжаться и надевать золотые украшения для удовольствия своего мужа. Она должна всегда одеваться в чистые и привлекательные одежды. Она должна подметать и чистить дом с водой и другими жидкостями так, чтобы там всюду было чисто и опрятно. Она должна собирать все необходимые в хозяйстве принадлежности и следить за тем, чтобы в доме всегда пахло благовониями и цветами, и еще она должна всегда быть готова исполнить все желания своего мужа. Целомудренная женщина должна быть скромной и правдивой, владеть своими чувствами, ее речь всегда должна быть приятной; так она должна служить своему мужу в соответствии со временем и обстоятельствами ".
Жена должна красиво наряжаться, носить свои золотые украшения, чистые и привлекательные одеяния. Она может делать это и в другое время, например, когда идет в храм или на рынок, посещает семью и друзей и так далее. Однако в данном стихе особо отмечается то, что она должна так одеваться дома, даже выполняя домашние дела. Дело в том, что красиво одеваться ей следует не для того, чтобы другие мужчины испытывали к ней влечение, а для того, чтобы доставить удовольствие мужу. Таким образом, ее муж всегда будет испытывать к ней влечение. Шрила Прабхупада наставляет, что долг жены - поддерживать в своем муже привязанность к семейной жизни. Если жена будет поступать так, муж ее не откажется от выполнения обязанностей грихастхи.
Нарада Муни также поучает, что обязанность жены - содержать дом в чистоте и аккуратности, ежедневно подметая и моя ею. Еще жена должна всегда поддерживать в доме приятный аромат, пользуясь для этого благовониями и принося домой свежие цветы. Она должна всегда пребывать в покорном и хорошем настроении, быть готовой исполнить желания мужа.
Жена всегда должна быть скромной и сдержанной. Никогда не проявлять излишней агрессивности или настойчивости, ей нужно быть правдивой и контролировать свои чувства. И она должна всегда говорить своему мужу сладкие слова и с верой служить ему.
Эти наставления Нарады Муни являются ключом к созданию домашней атмосферы, которую не захочет покинуть ни один мужчина. Здесь утверждается мысль, что обязанность жены — сделать дом настолько привлекательным для своего мужа, насколько она сможет. Из учебника для индийских леди узнаем, что она должна касаться стон своего мужа и приветствовать его сложенными ладонями. Если у мужа сложились с женой такие отношения, что он всегда видит ее лицо улыбающимся и слышит от нее лишь сладкие успокаивающие слова, жена всегда красиво одевается, а дом чист, то ум мужа умиротворяется и он будет чувствовать себя счастливым со своей женой. Жене надлежит неизменно поддерживать решения своего мужа, всегда внимательно слушать то, что он говорит. И ей следует с радостью обслуживать мужа, стремиться выполнять его желания.
Какой мужчина когда-нибудь отвергнет такую чудесную и любящую жену и такую приятную домашнюю жизнь? Какой мужчина помыслит плохо обращаться с такой преданной женой? Вот почему добродетельное поведение жены является ключом к счастливой и мирной семейной жизни. Таким образом женщина может покорить сердце мужчины. Жена хочет, чтобы муж чувствовал к ней привязанность, и вот как она может добиться этого. Она никогда не должна давать мужу повод рассердиться на нее. Такова идеальная жена - та, чей дом будет всегда мирным.
"Шримад-Бхагаватам", песнь 7, глава 11, стих 28:
"Целомудренная женщина не должна быть жадной, но должна быть удовлетворенной при любых обстоятельствах. Она должна быть искусна в выполнении домашних дел и хорошо знать религиозные принципы. Ее речь должна быть приятна для слуха, она не должна говорить неправду, должна быть очень внимательной и всегда быть чистой и опрятной. Таким образом целомудренная женщина должна с любовью служить своему мужу, который не является падшим".
Комментарий Шрилы Прабхупады:
"В "Бхагавад-гите", однако, Господь говорит: "Негодяи, которые не предаются мне, являются низшими из людей". Слово "нарадхама" означает "непреданный ". Шри Чайтанья также говорил: "йеи бхадже сеи бада, абгакта-хина, чгара”. На преданном нет греха. Но непреданный, однако, является наиболее падшим и достойным сурового осуждения. Поэтому советуется, чтобы целомудренная жена не общалась с падшим мужем. Падшим мужем считают того, кто привязан к четырем принципам греховной деятельности: незаконному сексу, мясоедению, азартным играм и приему одурманивающих веществ. Если человек не является душой, предавшейся Верховной Личности Бога, то он считается нечистым. Поэтому целомудренной жене не рекомендуется служить такому мужу. Целомудренная жени не должна быть подобна рабыне, пока ее муж - "нарадхама ", самый низкий из людей. Обязанности женщины отличаются от мужских, все же целомудренная женщина не должна служить падшему мужу. Ей необходимо покинуть общество падшего мужа. Оставить общество своего мужа не означает, однако, что жена должна выйти замуж снова и так вовлекаться в проституцию. Если целомудренной женщине выпало выйти замуж за падшего мужа, она должна жить отдельно от него. Подобным образом муж может изолировать себя от женщины, которая не целомудренна в соответствии с описаниями шастр. Заключение таково, что муж должен быть чистым вайшнавом, а женщина — целомудренной женой со всеми надлежащими качествами. Так каждый из них будет счастлив и достигнет духовного прогресса в сознании Кришны ".
Целомудренная женщина должна быть довольна при любых обстоятельствах. Даже если муж становится бедным и не может хороню обеспечивать ее материально, жена должна оставаться довольной, скромной и сдержанной. Ей не следует выражать недовольство и винить мужа в неудачах. Она должна разбираться в домашних делах. Она должна быть сведуща в религиозных принципах, особенно касающихся качеств и обязанностей хорошей жены. И она должна всегда говорить приятные и правдивые слова. Жена должна быть внимательной, вдумчивой в отношениях с мужем, всегда опрятной и чистой телом, умом и сердцем. Так целомудренная женщина с большой привязанностью служит своему мужу.
{spoiler title=Амеятма дас - Обучение для Ведического брака. Как этого хотел Шрила Прабхупада (нажмите для открытия): opened=0}
- 01. Обучение для Ведического брака. Введение (Амеятма дас)
- 02. Основные принципы книги
- 03. Равенство душ и различия между мужчиной и женщиной. выполнение предписанных обязанностей - основа варнашрама-дхармы
- 04. Сознание Кришны предназначено для отречения. Зачем беспокоиться о браке?
- 05. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 1
- 06. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 2
- 07. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 3
- 08. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 4
- 09. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 5
- 10. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 6
- 11. Развод и повторный брак. Законы Ману
- 12. Из-за того, что не хватает ведического общества, могут возникать некоторые проблемы. Как с этим быть?
- 13. Вывод: для семейной жизни нужно обучение, причём заранее, желательно с раннего детства
- 14. Советы по устройству брака с точки зрения ведической культуры
- 15. Подготовка брахмачари к браку
{/spoiler}