Амеятма дас - Обучение для ведического брака. Глава Шестая
Вывод напрашивается сам, хотя для его применения необходимо приложить усилия. Содержимое этой книги, основанное на многочисленных цитатах Шрилы Прабхупады, направлено на то, чтобы подчеркнуть, почему и как должна жена покорно служить мужу и позволять ему занять в браке главенствующее положение. Вывод — применять в жизни поучения Шрилы Прабхупады. Это существенно важно для того, чтобы создать дружную семью и мирное общество.
Шрила Прабхупада говорил, что гармония в семейных отношениях достигается через обучение. Культура требует обучения. Если никто не учит вас, то вы должны учиться сами. Нужна самодисциплина.
Изучайте то, чему учил по данному вопросу Шрила Прабхупада, изучайте снова и снова. Вникните в это. А затем трудитесь над тем, чтобы применить эти знания на практике.
Разговор во время утренней прогулки, 10 июля 1975 года.
"Итак, наша политика должна быть такова: мы воспитаем в Далласе первоклассных мужчин и будем учить девушек двум вещам. Первое, как стать целомудренной и верной женой своему мужу, и второе, как хорошо готовить. Если девушки будут обладать двумя этими качествами, то я поручусь, что найду им хороших мужей. Я лично займусь этим... Нужны два эти качества. Девушка должна научиться, как приготовить очень вкусно пищу, и она должна знать, как стать целомудренной и верной мужу. Нужны только два эти качества. И тогда се жизнь будет успешной. Итак, попытайтесь достичь этого. Девушке достаточно иметь простое образование, знать азы. Все это чепуха: такое престижное, значительное, громкое образование, а потом девушка становится проституткой. Что это за образование? Для того чтобы стать проституткой, образование не требуется ”.
Здесь Шрила Прабхупада объясняет, как следует поступать в отношении наших дочерей (брахмачарини также могут извлечь из этого урок). Девушке следует научиться готовить на высшем уровне и покорно служить своему мужу. Он говорит, что если девушки смогут научиться этим двум вещам, то в таком случае он даст личную гарантию, что найдет им хороших мужей. Шрила Прабхупада даст свою личную гарантию. Чего еще может просить девушка, желающая иметь хорошего сознающего Кришну мужа?
Если мы будем обучать наших дочерей лишь этим двум вещам, то чистый преданный Кришны лично даст гарантию, что найдет им хороших мужей. Мы хотим найти нашим дочерям первоклассных мужей, либо же брахмачарини хотят себе найти их. Вот рецепт, как получить гарантию Шрилы Прабхупады в приобретении хорошего мужа.
Это просто. Это приходит, когда девушка обрела качества, делающие ее хорошей женой; и тогда Кришна и Шрила Прабхупада пошлют ей кого-нибудь, подготовленного в той же степени, что и она. Если вы не так подготовлены, то почему Шрила Прабхупада и Кришна должны посылать вам более квалифицированного мужа?
Девушкам следует понять, что предписанная обязанность для жены — хранить покорность и верность своему мужу. Таково наставление Кришны и Шрилы Прабхупады, время от времени столь разными способами повторяемое и высказываемое. К этому сводятся социальные обязанности жены, в этом ее долг и служение Кришне. Однако, как и при выполнении других обязанностей, мы не должны привязываться к результатам. Если в материальном отношении брак успешен, то это замечательно. Так или иначе, если мужчина и женщина выполняют свои обязанности как служение Кришне, тогда духовно они будут расти. Не следует привязываться к материальным результатам.
Хотите ли вы мирной и счастливой семейной жизни? Хотите ли вы иметь послушных и замечательно счастливых детей, обладающих сознанием Кришны? Говорится, что мать - это первый гypy в жизни человека. Она - первый учитель. Для того, чтобы стать идеальным учителем, нужно сперва стать идеальным последователем. Наилучший способ обучения - пример. Когда жена послушна своему мужу и обращается к нему со сложенными руками и в смиренном настроении, она своим поведением учит детей, как следует уважать старших.
Моя жена - из семьи индусов, и ей легче понять эти вещи. Однако она родилась в Южной Африке и получила образование западного образца. Она понимает, что все это правильно, но все же у нее возникают трудности с воплощением этого в жизнь. Не могу сказать, что она - идеальная жена, однако она совершила за последние несколько лет прогресс в этом направлении.
Как я упоминал в начале книги, здесь показан строго ведический стандарт идеального характера и поведения жены: считать мужа своим гуру-наставником и поклоняться ему, всегда быть послушной и занимать подчиненное положение, говорить ему только любезные добрые слова. Это достаточно трудновыполнимые указания для современных, взращенных на Западе раскрепощенных женщин. Как отмечали многие женщины, для них это сродни возвращению в мрачное Средневековье. Однако интересно отметить, что еще 80-100, даже 50 лет назад уровень разводов в той же Америке был очень низким. В то время жены все же как-то подчинялись мужьям, и большинство женщин были матерями и домохозяйками. Чем больше "свободы" получали женщины, чем более независимыми и непокорными становились, тем выше поднимался уровень разводов. В то же время в семье счастья остается все меньше, все большее количество детей страдает от последствий развала семей. Какая польза обществу от "эмансипации"? Говорят, что необходимо устроить жизнь женщин лучше. Цель - сделать жизнь более счастливой и мирной. Но пора очнуться. Ведь приходится судить о чем- то по плодам, которые оно приносит. Посмотрите на факты. Так называемое равенство породило как раз противоположный ожидаемому результат. Если вам нужна мирная и успешная супружеская жизнь, то, пожалуйста, примите к сердцу наставления Шрилы Прабхупады.
Обучение дочери
Родители должны учить свою дочь дома. Конечно, прежде всего нужно, чтобы сами родители понимали ведические принципы и соглашались с ними. Затем, важно помнить, что наилучшее обучение - на собственном примере. Мать дочери должна на практике показать, как надлежащим образом оказывать почтение мужу. К примеру, началом выражения уважения могут стать поклоны мужу, касание его стоп, обращение к нему со сложенными ладонями. Никогда не спорьте с мужем. Всегда любезно разговаривайте с ним вис зависимости от типа беседы. Служите ему, преисполнившись самопредания и покорности. Это наилучшая подготовка, которую может дать своей дочери любая мать. Такая подготовка доставит очень большое удовлетворение Шриле Прабхупаде.
Если мать девушки сама не в состоянии из-за своего несовершенства следовать этому, то в таком случае самым лучшим для нее будет по крайней мере хотя бы теоретическое признание того, что учение Шрилы Прабхупады и его наставления по данному вопросу правильны. Матери надлежит быть прямолинейной и абсолютно честной со своей дочерью и объяснить ей, что представляет собой идеальный стандарт, зачем девочке нужно принять его и почему у ее матери, проблема со следованием этому стандарту. Она может объяснить, что в молодости она не получила должного воспитании, поэтому ей трудно применять эти принципы.
В действительности, в какой-то степени моя жена соответствует этому описанию. Однако именно я объясняю все нашим дочерям, а жена поддерживает то, чему я учу их. Сейчас моей старшей дочери четыре с половиной года (на март 1997 года), и она понимает, что ее мать не всегда поступает "так, как надо".
На прошлой неделе у нас с женой возникло очередное противостояние. Мои старшая дочь подошла ко мне и сказала: "Послушай, питаджи! Я хочу тебе что-то сказать в соседней комнате". Я пошел за ней, а она сказала мне: "Питаджи! Я никогда не буду повышать голос на моего мужа. Матаджи не знает об этом. Это очень плохо. Я никогда ни по какой причине не буду кричать на своего мужа". Я крепко обнял дочку и сказал ей, что Кришна очень доволен ей, что она очень способная ученица. Я вернулся и рассказал своей жене, что она может гордиться своей дочерью. Наше воспитание детей работает. И это в действительности свело на нет противостояния. Теперь конфликты между нами случаются намного реже, они короче, а последствия их улаживаются намного быстрее. Моя жена медленно осваивает эти принципы на практике, хотя она знает, что бывает неправа, тем не менее, ей тяжело придерживаться этих установок все время. И я в какой-то степени могу войти в ее положение. Моя супруга перегружена хлопотами: она растит трех маленьких детей, и у нас нет многочисленной родни, которая могла бы помочь. Временами моя жена переутомлена. В такие моменты у нее не всегда хватает сил надлежащим образом вести себя.
В каком возрасте нужно начинать готовить дочь к будущему браку? Шрила Прабхупада говорил, что обучение культуре начинается с рождения. Как я упоминал, моей старшей дочери сейчас 4 с половиной года. Еще до того, как она начала разговаривать, я не раз говорил ей о том, что однажды я отдам ее мужу и она должна будет очень мило разговаривать с ним, служить ему, поклоняться его стопам, делать его счастливым, убирать его дом и научиться очень хорошо готовить для него. Я говорил ей, что это доставит очень большое удовлетворение Шриле Прабхупаде. Я считаю своим долгом время от времени разговаривать с ней на эту тему: не реже одного-двух раз в месяц, а иногда и чаще. Теперь, когда ей четыре с половиной года, девочка очень хорошо все это понимает. Ничто из этого не является для нее новым. Это все вполне естественно, ведь она слышала об этом всю свою жизнь. И я буду продолжать обучать ее таким вот образом. Я сейчас закладываю фундамент, чтобы моя дочь имела счастливую семейную жизнь. Я ее подготавливаю, чтобы Шрила Прабхупада и Кришна были обязаны помочь мне найти для нес подходящего молодого человека, который даст ей защиту и духовное руководство, которого она заслуживает.
Обретение культуры предполагает обучение. Квалификация сама по себе обычно не приходит. Всему нужно кропотливо и усердно учить детей: как отправлять естественные потребности, как разговаривать, как ходить, как читать и писать. Всему нужно учить, снова и снова повторяя одно и то же, объясняя, показывая на своем примере. Это касается и культуры. Почитайте детям то, чему учил Шрила Прабхупада. Обсудите это с ними. Читайте снова и снова, разговаривайте с ними, объясняйте. Будьте для них примером. Осуществлять правильное руководство и давать обучение своим детям входит в обязанности родителей.
Обучение для брахмачарини
Чем мы старше, тем труднее нам учиться чему-то новому; что уж говорить об обучении совершенно другой культуре со всеми се понятиями и системой взглядов! Это нелегко, однако возможно. Так делают мормоны. Все время к их вероисповеданию присоединяются новые люди, и мормоны обучают их многим нормам поведения. (Мормоны учат, например, что женщины должны подчиняться мужчинам). Главное в обучении девушек и девочек состоит в том, что наставления сперва нужно правильно понять и принять. Мы должны отдавать себе отчет в том, как это сделает нашу будущую жизнь счастливой и брак успешным. Это значит отбросить весь хлам, который мы усвоили за время нашей жизни, когда мы были непроданными. Отбросить весь вздор о том, что женщина должна бороться за равенство и равноправие. Как сказал Шрила Прабхупада, ученик должен предстать перед своим гуру как свежевытертая доска, чтобы гуру мог написать на ней настоящую истину. Примите то, чему учил Шрила Прабхупада; это очень точная наука. Изучите причины провала "освобождения" женщин, данные об уровне неудавшихся браков в наши дни. Поймите, что и как действует разрушительно и приводит к серьезным проблемам, ломает судьбы детей. Осознайте истинность изречения Шрилы Прабхупады, что причиной развода является женская глупость, проявляющаяся в том, что жена не считает мужа для себя авторитетом, не принимает подчиненного положения в общении с ним и ведении общих дел. Поймите необходимость следования ведической системе брака в соответствии с варнашрамой, затем меняйте и обучайте себя.
Что могла бы обрести матаджи, если бы ей пришлось пойти на эксперимент и чистосердечно следовать этой науке? Первое: она могла бы получить непосредственную милость Шрилы Прабхупады и Шри Кришны. Она могла бы получить счастливую семью на всю жизнь и крепкий брак, в котором согласие не разрушается распрями и спорами. Брак, в который придет сама Богини Процветания и в котором она останется жить. Матаджи обретет чудесных детей, которые будут расти в теплой и мирной семейной атмосфере.
А что ей пришлось бы потерять, следуй она этой науке? Несколько так называемых друзей, которые могут посчитать ее сумасшедшей. Однако эти “друзья” будут обречены на страдания, развод и повторный брак. Зачем же опускаться вместе с ними? И она могла бы приобрести друзей-единомышленников, которые поддержат её на ее пути к лучшей жизни. Матаджи утратит свой страх ослабить самооценку; ее самооценка возрастет. Она будет чувствовать себя очень хорошо, зная, что Кришна и Шрила Прабхупада довольны ею и что она учит своих детей наилучшим примером. Она почувствует себя хорошо, когда после ряда лет замужества сможет оглянуться и вспомнить лишь мирный и счастливый брак, в котором не было ссор и споров.
А чего матаджи достигнет, если не будет следовать этому? Вероятнее всего, ей предстоит жить более чем с одним мужем, а также и приемными детьми, поскольку одно замужество за другим будет заканчиваться адом развода. Может быть ее будет утешать осознание того, что ей не пришлось опуститься до уровня покорности какому бы то ни было мужчине. Ей будет льстить то, что в жизни она прочно стояла на ногах и требовала, чтобы к ней, женщине, относились так же, как к мужчине. Она будет довольна от того, что ей не пришлось склонить голову и коснуться стоп своего мужа-гуру. И это ощущение собственного превосходства будет подпитываться одобрением других разведенных и заново вышедших замуж матаджи, с которыми она дружит, что уж говорить обо всех приемных детях, с которыми она могла делить свою веселую жизнь. Знаете ли, второй муж приводит с собой двоих детей от первой жены в новую семью с третьей женой, однако он также усыновляет двоих детей первой жены и еще одного ребенка от второй жены, и женщине приходится знакомиться с ними всеми в качестве дважды мачехи. Затем, когда и этому браку приходит конец, ей приходится прощаться с ними. Третий муж приводит в дом еще пятерых детей - двух от первой жены, еще двоих от второй, и еще одного ребенка от пятой жены (дети же от третьей и четвертой жены живут со своими матерями). Может вы думаете, что такого не бывает?
К глубокому сожалению, бывает, и бывает как с преданными ИСККОН, так и с людьми за его пределами. В соответствии со словами Шрилы Прабхупады, причина всех этих подобающих животным занятий — неподчинение жён мужьям.
Если женщина не будет следовать ведическим принципам брака, то ей придется все потерять.
Как обучиться этой науке? Так как у вас нет отца, компетентного, чтобы давать наставления, вы должны читать и изучать то, чему учил Шрила Прабхупада. И нужно применять данные наставления на практике, если они запали вам в сердце и ум. Практиковать, подходя к своему мужу с добрыми словами на устах и сложенными руками. Практиковать, терпеливо перенося раздражительность мужчины. И так далее. Это может показаться необычным и даже странным, однако некоторые индийские фильмы преданности, например, "Рамаяна" или "Махабхарата", практически показывают, как жене следует приветствовать своего мужа и господина (прабху) со сложенными руками и соответствующим настроением покорности. Я советую это, поскольку у нас на Западе такое не практикуется. Ни наши матери, ни наши родственники - никто так не живет. У многих жителей Запада нет совсем никакого опыта подобного образа жизни. Они никогда не видели столь преданных жен. Даже в ИСККОН очень немного таких идеальных примеров. Поэтому индийские фильмы могут дать уроки, которых мы в жизни просто не сможем увидеть. Одна из таких лент - двухсерийный черно-белый фильм о Господе Чайтанье - была сделана в конце 50-х годов (это фильмы Нимай из Надии и Нилачала Махапрабху). Если у вас есть возможность посмотреть эти фильмы в видеозаписи, сделайте это и обсудите их с кем-нибудь, кто одобрительно относится к таким идеям; обсудите, что представляет из себя надлежащее настроение уважения к мужу и как научиться этому. После просмотра фильма "Ганди", снятого в начале 80-х, у меня появилась мысль предложить жене касаться моих стоп, чтобы наши дети научились делать это. В одной из сцен изображалось, как жена Ганди касается его стоп, затем то же самое делают его дети; и я понял, что это - важный элемент культурной подготовки, который я хотел бы привить своим детям. Позже, когда я находился в Индии, я видел выполнение этого обычая на практике. Это очень хорошая традиция, обучающая почитать старших. Она начинается с уважения к родителям. Жена учит детей этому, поклоняясь своему мужу-гуру.
К несчастью, большинство людей на Западе захочет остудить ваше намерение вести себя подобным образом. Поэтому может получиться так, что вам придется самостоятельно научиться этому и применять на практике.
Моя теща является очень хорошим примером покорной жены. Как-то мы пригласили ее на время к себе, чтобы она помогла моей жене Рагалекхе во время ее последней беременности. Теща пробыла у нас три месяца. На то время у нас с женой назрело достаточно крупное разногласие в одном вопросе. По некоторым причинам я не хотел менять своего мнения. Жена отказывалась смириться с этим и рассчитывала при помощи своей матери решить вопрос по-другому. Жена решила, что прибегнет к скандалу в присутствии матери, та станет на её сторону, и они вдвоем в конце концов заставят меня отказаться от своей позиции.
После того как жена устроила мне сцену, моя теща, которую с детства учили тому, как быть покорной своему мужу, не сказала мне ни слова (практически все, что она делала, - это улыбалась мне), но теща обрушилась на свою дочь. Она отругала ее и сказала, что ей очень стыдно за поведение дочери. Моя теща сказала Рагалекхе, что та никогда не должна повышать свой голос на мужа ни по какому поводу. Она отчитывала мою жену, говоря, что та никогда не должна неуважительно относиться к своему мужу.
Моя теща действительно хорошо ведет себя, она так прекрасно воспитана. Моей супруге есть чему учиться у своей матери. Мать Рагалекхи сказала ей то же самое, чему учил Шрила Прабхупада, поскольку моя теща в юности получила верное воспитание.
Моя теща (ее зовут Пуджари Харинарайан) сказала нам, что никогда не повышала голос на своего мужа, не спорила и не конфликтовала с ним. Лишь однажды, когда ее супруг собирался вложить все имеющиеся у них деньги в новую и рискованную деловую сделку, она таки вступила с ним в спор и очень плохо чувствовала себя в душе, когда вспоминала об этом позже. Однако это было только однажды.
Она никогда не посещала школу. Ее учили дома родители. Ее учили, что хорошая жена никогда не спорит со своим мужем, ни но какому поводу. (Мы также должны не просто учить девушку каким-то предметам, но готовить её к тому, чтобы стать хорошей женой).
Затем мать моей жены рассказала нам, как после свадьбы ее муж подумывал о том, чтобы уйти к другой. Он попал в плохую компанию и друзья познакомили его с девушкой. Они старались убедить его бросить жену (мою тещу) ради нес. Он носил с собой се фотографию. Моя теща как-то раз нашла её. Она пошла к сестре своего мужа выяснить, знает ли та, кто эта девушка на снимке. Сестра рассказала ей все как есть. На протяжении двух недель моя теща ничего не говорила своему мужу. Когда он находился дома, она старалась казаться счастливой и приятной. А затем сестра сообщила моему тестю, что жене все известно. Тот был поражен: неужели его жена знала, что он собирался бросить ее ради другой женщины? И она две недели ничего не говорила об этом? Почему она не рассердилась? Он признался жене в своих планах и задал ей эти вопросы. Моя теща сказала: "Что я могу поделать?" Ее всегда учили, что хорошая жена никогда не должна спорить или сердиться на своего мужа, невзирая ни на что. Она сказала мужу, что он ее господин, ее хозяин, она должна позволять ему делать все, чего бы он не пожелал, даже если муж хочет отвергнуть се и сделать вдовой. Это похоже на то настроение, которое питает к Кришне Господь Чайтанья: "Нет для меня иного Господа, кроме Тебя, и ты останешься им навсегда, даже если грубo обнимешь меня или разобьешь мое сердце, не появляясь передо мной. Ты волен поступать, как пожелаешь, ибо независимо ни от чего останешься для меня Господом, которому я поклоняюсь". Точно так, как учил Шрила Прабхупада, так же и моя теща поучала свою дочь. Хорошая жена не может говорить мужу ничего плохого. Она никогда не должна сердиться на него или выражать недовольство в его присутствии. Какой бы ни была ситуация.
Мой тесть сразу же понял, какую чудесную, абсолютно покорную и предавшуюся женщину он взял в жены. Природа мужчины такова (по крайней мере, того мужчины, у которого есть хоть немного хороших качеств), что если кто-нибудь приходит к нему полностью предавшись, он автоматически испытывает к такому человеку расположение. Она полностью зависела от его милости. Он увидел это. И что он мог поделать? Он не мог бросить такую всецело предавшуюся жену. Он устыдился даже того, что имел такие мысли. Муж сразу же отверг плохой совет друзей и прекратил всякое общение с другой девушкой. До конца своей жизни он оставался верным своей жене.
Умение моей тещи быть абсолютно покорной и предавшейся женой спасло их брак. В итоге у них родилось 10 детей, братья и сестры моей супруги, которые являются очень хорошими преданными. Итак, моя теща была расстроена поведением дочери. Ее огорчало то, что дочь не научилась правильно относиться к мужу. Если жена откажется спорить с мужем даже при решении чрезвычайно болезненных вопросов, то тогда в их доме не будет противостояния. Семейная жизнь будет ладиться. И в таком доме появятся хорошие дети.
Нам нужно понять, что это - идеальный стандарт, к которому следует стремиться. Если мы хотим обрести счастье, то нам нужно прилежно следовать ему в нашей собственной жизни.
{spoiler title=Амеятма дас - Обучение для Ведического брака. Как этого хотел Шрила Прабхупада (нажмите для открытия): opened=0}
- 01. Обучение для Ведического брака. Введение (Амеятма дас)
- 02. Основные принципы книги
- 03. Равенство душ и различия между мужчиной и женщиной. выполнение предписанных обязанностей - основа варнашрама-дхармы
- 04. Сознание Кришны предназначено для отречения. Зачем беспокоиться о браке?
- 05. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 1
- 06. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 2
- 07. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 3
- 08. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 4
- 09. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 5
- 10. Качества целомудренной женщины и обязанности жены. Часть 6
- 11. Развод и повторный брак. Законы Ману
- 12. Из-за того, что не хватает ведического общества, могут возникать некоторые проблемы. Как с этим быть?
- 13. Вывод: для семейной жизни нужно обучение, причём заранее, желательно с раннего детства
- 14. Советы по устройству брака с точки зрения ведической культуры
- 15. Подготовка брахмачари к браку
{/spoiler}