При установлении связи между варнашрамой и бхакти преданные часто цитируют Господа Чайтанью, отвергшего варнашраму как внешнее по отношению к бхакти.
«Господь Чайтанья указал, что варнашрама-дхарма была просто внешним (эхо бахйа). Господь Чайтанья хотел убедить Рамананду Райа в том, что просто с помощью исполнения обязанностей варнашрама-дхармы человеку не гарантировано освобождение». (ШБ 4.24.53, комментарий)
Однако Шрила Бхактивинода Тхакура утверждает (в Бхактйалоке), что Господь Чайтанья не отвергал варнашраму как способ общественного устройства. Шрила Бхактивинода цитирует ШБ 1.2.8: «Вся деятельность, которую осуществляет человек согласно его собственному положению, есть лишь в высшей степени бесполезный труд, если она не пробуждает в нем интереса к посланию Личности Бога».
Шрила Бхактивинода затем комментирует: «Из этого не следует делать вывод, что Чайтанья Махапрабху приказал отбросить варнашрама-дхарму. Если бы дело обстояло так, то Он бы не давал наставления всем живым существам посредством Своих игр о том, как совершенным образом следовать укладам грихастхи и саннйасы. До тех пор, пока человек имеет материальное тело, система варнашрама-дхармы должна соблюдаться, но она должна оставаться под полным контролем и господством бхакти. Варнашрама-дхарма подобна фундаменту для высшего долга человека. Когда человек созревает для исполнения высшего долга и достигает своей цели, тогда он постепенно отходит от варнашрамы. Кроме того, её [варнашраму] также отвергают во время смерти».
Даже до своего приезда на Запад Шрила Прабхупада много писал о важности варнашрама-дхармы. Однако, когда он стал подчёркивать необходимость ввести это в ИСККОН, некоторые его ведущие ученики выдвинули возражения, основанные на духовных учениях, которые они до этого слышали от Шрилы Прабхупады. Важная беседа относительно этого частично приводится ниже. Я прошу преданных милостиво прочесть это целиком, так как многие преданные сегодня, кажется, не осведомлены о видении Шрилы Прабхупады о варнашраме для ИСККОН.
Сатсварупа: Когда Рамананда Райа упомянул об этом [о варнашраме], Господь Чайтанья сказал, что в этот век установить варнашраму не представляется возможным.
Прабхупада: Да. Не представляется. Он не сказал «возможно». Эхо бахйа. [Из ЧЧ Мадхья 8.59: "Господь ответил: "Это внешнее. Ты лучше должен рассказать мне о каких-нибудь других средствах""] Чайтанью Махапрабху интересовала только духовная сторона жизни. У него не было понятия о материальной стороне. Он отверг материальную сторону.
Сатсварупа: Но почему бы нам не поступить так же?
Прабхупада: Нет, мы придерживаемся другой позиции. Мы пытаемся применить сознание Кришны во всем. И Чайтанья Махапрабху, лично Он принял саннйасу. Он полностью отверг материальное. Нишкинчана ["тот, кто не имеет ничего общего с этим материальным миром"]. Но мы не собираемся становиться нишкинчана. Мы пытаемся скрепить находящееся в бедственном состоянии… Это так же предписано «Бхагавад-гитой». Мы не отвергаем все общество. Чайтанья Махапрабху отверг все, эхо бахйа. Отверг, имеется в виду: «Меня это не особенно интересует». Бахйа. «Это внешнее». Его интересовало только внутреннее, духовное.
Но наш долг заключается в том, чтобы устроить так же и внешние дела настолько замечательным образом, чтобы однажды они [люди] с легкостью могли возвыситься до духовного уровня, мы должны вымостить дорогу. А Чайтанья Махапрабху, или другая личность такого же уровня, у них нет ничего общего с материальным миром. Но мы проповедуем. Мы проповедуем. Поэтому мы должны обустроить ситуацию таким образом, чтобы постепенно они могли возвыситься до духовного уровня, [после чего] необходимости [в варнашраме] нет.
Сатсварупа: В варнашраме нет необходимости.
Прабхупада: Нет необходимости. Чайтанья Махапрабху ее отверг: «Я не брахмана, не кшатрия, я не это и не то». Он отверг [варнашраму]. Однако в «Бхагавад-гите» сказано: чатур варнйам майа сриштам [БГ 4.13: В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия…»]. Итак, мы… проповедуем сознание Кришны. Это обязательно должно быть сделано (то есть варнашрама должна быть введена — прим. пер.)
Хари-Шаури: Но в своей практической проповеди Чайтанья Махапрабху занимался только тем, что побуждал их [людей] воспевать.
Прабхупада: Для обычного человека это невозможно.
Хари-Шаури: Что, просто побуждать людей воспевать?
Прабхупада: Хм?
Хари-Шаури: Он ввел только воспевание.
Прабхупада: Но кто будет воспевать? Кто будет воспевать?
Сатсварупа: Но если они не будут воспевать, то уж тем более они не будут проходить обучение в варнашраме. Воспевание — самое легкое.
Прабхупада: Воспевание будет продолжаться, но вы не можете ожидать, что люди будут воспевать как Чайтанья Махапрабху. Они даже не могут шестнадцать кругов повторять - и эти мошенники собираются стать Чайтаньей Махапрабху.
Сатсварупа: Да. Но если они, по крайней мере, будут воспевать и принимать прасад…
Прабхупада: Воспевание будет продолжаться. Оно не прекратится. Но в то же время, должна быть установлена варнашрама-дхарма, чтобы сделать путь более легким.
Хари-Шаури: Ну, по крайней мере, мое собственное понимание заключается в том, что воспевание было введено в век Кали, поскольку следовать варнашраме невозможно.
Прабхупада: Воспевание не будет остановлено, поскольку оно очищает ум.
Хари-Шаури: Поэтому было введено воспевание, чтобы заменить собой все другие системы типа варнашрамы и тому подобное.
Прабхупада: Да, воспевание может заменить [всё прочее], но кто собирается это делать? Люди… Люди не настолько продвинуты. Если вы попытаетесь имитировать воспевание Харидаса Тхакура, то это невозможно.
Сатсварупа: Мы говорим им, чтобы они продолжали работать, но и воспевали так же.
Прабхупада: Да. Тхакаха апанара кадже, Бхактивинода Тхакур. Апанара каджа ки. Чайтанья Махапрабху рекомендовал: стхане стхитах. И если они не остаются в стхана, тогда придет воспевание сахаджиев. Как, например, у сахаджиев тоже есть четки и …, но у них еще три дюжины женщин. Такого рода воспевание будет происходить. Как, например, наш ... (имя убрано). Он не был достоин саннйасы, но получил саннйасу. И его уличили в связи с пятью женщинами. Поэтому необходима варнашрама-дхарма. Просто показное шоу не пройдёт. Поэтому варнашрама-дхарму следует ввести по всему миру, и…
Сатсварупа: Ввести, начиная с ИСККОН?
Прабхупада: Да. Да. Брахманы, кшатрии. Должно быть регулярное образование.
Хари-Шаури: Но в нашем обществе, если… учитывая, что мы проходим подготовку как вайшнавы…
Прабхупада: Да.
Хари-Шаури: …тогда как же мы сможем провести разделение в нашем обществе?
Прабхупада: Вайшнав — это не так просто. Варнашрама-дхарма должна быть установлена, чтобы человек стал вайшнавом. Стать вайшнавом не так уж и просто.
Хари-Шаури: Да, это не дешевая вещь.
Прабхупада: Да. Следовательно, это должно быть сделано. Стать вайшнавом не так-то просто. Если бы стать вайшнавом было бы так просто, почему тогда так много [моих учеников] пало, пало? Это непросто. (Из беседы Шрилы Прабхупады 14 февраля 1977 года)
Хотя Шрила Прабхупада иногда утверждал, что варнашрама невозможна в нынешнюю эпоху, он также утверждал, что «Движение Сознания Кришны распространяется по всему миру, чтобы вновь установить систему варнашрама-дхармы и таким образом спасти человеческое общество от постепенного падения вниз к адской жизни». (ШБ 5.19.19, комментарий)
Согласование этих двух противоречащих друг другу утверждений найдено в следующем — в том, что варнашраму следует ввести «настолько, насколько возможно».
«… современная цивилизация не следует строго ведическим предписаниям. По этой причине, особенно я видел это в западных странах, практически не существует дома. Не существует домашнего счастья, потому что женщинам разрешают свободно иметь сексуальные связи и нет защиты. Они не замужем, нет мужа. Отец также не заботится. Как только девочка достигает пятнадцати, шестнадцати лет, она уходит. По этой причине я практически не видел дома, нет мира в западных странах. Это очень важно, чтобы мягкосердечная женщина, вама-свабхава, им следует давать защиту. Их нужно обучать, как стать верной женой, любящей матерью. Тогда дом будет очень счастливым, и без счастья мы не можем совершить какой-либо духовный прогресс. Мы должны быть умиротворены. Это предварительное условие. Поэтому, настолько, насколько возможно, Веды предписывают, что должно быть разделение общества, варнашрама». (Лекция Шрилы Прабхупады, 3 октября 1976 года)
Есть буквально множество цитат, в которых Шрила Прабхупада утверждает о необходимости и возможности установления варнашрамы и необходимости сознания Кришны, чтобы сделать это. Вот лишь ещё одна:
«Как только население занимает положение в варнашрама-дхарме, открываются все возможности настоящей жизни и успеха как в этом мире, так и в следующем». (ШБ 4.14.19, комментарий)
Источник: http://www.iskconvarnasrama.com/home/varnasrama-and-bhakti-2/
См. также другие материалы на нашем сайте:
- ИСККОН и Варнашрама-дхарма: невыполненная миссия (Равиндра Сварупа дас)
- Бхакти Викаша Свами - Не наговаривайте на варнашраму
- Шрила Прабхупада: Варнашрама должна быть введена (беседа с учениками, 1977 год)
- Шрила Прабхупада о коровах и сельском хозяйстве (Беседы)
- Шрила Прабхупада - Как вернуться к простой жизни и возвышенному мышлению
- Е.С. Бхакти Рагхава Свами Махарадж говорит о Дайви варнашрама дхарме
- Настоящая цивилизация. Выпускник гурукулы о Варнашрама-дхарме
- О системе варнашрама-дхармы (на основе объяснений Бхишмадева)