Сатсварупа: ...хотя они были подавлены.
Прабхупада: Революция означает, что они не удовлетворены.
Сатсварупа: Французская революция, Русская Революция.
Прабхупада: Дела у них шли не очень хорошо, поэтому постепенно она (система общественного устройства) разрушилась. Но если все развивается как надо, тогда люди будут счастливы. Они не будут восставать. Вы должны действовать таким образом, чтобы ваши граждане были удовлетворены во всех отношениях. Вы должны осознать, насколько необходимо, чтобы люди были удовлетворены. Именно по такому принципу должно быть устроено ваше правительство. Тогда революций не будет. Если народные массы удовлетворены, они не будут бунтовать. Но им неизвестен этот процесс. В условиях «демократии» простому человеку позволено голосовать. У него нет знания, и при это он голосует. Такого рода процедура голосования достойна наибольшего осуждения. Камара-бханги, дворник, был избран голосованием на пост министра обороны. Его профессия — подметать улицы, а сейчас он избран министром обороны, поскольку набрал необходимое число голосов. Многие бханги (неприкасаемые) проголосовали (за него): «Да, он — наш лидер. Он должен быть министром обороны». Вы должны поступать таким образом (голосовать). Это демократия. Его профессия — дворник, а его выбрали министром образования.
Хари-Шаури: Но, скажем, в Америке, они выдвигают аргумент о том, сейчас все образованы. В Америке...
Прабхупада: Что значит «образованные»? «Образованные» значит хиппи. Вот и все. Таково их образование. Они понятие не имеют, что подразумевается под образованием. Образование... Одному студенту университета сообщили: «В следующей жизни ты станешь собакой», так он на это ответил: «А почему бы и нет?» Вот вам образование. Разве это можно назвать образованием, если он с радостью соглашается стать собакой в следующей жизни? Это отсутствие образования, просто напрасная трата времени.
Сатсварупа: Но, по крайней мере, если имеет место крайняя эксплуатация со стороны царя или диктатора, поделать ничего нельзя. Но люди...
Прабхупада: Если все организовано должным образом, эксплуатации быть не может. К примеру, кшатрия должен быть обучен как кшатрия. Тогда он — (настоящий) царь. Не так, что какой-то бханги становится царем при помощи голосования. В этом заключается образование.
шаурйам теджо дхритир дакшйам
йуддхе чапй апалайанам
данам ишвара-бхаваш ча
кшатрам карма свабхава-джам (Б.Г. 18.43)
Он (кшатрий) должен быть очень могучим, очень сильным, крепко сложенным. Видели изображение Рамачандры? Мускулистое тело. Видите. Лакшмана. Кшатрии должны пройти подготовку кшатриев. Поэтому необходим колледж варнашрамы, чтобы дать образование тем, кто может стать брахманом, кто может стать кшатрием, кто может стать... Так что разделение должно быть. И, согласно качествам и деятельности, должно быть разделение ради сотрудничества. Существует целая структура. Они (ее) утратили. Они не знают. Все бханги, камары, шудры, за них просто голосуют. И все. Где же (профессиональная) подготовка?
Хари-Шаури: Но какой смысл иметь большое сильное тело, если сейчас они используют самолеты, танки и огнестрельное оружие?
Прабхупада: Это ваша напрасная потеря времени. Зачем (это надо)? Поэтому войны, бесполезные войны, не прекращаются, а такая масштабная битва, как на Курукшетре, была закончена за 18 дней. Это решение. А то так и продолжается постоянно — постоянные войны, напряженность, политика, дипломатия, речи, Парламент. Война не прекращается. Не прекращается. Так и будет продолжаться дальше. Как можно воспользоваться тем же самым примером: если относится к собакам как к собакам, они продолжат гавкать. Лай никогда не закончится. Так что перед нами — цивилизация собачьего труда, а не человеческая цивилизация. Поэтому войны не прекращаются. Где же конец? Война закончена? Нет, она продолжается, и будет продолжаться, поскольку они — собаки. Вы не можете заставить их не гавкать. Есть так много всего. Если мы последуем указаниям «Бхагавад-гиты», тогда весь мир... Это факт. Другое дело, как применить это на практике. Это факт.
Хари-Шаури: Дело в том, что даже яваны и млеччхи следовали кшатрийской системе во времена Кришны. Например, Джарасандха. Он полностью следовал кодексу чести кшатрия, хоть и был демоном. Но сейчас каждый... Никто не...
Прабхупада: Все шудры. Никто не является брахманом, никто не...
Хари-Шаури: Никто.
Прабхупада: За шудрами всегда необходимо присматривать. Им никогда не дают свободу. Как например, в Америке. Чернокожие были рабами. Они были под контролем. И поскольку вы дали им равные права (с белыми), они всегда доставляют самые большие беспокойства, нагоняют страх, они — (люди) бескультурные, и еще и пьяницы. Какую подготовку они прошли? Они добились равноправия? Лучше уж было бы держать их под контролем, как рабов, но обеспечивать в достаточной степени пищей, одеждой, но не более того. Тогда они будут удовлетворены.
Хари-Шаури: Если так и будет сделано, тогда как мы распознаем тех, у кого есть способности к образованию?
Прабхупада: Либо дайте им образование, либо держите их под контролем. Но (сейчас) вообще нет никакого образования, даже для белых. Поэтому мы подчеркиваем необходимость просвещения. Обучите определенную часть общества как брахманов, определенную как кшатриев и вайшьев. При такого рода образовании мы не проводим различий на том основании, что кто-то может происходить из семьи шудр. Получайте образование. Будьте квалифицированы. Тогда говорите. Но в голосовании нет необходимости.
Сатсварупа: Когда Рамананда Рай упомянул об этом (о варнашраме), Господь Чайтанья сказал, что в этот век установить варнашраму не представляется возможным.
Прабхупада: Да. Не представляется. Он не сказал «возможно». Ihа bаhya. Чайтанью Махапрабху интересовала только духовная сторона жизни. У него не было понятия о материальной стороне, Он ее отверг.
Сатсварупа: Но почему бы нам не поступить так же?
Прабхупада: Нет, мы придерживаемся другой позиции. Мы пытаемся применить сознание Кришны во всем. А Чайтанья Махапрабху, лично Он принял санньясу. Он полностью отверг материальное. Nishkincana. Но мы не собираемся становиться nishkincana. Мы пытаемся скрепить находящееся в бедственном состоянии... Это так же предписано «Бхагавад-Гитой». Мы не отвергаем все общество. Чайтанья Махапрабху отверг все, ihа bahya. Имеется в виду «Меня это не особенно интересует» Bаhya. «Это внешнее» Его интересовало только внутреннее, духовное. Но наш долг заключается так же и в том, чтобы устроить внешние дела настолько замечательным образом, чтобы однажды они с легкостью могли возвыситься до духовного уровня. Мы должны вымостить дорогу. А Чайтанья Махапрабху, или другая личность такого же уровня, у них нет ничего общего с материальным миром. Но мы проповедуем. Мы проповедуем. Поэтому мы должны повернуть ситуацию таким образом, чтобы постепенно они могли возвыситься до духовного уровня, после чего необходимость (в варнашраме) отпадает.
Сатсварупа: В варнашраме нет необходимости.
Прабхупада: Нет необходимости. Чайтанья Махапрабху ее отверг: «Я не брахмана, не кшатрия, я не это и не то». Он отверг (варнашраму). Однако в «Бхагавад-гите» сказано: чатур-варнйам майа сриштам (Б.Г. 4.13). Итак, мы... проповедуем сознание Кришны. Это обязательно должно быть сделано (то есть варнашрама должна быть введена — прим. пер.)
Хари-Шаури: Но в своей практической проповеди Чайтанья Махапрабху занимался только тем, что побуждал их (людей) воспевать.
Прабхупада: Для обычного человека это невозможно.
Хари-Шаури: Что, просто побуждать людей воспевать?
Прабхупада: Хм?
Хари-Шаури: Он ввел только воспевание.
Прабхупада: Но кто будет воспевать? Кто будет воспевать?
Сатсварупа: Но если они не будут воспевать, то уж тем более они не будут проходить подготовку в варнашраме. Воспевание — самое легкое.
Прабхупада: Воспевание будет продолжаться, но вы не можете ожидать, что люди будут воспевать как Чайтанья Махапрабху. Они даже не могут шестнадцать кругов повторять, и при этом эти мошенники собираются уподобиться Чайтанье Махапрабху.
Сатсварупа: Да. Но если они, по крайней мере, будут воспевать и принимать прасад...
Прабхупада: Воспевание будет продолжаться. Оно не прекратиться. Но в то же время, чтобы сделать путь более легким, должна быть введена варнашрама-дхарма.
Хари-Шаури: Ну, по крайней мере мое собственное понимание заключается в том, что воспевание было введено в век Кали, поскольку следовать варнашраме невозможно.
Прабхупада: Воспевание не будет остановлено, поскольку оно очищает ум.
Хари-Шаури: Поэтому было введено воспевание, чтобы заменить собой все другие системы типа варнашрамы и тому подобное.
Прабхупада: Да, воспевание может заменить (все прочее), но кто собирается это делать? Люди... Люди не настолько продвинуты. Если вы попытаетесь имитировать воспевание Харидаса Тхакура (то обнаружите, что) это невозможно.
Сатсварупа: Мы говорим им, чтобы они продолжали работать, но и воспевали так же.
Прабхупада: Да. Thаkaha аpanаra kаje, Бхактивинод Тхакур. Аpanаra kаja ki. Чайтанья Махапрабху рекомендовал: sthаne sthitau. И если они не остаются в sthаna, тогда придет воспевание сахаджиев. Как например, у сахаджиев тоже есть четки и …, но у них еще три десятка женщин. Такого рода воспевание будет продолжаться. Как например наш Гаурасундар. Он не был достоин саннйасы, но получил саннйасу, затем его уличили в связи с пятью женщинами. Поэтому необходима варнашрама-дхарма. Показная духовность нам не поможет. Поэтому варнашрама-дхарму следует ввести по вему миру, и...
Сатсварупа: Введена начиная с ИСККОН?
Прабхупада: Да. Да. Брахманы, кшатрии. Должно быть регулярное образование.
Хари-Шаури: Но в нашем обществе, в... учитывая, что мы проходим подготовку как вайшнавы...
Прабхупада: Да.
Хари-Шаури: ...тогда как же мы сможем ввести подразделения в нашем обществе?
Прабхупада: Вайшнав — это не так просто. Чтобы превратить человека в вайшнава, необходима варнашрама-дхарма. Стать вайшнавом не так уж и просто.
Хари-Шаури: Да, это не что-то дешевое.
Прабхупада: Да. Поэтому ее следует ввести. Стать вайшнавом непросто. Если бы стать вайшнавом было бы так просто, почему тогда столько (моих учеников) пало, почему столькие ушли? Стать вайшнавом непросто. Саннйаса предназначен для брахмана высочайшей квалификации. А просто одеться как вайшнав, это... (закончится) падением.
Хари-Шаури: Итак, система варнашрамы предназначена для каништх. Каништха-адхикари.
Прабхупада: Каништха?
Хари-Шаури: Когда человек еще находится на уровне неофита.
Прабхупада: Да, да. Да. Каништха-адхикари, да.
Хари-Шаури: Система варнашрамы благотворна.
Прабхупада: Каништха-адхикари означает он должен быть брахманом. Это каништха-адхикари. Духовная жизнь на уровне каништха-адхикари означает он должен быть квалифицированным брахманом. Это каништха. То, что почитается как очень высокое положение в материальном мире, брахмана, это каништха-адхикари (в духовной жизни).
arcаyаm eva haraye
pujам yah sraddhayehate
na tad-bhakteshu canyeshu
sa bhaktah prakritah smritah
Положение брахмана означает постепенное возвышение с материального уровня на духовный. А до уровня брахмана нет вопроса о том, чтобы стать вайшнавом.
Хари-Шаури: Нет вопроса о чем?
Прабхупада: О вайшнавизме.
шринватам сва-катхах кришнах
пунйа-Шравана-киртанах
хридй антах стхо хй абхадрани
видхуноти сухрит сатам (Ш.Б. 1.2.17)
Становясь брахманом, слушая, слушая, слушая... Или же благодаря слушанию, слушанию и еще раз слушанию человек становится брахманом. Другие качества, качества шудр, кшатриев, вайшьев означают (что образование заканчивается для них раньше). Тогда следующая стадия, srinvatah sva-kathah krishnah punya-sravana-kirtanah, hridy antah... Nasta-prayeshv abhadreshu. При помощи этого процесса, слушания... Не став брахманом никто не будет заинтересован в слушании. Затем, при помощи слушания, nashta-prayshv abhadreshu, abhadra, то есть низшие качества, страсть и невежество... Они есть низшие качества. Итак, nasta-prayeshv abhadreshu. Когда с этими низшими качествами почти полностью покончено, не полностью, но почти, nityam bhagavata-sevaya, слушая от Бхагаваты или благодаря служению духовному учителю и движению сознания Кришны -
нашта-прайешв абхадрешу
нитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке
бхактир бхавати наиштхики (Ш.Б. 1.2.18)
Тогда преданный достигает стабильности в преданном служении... Это преданное служение первой категории в саттва-гуне.
нашта-прайешв абхадрешу
нитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлоке
бхактир бхавати наиштхики (Ш.Б. 1.2.18)
тада раджас-тамо-бхавах (Ш.Б. 1.2.18). Когда человек утвердился как преданный, тогда его низшие качества, rajas-tamah, невежество и страсть, симптомами которых являются kаma-lobhаdayas ca ye, каma, похотливые желания, и жадность, половое желание, сильное половое желание или желание удовлетворять чувства, например, переедать, lobha, жадность — все эти вещи уходят. Nityam bhagavata-sevaya bhagavaty uttama... Когда человек обрел стойкость в преданном служении, tadа rajas-tamo-bhаvаh. Таковы rajas-tamo... Таковы симптомы rajas-tamo-bhаvаh. Tada rajas-tamo-bhavah kama-lobhadayas ca ye, ceta etair anaviddham (Ш.Б. 1.2.19). Все эти вещи больше не беспокоят ум. Sthitah sattve prasidati. Тогда он считается... Он пребывает в саттва-гуне. Такова совершенная брахманическая жизнь. Тогда он обретет удовлетворение. Prasidati. Таким образом, постепенно... Да, ввести варнашраму очень сложно, но по меньшей мере, должно быть хоть какое-то представление о ней. Как в университете, никто не собирается изучать высшую математику, классическую английскую литературу. Никто не собирается делать этого даже в вашей стране. Аудитории практически пустуют, но все-таки правительство не закрывает университеты. Расходы большие, но студентов нет, дохода нет. Поэтому профессора приходят к нам: «Дайте нам студентов». Вам об этом известно?
Сатсварупа: Профессора религиоведения.
Прабхупада: Чтобы то ни было, теоретическая наука...
Сатсварупа: Да. «Пришлите нам кого-нибудь из ваших людей.»
Прабхупада: Никого не интересуют продвинутые исследования. Люди хотят изучить технологию, чтобы
потом зарабатывать деньги. Вот и все. Таков их единственный интерес.
Сатсварупа: У нас в ИСККОНе человек становится брахманом через год. Это несложно. Каждый становится брахманом.
Прабхупада: Таково следствие воспевания. Воспевание очень быстро возвышает.
Хари-Шаури: А где же нам тогда ввести систему варнашрамы?
Прабхупада: В нашем обществе, среди его членов.
Хари-Шаури: Но тогда, если всех возвышают до уровня брахмана....
Прабхупада: Не всех. Почему ты понимаешь (меня) неправильно? Варнашарама, не каждый брахман.
Хари-Шаури: Нет, (не каждый) но в нашем обществе почти все поднимаются на этот уровень. Тогда может возникнуть вопрос, что...
Прабхупада: Это... Всех возвышают (до уровня брахмана), но они падают.
Хари-Шаури: Тогда нам следует сделать, чтобы было сложнее получить...
Прабхупада: Да.
Хари-Шаури: ...брахманскую инициацию. Через четыре или пять лет.
Прабхупада: (В этом) нет необходимости. Оставайся кшатрием. Будешь...
Хари-Шаури: Нет необходимости даже в брахманической инициации, тогда...
Прабхупада: Нет, нет.
Хари-Шаури: пока человек не...
Прабхупада: Нет, брахмана должен быть. Почему ты так говоришь, обобщаешь?
Хари-Шаури: До тех пор, пока человек особо...
Прабхупада: Да.
Хари-Шаури: ...не склонен.
Прабхупада: Не так, что шудра может силой стать брахманом. Вы не можете улучшить. Это невозможно. Но даже если он остается шудрой и действует соответственно, он обретет то же положение, что и преданный. Sva-karmana tam abhyarcya sam... (Б.Г. 18.46). Он достигнет совершенства. В настоящий момент идея такова: если он остается шудрой, он не может достичь совершенства. Нет. Даже шудра может достичь совершенства при условии, что выполняет работу шудры совершенным образом.
Хари-Шаури: Для Кришны.
Прабхупада: Поэтому зачем шудре искусственным образом становиться брахманом? Пусть они, пусть он остается шудрой, и если он строго следует правилам и предписаниям для шудр, тогда он будет так же хорош, как и брахмана. Тот же самый пример: моя голова так же важна, как и нога. Это не так, что поскольку она — моя нога, она менее важна, чем моя голова. И если вы попросите голову: «Выполняй работу ноги», - это невозможно. И если попросите ногу быть мозгом, это невозможно. Пусть мозг остается мозгом, а нога — ногой, и выполняет свои обязанности, тогда вы достигнете совершенства.
Сатсварупа: Сегодня вы говорили, что вайшнав — высочайшее положение, выше брахмана. Но затем мы так же поняли, что каждый в ИСККОН — вайшнав.
Прабхупада: Да. Каждый — вайшнав, даже если он не брахмана. Jivera svarupa haya nitya-krishna-dasa (Ч.Ч. Мадхйа 20.108-109). Но вы должны постепенно вывести его на уровень чистого сознания — «я — слуга Кришны». Здесь же (в материальном мире) все продолжают жить в рамках телесной концепции «я американец», «я индиец», «я это», «я то».
Сатсварупа: Но если в нашем Обществе мы заявим: «Шрила Прабхупада хочет, чтобы кто-нибудь был шудрой...»
Прабхупада: Нет, нет, нет. Я этого не хочу. Я хочу, чтобы каждый стал вайшнавом. Но поскольку он — шудра, его невозможно немедленно возвысить до уровня брахмана или вайшнава. Поэтому происходят падения. Поэтому должна быть система. Но даже если он остается шудрой, он — вайшнав.
Хари-Шаури: Что ж, нам придется полностью пересмотреть систему, которая есть у нас сейчас.
Прабхупада: Нет. То, что у нас уже имеется вполне приемлемо. Но, как мы видим на опыте, они падают. Долждно быть систематическое... Почему они падают? Поскольку он не подходил (для того положения, которое занимал), поэтому он пал. Лучше уж (ему) оставаться в его естетственном положении и стать совершенным. Зачем искусственно возвышать их? Нет необходимости. Кришна говорит... Принеси «Бхагавад-гиту». Sve sve karmаny abhiratah?
Хари-Шаури:
sve sve karmany abhiratah
samsiddhim labhate narah
sva-karma-niratau siddhim
yatha vindati tac chrinu
«Следуя естественным для него качествам деятельности, каждый может достичь совершенства. Сейчас услышь же от Меня, как добиться этого».
Прабхупада: Да. Он — шудра, клерк. Он может... Оставаясь шудрой, он может достичь совершенства. Зачем нам искусственным образом становиться брахманом и санньяси, а затем падать? Следует это прекратить.
Хари-Шаури: Итак, это зависит от наших людей, дающих рекомендации.
Прабхупада: Подобного рода рекомендация не очень хороша. «Библия» дает множество рекомендаций. Он не следует даже им (смеется).
Хари-Шаури: Следуя им... Итак, как же нам это реализовать? В настоящий момент у нас есть... Каждый президент храма может...
Прабхупада: Это допустимо. Там, где нет деревьев, касторовое дерево покажется очень большим. Вот что происходит.
Сатсварупа: Если нет деревьев?
Прабхупада: Вам известно о касторовом дереве, это такое растение? Оно не растет.
Сатсварупа: Маленькое.
Прабхупада: Маленькое. Итак, (там, где) нет баньянового дерева, (касторовое дерево) кажется очень большим, «О, какое большое».
Хари-Шаури: Я не понимаю аналогии.
Сатсварупа: При полном отсутствии деревьев даже маленькое дерево считается большим.
Хари-Шаури: Oй (смеется). Ну, скажем, как в Маяпуре у нас сейчас у нас ситуация...
Прабхупада: Нет, нет. Зачем? Зачем человеку прилагать усилия к тому, чтобы стать большим деревом? Здесь ясно говорится: если даже вы — маленькое дерево, вы можете достичь совершенства. Нам следует это принять.
Хари-Шаури: Так вот, в Маяпуре у нас сейчас такая ситуация, что многие... Прабхупада: Повсюду, где бы то ни было, В Маяпуре или где-либо еще. Вопрос в том, что здесь ясно говорится: sve sve karmany abhiratah. У брахмана есть свои обязанности, у кшатрия — свои, у вайшьи — свои, а у шудры — свои. И если он выполняет свои обязанности как следует, тогда он достигает совершенства. Так зачем искусственно называть его брахманом? Пусть выполняют, согласно шастре, работу шудры или вайшьи. Он достигнет совершенства. Ничто не препятствует достижению совершенства. Но зачем искусственно делать из него брахмана или санньяси, а затем он падает и становится посмешищем? Суть не в этом. Пусть лучше живет в том положении, которое естественно для него и обрести совершенство. Это хорошо. Выглядит замечательно. И это вполне возможно. Возможно. Varnasramacaravata purushena parah puman vishnur aradhyate (Ч.Ч. Мадхйа 8.58). Вишну, Господу Вишну, можно поклоняться совершенным следованием правилам и предписаниям четырех варн и четырех ашрамов. Здесь так же говорится, sve sve karmani. Работайте как совершенный брахмана или совершенный кшатрия, совершенный шудра — вы достигнете совершенства. Совершенство доступно в естественном для вас образе жизни. Зачем искусственно занимать неестественное для вас положение, падать и становиться посмешищем? Ничто не препятствует достижению совершенства.
Сатсварупа: Но в большинстве наших храмов, обязанности заключаются или в поклонении Божества, брахмана...
Прабхупада: Брахманы есть. Почему вы беспокоитесь по этому поводу? Можно найти брахмана, можно найти шудру. Зачем шудре искусственным образом становиться брахманом?
Сатсварупа: Чем шудры будут заниматься в храме большого города, во всех храмах?
Прабхупада: Зачем вы приводите в пример наши храмы. Я говорю о принципе.
Сатсварупа: Ага.
Хари-Шаури: Принципе, которому мы следуем. Мы просто думаем, как применить его на практике. Вы говорили о том, что варнашраму следует начать вводить с нашего Общества.
Прабхупада: Да, это очень масштабная идея. Сейчас мы говрим о некоторых из них, обучаем их. Это другой вопрос. В маленьких масштабах.
Хари-Шаури: Принцип, которому мы следуем.
Прабхупада: Да. В... Для большого масштаба это необходимо. В больших масштабах вы не можете сделать их всех брахманами и санньяси. Нет. Это невозможно. Это маленький масштаб. Какой процент населения мира мы контролируем? Весьма незначительный. Но если вы хотите сделать все человеческое общество совершенным, тогда это Движение Сознания Кришны должно быть введено согласно наставлениям Кришны, если вы хотите сделать это в больших масштабах для блага всего человеческого общества. Сейчас мы выбираем некоторых из них, самых лучших. Это другой вопрос. Но Чайтанья Махапрабху сказал: para-upakаra. Почему должно отдаваться предпочтение определенной части общества? Все люди получат благо от него (Движения Сознания Кришны). Тогда необходима система. Sve sve karmany abhiratah samsiddhim labhate narah. Para-upakara означает благо для масс, а не для какой-то отдельно взятой части общества. В таком случае мы должны ввести варнашрама-дхарму. Это обязательно должно быть сделано совершенным образом, это вполне возможно, и люди будут счастливы.
Сатсварупа: Для этого необходимо иметь большое влияние на общество...
Прабхупада: Да. Если лидеры общества согласятся. Они гавкают в ООН друг на друга подобно собакам. Им следует должным образом отнестись к наставлениям «Бхагавад-гиты». Тогда все будет в порядке. Они просто лают подобно собакам. Какая от этого польза? Какую пользу принесла людям ООН? Никакой. Так что если они на самом деле хотят мира вовсем мире, мирового единства, они обязаны принять формулу, данную Кришной. В этом заключается наш долг. Поскольку мы проповедуем сознание Кришны, наша обязанность — убедить их: «Вы по-напрасну растрачиваете время в попытках обрести единство ради блага человества... Примите это (наставления «Бхагавад-гиты) Вы будете счастливы.» Мы в безопасности. МЫ нашли прибежище у лотосных стоп Кришны. В этом нет сомнений. Но... Как например, Прахлада Махарадж. Он сказал: «Я очень счастлив. У меня нет проблем. Но я думаю обо всех этих мошенниках.» Tato vimridhdha-cetasa indriyartha: “Они сделали наслаждение чувств единственным смыслом своей жизни'' Indriyаrtha. "И ради этого, каких-то нескольких лет, они строят гигантские планы — как нам стать счастливыми?» А в следующей жизни стать собакой. Это рискованно. Поэтому нам, как сознающим Кришну людям, следует попытаться спасти их. Таков наш долг. Но нынешняя цивилизация идет в весьма рискованном направлении. Они не знают как работают законы природы, почему он станет собакой в следующей жизни. Он этого не знает. Mudho nabhijanati. Спасти народные массы от падения в круговорот рождений и смертей — благотворительная деятельность. Чтобы спасти их при помощи сознания Кришны, мы должны по крайней мере придерживаться этого идеала, варнашрамы. «Вот место для вас».
Хари-Шаури: Так следует ли нам пытаться ввести варнашраму в наших центрах в настоящий момент, или нет?
Прабхупада: Мы всегда будем стараться. Человеческое общество будет существовать всегда. Мы должны им служить, para-upakаra. Мы должны поддерживать их в должном состоянии.
Хари-Шаури: Я просто помню, как два или три года назад случилась одна вещь... Был издан памфлет, провозглашающий введение варнашрамы в нашем обществе, но ни чего из этого не вышло.
Прабхупада: Да. Тогда это было не своевременно. Сейчас вы можете кое-что сделать.
Сатсварупа: То было время, когда мы начали делать особый упор на создание ферм, когда Прабхупада сказал, что создавать все больше и больше ферм — идея вайшьи. Но больше ничего не произошло.
Прабхупада: Любое занятие важно. Занятие брахмана важно, кшатрия... Как например, тело. Голова важна, рука важна, живот важен. Их обязательно нужно содержать в порядке. Например, у меня проблемы, потому что мой желудок не работает. Пищеварение не очень хорошее. Так что, не смотря на то, что у меня есть мозг, рука и нога, я болею. Если любая из частей общества остается больной, страдать будет все общество. Поэтому они просто обязаны содержаться в порядке. Если с ногой возникла какая-то проблема, вы не можете сказать: «Не обращайте внимания на ногу. Позаботьтесь о мозге». Нет. Мозг будет истощен из-за боли в ноге. Такова природа. Поэтому все нужно поддерживать в порядке. Тогда все будет работать. Такова варнашрама. Они этого не знают. Иногда они делают особый упор... Коммунисты делают особый упор на класс шудр, а капиталисты — на живот (класс вайшьев) А как насчет головы? Как насчет рук? Поэтому все шиворот-навыворот. Везде неразбериха. Сейчас существует два класса людей — коммунисты и капиталисты. Коммунисты настаивают: «Нет. Нужно заботиться только о ногах.” Как это называется? Проли...?
Хари-Шаури: Пролетариат.
Прабхупада: Что такое пролетариат?
Сатсварупа: Рабочие.
Прабхупада: То-то и оно. Эти негодяи придают особое значение ногам, а капиталисты — производству. А где же кшатрии и брахманы?
Хари-Шаури: Ну, все они придают особое значение накоплению оружия. Они все придают особое значение...
Прабхупада: Задача кшатрия заключается не в этом. Это... Это... Нет, это описано. Кришна сказал... Он устроил битву (на Курукшетре) поскольку каждый из кшатриев собрал большие военные силы, как это происходит сейчас...
Хари-Шаури: Накопление.
Прабхупада: Хa. Поэтому Кришна (все) устроил: "Хорошо, соберитесь вместе и уничтожьте друг друга." поэтому все будет сделано таким образом, что все накопленное ядерное оружие будет уничтожено в следующей войне, Третьей Мировой. Все эти, все эти демоны будут уничтожены. Это не кшатрии, но демоны. Задача кшатрия — следить за тем, чтобы четыре сословия общества поддерживались в надлежащем порядке, а не только накапливать военные силы, становясь бременем для страны. Каждое государство тратит 75% бюджета на армию. А? Paritrаnaya sadhunam vinasaya ca duskritam (Б.Г. 4.. Так что они — демоны. Зачем тратить такие большие деньги на армию? Они не кшатрии. Они не кшатрии. Они — демоны. Демоны... Как только число демонов возрастет, начнется война и все они будут уничтожены.
Хари-Шаури: По крайней мере, если нам удастся ввести систему варнашрамы в нашем обществе, тогда, после того, как демоны уничтожат сами себя...
Прабхупада: По крайней мере... По крайней мере... По крайней мере они увидят: «Вот он, идеал».
Хари-Шаури: Да. В таком случае, если после этого случится война, ничего страшного.
Прабхупада: По крайней мере должен быть идеал. Чем мы и занимаемся.
Хари-Шаури: Это в большей или меньшей степени революционизирует наш стиль управления центрами. Если мы введем ее (варнашраму), это в большей или меньшей степени революционизирует стиль управления нашими центрами.
Прабхупада: Почему? Почему революция?
Хари-Шаури: Потому что в настоящий момент мы делаем исключительный акцент на том, чтобы просто создавать брахманов.
Прабхупада: Почему вы считаете «мы»? Почему не остальные так же? Таково (умонастроение) каништха-адхикари. Не только «мы». Na tad-bhakteshu canyeshu. Вы должны так же думать и о других.
Сатсварупа: Но люди не находятся в нашем распоряжении, чтобы их организовывать.
Хари-Шаури: Мы думаем о «нас» потому, что в настоящий момент у нас есть только наше общество, которое можно организовывать.
Сатсварупа: Мы не можем обратиться к массам и организовать их.
Хари-Шаури: Это невозможно практически реализовать в таком большом масштабе.
Прабхупада: Я не понимаю, о чем вы говорите.
Сатсварупа: Как например...
Прабхупада: Идеал. Мы даем идеал.
Сатсварупа: Но никто не слушает и не принимает за исключением нескольких...
Прабхупада: Ну так вы примите. Покажите им пример.
Хари-Шаури: Вот почему мы говорим «мы».
Прабхупада: Это «мы говорим» означает не то, что собираемся принять их (внешние обозначения варн), но просто подаем идеи. Мы не собираемся быть шудрами. Но покажите... Например, вы играете в спектакле. Играете роль царя. Но вы не царь.
Хари-Шаури: Да.
Прабхупада: Подобно этому, просто чтобы дать им представление, мы должны играть подобным образом.
Хари-Шаури: Ну, опять-таки, это...
Прабхупада: Но это не обязательно означает, что мы собираемся становиться шудрами. Об этом идет речь. Суть в этом. Мы — слуги Кришны. И это все. И, будучи слугой Кришны, мы долждны выполнять приказ Кришны.
Сатсварупа: Итак, мы можем идеально организовать сами себя, а что касается всех остальных, все что мы можем сделать, так это надеяться, что они последуют нашему примеру.
Прабхупада: Да.
Бхавананда: Показать на собственном примере.
Прабхупада: Пример. Например, когда здесь не было стульчака, Бхавананда выносил мои испражнения и мочу. Однако, означает ли это, что он — дворник. Он — санньяси-вайшнав. Подобно этому, аpani аcari' jive sikhaila. Чайтанья Махапрабху сказал: «Я не санньяси». Но Он принял санньясу. На самом деле Он — Сам Бог, так какой смысл Богу принимать санньясу? Но Он стал санньяси. (перерыв) Для того, чтобы служить народным массам, привести их к идеальному положению, мы долждны постараться ввести варнашраму, но не так, что мы собираемся быть кандидатами варнашрамы. Наша задача не в этом. Но чтобы научить их, каким образом мир может жить в мире, мы должны ввести варнашраму.
Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Беседа в комнате, Маяпур, 14 февраля 1977 г.