Недавно я получил письмо от православного участника одного из форумов.
Поскольку сам вопрос мне показался довольно характеристичным, я решил ответить на него более развернуто и разместить ответ на форуме, сохранив анонимность автора. Назову его Василием.
------------------------------------------------------------
Василий:
Скажите, как ваши родители отнеслись к вашему выбору, фактически отказаться от будущего и стать кришнаитом?
------------------------------------------------------------
Максим Осипов (Мадана-Мохан дас)
А Вы могли бы уточнить, от какого именно будущего я отказался, став кришнаитом? Тогда Вы и сами смогли бы понять, как к этому отнеслись мои родители.
------------------------------------------------------------
Василий:
Ну, например, от будущего: стать каким-нибудь олигархом, журналистом или, скажем, ученым, я думаю в детстве, вы и представить не моги, что станете последователем "какого-то Кришны"... Родители, наверняка, тоже имели определенные планы на вас.
------------------------------------------------------------
Максим Осипов (Мадана-Мохан дас)
Спасибо за ответ.
Несколько мыслей:
(1) Вы, наверное, согласитесь со мной, что вообще ЛЮБОЙ определенный и серьезный выбор в жизни автоматически отменяет или ограничивает все остальные.
Стань я, например, олигархом, у Вас было бы то же самое право спросить у меня: "А почему ты отказался от будущего журналиста, ученого или, скажем, кришнаита". Если бы я женился, Вы бы могли спросить: "А почему ты отказался от будущего в монастыре", а если бы я принял монашество, то Вы могли бы спросить: "А почему ты отказался от радостей семейной жизни".
Поэтому в такой формулировке Ваш вопрос имеет только один ответ -- потому что я человек, и выбираю то, что считаю для себя лучшим. Как, впрочем, и Вы сами.
(2) Своим вопросом Вы, похоже, подразумеваете, что серьезная духовная жизнь -- это менее полноценный выбор, чем коммерция, журналистика или наука.
Однако, если Вы действительно так считаете, тогда у меня вызывает недоумение Ваше самообозначение как "православный христианин", которое должно было бы обозначать прямо противоположное соотношение ценностей в Вашем мировоззрении.
(3) Если же Вы действительно верите, как и положено христианину, что ради серьезной духовной жизни человек имеет право пожертвовать всеми своими остальными планами на будущее и даже самой жизнью (как доказали многие христиане), ничего при этом не потеряв, -- тогда единственное объяснение Вашему вопросу заключается в том, что Вы считаете вайшнавизм (кришнаизм) неистинным духовным путем.
(4) Однако и это утверждение Вы не сможете обосновать ничем, кроме слепой веры в истинность одного лишь христианства. Поскольку все универсальные критерии истинности религии -- и огромное число святых, и элементы духовной практики, и морально-этические нормы, и философское богословие, и идеалы духовной жизни, и даже цель -- любовь к Богу -- у христиан и вайшнавов совпадают либо полностью, либо почти полностью.
(5) И, возвращаясь к Вашему вопросу -- даже сама Ваша предпосылка, что человек, посвятивший свою жизнь служению Богу, должен отказаться от всего остального, в принципе неверна.
Может быть, в христианстве это так и есть, но "Бхагавад-гита" -- основное писание вайшнавов -- учит прямо противоположному. А именно -- что человек может и ДОЛЖЕН продолжать исполнять свой профессиональный и общественный долг, просто посвящая плоды своего труда Богу и людям. Вся "Бхагавад-гита" -- это попытка Бога (Кришны) уговорить воина Арджуну не оставлять свой долг воина, но использовать его на правое дело, на защиту принципов справедливости, праведности и служения Богу.
Другими словами, человек вполне может быть бизнесменом, воином, ученым и журналистом, матерью или отцом, спортсменом или юмористом -- и при этом полностью посвящать свою жизнь и профессиональную деятельность служению Богу, которого мы называем Кришной. Более того, ради служения Богу он должен не просто выполнять свой долг -- но выполнять его максимально добросовестно и ответственно.
(6) Что касается меня -- то, даже "уйдя в кришнаитсткий монастырь" (в котором живу уже более 14 лет), я, помимо собственно духовной практики, параллельно окончил химический факультет Санкт-Петербургского университета, активно занимался журналистикой и изучением языков, изучаю и преподаю философию, участвовал в благотворительной деятельности в горячих точках, часто путешествую и проповедую, занимаюсь йогой и другими методами самооздоровления.
Как обещает Сам Кришна в "Бхагавад-гите" (9.27-28), тот, кто отказывается от греха и посвящает всю свою деятельность Кришне, обретает полное счастье в этой жизни, а после смерти попадает в царство Бога.
Так какого же будущего, по-Вашему, я себя лишаю? И о чем вообще Ваш вопрос?
>я думаю в детстве, вы и представить не моги, что станете
>последователем "какого-то Кришны"... Родители, наверняка, тоже имели
>определенные планы на вас.
Думаю, вообще очень редкие люди с самого детства знали, чем будут заниматься, когда вырастут. А те, кто знали об этом с детства, скорее всего, так и не выросли. :-)
Что касается родителей -- мне кажется, что по-настоящему любящие, заботливые, бескорыстные и ответственные родители вообще не могут и не должны иметь собственных планов на своих детей, кроме одного -- сделать их счастливыми и сделать для этого все, что в их силах. На мою удачу, Бог благословил меня как раз такими родителями, для которых мое благополучие и счастье значат гораздо больше, чем собственные на меня планы.
Да и потом -- можно ли дать счастье большее, чем вера в Бога?
С уважением,
Максим Осипов (Мадана-Мохан дас)
См. также другие материалы на нашем сайте: