Материальный мир полон страданий. Теоретически мы принимаем это, но в нашем уме есть возражения: «Может быть, это правда, но в моём случае должны быть какие-то наслаждения, по крайней мере, я чувствую, что я должен наслаждаться, у меня молодое здоровое тело, оно создано для наслаждений. Если не наслаждаться сейчас, то что делать? Лучше наслаждаться сейчас, когда же ещё? Подумать о духовных вещах можно и потом, а сейчас, пока есть возможность, нужно наслаждаться». У нас может быть такой протест в уме.
Но на самом деле это факт. И я сказал это утвердительно. Когда люди говорят утвердительно, другие обычно верят им, какой бы чепухой это ни было. Но то, что я говорю это уверенно, никак не влияет на факт. Если я говорю утвердительно, что Пуна – это столица Индии, вы можете и поверить, поскольку я сказал это с убеждением. Но тем не менее это не факт, это неправда. И каким бы уверенным вы ни были, правдой это не станет (если только, что маловероятно, столица Индии не переедет в Пуну).
Но мы должны говорить с уверенностью и убеждённостью. Мы должны быть в этом убеждены. Без этого убеждения и не начнётся наша духовная жизнь. Тот факт, что этот материальный мир полон страданий, сам по себе ещё не является духовным знанием. Это знание о материальном существовании, но это тот уровень, на котором начинает развиваться духовное знание. Поскольку пока мы пытаемся наслаждаться в этом материальном мире, мы не можем совершить никакого духовного продвижения. Так что мы должны это понять.
Это может показаться алогичным. <…> То есть противоречащим тому, что кажется очевидным. Кажется очевидным, что этот мир не полон страданий. Страдания есть. Но есть и счастье. Даже в «Бхагавад-гите» Кришна говорит о материальном счастье: те там бхуктва сварга-локам вишалам (9.21). Кришна говорит о вишалам, о величайшем счастье на Сварге, в райском мире. Кришна говорит, что есть счастье в этом материальном мире. Два термина часто употребляются вместе – сукха [счастье] и дукха [страдание]. Есть сукха в этом мире. Но далее Кришна говорит о двух главных качествах этого материального мира. Одно из них состоит в том, что этот мир дукхалайам ашашватам, место страданий, здесь всё временно. Так что необходимо понять базовый принцип, что этот мир полон страданий. И ашашватам – тот факт, что здесь всё временно (это можно отнести к категории дукхалайам – на самом деле одного слова дукхалайам достаточно). Здесь всё временно – это один из признаков страдания, главный признак. И Кришна подчёркивает это.
Поскольку даже если мы думаем «я счастлив», долго это не продлится. Материальное счастье никогда не чисто и не полно, оно всегда сопровождается беспокойствами разного рода, разными физическими и умственными страданиями. И по крайней мере где-то в подсознании мы понимаем, что это продлится недолго. Это действительно так. Тот, кто испытывал материальное счастье, страдает ещё больше. В «Бхагавад-гите» (2.34) Кришна говорит: самбхавитасйа чакиртир маранад атиричйате, для уважаемого человека позор хуже смерти. Тем, кто помнит о том, что он наслаждался, опыт страданий ощущается острее. В Пуне, одном из главных городов Индии, помимо среднего класса, которому нравится говорить о великом прогрессе Индии, есть также и большой подкласс очень бедных людей. Богатство среднего класса экономически основано на косвенной или прямой эксплуатации очень бедного класса. Так или иначе, это социоэкономический или политический факт.
Тот, у кого нет денег, у кого очень немного средств, в любом случае страдает, борется за существование. Но тот, у кого раньше было много денег, и затем он оказался в положении, когда у него совсем нет денег, страдает больше, чем тот, кто уже родился в такой ситуации. Мы не часто видим такое в Индии, потому что тут большие семьи (хотя и эта традиция сейчас уже сходит на нет), но в Америке есть много людей, у которых раньше были большие дома, престижная работа, своё дело, и которые всё потеряли, у них нет места даже для жизни, они могут ночевать под мостом, потому что это хоть какой-то кров. Они страдают очень сильно. Я говорю об этом в качестве примера того, что этот мир полон страданий. Даже если здесь есть счастье, оно предшествует страданию. Но тем, кто наслаждались больше, приходится больше страдать. Когда они были богаты, на самом деле они не были счастливы. Мы видим в индийской рекламе, как люди ездят на мотоциклах, они счастливы. Но в реальной жизни люди, которые ездят на мотоциклах, не выглядят счастливыми. И то же самое со всем остальным. Пьёшь «Пепси» и выглядишь счастливым! Ты можешь весь день пить «Пепси», но там нет ничего, что сделает тебя счастливым.
Это один фактор. Если люди, у которых было богатство, материальное счастье, теряют это, они очень сильно страдают. И другой фактор в том, что, как правило, если люди, имея возможность услаждать свои чувства, делают это благочестиво, постепенно они теряют свои благочестивые заслуги и падают с этого положения (слова пунья [благочестие] и папа [грех], возможно, скоро уйдут из хинди, потому что никто уже не знает, что это значит).
Итак, людям, которые совершают греховную деятельность, придётся страдать. Так что нам придётся страдать. Мы думаем, что мы наслаждаемся. Но в действительности этот мир полон страданий. Мы должны это знать.
Мы слышали это раньше, мы должны знать это, как факт. Это не просто индуистская вера: «Поскольку я индус, я знаю что-то из “Бхагавад-гиты”». (На самом деле сейчас это несовместимые вещи, раньше было так, но сейчас – что значит быть индусом? Я не буду застревать на этом вопросе. Это сложный вопрос). Но так или иначе это факт – этот мир полон страданий. Мы должны ясно это понимать. Этот мир представляет собой повод выйти из него. Мы не предназначены для того, чтобы существовать здесь.
Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Факты, о которых мы должны знать»
{spoiler title=Статьи и лекции Шрилы Бхакти Викаша Свами на vasudeva.ru: (нажмите для открытия): opened=0}
- Ответ на письмо о Матери Терезе (2013)
- Сознание Кришны индуизм или божественная культура. У единства в многообразии есть свои пределы (Салем, Индия, 28-29 марта, 2012)
- Идея, что нужно что-то изменить – это признак очень неудовлетворенного возбужденного ума (2013)
- В демоническом обществе очень трудно не пойти на компромиссы (2013)
- Независимость женщин приводит к появлению демонов, Шримад Бхагаватам 3.17.15
- Сознание Кришны – единственная надежда современного мира
- Женщина должна следовать за своим мужем
- Прабхупада не давал каких-то туманных лекций о любви, о сострадании, о мире
- Цель нашего Движения Сознания Кришны не в том, чтобы контролировать и собирать деньги
- Похоже, что вся культура развращена телевидением
- Отвратительное, ужасное, стало таким распространенным, что это никого не удивляет
- Просто невозможно представить, насколько бы сердился Прабхупада
- Несмотря на все неправильное, ИСККОН – единственная надежда на распространение сознания Кришны по всему миру
- Я знаю, что вам с трудом достаются эти деньги. Я ценю это
- Только Прабхупада мог говорить истину, а мы не можем?
- Не каждому выпадает привилегия мыть посуду Кришны
- Они хотели поймать Прабхупаду и через Прабхупаду доказать, что они лучшие преданные
- Лучше быть червем, но в сознании слуги Кришны, чем занимать положение Брахмы
- Одна луна лучше, чем тысячи других звезд
- Они пытаются все построить на психологической совместимости, но основа семейной жизни – это долг, дхарма
- Эталон нормального члена современного общества – это быть полным идиотом
- Что лучше, иметь много парней, тех, кто вас использовал или быть уважаемой женой и матерью?
- Лучше, когда детей больше
- Пожалуйста, слушайте Шрилу Прабхупаду
- Они не имеют представления о том, что такое святое поведение
- Они учат тому, как муж должен психологически приспосабливаться к жене, но это не работает
- Люди все больше погрязают в чувственных наслаждениях и не способны понять сознание Кришны
- Повторяйте 64 круга, а почему нет?
- Идея, что мы можем вести сознание Кришны на базе западной культуры – опасна
- Это целый синдром, когда люди начинают сознавать деньги и это становится целью жизни
- Все больше людей просыпается и понимает, что политики их обманывают
- Тогда они поняли: мы и есть те самые майявади
- Книги Прабхупады не соответствуют современным нео-майявадским идеям, которые говорят, что все равны и все хороши
- Прабхупада организовал киртан-мелу каждый день, начиная с 4.30 утра, как насчет этого?
- Шрила Прабхупада представлял учение Кришны смело, без компромиссов
- Не может быть и речи о мире
- Быть свободным делать все что хочется - это свобода животного
- Вы разумнее Энштейна
- Бхакти Викаша Свами - Если вы горды, вы не продвинулись даже на миллиметр в истинной духовной жизни
- Бхакти Викаша Свами - Ради удобств, которые вы можете позволить себе в городе, вы ломаете всю свою жизнь
- Бхакти Викаша Свами - Какие вы преданные? Вы преданные кого? Кали-юги?
- Бхакти Викаша Свами - Не верьте мошенникам, таким как Сай Баба. Изучите, и поймите, кто такой гуру
- Бхакти Викаша Свами - Шрила Прабхупада хотел учредить самодостаточные сельскохозяйственные общины, в центре которых - Кришна
- Бхакти Викаши Свами - Не нужно думать, что просто улыбаясь людям, вы будете продвигаться в сознании Кришны
- Бхакти Викаша Свами - Мы должны занимать ясную позицию и следовать принципам
- Прабхупада был очень доволен тем, кто проповедовал решительно и бескомпромиссно (Автор: Бхакти Викаша Свами)
- Бхакти Викаша Свами - Это пропаганда Кали
- Бхакти Викаша Свами - Такие преданные будут испытывать трудности
- Бхакти Викаша Свами - Кришна не сказал: «Арджуна, ты – индус, а я индуистский Бог. Почему бы тебе не поклоняться мне?»
- Бхакти Викаша Свами - Мы не музыканты, мы – бхакты Кришны
- Бхакти Викаша Свами - Не наговаривайте на варнашраму
- Бхакти Викаша Свами - Проблема в том, что это – не наше послание
- Бхакти Викаша Свами - Если вы даете деньги на сознание Кришны с хорошей верой, а кто-то злоупотребляет ими, они идут в ад!
- Бхакти Викаша Свами - Возникает вопрос: зачем мы инициацию тогда даем? Если человек живет в городе и просто ждёт милости Прабхупады
- Бхакти Викаша Свами - Кланяйтесь, пусть они привыкают к этому!
- Бхакти Викаша Свами - Когда свинья слышит сладкозвучную поэзию мисс поросюшки, она падает в обморок от очарования!
- Бхакти Викаша Свами - Не поддаваться на обман под вывеской сознания Кришны
- Бхакти Викаша Свами - В ИСККОН мы должны признавать авторитет Шрилы Прабхупады и его книг
- Бхакти Викаша Свами - История религий — это история расколов
- Бхакти Викаша Свами - Почему мужчины и женщины должны сидеть отдельно
- Бхакти Викаша Свами - Мы хотим широко распространить сознание Кришны, но именно сознание Кришны, а не что-то другое
- Бхакти Викаша Свами - Рецепт успеха в духовной жизни: следовать правильному процессу
{/spoiler}
{spoiler title=Книги Бхакти Викаши Свами на vasudeva.ru: (нажмите для открытия): opened=0}
- Купить книги Бхакти Викаши Свами можно здесь>>>
- Брахмачарья в Сознании Кришны (М., Йамуна Пресс Компани, 1993)
- Вамшидаса Бабаджи. Краткое жизнеописание святого-вайшнава (М.,Йамуна Пресс.1998)
- Воспоминания о Шриле Прабхупаде (Н.Новгород,2002.142с)
- Первые шаги к Кришне (Практическое руководство)
- ИНДИЯ. Паломничество по святым местам
{/spoiler}