Все страдают в этом материальном мире. Понимание этого является первым стимулом в духовной жизни. Если все страдают в материальном мире, почему это нужно понять? Это же очевидно. Солнце в небе – это не нужно как-то понимать. То есть вы можете, конечно, пытаться понять это с позиции спекулятивной науки, как и почему, но все равно это очевидно – солнце в небе. И если все страдают, то это должно быть так же очевидно каждому. <…>
Если вправду все в мире страдают, то почему нам нужно понимать это? Все должны, к примеру, есть пищу, и нам не нужно об этом задумываться и как-то это понимать (если вы, конечно, не какой-нибудь диетолог). Тогда почему мы должны это понять? Кришна приводит примеры страданий в материальном мире. Рождение, старость, смерть, болезнь – не единственные страдания, но это естественные формы дукхи. Человек, пребывающий в знании, видит это, слушая послание ученической преемственности. Мы видим старость, болезнь, смерть. Так почему же это вопрос знания? Почему же понимание, что это страдание, является вопросом знания? Очевидно же, что это страдание.
Ответ даётся в комментарии. Очень важным в данном стихе является словосочетание «гьяна-чакшуша». Люди, лишенные знания, не могут понять ни того, как живое существо оставляет свое нынешнее тело, ни того, какое тело оно получает в следующей жизни. Почему люди не понимают, что мы рождаемся снова и снова? Ответ в том, что мы теряем всякую способность постичь смену тела. Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите», ссылаясь на каму - материальные желания. Он говорит, что люди полностью сбиты с толку, и кама, то есть вожделение, уничтожает знание и понимание. Так что мы не понимаем, как мы перемещаемся из одного тела в другое, мы не понимаем, что это страдание. Может быть, есть люди, которые признают, что мы переходим из одного тела в другое. Но они не понимают, что это страдание. Опять же, гораздо раньше в «Бхагавад-гите» о них говорилось как о веда-вадарата – они признают, что перевоплощение существует, но они думают: «Как же мне наслаждаться из жизни в жизнь?» Это тоже своего рода глупость. <…>
Итак, этот мир – мир страданий. Мы можем сказать, что здесь есть также и счастье. Но счастье в этом мире сравнивается... Чтобы дать хороший пример, нужно сослаться на форму пытки, которая применялась раньше в Индии. Этот пример приводится в «Чайтанья-Чаритамрите». Можно предположить, что это была довольно популярная форма наказания. В «Чайтанья-Чаритамрите» она описывается как раджа-данда – правительственное наказание. Когда нужно было добиться от человека какой-то информации, его привязывали к доске, которая покоится на шарнире, голова у него в крайней позиции, затем его окунают в пруд и достают обратно. Голова окунается под воду, его там держат до того момента, когда он вот-вот сдохнет, затем его достают, он делает большой вдох, и его снова окунают. И так продолжается раз за разом.
Итак, счастье в материальном мире сравнивается с облегчением, которое человек испытывает, когда его достают из воды, чтобы он глотнул воздуха, а затем снова его окунают.
Также Шрила Прабхупада рассказывал историю про Гопала Бана. <…> Царь сказал своему придворному шуту: «Только что мне сообщили, что одна из моих жен родила мальчика. Я чувствую такое счастье! Гопал, ты должен сочинить стихотворение, чтобы выразить мое счастье!» Гопал сказал: «Да, такое счастливое событие. Такое же счастье человек испытывает, когда испражняется». Царь очень рассердился. Он был бы счастлив отрубить голову любому другому человеку, который сказал бы ему такое. Но шута нельзя наказывать – это его работа, ему все сходит с рук. Поэтому царь спросил: «Как ты можешь так говорить? Это же такое благоприятное событие!» Гопал ответил, что позже все ему объяснит. И через какое-то время, когда все уже забыли об этом случае, Гопал пришел рано утром в покои царя, разбудил его и сказал, что он должен прямо сейчас пойти с ним. Царь подумал: «Ну, раз он так говорит, значит, у него есть основания для этого». И Гопал повел его к реке, сел в лодку и начал грести. Через некоторое время царь попросил: «Ты можешь причалить к берегу?» «Нет, нет!» И так продолжалось некоторое время. Вскоре царь уже умолял: «Греби к берегу!» Но Гопал отказывался, мол, нет, нет, сейчас очень неблагоприятно причаливать к берегу, он приводил разные доводы. Только тогда, когда царь уже был готов выбросить Гопала за борт, они причалили к берегу. И царь опорожнил свой кишечник. Гопал сказал: «Ну вот видишь!» Счастье опорожнения кишечника… Такое же счастье испытывает тот, у кого был запор, а через 4, 5, 6 дней… О, вы молились Кришне: «Кришна, пожалуйста, помоги мне опорожнить кишечник!»
Итак, счастье в этом мире – это облегчение от страданий. Сколько мы можем страдать? Мы сидим здесь, удобно устроившись, но мы страдали до этого. Мы должны знать об этом. И мы будем страдать в будущем. Мы будем страдать, если не будем сейчас совершать сат-сангу. Иначе мы всегда страдаем в той или иной мере. Например, у меня болит сейчас спина. Я привожу вам пратьякша-праману, вот непосредственное свидетельство того, что происходит.
У меня был опыт. Это случилось в августе 1977 года или, может быть, в начале сентября. В Дели я жил в арендуемом доме, в здании, которое служило тогда храмом ИСККОН. И у меня был очень болезненный абсцесс. Я вообще не знаю, может ли абсцесс быть не болезненным, просто вам сообщаю. Я не люблю принимать антибиотики. Но вот-вот нарыв нужно было уже разрезать. Конечно, можно было подождать, когда он разорвется сам, но он уже созрел для того, чтобы его разрезать. В те дни мы не тратили денег без необходимости, если вообще были деньги, чтобы их можно было потратить. Поэтому я пошел в государственную клинику, и нарыв вскрыли скальпелем безо всякой анестезии. Я почти потерял сознание. Знаете такое состояние, когда голова кружится, и вы вот-вот упадете. Вот у меня так голова закружилась. Я вообще ничего не видел. Были какие-то разноцветные точки в глазах. Было ужасно больно. У меня до сих пор есть шрам, могу показать. И когда я шел назад, было страшно больно, и я знал, что от этой страшной боли не буду спать ночью (это было вечером) и еще, может быть, ночь после этого проведу без сна. И я подумал: «Это та боль, которую я буду испытывать из жизни в жизнь. Это просто часть жизни в материальном мире».
Многие люди приходят ко мне со своими проблемами: у меня такая проблема… Ну, тебе повезло, у большинства людей много проблем! И они рассказывают мне о своих проблемах, и иногда это может превратиться в целую «Махабхарату», они продолжают и продолжают рассказывать. Но мой стандарт таков: какой бы ни была ваша проблема, может быть еще хуже. Какой бы ни была ваша проблема, есть много людей в этом мире прямо сейчас, у которых гораздо худшие проблемы. Поэтому считайте благословением свои проблемы, как говорили мои ирландские родственники. Иными словами, примите свой жребий. Вы просто должны его принять, каким бы он ни был.
Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Сильные страдания – природа этого мира»
{spoiler title=Статьи и лекции Шрилы Бхакти Викаша Свами на vasudeva.ru: (нажмите для открытия): opened=0}
- Ответ на письмо о Матери Терезе (2013)
- Сознание Кришны индуизм или божественная культура. У единства в многообразии есть свои пределы (Салем, Индия, 28-29 марта, 2012)
- Идея, что нужно что-то изменить – это признак очень неудовлетворенного возбужденного ума (2013)
- В демоническом обществе очень трудно не пойти на компромиссы (2013)
- Независимость женщин приводит к появлению демонов, Шримад Бхагаватам 3.17.15
- Сознание Кришны – единственная надежда современного мира
- Женщина должна следовать за своим мужем
- Прабхупада не давал каких-то туманных лекций о любви, о сострадании, о мире
- Цель нашего Движения Сознания Кришны не в том, чтобы контролировать и собирать деньги
- Похоже, что вся культура развращена телевидением
- Отвратительное, ужасное, стало таким распространенным, что это никого не удивляет
- Просто невозможно представить, насколько бы сердился Прабхупада
- Несмотря на все неправильное, ИСККОН – единственная надежда на распространение сознания Кришны по всему миру
- Я знаю, что вам с трудом достаются эти деньги. Я ценю это
- Только Прабхупада мог говорить истину, а мы не можем?
- Не каждому выпадает привилегия мыть посуду Кришны
- Они хотели поймать Прабхупаду и через Прабхупаду доказать, что они лучшие преданные
- Лучше быть червем, но в сознании слуги Кришны, чем занимать положение Брахмы
- Одна луна лучше, чем тысячи других звезд
- Они пытаются все построить на психологической совместимости, но основа семейной жизни – это долг, дхарма
- Эталон нормального члена современного общества – это быть полным идиотом
- Что лучше, иметь много парней, тех, кто вас использовал или быть уважаемой женой и матерью?
- Лучше, когда детей больше
- Пожалуйста, слушайте Шрилу Прабхупаду
- Они не имеют представления о том, что такое святое поведение
- Они учат тому, как муж должен психологически приспосабливаться к жене, но это не работает
- Люди все больше погрязают в чувственных наслаждениях и не способны понять сознание Кришны
- Повторяйте 64 круга, а почему нет?
- Идея, что мы можем вести сознание Кришны на базе западной культуры – опасна
- Это целый синдром, когда люди начинают сознавать деньги и это становится целью жизни
- Все больше людей просыпается и понимает, что политики их обманывают
- Тогда они поняли: мы и есть те самые майявади
- Книги Прабхупады не соответствуют современным нео-майявадским идеям, которые говорят, что все равны и все хороши
- Прабхупада организовал киртан-мелу каждый день, начиная с 4.30 утра, как насчет этого?
- Шрила Прабхупада представлял учение Кришны смело, без компромиссов
- Не может быть и речи о мире
- Быть свободным делать все что хочется - это свобода животного
- Вы разумнее Энштейна
- Бхакти Викаша Свами - Если вы горды, вы не продвинулись даже на миллиметр в истинной духовной жизни
- Бхакти Викаша Свами - Ради удобств, которые вы можете позволить себе в городе, вы ломаете всю свою жизнь
- Бхакти Викаша Свами - Какие вы преданные? Вы преданные кого? Кали-юги?
- Бхакти Викаша Свами - Не верьте мошенникам, таким как Сай Баба. Изучите, и поймите, кто такой гуру
- Бхакти Викаша Свами - Шрила Прабхупада хотел учредить самодостаточные сельскохозяйственные общины, в центре которых - Кришна
- Бхакти Викаши Свами - Не нужно думать, что просто улыбаясь людям, вы будете продвигаться в сознании Кришны
- Бхакти Викаша Свами - Мы должны занимать ясную позицию и следовать принципам
- Прабхупада был очень доволен тем, кто проповедовал решительно и бескомпромиссно (Автор: Бхакти Викаша Свами)
- Бхакти Викаша Свами - Это пропаганда Кали
- Бхакти Викаша Свами - Такие преданные будут испытывать трудности
- Бхакти Викаша Свами - Кришна не сказал: «Арджуна, ты – индус, а я индуистский Бог. Почему бы тебе не поклоняться мне?»
- Бхакти Викаша Свами - Мы не музыканты, мы – бхакты Кришны
- Бхакти Викаша Свами - Не наговаривайте на варнашраму
- Бхакти Викаша Свами - Проблема в том, что это – не наше послание
- Бхакти Викаша Свами - Если вы даете деньги на сознание Кришны с хорошей верой, а кто-то злоупотребляет ими, они идут в ад!
- Бхакти Викаша Свами - Возникает вопрос: зачем мы инициацию тогда даем? Если человек живет в городе и просто ждёт милости Прабхупады
- Бхакти Викаша Свами - Кланяйтесь, пусть они привыкают к этому!
- Бхакти Викаша Свами - Когда свинья слышит сладкозвучную поэзию мисс поросюшки, она падает в обморок от очарования!
- Бхакти Викаша Свами - Не поддаваться на обман под вывеской сознания Кришны
- Бхакти Викаша Свами - В ИСККОН мы должны признавать авторитет Шрилы Прабхупады и его книг
- Бхакти Викаша Свами - История религий — это история расколов
- Бхакти Викаша Свами - Почему мужчины и женщины должны сидеть отдельно
- Бхакти Викаша Свами - Мы хотим широко распространить сознание Кришны, но именно сознание Кришны, а не что-то другое
- Бхакти Викаша Свами - Рецепт успеха в духовной жизни: следовать правильному процессу
{/spoiler}
{spoiler title=Книги Бхакти Викаши Свами на vasudeva.ru: (нажмите для открытия): opened=0}
- Купить книги Бхакти Викаши Свами можно здесь>>>
- Брахмачарья в Сознании Кришны (М., Йамуна Пресс Компани, 1993)
- Вамшидаса Бабаджи. Краткое жизнеописание святого-вайшнава (М.,Йамуна Пресс.1998)
- Воспоминания о Шриле Прабхупаде (Н.Новгород,2002.142с)
- Первые шаги к Кришне (Практическое руководство)
- ИНДИЯ. Паломничество по святым местам
{/spoiler}