К сожалению, я сейчас не могу достать учебников, которые были написаны по этому вопросу ранее, однако они, несомненно, содержали множество добрых советов относительно реалий повседневной жизни, с которыми сталкивается преданный, принявший на себя ответственность управляющего. Иногда преданные, которым приходится управлять большими группами людей, обращаются за помощью к книгам материалистов. Такие книги малопригодны для руководителей в сознании Кришны, так как управление движением Шрилы Прабхупады осуществляется в совершенно иных, по сравнению с движениями в «обычном» кармическом мире, условиях.
В своих письмах Шрила Прабхупада предупреждал учеников, находившихся на управленческих постах, что его Движение основано на проповеди и на ДОБРОВОЛЬНЫХ пожертвованиях тех, кто отозвался на зов шастр и посвятил свою жизнь Верховному Господу. Ни один карми не сталкивается с подобной ответственностью, так как в материальном мире за любое участие в каком-либо деле всегда ожидается вознаграждение в денежной форме или в форме имени, славы и известности.
Даже величайший альтруист в конце концов попадается в ловушку майи, уверовав в то, что он величайший друг и доброжелатель для всего человечества... просто ещё один «бог».
Поэтому первый урок, который нужно выучить любому руководителю в сознании Кришны, заключается в том, что он СЛУГА, а не господин тех, кто находится под его опекой. Он должен быть достаточно образован для того, чтобы понять, что он может защищать и направлять других только до той степени, до которой он сам защищен и направляем, другими словами, до той степени, в какой он связан с гуру-парампарой.
Ниже описываются лишь некоторые из качеств, необходимых ответственному преданному, который берет на себя неблагодарную задачу помогать тем, кто может даже не оценить его помощь. Для большинства людей отличать друзей от врагов — задача почти непосильная, а потому в замешательстве своем они склонны имитировать парамахамс и «равно смотреть на все и вся», при этом избегая «управляющего друга» и бросаясь в объятия улыбающегося обманщика.
Такова участь всякого проповедника, которому, в конце концов, приходится стать управляющим. Как сказал Шрила Прабхупада, управление следует за проповедью, как тень. Даже Шриле Прабхупаде пришлось бороться за то, чтобы передать управление другим, с тем, чтобы оставаться полностью на позиции проповедника. Но это оказалось невозможно. Кто пытается отделить проповедь от управления, те становятся ораторами без аудитории, а кто пытается управлять, не проповедуя, те превращаются в отчаянных одиночек, манипулирующих людьми, которые не хотят им подчиняться.
ПРОСТОЙ И ЧЕСТНЫЙ
В свете вышесказанного, руководитель должен быть в отношениях с другими преданными прост и честен. Двуличие и политические хитрости всегда приводят к нежелательным результатам, даже если на какое-то время кажутся единственно правильным решением. В конце концов, каждый искренний преданный вырастает в сознании Кришны до такой степени, чтобы осознать, насколько искренние наставления он получал, и до какой степени им просто манипулировали ради достижения определенных целей. Политической «прагматизм» всегда развращает лидера, а нередко и его последователей.