Что такое «любовь»?.. Люди, вроде, понимают это слово. Однако, снова и снова разочаровываясь в материальном мире в её отсутствии, её появлением на короткое время или вообще не такой, о какой мечтал (количественно и качественно), они задаются таким вопросом, пытаясь уяснить для себя, что же это такое. Такова реальность существования обусловленных живых существ, которые находятся под покровом иллюзии майи – манящей, но, в итоге, обманывающей ожидания. Материалистов и глупцов остаётся только пожалеть. В отличие от них, мы, будучи ваишнавами, уже давно должны знать объяснение этому удручающему феномену: материальный мир – не то место, где желаемую любовь можно найти. Об этом снова и снова говорят шастры и Ачарйи (в первую очередь, сам Шрила Прабхупада):
«Проповедь – это сущность». Удивительно, но факт – Шрила Прабхупада никогда не говорил этих слов. Несомненно, он придавал очень большое значение проповеди, но этот девиз придумал не он. Распространённый в ИСККОН девиз:
Книги – это основа,
Проповедь – это сущность,
Практичность – это принцип,
Чистота – это сила,
тоже не имеет непосредственного отношения к Шриле Прабхупаде. Тем не менее, назвать этот девиз спекуляцией будет не правильно, т.к. он не противоречит учению Шрилы Прабхупады и хорошо иллюстрирует его. Но брать этот девиз в кавычки и приписывать его Шриле Прабхупаде – довольно сомнительное действие, за которое можно и по рукам получить.
Любовь является высшей целью человеческой жизни. Все школы ведической культуры подготавливают сердце человека к тому, чтобы в него вошла любовь. Как любовь связана с йогой и медитацией? Об этом рассказывает Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж в лекции рядом с храмом Удупи-Кришны:
1. Классическое определение йоги как успокоение и опустошение ума. Как опустошение ума и сердца связано с любовью. Почему для того, чтобы любовь вошла в наше сердце, его надо опустошить. Почему в неочищенном капризном сердце любовь не удерживается долго.
Вспоминает Шримати Нараяни Матаджи…
В семь лет я начала читать много книг. Каждую неделю набирала книги в библиотеке и с большим аппетитом их поглощала. У меня была цель: перечитать всю библиотеку. Когда мне было десять, я поняла, что не имею ничего общего с Америкой. «Не знаю, с какой я планеты или из какой страны, но уж точно не из Америки». Я никогда не чувствовала, что Америка – мой дом. В шестнадцать я начала читать книги по йоге. Затем стала хиппи и встретила своего будущего мужа на Марше Мира. В те годы в Бостоне было сильное противостояние между властями и молодежью. Постоянно были стычки между полицейскими и хиппи. Мы с мужем поняли, что материалистичное общество – это тупик. У нас было желание совершить переворот, но мы понимали, что те, кто хочет перемен, и те, кто их не хочет, - одни и те же люди, поскольку желают одного: материалистичного образа жизни. Однажды мы с мужем прочитали, что нужно найти гуру, и начали поиски.
До этого я видела разных гуру, но все, что они предлагали, было неприменимо в жизни. Тогда мы жили в Бостоне, где было много разных гуру, и в одной газете прочли, что где-то в городе ежедневно проходят пиры любви. Мне очень захотелось посетить такой экзотический пир, и я уговорила мужа сходить туда. Это было в 1970 году. Атмосфера, царившая в храме, подсказывала мне: вот то, чего ты давно искала! Я призналась преданным, что хотела бы жить духовной жизнью, на что мне ответили: «Ты должна вкушать прасад, танцевать и петь святые имена Господа».
Это произошло вчера, 3 января 2019 года в 9:30 вечера в Алачуа, и все вокруг его ухода было удивительным. Нет сомнений, что все чудесным образом устроил Кришна для своего чистого преданного, и забрал его к Себе.
Калияпани прабху на мотоцикле, по 235 трассе, длинною примерно в 5км, возвращался домой (жил он возле храма) из «мужского клуба», где собираются старые друзья, прабху, ученики Шрилы Прабхупады, и обсуждают лилы Кришны, философствуют на духовные темы. По дороге в него врезается огромный грузовик, и Кальяпани прабху отлетает с дороги прямо во двор преданного, Дхармараджа прабху, который с семьёй живет у этой самой дороги.
Я лично знаю многих ребят, которые покинули ИСККОН. Ушли по разным причинам: кто-то разочаровался в менеджменте, кого-то обидели, поменялись приоритеты в жизни, привлекла другая духовная организация, устал жить в аскезах и целибате, разочаровался в своих силах, подженился, или же погрузился в свой бизнес, карьеру, творчество… а кого-то оторвали от храмовой кормушки и выгнали, и т.д. и т.п. Большинство из них сделали какие-то свои выводы и тихонько ушли, решив, что это больше не для них. Столько причин можно найти, чтобы уйти из ИСККОН. Тут главное понять, что это нормально! Разве такое не происходит в других организациях? Я умоляю вас – да, на каждом шагу. Во всей истории человечества вы не найдете ни одной идеальной организации, в которую не приходили бы обычные люди со своими «тараканами». А как все знают, тараканы быстро плодятся.
У каждого есть свое суверенное право выбора. Кришна уважает его и с незапамятных времен предоставляет каждому неограниченные возможности для осуществления этого выбора. Кришна никого насильно не держит. Поэтому не стоит удивляться тому, что люди уходят. Нужно пожелать им удачи и оставить дверь открытой, сказав напоследок – пожалуйста, возвращайся! Так Кришна поступает.
Прабхупада всегда пропускал человека через один фильтр. Он спрашивал: "На него можно положиться?" И секретарь понимал, о чем идет речь. Он хорошо понимал, что Прабхупада имеет ввиду. Если это человек, который говорит: "Дайте мне служение. Я хочу то делать, и третье делать, и пятое делать". И потом в середине этого служения что-то вдруг случается, что-то раз, и человек выпал. Раз, и человек сгорел. Потерял интерес к этому служение вдруг. Ему хочется другое служение уже делать. Говорит одно, делает другое. Или вообще ничего не говорит. Вообще не берет никакой инициативы на себя.
Прабхупада пропускал через этот критерий: «Можно ли на него положиться? Да? Хорошо, тогда мы с ним работаем. Если нет, пусть повторяет Харе Кришна, следует 4 принципам, пусть приходит на программы, ест много прасада». Не проблема. И он окружал себя людьми, на которых можно положиться.
Живя с преданными многие годы можно смело сказать на опыте успеха и полного поражения в сфере отношений и совместного служения, что работает по настоящему, а что нет, порой как красивая реклама ничего кроме блестящих фантиков не несущая.
В нашем обществе так много семинаров, тренингов, ретритов и т.д. по улучшению отношений и других сфер как в духовной так и материальной жизни. За всем этим прекрасным многообразием главное не забыть главные тренинги, те, которые оставил ачарья основатель нашего общества - Шрила Прабхупада. Очень простой, возвышенный, доступный, необходимый тренинг есть у каждого преданного, которым к сожалению пользуются единицы из тысяч преданных - совместное чтение книг Шрилы Прабхупады. Как воздух в духовной жизни это просто необходимо для каждого и как следствие все остальное начиная от отношений, энтузиазма, веры, счастья, успеха в духовной жизни приходит само собой... просто делайте это и Вы увидите что с Вами станет...
Варшана (Харьков). Сандхья-аватар дас. 2019.01.10
Кавичандра Махарадж рассказывает: "Однажды танцовщики встали для выступления спиной к Божествам. Прабхупада заметил это и сказал, что нельзя стоять спиной к Божествам. Преданные попытались оправдаться: "Прабхупада, но так зрителям лучше видно". На что Шрила Прабхупада возразил: "Ты что думаешь, что ты умнее Рупы Госвами?! Рупа Госвами сказал, что нельзя стоять спиной к Божествам!" (парикрама по Навадвипе 2017)
«ПОЧЕМУ ОНИ СТОЯТ СПИНОЙ К БОЖЕСТВАМ?»
Сцена: фестиваль Гаура-пурнима, Маяпур, 1976 год. Прабхупада сидит в своей комнате и беседует с Праджа-пати дасом и его женой - руководителями группы театра и танца сознания Кришны. Они показывают Прабхупаде фото, отснятые во время одного из спектаклей, поставленных в храме.
«Почему они повернуты спиной к Божествам?» - спросил Прабхупада.
![]() |
![]() |
![]() |
Замечательный детский вайшнавский журнал "Шалун Бихари" теперь и в нашем Интернет-магазине! Вышло уже три номера! Посмотреть и заказать журналы можно здесь >>>
В ЖУРНАЛЕ ВАС ЖДЕТ:
► Рубрики: " История в картинках", " Нескучная астрология", " Мастерская Шалуна", " Разгадай-ка", " Английский с Бихари", " Сказка на ночь" , и т.д.
► Маленькие читатели могут ЗАДАТЬ ВОПРОСЫ
Садху на страничках журнала. На них ответят такие возвышенный личности как Бхакти Ананта Кришна Госвами Махарадж, Чайтанья Чандра Чаран Прабху. Ангира Гауранга Прабху, Шри Джишна Прабху.
► Участвуя в конкурсах любой маленький читатель может стать ГЕРОЕМ ЖУРНАЛА (об этом подробнее можно узнать в группе).
► Каждая заботливая мамочка найдет ИНТЕРЕСНОЕ для себя в статьях и кулинарных рецептах на страницах журнала.
11 ноября 1972 г. во Вриндаване, читая лекцию по книге "Нектар преданности", Шрила Прабхупада сказал: "Женщина привлекает мужчину, а мужчина - женщину, и, когда они вступают в связь, их привязанность к материальному миру все растет и растет. Но мы не должны прельщаться блеском этого мира, нас должен привлекать Кришна. И если нас пленит красота Кришны, мишурная красота материального мира утратит для нас всякий интерес".
В материальном мире всех привлекает к себе секс. Это неоспоримый факт. В "Шримад-Бхагаватам" сказано: йан маитхунади-грхамедхи-сукхам хи туччхам - "Так называемое счастье семейной жизни начинается смайтхуны, то есть с секса".
Обычно человек женится для удовлетворения полового желания. Затем заводит детей. Когда дети вырастают, дочь выходит замуж, а сын женится все с той же целью - ради сексуальных наслаждений. Затем появляются внуки.
"... в большинстве случаев мы культивируем не бхакти, а нечто другое, что в лучшем случае является лишь ее религиозным гибридом ".
Этот примечательный случай произошел на лекции Е.М. Мадхавананды прабху на фестивале «Бхакти-сангама» 2015 года. Семинар Мадхавананды прабху назывался «Культура уважения».
На своей 3-й лекции, на которой присутствовало более ста человек, он задал следующий вопрос преданным:
- В человеческом обществе существует множество профессий и родов занятий, какая же из них является самой важной?
«Основой материального существования является взаимное влечение мужского и женского начала. Это иллюзорное влечение тугим узлом связывает вместе сердца мужчины и женщины и порождает привязанность к своему телу, дому, имуществу, детям, родственникам и деньгам. Так человек оказывается во власти иллюзорных понятий “я” и “мое”» («Шримад-Бхагаватам» 5.5.8).
Этот стих Шрила Прабхупада цитировал часто. Этот стих важно заучить и понять, потому что в нем говорится об основном принципе материального существования. Мы в материальном мире, и по крайней мере каждый, кто сидит здесь, заинтересован в том, чтобы больше не быть в материальном мире. Мы надеемся, вы не заинтересованы в том, чтобы пребывать в материальном мире. Но если мы заинтересованы в материальном мире, то только из-за вот этого влечения. И мы пытаемся избавиться от этого влечения. Говорится, что это основной принцип материального существования (на самом деле здесь в санскрите, если посмотреть пословный перевод, напрямую не сказано, что это основной принцип материального существования, но это подразумевается, исходя из термина моха, что значит «иллюзия»).
Неоднозначности Дикши в ИСККОН ч.1 семинар Е.С. Бхану Свами (17.08.18)