Было бы наивно думать, что среди последователей Шрилы Прабхупады не может быть никаких разногласий или расколов. Вы понимаете, что это значит?
Все великие души… Кем бы мы ни были в прошлом, по милости Шрилы Прабхупады мы здесь. У нас очень благородная миссия, очень серьезная миссия — достичь совершенства человеческой формы жизни, как на индивидуальном уровне, так и на коллективном. И делиться с миром тем, что мы получили от Шрилы Прабхупады. А именно — учением Чайтаньи Махапрабху. И затопить мир сознанием Кришны. Это очень серьезная ответственность и очень благородная цель.
Прочитан Е.С. Бхакти Викашей Свами в феврале 2019 года в ИСККОН, Майяпуре, Западная Бенгалия, Индия.
* Как возникают ереси и расколы в религиозных движениях; * взгляд мирских ученых на происходящее в ИСККОН: авторитет Шрилы Прабхупады подвергается сомнению со стороны самих преданных; * о выборочном цитировании Шрилы Прабхупады и спорах в интернете; * почему преданные не могут прийти к единому пониманию каких-то вопросов (инициация при живом гуру, шоколад, женщины-гуру и так далее); * как следует рассматривать противоречивые высказывания Шрилы Прабхупады и многое другое.
Человеческая природа – это непреходящее счастье и бесконечные желания. Иметь желания - означает жить и быть счастливым, исполняя их, - считает наш собеседник. О чем мечтает преданный и можно ли просить Кришну о материальном? На эти и другие вопросы отвечает Ватсала прабху, проповедник, наставник, преподаватель Академии Йоги Бхактиведанты.
- Ватсала прабху, согласно вашему утверждению, иметь много желаний вовсе не так уж и плохо, как это иногда кажется преданным. Какова природа желаний и откуда они берутся?
- Желания наполняют смыслом нашу жизнь. Если их нет, то и жить незачем. Обратите внимание, ради осуществления желаемого мы даже готовы прилагать усилия: рано вставать, больше молиться, от чего-то отказаться и т.д. Жизнь закипает, становится интересней, а когда ничего не нужно, и двигаться некуда.
Отвечая на этот вопрос, Кришна в шутку поставил Себя в зависимость от законов материальной природы: «Я черный, потому что родился в полночь». Но гопи трудно обмануть: «Ты черный, потому что зависишь от материнской нежности и любви Яшоды и ее коров», — сказала Вринда, и Кришна не мог не согласиться с нею. Но Лалита возразила: «Разве вастсалья-раса может надолго связать непоседливого Кришну? Если Он и зависит от чего-то, то только от любви гопи», — и Кришна уже был готов принять этот ответ, как вмешалась Вишакха…
Этот вопрос из тех, перед которыми логика должна благоговейно отступить. Кузнечик зеленый от страха, петух пестрый от вожделения. Кришна же черный потому что Он — Бог и на все Его воля. И тем не менее девушки-пастушки из маленькой деревеньки в Уттар-Прадеше, никогда не обучавшиеся философии, нашли на него окончательный ответ.
О чем вы думаете, когда смотрите на пасущихся на лугу коров? Все они кажутся вам одинаковыми? Коровы как коровы: с рогами, копытами и виляющими хвостами?
А может ли наш читатель допустить, что крупнорогатый скот - это личности, со своими характерами, настроениями, эмоциями и судьбами? Или эта мысль покажется ему сумасбродной? Для Доял Мукунды прабху и матаджи Яшомати (Шри Маяпур, Индия), посвятивших годы своей жизни заботе об этих удивительных животных, - это неоспоримая правда жизни. Сегодня их большая дружная семья включает пять коров и шесть бычков. С каждым из этих четверокопытных связаны необычайные истории, которыми хозяева охотно делятся со своими гостями.
Что такое «любовь»?.. Люди, вроде, понимают это слово. Однако, снова и снова разочаровываясь в материальном мире в её отсутствии, её появлением на короткое время или вообще не такой, о какой мечтал (количественно и качественно), они задаются таким вопросом, пытаясь уяснить для себя, что же это такое. Такова реальность существования обусловленных живых существ, которые находятся под покровом иллюзии майи – манящей, но, в итоге, обманывающей ожидания. Материалистов и глупцов остаётся только пожалеть. В отличие от них, мы, будучи ваишнавами, уже давно должны знать объяснение этому удручающему феномену: материальный мир – не то место, где желаемую любовь можно найти. Об этом снова и снова говорят шастры и Ачарйи (в первую очередь, сам Шрила Прабхупада):
«Проповедь – это сущность». Удивительно, но факт – Шрила Прабхупада никогда не говорил этих слов. Несомненно, он придавал очень большое значение проповеди, но этот девиз придумал не он. Распространённый в ИСККОН девиз:
Книги – это основа, Проповедь – это сущность, Практичность – это принцип, Чистота – это сила,
тоже не имеет непосредственного отношения к Шриле Прабхупаде. Тем не менее, назвать этот девиз спекуляцией будет не правильно, т.к. он не противоречит учению Шрилы Прабхупады и хорошо иллюстрирует его. Но брать этот девиз в кавычки и приписывать его Шриле Прабхупаде – довольно сомнительное действие, за которое можно и по рукам получить.
Любовь является высшей целью человеческой жизни. Все школы ведической культуры подготавливают сердце человека к тому, чтобы в него вошла любовь. Как любовь связана с йогой и медитацией? Об этом рассказывает Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж в лекции рядом с храмом Удупи-Кришны:
1. Классическое определение йоги как успокоение и опустошение ума. Как опустошение ума и сердца связано с любовью. Почему для того, чтобы любовь вошла в наше сердце, его надо опустошить. Почему в неочищенном капризном сердце любовь не удерживается долго.
В семь лет я начала читать много книг. Каждую неделю набирала книги в библиотеке и с большим аппетитом их поглощала. У меня была цель: перечитать всю библиотеку. Когда мне было десять, я поняла, что не имею ничего общего с Америкой. «Не знаю, с какой я планеты или из какой страны, но уж точно не из Америки». Я никогда не чувствовала, что Америка – мой дом. В шестнадцать я начала читать книги по йоге. Затем стала хиппи и встретила своего будущего мужа на Марше Мира. В те годы в Бостоне было сильное противостояние между властями и молодежью. Постоянно были стычки между полицейскими и хиппи. Мы с мужем поняли, что материалистичное общество – это тупик. У нас было желание совершить переворот, но мы понимали, что те, кто хочет перемен, и те, кто их не хочет, - одни и те же люди, поскольку желают одного: материалистичного образа жизни. Однажды мы с мужем прочитали, что нужно найти гуру, и начали поиски.
До этого я видела разных гуру, но все, что они предлагали, было неприменимо в жизни. Тогда мы жили в Бостоне, где было много разных гуру, и в одной газете прочли, что где-то в городе ежедневно проходят пиры любви. Мне очень захотелось посетить такой экзотический пир, и я уговорила мужа сходить туда. Это было в 1970 году. Атмосфера, царившая в храме, подсказывала мне: вот то, чего ты давно искала! Я призналась преданным, что хотела бы жить духовной жизнью, на что мне ответили: «Ты должна вкушать прасад, танцевать и петь святые имена Господа».
Это произошло вчера, 3 января 2019 года в 9:30 вечера в Алачуа, и все вокруг его ухода было удивительным. Нет сомнений, что все чудесным образом устроил Кришна для своего чистого преданного, и забрал его к Себе.
Калияпани прабху на мотоцикле, по 235 трассе, длинною примерно в 5км, возвращался домой (жил он возле храма) из «мужского клуба», где собираются старые друзья, прабху, ученики Шрилы Прабхупады, и обсуждают лилы Кришны, философствуют на духовные темы. По дороге в него врезается огромный грузовик, и Кальяпани прабху отлетает с дороги прямо во двор преданного, Дхармараджа прабху, который с семьёй живет у этой самой дороги.
Я лично знаю многих ребят, которые покинули ИСККОН. Ушли по разным причинам: кто-то разочаровался в менеджменте, кого-то обидели, поменялись приоритеты в жизни, привлекла другая духовная организация, устал жить в аскезах и целибате, разочаровался в своих силах, подженился, или же погрузился в свой бизнес, карьеру, творчество… а кого-то оторвали от храмовой кормушки и выгнали, и т.д. и т.п. Большинство из них сделали какие-то свои выводы и тихонько ушли, решив, что это больше не для них. Столько причин можно найти, чтобы уйти из ИСККОН. Тут главное понять, что это нормально! Разве такое не происходит в других организациях? Я умоляю вас – да, на каждом шагу. Во всей истории человечества вы не найдете ни одной идеальной организации, в которую не приходили бы обычные люди со своими «тараканами». А как все знают, тараканы быстро плодятся.
У каждого есть свое суверенное право выбора. Кришна уважает его и с незапамятных времен предоставляет каждому неограниченные возможности для осуществления этого выбора. Кришна никого насильно не держит. Поэтому не стоит удивляться тому, что люди уходят. Нужно пожелать им удачи и оставить дверь открытой, сказав напоследок – пожалуйста, возвращайся! Так Кришна поступает.
Прабхупада всегда пропускал человека через один фильтр. Он спрашивал: "На него можно положиться?" И секретарь понимал, о чем идет речь. Он хорошо понимал, что Прабхупада имеет ввиду. Если это человек, который говорит: "Дайте мне служение. Я хочу то делать, и третье делать, и пятое делать". И потом в середине этого служения что-то вдруг случается, что-то раз, и человек выпал. Раз, и человек сгорел. Потерял интерес к этому служение вдруг. Ему хочется другое служение уже делать. Говорит одно, делает другое. Или вообще ничего не говорит. Вообще не берет никакой инициативы на себя.
Прабхупада пропускал через этот критерий: «Можно ли на него положиться? Да? Хорошо, тогда мы с ним работаем. Если нет, пусть повторяет Харе Кришна, следует 4 принципам, пусть приходит на программы, ест много прасада». Не проблема. И он окружал себя людьми, на которых можно положиться.