Тексты

ТЕКСТ 1
 
Арджуна увача
саннйасам карманам кришна
пунар йогам ча шамсаси
йач чхрейа этайор экам
тан ме брухи су-нишчитам


арджунах увача - Aрджуна сказал; саннйасам - отвержение; карманам - действий; кришна - о Кришна; пунах - снова; йогам - преданное служение; ча - также; шамсаси - превозносишь; йат -  которое; шрейах - благотворнее; этайох - из этих двух; экам -  одно; тат - то; ме - мне; брухи - скажи; су-нишчитам - определенно.

Aрджуна сказал: О Кришна, сначала Ты велел мне отказаться от деятельности, а затем дал совет действовать в преданном служении. Прошу Тебя, скажи прямо, какой образ действий лучше.


ТЕКСТ 1

Шри-Бхагаван увача
имам вивасвате йогам
проктаван ахам авйайам
вивасван манаве праха
манур икшвакаве 'бравит


шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; имам - эту; вивасвате - богу Солнца; йогам - науку о взаимоотношениях индивидуального существа и Верховного Господа; проктаван - объяснивший; ахам - Я; авйайам - вечную; вивасван - Вивасван (бог Солнца); манаве - отцу человечества (по имени Вайвасвата); праха - поведал; манух - отец человечества; икшвакаве - царю Икшваку; абравит - поведал.

Верховный Господь Шри Кришна сказал: Я открыл эту вечную науку Йоги богу Солнца Вивасвану, Вивасван поведал ее Ману, отцу человечества, а Ману в свой черед поведал ее Икшваку.


ТЕКСТ 1
 
Арджуна увача
джйайаси чет карманас те
мата буддхир джанардана
тат ким кармани гхоре мам
нийоджайаси кешава


арджунах увача - Aрджуна сказал; джйайаси - лучшая; чет -  если; карманах - кармической деятельности; те - для Тебя; мата - считающаяся; буддхих - разум; джанардана - о Кришна; тат - поэтому; ким - почему; кармани - в деле; гхоре - в ужасном; мам - меня; нийоджайаси - вовлекаешь; кешава - о Кришна.

Aрджуна сказал: О Джанардана, о Кешава, если Ты считаешь, что деятельность на уровне разума лучше деятельности ради ее плодов, то почему же Ты хочешь вовлечь меня в эту ужасную войну?


ТЕКСТ 1

 

санджайа увача
там татха крипайавиштам
ашру-пурнакулекшанам
вишидантам идам вакйам
увача мадхусуданах

санджайах увача - Санджая сказал; там - на Aрджуну; татха - так; крипайа - состраданием; авиштам - охваченного; ашру-Пурна-акула - полные слез; икшанам - глаза; вишидантам - сокрушающегося; идам - эти; вакйам - слова; увача - произнес; мадху-суданах - убивший демона Мадху.

Санджая сказал: Увидев, что Aрджуна охвачен состраданием и скорбью, а глаза его полны слез, Мадхусудана, Кришна, произнес такие слова.


ТЕКСТ 1
 
Дхритараштра увача
Дхарма-кшетре куру-кшетре
самавета йуйутсавах
мамаках пандаваш чаива
ким акурвата санджайа


дхритараштрах увача - царь Дхритараштра сказал; дхарма-кшетре - в месте паломничества; куру-кшетре - в месте под названием Курукшетра; самаветах - собравшиеся; йуйутсавах - желающие вступить в бой; мамаках - те, кто на моей стороне (мои сыновья); пандавах - сыновья Панду; ча - и; эва - безусловно; ким - что; акурвата - сделали; санджайа - о Санджая.

Дхритараштра спросил: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда, горя желанием вступить в бой, собрались в месте паломничества, на поле Курукшетра?

Дхритараштра спросил: О Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду


Первоначально я написал «Бхагавад-гиту как она есть» в том виде, в котором она публикуется сейчас. Когда книга издавалась первый раз, рукопись, к сожалению, была сокращена до четырехсот страниц и напечатана без иллюстраций и без комментариев к большинству стихов «Шримад Бхагавад-гиты». Во всех остальных своих книгах - «Шримад-Бхагаватам», «Шри Ишопанишад» и других - я следую одной и той же схеме: привожу оригинальный текст на санскрите, даю его английскую транслитерацию, пословный перевод с санскрита на английский, затем следует перевод стиха и комментарии к нему. Это придает изложению авторитетность и научность и делает очевидным смысл каждого стиха. Поэтому меня не слишком обрадовало требование сократить рукопись. Однако позднее, когда спрос на «Бхагавад-гиту как она есть» значительно возрос, многие ученые и последователи нашего Движения попросили меня опубликовать эту книгу в ее первоначальном виде. Настоящее издание - попытка предложить читателю первоначальный вариант этой великой книги знания, снабдив перевод комментарием, опирающимся на авторитет парампары, чтобы тем самым упрочить позиции Движения сознания Кришны и укрепить его философскую основу.


Парампара духовных учителей

Эвам Парампара-праптам (Б.-г., 4.2). «Бхагавад-гита как она есть» пришла к нам по цепи духовных учителей, в которую входят:


Бхагавад Гита, как она есть.

В переводе с санскрита и комментариями А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.

ОМ Аджнана-тимирандхасйа
джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена
тасмаи Шри-гураве намах

шри-чаитанйа-мано-'бхиштам
стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам
дадати сва-падантикам


Я был рожден во тьме невежества, но мой духовный учитель открыл мне глаза, озарив мой путь факелом знания. Я в глубоком почтении склоняюсь перед ним.


Беря в руки эту книгу, читатель уже сделал свой выбор ему стало интересно, о чем спорили истцы и ответчики в Хорошевском суде г.Москвы. Действительно, не сразу поймешь, что заставило занятых людей, у которых рабочий день спрессован и на счету каждая мину­та, в течение более чем полутора месяцев изо дня в день приходить на заседания суда и добиваться от Александра Дворкина опроверже­ния его обвинения в адрес ряда религиозных организаций. И почему суд в конце концов отказал в иске Комитету защиты свободы совес­ти, вынеся решение, написанное, по мнению компетентных людей, самим ответчиком или под его диктовку?

Если у вдумчивого человека хватит времени изучить этот толстый сборник, его удивление решением Хорошевского суда еще боль­ше усилится. Или составитель книги подтасовал факты и включил в издание только те свидетельства, которые подкрепляют егопозицию, представив выступления оппонентов в карикатурном виде, или суд уже заранее знал, какое решение он вынесет, — так может подумать читатель. И он будет недалек от истины.

У составителя возникла проблема обеспечения «баланса» как это ни удивительно, но труднее всего было с подбором серьезных аргументов, которые подтверждали бы доводы ответчика. На первый взгляд на его стороне были многочисленные свидетели, в том числе ведущие иностранные борцы с сектами. Но при неизбежном при подготовке книги редактировании оказалось крайне затруднительно вычленить суть в многочасовых показаниях доктора богословия Огарда (Дания) или пастора Томаса Гандоу (ФРГ) Уважаемые эксперты не отвечали на прямо поставленные вопросы, вместо фактов приво­дили обширные комментарии, явно призванные замаскировать их отсутствие.

Волей-неволей появлялось убеждение, что неприязнь к рели­гиозным организациям, которые воспринимались как новые для России, — главный психологический мотив, который двигал и ответчиком, и приглашенными им свидетелями и экспертами Давайте спро­сим себя в чем природа этого активного и агрессивного неприятия новых религиозных движений? Если мы найдем убедительный от­вет, это станет своего рода ключом к пониманию разнородных мате­риалов судебных процессов в Хорошевском суде.

 

Когда речь идет о науке и других формах рационального по­стижения мира, люди ценят новизну. Если мы интересуемся совре­менным состоянием математики или лингвистики, то стремимся приобрести самые свежие учебники или научные работы. Конечно, сохраняют свой авторитет великие ученые, мыслители, но их субъек­тивные воззрения интересуют только узкий круг историков науки и философии. В сфере рационального знания самое новое считается и самым интересным, содержательным и наиболее истинным.

Иная картина в сфере искусства, здесь, как правило, многие предпочитают старинные произведения известных мастеров. Если человек может выбрать между антиквариатом и произведением со­временного художника, он почти наверняка выберет предмет стари­ны.

Что же касается такой особой сферы, как религия, то здесь при­оритет отдается более древней, прошедшей проверку временем. Ве­рующие склонны доверять тем священным книгам и божественным откровениям, которые уже доказали свою истинность. Как правило, современники скептически воспринимают тех людей, которые выс­тупают в качестве пророков. Мы знаем, как Иисусу Христу было не­легко убедить скептиков, что он действительно принес людям Бла­гую Весть.

Таким образом, традиционность для религии является важным преимуществом Большинство людей, обращаясь к вере в Бога, стре­мятся обрести проверенные временем, освященные авторитетом предков идеалы. Однако история свидетельствует, что в религиозной сфере существует плюрализм. Вглядываясь в глубь веков, мы видим, что на смену одним формам поклонения божественным силам при­ходят другие. Хрестоматийный пример — переход большей части че­ловечества от многобожия к единобожию.

В то же время и в каждой религиозной традиции сосуществуют разные течения. В одном только христианстве специалисты насчи­тывают свыше полутора тысяч самостоятельных конфессий.

Как правило, каждая религиозная традиция считает себя ис­тинной, а другие ложными, или, во всяком случае, не столь истин­ными. Не здесь ли истоки взаимной неприязни, которая сопутствует различиям между религиями? Несомненно, это один из факторов, порождающий межрелигиозные противоречия.

Однако само по себе различие религиозных традиций еще не обязательно сопряжено с антагонизмом. Мы знаем о примерах мир­ного сосуществования разных религий, хотя такие примеры встре­чаются реже, чем этого бы хотелось.

 

Если в самом общем виде проанализировать основные типы межрелигиозных противоречий, то наиболее типичный случай — это борьба внутри одной религиозной организации, которая завершается ее расколом. Такая форма межрелигиозных противоречий была наиболее типична в прошлом, когда в каждой или почти каждой стра­не существовала одна господствующая, государственная религия, все другие религиозные воззрения подавлялись и религиозные разногла­сия вели к острым и болезненным конфликтам, в которых государ­ство всей силой своего репрессивного аппарата обрушивалось на ере­тиков.

Достаточно характерный пример — раскол православия в XVII веке и выделение старообрядчества в качестве самостоятельного яв­ления религиозной жизни. И сейчас, когда, казалось бы, уже нет по­чвы для взаимного неприятия, воспоминания о трагических страни­цах российской истории, когда старообрядцы были гонимы и пре­следуемы, и ныне дают о себе знать в отношениях между последова­телями традиционного православия и старообрядчества. Для этого периода был характерен «естественный отбор» в наиболее жестком его варианте, в том числе и в религиозной сфере. Выживали только те новые религиозные организации и течения, которые смогли вы­держать гонения со стороны государства и официальной религии.

Позднее, в условиях относительной свободы религии, межре­лигиозные конфликты перестали быть объектом государственного вмешательства. Противостояние в религиозной сфере не стало ме­нее острым, но, во всяком случае, религиозным организациям при­шлось самостоятельно бороться за влияние на верующих, не рассчи­тывая, что их работу по подавлению «конкурентов» возьмет на себя полиция.

Для нашей эпохи характерен другой тип противоречий между религиями. Это ситуация «встречи» разных религий на одной терри­тории. Одни из этих религий традиционны для данного региона и страны, другие появились совсем недавно. Возникла принципиаль­но новая ситуация, когда в Европе или в Америке, где традиционно преобладали христиане, появились и окрепли исламские, буддийс­кие, индуистские общины. Если в более ранние эпохи переселенцы в эти страны, как правило, отказывались от своих религий и подвер­гались ассимиляции, то после Второй мировой войны и особенно начиная с 70-х годов «количество» переселенцев перешло в новое «качество». На смену ассимиляции пришел процесс образования эт­нических и конфессиональных общин, которые сохраняли свою на­циональную и религиозную идентичность.

Особое беспокойство защитников традиционных религий выз­вало то обстоятельство, что стал набирать силу процесс перехода в ислам, буддизм, индуизм и другие «экзотические» для Европы и Аме­рики религии представителей христианских народов этих стран. В реальной жизни картина была еще более пестрой наряду с класси­ческими исламом, буддизмом, индуизмом в страны Запада проника­ло множество действительно новых религиозных течений, возник­ших на основе восточных традиций или в результате синтеза различ­ных религиозных и религиозно-философских систем.

Если смотреть на вещи шире, то проблема была не столько в появлении новых для Запада религий и вызова с их стороны христи­анским ценностям. Главная сложность была в том, что сами христи­анские ценности после Второй мировой войны уже переставали быть основой западной культуры, христианские церкви переживали тя­желый, затяжной кризис, общество становилось все более светским, молодежь металась в поисках духовной опоры. В 60-е годы началась своего рода «духовная революция», молодежь бросила вызов устоям западного общества.

Эта эпоха молодежного бунта завершилась массовым уходом разочаровавшихся в революционных идеях молодых людей и девушек в религиозные искания, приведшие многих в новые религиоз­ные движения. Сейчас, по прошествии примерно сорока лет, уже можно сказать, что участие в новых религиозных движениях стало для бунтарей из молодежной среды неплохим выходом. Эти люди не убили себя наркотиками, не спились, не растратили силы в подвигах «сексуальной революции». Уйдя от христианских ценностей и осознав бесплодность бунтарства, они вновь пришли к вере в Бога и нравственным ценностям, обретя все это в различных новых религиях.

Разумеется, только немногие из них остались членами религиозных общин, остальные, повзрослев, стали обычными, лояльными гражданами с «размытыми» религиозными убеждениями или почти без убеждений. Как считают специалисты, в основном закончился и «бум» новых религиозных движений на Западе, прежде всего пото­му, что само западное общество смогло выиграть «холодную войну» и начало медленно, но верно возвращаться к традиционным христи­анским ценностям уважению к честному и добросовестному труду, частной собственности, семейным устоям. Необходимые уроки из­влекли и основные христианские конфессии. Они сумели выработать современную социальную доктрину, повернуться лицом к нуж­дам и запросам молодежи, развить благотворительную деятельность, начать процесс возрождения приходской жизни.

В те годы, когда, казалось, ничто не в состоянии было сдер­жать наступление новых религиозных движений, возникли наибо­лее острые формы борьбы с ними, получившие название «антикультового» движения. Так стали именовать возникшие в Америке в 70-е годы организации, ставившие своей целью «депрограммирование» членов новых религиозных организаций. Как правило, речь шла о детях обеспеченных родителей, которые вопреки родительской воле становились членами тех или иных религиозных общин. Обычно это были уже совершеннолетние дети, и у родителей не было законных способов принудить их к уходу из общины. Однако родителям каза­лось, что их дети попали в беду, их подвергли гипнозу, «запрограм­мировали», как роботов, и им надо помочь, вырвав их из-под власти духовных наставников и подвергнув «депрограммированию».

Первыми «депрограмматорами» были сами разъяренные родители, которым не удавалось по-хорошему убедить своих детей выйти из новых религиозных движений, и они сгоряча прибегали к насиль­ственным методам. Постепенно сложился круг профессиональных «депрограмматоров», получавших от обеспокоенных родителей зна­чительные гонорары, исчислявшиеся десятками тысяч долларов.

В первые годы своей деятельности «антикультовые» организа­ции получали в США поддержку средств массовой информации. На их стороне было общественное мнение, обеспокоенное экспансией новых религиозных движений. Сочувствие к «депрограмматорам» подпитывалось и за счет ошибок, которые допускали некоторые ли­деры новых религиозных общин. Однако с течением времени репу­тация «антикультовых» организаций становилась все хуже и хуже, а активные «депрограмматоры» испытали на себе санкции со стороны американского правосудия.

Характерен пример Теодора Патрика, выдвинувшего идею «депрограммирования» и ставшего одним из создателей первой в США «антикультовой» организации — Фонда гражданской свободы (1974 г ), неоднократно попадавшего в тюрьму за насильственные действия в отношении верующих различных конфессий. Ненависть к новым религиозным движениям возникла у Патрика после случая, когда члены организации «Дети Бога» пытались обратить его сына в

свою веру. Разъяренный тем, что сын принял религиозные взгляды, отличные от его собственных, Т.Патрик стал фанатичным против­ником всех новых религиозных движений.

Он считал наиболее эффективными средствами «депрограмми-рования» похищение членов религиозных общин, их временную изо­ляцию и усиленное психологическое давление, включающее угрозы, шантаж, побои и т.п. Против него неоднократно выдвигались обви­нения в нарушении закона, его арестовывали и осуждали.

Впечатляет список основных судебных дел, проигранных Тео­дором Патриком. В июне 1974 года его приговорили к году тюремно­го заключения, но освободили условно. В 1975 году за попытку «деп-рограммировать» канадскую католичку ему был запрещен въезд в Канаду. В июне 1975 года в графстве Орандж (Калифорния) он был обвинен в похищении и незаконном лишении свободы с целью «деп-рограммирования». Суд приговорил его к двухмесячному тюремно­му заключению. В июле 1976 года Венди Хеландер предъявила ему обвинение в незаконном лишении ее свободы в течение 96 дней, и суд в Бриджпорте (Коннектикут) приговорил Патрика к возмеще­нию нанесенного ущерба Отпущенный из тюрьмы в феврале 1977 года, он вновь предпринял попытку «депрограммирования». В авгу­сте 1977 года его признали виновным В апреле 1980 года он был при­говорен еще к одному году тюремного заключения и пяти годам ус­ловно. В январе 1982 года ему предъявили шесть обвинений в сексу­альных посягательствах, три обвинения в похищениях и нападени­ях.

В октябре 1982 года Патрик был заключен в тюрьму в Сан-Ди­его за нарушение правил условного освобождения в результате еще одной попытки «депрограммирования». В июне 1984 года его услов­ное освобождение было отменено за еще одну попытку «депрограм­мирования». В мае 1985 года в Сан-Диего он был обвинен в хране­нии кокаина. В августе 1985 года он был приговорен к трем годам тюремного заключения за нарушение правил условного освобожде­ния 1980 года.

Неудивительно, что деятельность «депрограмматоров» была осуждена Американским Национальным Советом Церквей, Бапти­стской и Методистской Церквями США и др. В тех случаях, когда «депрограмматоры» совершали похищение людей из религиозной общины, против них принимались меры уголовного преследования.

 

Ряд «депрограмматоров» были осуждены в последние годы, в 1993 году к 7 годам тюрьмы был приговорен Галлен Келли за попытку «деп-рограммирования» американской гражданки в Вашингтоне.

В середине 90-х годов американское «антикультовое» движе­ние стало постепенно отказываться от крайностей насильственного «депрограммирования». Вместо похищения, избиений и угроз стали практиковать так называемые «консультации о выходе», своего рода психологический прессинг с целью побудить человека выйти из ре­лигиозной общины. Но было уже поздно Суды рассматривали иски жертв насильственного «депрограммирования» и приговаривали «ан­тикультовые» организации к крупным штрафам. Когда общая сумма штрафов достигла 25 миллионов долларов, самая крупная в США «антикультовая» организация («Сеть информирования о культах», сокращенно CAN) была объявлена летом 1996 года банкротом и пре­кратила свое существование.

Однако разработанные в США методики «антикультового» дви­жения, а также уцелевшие финансовые средства не исчезли бесслед­но, а были использованы для поддержки родственных организаций в Западной Европе и России.

Своего рода «связующим звеном» между антикультовыми орга­низациями США, Западной Европы и России стал американский гражданин А. Дворкин. Сошлюсь на собственный опыт. В 1993 году я познакомился с сотрудником Отдела катехизации и религиозного образования Московского Патриархата А.Дворкиным, который счи­тался в отделе ведущим специалистом по борьбе с сектами. «Где вы берете информацию о новых религиозных движениях?» — спросил я у него «Все, что необходимо знать о сектах, — ответил Дворкин, — уже издано на Западе антикультовыми организациями». Действитель­но, он набирался опыта не только в США, но и в «Диалог-центре» под руководством одного из ведущих «антикультистов» доктора бо­гословия Йоганаса Огарда (Дания). Любопытно, что сейчас Дворкин является одним из вице-президентов «Диалог-центра», известного своей нетерпимостью к новым религиозным движениям и действу­ющего в тесном контакте с Евангелическо-Лютеранской Церковью Дании.

В чем специфика «антикультового» движения в современной России? Прежде всего в том, что в отличие от «антикультистов» на Западе, которые могут рассчитывать лишь на собственные силы, «антикультисты» в России делают упор главным образом на то, чтобы побудить государственные органы ограничить права «сект», то есть взять на себя борьбу с новыми религиозными движениями.

К сожалению, эти усилия приносят определенные результаты. В последние годы в некоторых министерствах и ведомствах, средствах массовой информации возрастает влияние так называемого «анти­культового» движения.

Российское «антикультовое» движение возникло как союз раз­нородных сил. в нем соседствуют оставленные детьми родители, ком­мунисты, националисты, православные и протестантские фундамен­талисты, воинствующие атеисты, а также представители правоохра­нительных органов и врачи-психиатры (как правило, ветераны «ка­рательной психиатрии»). В последнее время большую активность в поддержке «антикультового» движения проявляет ЛДПР (партия Жириновского, Наглядный пример — брошюра В В Жириновского Огненный бог кришнаитов — М , 1997).

Главная цель этого движения — покончить со сво­бодой совести и свободой религии, добиться в конечном счете отка­за от соответствующих конституционных принципов.

В качестве главного аргумента, направленного против консти­туционного принципа свободы совести, используется ссылка на ши­рокое распространение в России новых религиозных движений, будто бы угрожающих традиционным религиям, культурному и националь­ному достоянию страны, психическому здоровью общества и лично­сти.

Как свидетельствует зарубежный опыт, размах «антикультово­го» движения зависит от активности традиционных религий и степе­ни секуляризации общества. Чем активнее и динамичнее традици­онные религии, тем меньше их озабоченность деятельностью новых религий, тем меньше их поддержка «антикультового» движения. И наоборот, чем пассивнее традиционные конфессии, тем большую ставку они делают на «антикультовые» организации. Так. например, протестанты США терпимее к новым религиозным движениям, не­жели протестанты Германии, где «антикультовое» движение находит­ся на подъеме.

Второй важный фактор, влияющий на прочность позиций «антикультовых» движений, — это степень секуляризации общества. Для новых религиозных движений, как правило, характерны высокая убежденность и религиозная активность рядовых верующих, их стремление посвятить все силы служению Богу и своей общине, радикально изменить жизнь в соответствии с исповедуемыми идеала­ми. В обществе, где религиозность высока и в традиционных рели­гиях также немало убежденных и искренне верующих, подобная осо­бенность новых религиозных движений не воспринимается как па­тология. В тех же странах, где, подобно России, уровень религиозно­сти сравнительно невысок, а в традиционных религиях много номи­нальных верующих, секуляризированное общество склонно воспри­нимать энтузиазм последователей новых религиозных движений чуть ли не как психическое расстройство.

Стремление «антикультового» движения покончить со свобо­дой совести с помощью правовой дискриминации новых религий может иметь негативные последствия и для больших традиционных конфессий. Пространство закона едино для всех, и либо плодами религиозной свободы будут пользоваться как новые, так и традици­онные религии, либо этой свободы не будет ни для кого.

В настоящее время, особенно после того, как глава Издатель­ского совета Московской Патриархии епископ Тихон поддержал А.Дворкина в Хорошевском суде, сложилось впечатление, что Русская Православная Церковь безоговорочно поддерживает «антикуль­товое» движение. Если бы это действительно было так, то возникла бы угроза создания «единого фронта» противников религиозной сво­боды (от жириновцев до православных фундаменталистов), много­кратно усилилась бы опасность дестабилизации межрелигиозных от­ношений, вплоть до погромов храмов религиозных меньшинств.

К счастью, есть надежда, что Русская Православная Церковь будет развивать традиционную для нее миссионерскую деятельность, не опираясь при этом на методы «антикультового» движения, в духе корректности и уважения к человеческому достоинству и религиоз­ным взглядам людей, не принадлежащих к православию.

Интересно, что в «Миссионерском обозрении», издании Мис­сионерского отдела Священного Синода Русской Православной Цер­кви, приведен отрывок из заявления Центра обществ сознания Криш­ны в России «Об отношении к религиозным традициям» «.. Мыхо-тим засвидетельствовать свое уважение ко всем традиционным для России конфессиям, и прежде всего к Русской Православной Церк­ви, огромные заслуги которых перед россиянами мы с благодарнос­тью признаем. Мы осуждаем прозелитизм как по отношению к чле­нам Русской Православной Церкви, так и по отношению к последователям всех мировых религий в целом» (1996, № 9) Впрочем, в том же «Миссионерском обозрении» можно встретить и нападки на Об­щество сознания Кришны как на «тоталитарную секту».

Противоречивые тенденции, которые сосуществуют в рамках и «Миссионерского обозрения», и Миссионерского отдела, и Рус­ской Православной Церкви в целом, свидетельствуют о том, что окон­чательный выбор еще не сделан. Церковь может свернуть на путь поддержки «антикультового» движения, что повлечет ее сближение с ЛДПР, КПРФ, другими антидемократическими силами, усилит угрозу религиозному миру и свободе совести в России. Но Русская Православная Церковь может пойти и по пути наращивания мисси­онерской активности, активизации работы созданного в конце 1995 года Миссионерского отдела, всей Церкви на основе традиций, на­копленных за время многовековой православной миссии в нашей стране и за рубежом. В этом случае укрепятся как авторитет Церкви, так и конструктивные межрелигиозные отношения.

* * *

Конечно, между разными религиозными организациями сохра­нятся определенные противоречия. Разумеется, всегда будут и роди­тели, недовольные религиозным выбором своих детей Важно, что­бы одни религиозные организации не использовали против других религий этих недовольных родителей.

Есть немало пап и мам, которых возмущает, что их дети стали православными христианами Аналогичная ситуация и у кришнаи­тов. В Санкт-Петербурге руководство кришнаитской общины про­вело социологическое исследование, организовав анкетирование родителей, чьи дети стали последователями Кришны 55% одобрили выбор своих детей, 37% выразили безразличие, 8% — недовольство. Кришнаитская община Санкт-Петербурга насчитывает около 2000 человек, в основном это молодежь. Следовательно, в любой момент несколько десятков родителей, недовольных религиозным выбором своих детей, могут обратиться с жалобой на кришнаитов. Но еще большее число родителей (вероятно, несколько сотен) будут готовы поддержать своих детей, ставших членами Общества сознания Криш­ны. Безусловно, эти вопросы нельзя решить голосованием. Но, ду­маю, самого факта существования родителей, осуждающих религи­озный выбор своих детей, недостаточно для осуждения деятельнос­ти тех или иных религиозных организаций.

 

 

Отрадно, что руководство Центра обществ сознания Кришны в России осознает важность этой проблемы и наращивает усилия по обеспечению нормальных отношений в семьях, где возникла напря­женность из-за того, что дети без согласия родителей заинтересова­лись ведическим знанием.

Важно найти ответ на ключевой вопрос: какие функции вы­полняют новые религиозные движения в нашей стране? Вероятно, они способствуют социализации молодежи, воспитывая нравствен­ные принципы, прививая уважение к закону, веру в Бога, содействуя укреплению семьи. Думаю, многие молодые люди и девушки, попол­нившие общины новых религий, получат приличное образование и станут честными, законопослушными гражданами. В противном слу­чае немало их могло бы стать людьми с отклоняющимся, асоциаль­ным поведением. Во всяком случае именно у тех новых религий, ко­торые содействуют социализации молодежи, есть шанс укорениться в нашем обществе И я не вижу оснований — ни правовых, ни каких-либо иных — мешать им в этом.

Что касается религиозных организаций, в которых сильны эк­стремистские настроения, то они вряд ли могут быть преодолены зап­ретами и ограничениями. Как правило, гонения только укрепляют дух верующих. Не случайно именно в Германии, где правительство активно выступает против Сайентологической Церкви, численность сайентологов растет быстрее, чем во многих других странах.

В целом в России наблюдается слабость и незрелость демокра­тической системы. Это отражается и на религиозной сфере «Анти­культовая» кампания, ориентированная на разоблачение новых ре­лигиозных организаций, дискредитирует религиозную сферу в це­лом. Если раньше многие россияне связывали с религией и особен­но с Православной Церковью надежды на духовное возрождение России, то сейчас уже эти настроения, как показывают и социологи­ческие исследования, пошли на убыль.

Некоторые социологи, и не только социологи, утверждают даже, что духовное, религиозное возрождение у нас так и не состоя­лось. Я думаю, что это преувеличение Религиозное возрождение началось и продолжается, но не столь успешно, как ожидалось. И отчасти это объясняется войной компроматов, усилением «антикуль­тового» движения и обострением межрелигиозных противоречий.

* * *

Безусловно, те религиозные организации и верующие, чьи честь и достоинство были задеты враждебной, клеветнической кам­панией, развернутой сторонниками «антикультового» движения, теми или иными порочащими их публикациями, выступлениями в средствах массовой информации, имеют право обращаться в суд или в Палату по информационным спорам. И если бы им удалось выиг­рать судебные процессы, это принесло бы перспективные результа­ты и привело бы к общему оздоровлению обстановки

К сожалению, решение Хорошевского межмуниципального суда, принятое по иску Комитета защиты свободы совести и других к А.Дворкину, будет содействовать легализации в России «антикуль­тового» движения с характерными для него презрением к научной объективности, человеческому достоинству последователей различ­ных религиозных течений, ставкой на разжигание вражды и ненави­сти в религиозной сфере Почему же суд принял столь скандальное решение?

Если говорить в самом общем виде, то сказались и лоббистс­кая деятельность сторонников закона «О свободе совести и о рели­гиозных объединениях», которые считали, что победа в процессе ста­нет важным аргументом в пользу нового закона, и активность защит­ников православия, воспринявших иск к Дворкину как покушение на авторитет Русской Православной Церкви, и слабая подготовка самого иска. Уверен, что, ознакомившись с материалами сборника, читатели согласятся с выводом, что иск можно было подготовить го­раздо основательнее и что участие в столь сложном и ответственном судебном процессе без поддержки квалифицированного адвоката помешало истцам доказать свою правоту.

Означает ли это, что после вступления в силу закона «О свобо­де совести и о религиозных объединениях» и тенденциозного подхо­да к проблемам свободы религии, продемонстрированного судом, обращения с исками по поводу клеветнических утверждений, поро­чащих честь, достоинство и деловую репутацию религиозных орга­низаций, являются бесперспективными? Думаю, что нет. И это до­казывают итоги другого процесса, проходившего в том же самом Хо­рошевском межмуниципальном суде г.Москвы. Важно только, что­бы иск был хорошо подготовлен и интересы истцов защищал опытный юрист.

9 октября 1997 года в Хорошевском межмуниципальном суде города Москвы закончился процесс по иску Центра обществ созна­ния Кришны в России к полковнику МВД Андрею Хвыле-Олинтеру и издательству Свято-Владимирского братства.

В книге «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» (1996) Хвыля-Олинтер утверждал, будто «кришнаиты убивают своих взбунтовавшихся сектантов выстрелом в голову или топят».

Кришнаиты представили документы, из которых следовало, что они не несут ответственности за факты убийства в США в 1983 и 1986 году двоих американских граждан, находившихся в неприязнен­ных отношениях с исключенным из Международного общества со­знания Кришны (MOCK) неким Китом Хамом (Бхактипадой, лиде­ром общины Нью-Вриндаван в Западной Вирджинии).

Было доказано, что вина Кита Хама была установлена благода­ря усилиям руководства Международного общества сознания Криш­ны и прокуратура США выразила благодарность руководству MOCK за участие в установлении истины.

Не желая обострения отношений между кришнаитами и пра­вославными, истец — Центр обществ сознания Кришны в России и ответчик—Андрей Хвыля-Олинтер заключили мировое соглашение, в котором «автор соглашается, что указанные факты не позволяют делать обобщения, содержащиеся в оспариваемой фразе; автор при­носит извинения тем гражданам России, которые восприняли эту фразу лично в отношении себя, и обязуется впредь не допускать дан­ного утверждения».

Конечно, заключение данного мирового соглашения не оста­новит других фанатичных «антикультистов» Однако мы имеем важ­ный прецедент, когда автор, допустивший клевету в отношении Об­щества сознания Кришны, был вынужден под давлением неопровер­жимых доказательств принести свои извинения

* * *

Предлагаемый вниманию читателей сборник состоит из пяти основных частей. Первая часть рассказывает об Обществе сознания Кришны, в том числе о «трудных» страницах его истории, показав­ших необходимость реформ, а также о ведической традиции в быв­шем СССР и России. Непредубежденный человек, ознакомившись с этими материалами, убедится, что Общество сознания Кришны сделало все необходимое, чтобы исключить возможность повторе­ния трагических событий, имевших место в прошлом в отколовшейся от ОСК общине Новый Вриндаван (США) Увидит он и тот факт, что ОСК получило признание в Индии, о чем свидетельствует сооб­щение о торжественном открытии храмового комплекса Междуна­родного общества сознания Кришны в Дели и что российские криш­наиты всегда были законопослушными гражданами и что Центр об­ществ сознания Кришны в России ведет большую работу в сфере ми­лосердия и благотворительности.

Вторая и третья части сборника посвящены материалам иска к А.Дворкину. Вторая часть знакомит с материалами судебного про­цесса, затрагивающими репутацию Общества сознания Кришны Наряду с выступлениями участников процесса, которые приведены на основе аудиозаписи, сделанной в зале суда, приводятся также до­кументы, позволяющие лучше понять весомость аргументации сто­рон. В третьей части дается краткий анализ решения, вынесенного судом, и публикуется заявление Комитета защиты свободы совести по итогам процесса.

Четвертая часть посвящена итогам рассмотрения Хорошевским межмуниципальным судом города Москвы иска Центра обществ со­знания Кришны в России к А. Хвыле-Олинтеру.

В пятой части публикуется экспертное заключение о вероуче­нии, социальной ориентации и религиозной практике Общества со­знания Кришны.

В приложении собраны документы, раскрывающие взгляды специалистов (психологов, востоковедов, юристов) на Общество со­знания Кришны; свидетельства о трагических случаях, связанных с нападениями экстремистов на храмы Кришны в России; некоторые отклики на программу «Харе Кришна — Пища жизни» из «горячих точек» и др., а также отклики прессы на ход и итоги судебного про­цесса по иску к АДворкину.

* * *

Работая над этим сборником, я размышлял о том, чему же нас учат два судебных процесса, по воле случая произошедшие в одном и том же суде, однако приведшие к противоположным результатам Самый очевидный вывод — это вывод о негативных последствих для религиозной жизни России участия религиозных организаций в вой­не компроматов и поддержке «антикультового» движения. И о том, что обращаться в суд или в Палату по информационным спорам имеет смысл, если иск подготовлен юридически грамотно и корректно. В этом случае итоги процессов будут содействовать распространению действительно объективной информации, содействующей утвержде­нию в нашем обществе принципов свободы совести, укрепляющей межрелигиозный мир и согласие.

* * *

Еще один важный вывод, который следует из материалов сбор­ника — это тот факт, что Международное общество Сознания Криш­ны получило признание в Индии. И это сало очевидно каждому, кто знает об открытии храма ОСК в Дели, на котором присутствовали премьер-министр Индии, другие видные государственные и обще­ственные деятели Именно так расценили это событие «Вашингтон Пост», «Файнэншл Тайме» (Лондон, 25 апреля 1998) и «Хиндустан Тайме» (Нью-Дели, 6 апреля 1998). Совершенно очевидно, что не­дальновидная политика нападок на кришнаитов и попытки ограни­чить их права в России могут нанести серьезный ущерб торгово-эко­номическим и культурным связям нашей страны с Индией Об этом, в частности, свидетельствует и письмо 12 крупнейших индийских предпринимателей премьер-министру страны, вьщержки из которого публикуются в данном сборнике.

Сергей Иваненко

Шрила Бхактивинода Тхакур дает в «Амрита-праваха-бхашье» краткий обзор семнадцатой главы. В ней описаны игры Господа Чайтаньи Махапрабху с шестнадцатилетнего возраста вплоть до того дня, когда Он принял санньясу. Шрила Вриндаван дас Тхакур уже подробно описал эти игры в «Чайтанья-бхагавате», поэтому Кришнадас Кавираджа Госвами рассказывает о них очень кратко. Но в этой главе встречаются и обстоятельные описания некоторых лил — тех, которым Вриндаван дас не уделил достаточно внимания.

В этой главе мы найдем описания праздника раздачи плодов манго, а также беседу Господа Чайтаньи и Чханд Кази. И наконец, эта глава показывает, что в образе Шачинанданы, сына Шачиматы, четырьмя трансцендентными расами преданного служения наслаждался не кто иной, как сын Яшоды, Господь Кришна. Господь Шри Кришна принял образ Господа Чайтаньи Махапрабху, чтобы познать любовный экстаз Шримати Радхарани, который Она испытывает в Своей любви к Нему. Душевное состояние Шримати Радхарани считается высочайшим состоянием преданности. В образе Чайтаньи Махапрабху Кришна поставил Себя на место Шримати Радхарани, чтобы ощутить испытываемое Ею блаженство. Никто иной не способен на это.


Подкатегории

Ваша корзина

0 Товары - 0.00 Руб
В корзину

Наш телеграм-канал

telegram kanalПодписывайтесь на наш телеграм-канал. Много всего интересного, новинки книг и других товаров, скидки, тематический контент здесь https://t.me/vasudeva_ru

Вход на сайт

Меню