Для этого нужны только: смартфон для съёмки видео, диктофон (с микрофоном на прищепке), штатив и компьютер для обработки данных.
Автор: Вамшидхара-Дамодара дас (Виталий Колядин)
Для этого нужны только: смартфон для съёмки видео, диктофон (с микрофоном на прищепке), штатив и компьютер для обработки данных.
Автор: Вамшидхара-Дамодара дас (Виталий Колядин)
Гонолулу, Гавайские острова. 13 мая 1976 года
Сегодня праздник — день явления Господа Нрисимхадевы, поэтому все постятся до захода Солнца. Прабхупада принял немного экадашного прасада, а вечером вкусил обильный ужин. Я задал ему вопрос, действительно ли Господь Нрисимха явился именно на нашей планете, на что Прабхупада ответил, что не уверен, так как тиртхи в Симхачалам, которые обычно связывают с его явлением, не были признаны авторитетными преданными.
* * *
Сегодняшний стих из «Шримад Бхагаватам» (6.1.12) Шрила Прабхупада прокомментировал, сделав акцент на важности наличия культуры в человеческом обществе. Его лекция была короткой, но очень содержательной и по существу. Он уточнил, что именно он имеет в виду, когда произносит слово «культура». «Ведическая цивилизация подразумевает жизнь в соответствии с правилами и предписаниями. Такова ведическая цивилизация. Животных невозможно заставить жить в соответствии с правилами и предписаниями. Это нереально. Это возможно лишь в человеческом обществе. И чем больше людей будет следовать правилам и предписаниям, тем более цивилизованным можно будет считать это общество».
Целью данного исследования является распознание своего собственного положения в обществе вайшнавов, и занять себя согласно своему адхикару (квалификацию), активно прогрессируя, не имитируя более возвышенные уровни, культивируя искренность и чистоту мотивов в обществе вайшнавов, давших прибежище нам, падшим и обусловленным душам века Кали. Ибо распознав свое положения я смогу выполнять свой долг идеальным образом, так как это предписано Гитой:
Шрейах свадхармо вигунах пара-дхармат св-ануштхитат
Гораздо лучше выполнять свои обязанности, пусть несовершенным образом, чем безукоризненно исполнять чужие. (Бхагавад-Гита 3.35)
Гонолулу, Гавайские острова. 11 мая 1976 года
За то время, пока мы выезжали за ворота храма и проделали путь в несколько километров по автостраде, ведущей в Пали, где мы намеревались провести утреннюю прогулку, Прабхупада несколько раз отметил, что мы живем в цивилизации, созданной глупцами для глупцов. Наблюдая за машинами, проносящимися навстречу нашей машине, он дал ей более точное определение — «цивилизация для мечтающих сломать себе шею». Собаки бегают на четырех лапах, а мы на четырех колесах, и считаем, что в этом и заключается прогресс. Это обман, ведь делаем мы то же самое.
Хотя у меня совсем мало времени, я все же хочу воспользоваться возможностью и попытаться написать несколько слов на тему очень важного праздника — Шива-ратри. Как правило, это не самый главный праздник для вайшнавов и о нем не так часто и не так много говорится. Может быть, это даже лучше для нас – западных людей и начинающих преданных, которым часто бывает непросто понять тонкие различия в описаниях таттвы. Тем не менее, мы все знаем знаменитое утверждение Бхагаватам (12.13.16): ваишн̣ава̄на̄м̇ йатха̄ ш́амбхух̣ — «Господь Шива является величайшим среди всех вайшнавов». Поэтому у преданных есть очень существенная причина соблюдать этот могущественный праздник – благодаря этому можно доставить удовольствие величайшему из вайшнавов и снискать его милость! А как иначе, без милости великих и дорогих слуг Господа, можно надеяться на милость Господа и на продвижение в духовном развитии?
Но прежде чем мы перейдем к обсуждению этого праздника, я сразу хочу сказать о том, что хотя практические везде его празднуют сегодня, 7 марта, вайшнавы, в соответствии с Хари-бхакти-виласой, по крайне мере в некоторых местах (к которым относится Киев) должны праздновать его завтра. Причина проста — вайшнавы, в отличие от смарт, соблюдают только шуддха-титхи (шуддха-экадаши и проч.), а не виддха-титхи (нечистые дни).
Впервые о духовной заботе я услышал через 5 лет, после присоединения к движению Шрилы Прабхупады. Факт говорит сам за себя – раньше о заботе не говорили. Настоящий «бум» заботы начался после первого приезда Радханатха Махараджа в Россию, когда он представил изумлённым преданным систему, существующую в Чоупати. Эта система включала в себя менеджмент, проповедь, образование, заботу.
Махарадж действительно олицетворял собой то, о чём говорил. И у нас, в храмах России, во время джапы появились первые кружки совместно читающих джапу преданных. Появились первые идеи кураторства младших старшими. Появились первые списки кураторов и курируемых на досках объявлений. Подхватили идеологию заботы целые движения – например, бхакти-врикша и нама-хатты.
На западе факт того, что нужно покориться какой-то личности, обращаться к ней за руководством, отталкивает людей. Хотя сам закон этого требует. С пятилетнего возраста вы должны посылать своих детей в школу, чтобы их там обрабатывали, давали им то, во что они должны верить. Это считается правильным. Они говорят: «Иди в школу». 10 лет там надо учиться? Сколько в Англии сейчас? До 18 лет? Они только в 18 лет могут уйти из школы. Не раньше. Когда я был ребенком, по-моему в 15 можно было. Затем они до 16 подняли, теперь уже до 18. И дальше это будет продолжаться.
Затем, после того как они вас обработают в течение 10-12 лет, они скажут: вы можете думать теперь, что хотите. После того как вас обработали, промыли вам мозги, вам позволяют думать самостоятельно. Одурачивание.
Движение преданных сейчас скорее напоминает хобби. Им нравятся Кришна, преданные, воспевать, по воскресеньям одевают дхоти, сари — эдакий кружок по интересам, ставят образно говоря свечку за Кришну, при этом общество идет своей дорогой вниз в адские условия, на Земле становится все хуже и хуже с каждым годом, люди становятся все более сумасшедшими, можно ждать чего угодно с таким умонастроением — войны, чего угодно, потому что люди живут для себя, ради своих чувственных удовольствий.
Не было такого еще 200, 300 лет тому назад. Это совершенно новый тип человека — маргинал. Это асоциальное существо. Вы знаете, что в природе не существует такого явления — маргинал, существа, которое живет для себя. Возьмите любое насекомое, птичку- все живут ради других.
Шрила Ниранджана Свами как всегда хранит верность традициям. Он говорит о вещах, которые в ведической культуре или в любом обществе, где сильны семейные устои, считаются элементарными.
ВОПРОС: В нашем храме женщины не занимаются активной проповедью новичкам. Поэтому молодым девушкам, которые присоединяются к Движению, проповедуют брахмачари и неженатые преданные-прихожане среднего возраста. Это, конечно, нехорошо, и руководители храма, а также старшие преданные ругают их за это. Стоит ли руководителям быть строже в этом отношении или в таких случаях следует пойти на уступки, учитывая, что женщин-проповедников не хватает? Позволительно ли мужчинам проповедовать девушкам?
Гонолулу, Гавайские острова. 10 мая 1976 года
Экадаши. Прежде чем мы вышли на прогулку, Прабхупада позвонил в колокольчик. Войдя в его комнату, я предложил свои поклоны и сел перед ним, готовый к выполнению всех его указаний. Он спросил, есть ли у нас с собой санскритское издание Восьмой Песни «Шримад Бхагаватам». Сегодня вечером Прабхупада рассчитывал закончить работу над Седьмой Песнью. Услышать эту новость для меня было огромной радостью.
Прабхупада: Революция означает, что они неудовлетворены.
Сатсварупа: Французская революция, русская революция.
Прабхупада: Эти вещи не происходили безупречно. Поэтому постепенно всё разрушилось. Если бы всё шло прекрасно, люди были бы счастливы. Они бы не стали бунтовать. Вы должны делать всё для того, чтобы граждане были счастливы во всех отношениях. Вы должны знать необходимость того, как людей удовлетворить. Вы должны организовать правительство именно таким образом. И тогда не будет никакой революции. Если люди удовлетворены, то бунтовать они не будут.
В настоящее время по социальном сетям широко распространяется этот текст:
«НЕ ОСУЖДАЙТЕ. Нельзя никого ни в чем никогда осуждать. Особенно, если человек, как личность, тебе неизвестен. Ты не знаешь ни его прошлого, ни, по сути, настоящего, ни окружающую его обстановку. Если он такой, какой есть и делает то, что делает, — это его жизнь и поступки, которые он совершает, обусловлены десятками внешних факторов, узнав которые, ты можешь начать этим человеком потом восхищаться. Шрила Прабхупада.»
Как видите, он подписан именем нашего ачарьи, Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Однако этот текст не имеет к Шриле Прабхупаде никакого отношения. Он никогда не произносил подобных слов. В его фолио, где представлены его книги, беседы, письма, лекции вы этого текста не найдете.
Гонолулу, Гавайские острова. 9 мая 1976 года
Между Шрилой Прабхупадой и двухлетним сыном Куши даси ежедневно происходит необычная лила. Светловолосый, спокойный, мягкий, мальчик ведет себя в очень сдержанной и в то же время деликатной манере. Каждое утро после приветствия Божеств Прабхупада выпивает несколько капель чаринамриты, а в это время мальчик стоит рядом с ним. Омыв руки, Прабхупада сбрызгивает несколько капель воды на голову мальчика. После чего идет в самый конец алтарной комнаты и садится на вьясасану для проведения гуру-пуджи. Когда преданные предлагают цветы, подходя по одному, мальчик подходит в очереди вместе со всеми.
Он медленно и сосредоточенно отсчитывает шаги до вьясасаны, крепко держа в руках гирлянду из цветов пикаки — с маленькими белыми, в форме почек, бутонами, напоминающую связку четок из слоновой кости. Он предлагает ее Шриле Прабхупаде, а тот снимает с себя и вручает малышу свою. Затем так же сосредоточенно мальчик спускается вниз, предлагает дандаваты и медленно возвращается к своей матери. За все время этого обмена не произносится ни одного слова, хотя Прабхупада постоянно улыбается, наблюдая за таким удивительным проявлением преданности малыша. Сегодня утром Прабхупада спросил у меня имя этого мальчика. Когда я сказал, что его зовут Атмарама, он улыбнулся и одобрительно кивнул: «Да, он производит впечатление святого».
Biographical film about Shrila Prabhupada. ISКCON Cinema, 1983.
Здесь представлены разнообразные рецепты индийской вегетарианской кухни, которые автор собрала в своих многочисленных путешествиях по Индии. Книга многократно публиковалась на многих языках мира, и настоящее издание впервые выходит на русском языке, знакомя читателя с привлекательным разнообразием вегетарианского питания. Для широкого круга читателей.