Название: Шри Чайтанья Чаритамрита, том 4: Мадхья-Лила, главы 17-20 Автор: А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Издательство: Бхактиведанта Бук Траст (BBT) Год: 2009 Форматы: Txt - 323.74 KB, doc - 718.9 KB Страниц: 752 (в бумажном оригинале) ISBN: 978-5-902284-40-6 Качество: Электронный текст
Мадхья-лила, самая объемистая из всех частей «Чайтанья-чаритамриты», повествует о богатых событиями годах странствий Шри Чайтаньи — учителя, философа, духовного наставника и мистика. В течение шести лет, описанных в Мадхья-лиле, Чайтанья передает учение, с которым пришел, главным из Своих последователей, участвует в диспутах и обращает в Свою веру виднейших философов и теологов Своего времени вместе с их многочисленными учениками и последователями.
Данная часть "Чайтанья-Чаритамриты" рассказывает о путешествии Шри Чайтаньи Махапрабху во Вриндаван, о том что Он там делал. Описаны наставления Господа, который тот Шриле Рупе Госвами. Описывается объяснение Гаурангой Шриле Санатане Госваме науки об Абсолютной Истине.
Я считаю, что будет неплохо включить в книгу небольшой совет, касающийся вступления в брак. Этот раздел представляет собой просто лично мой совет. Шрила Прабхупада поучал, что устроенные старшими браки являются наилучшими; и именно этому призывал нас следовать. Он также говорил, что без отца, который берет на себя ответственность за то, чтобы выдать свою дочь замуж, девушке почти невозможно найти себе хорошего мужа. Если у девушки нет отца, то Шрила Прабхупада советовал, чтобы ее личную жизнь устроили президент храма, Джи-Би-Си (или гуру) либо назначенное ими для этой цели лицо. В каждом храме это происходит по-разному. Шрила Прабхупада лично не проверял астрологическую совместимость будущих супругов, однако, он рекомендовал это как ведическую систему.
Момент, касающийся заключения брака без участия отца, важен. Мне случалось видеть, как некоторые руководители пытались устраивать браки, исходя не из интересов вступающих в брак, а, как создавалось впечатление, основываясь на других соображениях. Например, я был свидетелем того, как один начальник пытался убедить своего подчиненного жениться на девушке, поскольку он хотел, чтобы эта девушка стала его секретаршей. Юноша же и девушка явно абсолютно не подходили друг другу. Это устройство брака было совсем неправильно мотивировано, оно не учитывало интересы молодых людей. К счастью, и парень, и девушка отвергли это предложение. А в другой раз я видел, как менеджер не дал разрешения на брак парню, который казался квалифицированным, чтобы стать мужем определенной девушки, и причиной отказа было то, что молодые люди работали в разных отделах, а он не хотел потерять свою секретаршу. В итоге девушка вышла замуж за преданного из того отдела, где работала и она, и, к несчастью для обоих, их брак спустя несколько лет закончился разводом.
Является ли прогресс современной цивилизации достижением в глазах просветленного мудреца? Шрила Прабхупада выносит свой вердикт: «Собака думает, что она — тело, и кошка тоже думает, что она — тело. Следовательно, если человек рассуждает подобным образом, он пребывает в невежестве. А если вы в невежестве, то все, что вы считаете достижением, в действительности оборачивается поражением. Поймите это» (сентябрь 1973 года, Стокгольм).
«До тех пор пока человек не начнет интересоваться духовными ценностями, он будет терпеть поражения на жизненном пути и испытывать страдания, порожденные невежеством. Любые корыстные действия, как греховные, так и благочестивые, влекут за собой последствия. Ум того, кто совершает такие действия, называется карматмака, что значит „ум, оскверненный кармической деятельностью". Оскверненный ум затуманивает сознание живого существа- поэтому все, кто поглощен кармической деятельностью, обречены оставаться в темнице материального тела» (Бхаг., 5.5.5).
В предыдущем стихе Ришабхадева осудил греховную жизнь и безумную погоню за наслаждениями. Атеист может возразить: «Допустим, мы получили материальное тело и оно причиняет нам некоторые беспокойства. Ну и что? Скоро телу придет конец, и больше не будет ни боли, ни наслаждений». То же самое говорят и буддисты: «Тело — это сочетание материальных элементов, и оно является причиной наших страданий и наслаждений. Поэтому превратите тело в ничто, и больше не будет ни боли, ни удовольствий».
Но Ришабхадева отвечает на это: «Нет, когда тело прекратит свое существование, вы получите другое тело. И до тех пор, пока вы будете переселяться из одного тело в другое, вам придется влачить жалкое материальное существование».
Шрила Прабхупада говорит: «Допустим, я сижу за рулем очень дорогой машины и совершенно зачарован ею. Я забыл, куда мне нужно ехать, и полностью погрузился в изучение этой машины. Но какой в этом толк? Вы можете сидеть за рулем превосходного автомобиля, но ведь главное — знать, как доехать до места назначения. Вот ваша главная задача» (июль 1975 года, Филадельфия).
«О царь, услышав святое имя своего владыки, к умирающему тотчас явились вишнудуты, слуги Вишну. Аджамила повторял святое имя в страхе и смятении и потому произносил его без оскорблений» (Бхаг., 6.1.30).
Полицейские в вашем городе перемещаются на машинах, и стоит кому-то вызвать полицию, как она тут же приедет. Точно так же и слуги Господа Вишну путешествуют по вселенной в поисках тех, кто повторяет святое имя Господа. Если вы произнесете святое имя Господа, они с радостью тотчас направятся к вам.
Когда Аджамила взывал: «Нараяна!», он просто звал своего сына, но для слуг Хари важен сам факт повторения святого имени. Для них не важно, имел Аджамила в виду.
Мой опыт показывает, что лучше всего туласи растёт летом на улице, в теплице. Там нет перепадов температуры, ветра и не слишком жгучее солнце, влажность регулируется открыванием окон. Зимой туласи требуется досвечивание, а если быть точнее: 12 – 14 часов пребывания под специальными лампами (например ДНаЗ или ДРиЗ или какие-либо иные мощные источники искусственного света). Пребывать зимой дома для туласи тяжело: слишком сухой воздух (от этого сохнут листики), мало свежего воздуха (из-за этого случается плесень на листьях и клещики), теснота. Я обратила внимание – туласи, которая растёт в отдельном помещении, чувствует себя гораздо лучше, чем та, что соседствует с людьми, в тесной комнате с массой мебели. Что можно сделать? Прибраться можно, выкинуть старьё, чтобы стало больше жизненного пространства, некоторые преданные мастерят алтари для туласи – гроубокс. Гроубокс, по моему мнению, нужно делать тщательно, не просто фанерная коробка. Необходим увлажнитель, вентиляция, некоторые датчики...
Формирование кроны деревца Туласи
Подстригать туласи нельзя, но необходимо прищипывать. С самого маленького возраста, с 4 листиков, мы убираем верхушечку и предлагаем её Кришне, и так теперь каждый раз. Таким образом туласи будет расти кустиком и вероятность сломаться будет уменьшена.
Преданные ИСККОН постоянно поднимают вопросы о предназначении нашего движения, и сами бояться ответов на свои вопросы. Здесь представлена лекция Его Святейшества Шиварамы Свами, которую он прочитал для делегации из стран СНГ в Нью Враджа дхаме. В ней подняты актуальные темы нашей современности, представлено видение Шрилы Прабхупады будущего ИСККОН и рассказано о практической духовной заботе о преданных, отличной от пустых лозунгов и бесконечных заседаний.
Пример Дайви-варнашрамы в ИСККОН
Когда мы говорим с обычными людьми о таких понятиях как эко-поселение или самодостаточность на самом деле под этой терминологией мы имеем в виду сознание Кришны. Мы объясняем им образ жизни связанный с Богом в такой форме, в которой будет понятно современным людям. Конечно, такая жизнь самодостаточна, поскольку она в гуне благости, а то, что в гуне благости само собой является самодостаточным. Такая жизнь находится в гуне благости потому, что это следование тому, что делает Сам Кришна.
Для нас Нью-Враджа-Дхама в первую очередь является святым местом. Это место Радхи и Шьямасундары, место Их коров, и мы должны заботиться об Их коровах. Мы выращиваем разную пищу для того, чтобы кормить Их. Также мы выращиваем пищу, чтобы прокормить себя, чтобы у нас было достаточно продуктов для проведения фестивалей, таких как, например, Говардхана-пуджа. В этот день мы планируем предложить Божествам 2000 кг бхоги. Вы увидите, что это займет половину алтарной комнаты. В предыдущие праздники мы не превысили этой цифры и предлагали что-то около 1900 – 1950 кг. И поскольку мы служим и кормим Божеств, а также кормим слуг Божеств, то нам необходимо так же, чтобы слуги Божеств имели возможность жить здесь. Поэтому мы строим дома. И поскольку у слуг Божеств есть дети, которые в будущем тоже станут слугами Божеств, нам нужна школа. И благодаря тому простому факту, что мы делаем эти вещи, многие люди приезжают, чтобы посмотреть на это. Сюда, в долину Кришны, каждый год приезжают 25-30 тысяч туристов, чтобы посмотреть на это святое место. Нам нужно создать необходимые условия для этих людей. Вся эта деятельность требует инфраструктуры, которую вы видите здесь. Но, как вы видите, центром всего является Радха-Шьямасундара. И это то, что представляет собой Вриндаван. Вриндаван это состояние сознания, в котором как говорит Кришна: Мам экам шаранам враджа – Враджа - это то место, где существует полное придание Ему. Это не географически месторасположение, это место, где происходит придание. И где бы это не происходило Кришна, говорит тогда: Ма шучаха – Вам не нужно ничего бояться в таком месте.
Хороший классический фильм, рассказывающий воплощении Господа, Золотой аватаре, совместном воплощении Радха-Кришны – Шри Чайтанье Махапрабху. Фильм описывает Его жизнь, начиная от явления в Надии до принятия отреченного образа жизни (саннйасы) в возрасте двадцати четырех лет. Фильм снят в 1959 году известными кинематографистами Бенгалии.
Тогда же было снято продолжение этого фильма: Нилачала Махапрабху где повествуется о дальнейших играх Шри Чайтаньи Махапрабху.
Вывод напрашивается сам, хотя для его применения необходимо приложить усилия. Содержимое этой книги, основанное на многочисленных цитатах Шрилы Прабхупады, направлено на то, чтобы подчеркнуть, почему и как должна жена покорно служить мужу и позволять ему занять в браке главенствующее положение. Вывод — применять в жизни поучения Шрилы Прабхупады. Это существенно важно для того, чтобы создать дружную семью и мирное общество.
Шрила Прабхупада говорил, что гармония в семейных отношениях достигается через обучение. Культура требует обучения. Если никто не учит вас, то вы должны учиться сами. Нужна самодисциплина.
Изучайте то, чему учил по данному вопросу Шрила Прабхупада, изучайте снова и снова. Вникните в это. А затем трудитесь над тем, чтобы применить эти знания на практике.
Разговор во время утренней прогулки, 10 июля 1975 года.
"Итак, наша политика должна быть такова: мы воспитаем в Далласе первоклассных мужчин и будем учить девушек двум вещам. Первое, как стать целомудренной и верной женой своему мужу, и второе, как хорошо готовить. Если девушки будут обладать двумя этими качествами, то я поручусь, что найду им хороших мужей. Я лично займусь этим... Нужны два эти качества. Девушка должна научиться, как приготовить очень вкусно пищу, и она должна знать, как стать целомудренной и верной мужу. Нужны только два эти качества. И тогда се жизнь будет успешной. Итак, попытайтесь достичь этого. Девушке достаточно иметь простое образование, знать азы. Все это чепуха: такое престижное, значительное, громкое образование, а потом девушка становится проституткой. Что это за образование? Для того чтобы стать проституткой, образование не требуется ”.
Здесь Шрила Прабхупада объясняет, как следует поступать в отношении наших дочерей (брахмачарини также могут извлечь из этого урок). Девушке следует научиться готовить на высшем уровне и покорно служить своему мужу. Он говорит, что если девушки смогут научиться этим двум вещам, то в таком случае он даст личную гарантию, что найдет им хороших мужей. Шрила Прабхупада даст свою личную гарантию. Чего еще может просить девушка, желающая иметь хорошего сознающего Кришну мужа?
Небольшое учебное видео о том, как правильно выполнять вайшнавский ачаман. Видео представлено Министерством поклонения Божествам ИСККОН и Маяпурской академией ИСККОН.
Одной из величайших проблем, возникающих в большинстве браков в ИСККОН (даже когда это брак хорошей и целомудренной жены и искреннего мужа), является тот факт, что нам не хватает больших полноценных семей.
Это может отразиться на каждой из сторон нашей жизни. Даже до появления детей возникает много трудностей, причиной которых является отсутствие больших семей. Особенно остро эта проблема стоит у американских преданных; по крайней мере, я знаю, что они с этим сталкиваются.
Если семья невелика, часто не к кому обратиться за помощью, советом, физической и моральной поддержкой, которую обычно оказывают друг другу родственники. Даже в такой тривиальной ситуации, как болезнь. Когда кто-то из членов большой семьи заболевает, другие приходят на помощь. Или же если мужчина начинает свой бизнес, он может получить помощь от многочисленных сородичей. И хотя есть друзья-преданные, я, как выходец из довольно небольшой семьи (по американским стандартам), исходя из своего опыта заключаю, что друзья-преданные оказываются не столь участливыми, как члены семьи. Никто, как кажется, не обладает лишним временем для того, чтобы помогать кому-то другому. Это в значительной степени следствие индустриализации мира, в котором все труднее содержать семью.
Когда в семье рождаются дети, возникает ощутимая необходимость в большой родне. Моя жена выросла в семье, где много кузенов, дядь, тёть, бабушек и так далее. С рождением нашего первого ребенка у нас появились хлопоты. Младенец принялся кричать, когда жена готовила на кухне, а я был занят своей работой (я работал дома). Перед нами встал трудный вопрос: "Кто возьмет ребенка на руки и успокоит его?" Мы говорили об этом с моей женой, и она припомнила, что когда она была маленькой и жила со своей многочисленной семьей, то с появлением младенца вопрос всегда стоял: "А когда же мне дадут поносить малыша?"
Сознание — суть всего живого. Можно было бы предположить, что именно сознание является основным предметом изучения в наших школах. «К сожалению, — говорит Шрила Прабхупада в этой беседе, проходившей в апреле 1968 года в капелле Бостонского университета, — в современной системе образования нет факультетов, где преподавали бы науку о сознании, науку о душе, хотя этот раздел знаний является самым важным».
Сознание Кришны, наука о Боге, обладает непреходящей ценностью, поскольку позволяет нам постичь Господа и наши отношения с Ним. Конечно, в каждой религии имеются определенные представления о Боге: «Господь велик». Однако одного понимания того, что Бог велик, недостаточно, у нас должно быть знание о наших взаимоотношениях с Ним.
Как правило, мы считаем само собой разумеющимся, что основным занятием Бога является исполнение наших желаний. Поэтому те, кто верит в Бога, обычно обращаются к Нему, когда оказываются в беде или нуждаются в деньгах. Некоторые обращаются к Богу из любопытства, и лишь немногие движимы желанием постичь науку о Боге. Таковы четыре категории людей, интересующихся Богом, и все они обладают определенным запасом благочестия. Если такого запаса нет, человек не будет проявлять интереса к науке о Боге. Те, кто неудачлив, кто занят греховной деятельностью, не верят в Бога; им нет до Него никакого дела. Атеистам очень трудно постичь Бога.
Но, поскольку сознание Кришны является наукой, даже атеист сможет по достоинству оценить его, если обладает некоторым разумом. И атеисты, и верующие — все обладают сознанием. Это факт. Не имеет значения, верите вы в Бога или нет: все равно у вас есть сознание. И если я ущипну вас, вы сразу же начнете возмущаться: «Меня ущипнули! Мне больно!» Даже звери обладают сознанием.