Сюжет спектакля построен по одноименной книге Сарвабхаваны прабху (Гагика Бунятяна), записанной его сыном Саркисом. Это тяжелая, но в то же время вдохновляющая реальная история о том, как советская власть безуспешно пыталась изжить первые ростки бхакти в СССР.
Главные герои книги и спектакля — Сарвабхавана прабху и Шачисута прабху, молодые преданные — попадают в тюрьму за печать и распространение литературы, связанной с движением Харе Кришна. Тяжелые условия усиливаются практически полным отсутствием вегетарианской пищи. Единственное, что можно есть, не нарушая регулирующих принципов, — это низкокачественный черный хлеб; чтобы хоть как-то преодолеть отвращение к этой скудной и однообразной пище, хлеб приходится солить — отсюда и название произведения.
Как сложится дальнейшая судьба героев? Удастся ли им сохранить веру несмотря на столь суровые испытания? Какие уроки извлекут они из этого опыта? Спектакль в исполнении днепропетровских преданных дает ответы на эти и многие другие вопросы.
Жители древнего города Рима в экстазе от звуков Святого Име Шри Кришны, и вместе с преданными танцуют и водят хАрИводы. Святое Имя просто плавит древние римские мостовые. Итальянцы и туристы получили огромную милость Шри Чайтаньи Махапрабху.
Новые книги ББТ: Веда, Свет Бхагаваты, Духовный учитель и ученик. Можно купить у нас с доставкой.
Первая книга – «Веда. Тайны востока» – представляет собой сборник статей, написанных Шрилой Прабхупадой и его учениками и последователями. Статьи невелики по объему, что делает их чтение легким и приятным, и содержат в себе уникальный материал, который будет интересен как опытным преданным, так и людям, впервые столкнувшимся с сознанием Кришны. Неподготовленному читателю книга даст полное и глубокое представление о вайшнавском учении, расскажет ему о смысле жизни и о тех потаенных законах, по которым живет и движется мир. Проповедника же она снабдит превосходным материалом для лекций, а также на примере содержащихся в ней бесед научит, как убедительно и доступно преподносить людям духовное знание. Книга состоит из девяти частей, последовательно раскрывающих такие темы как бхакти-йога, карма и перевоплощение души, взаимоотношения науки и религии, любовь настоящая и ложная, ведическая мудрость, диалог Востока и Запада и духовная практика. Кто такой Бог? В чем состоит наше предназначение? Способна ли наука ответить на все вопросы? Можно ли с ее помощью доказать существование Бога? Почему, несмотря на все современные удобства, многие люди чувствуют душевную пустоту? Возможно ли такое счастье, за которым не последует разочарование? Выбираем ли мы сами себе судьбу или наша жизнь – игрушка в руках слепого рока? Что ожидает человека за порогом смерти? Обо всем этом и многом другом – в книге «Веда. Тайны Востока».
Лос-Анджелес, 30 декабря 1968 г. В интервью журналисту одной из лос-анджелесских газет Шрила Прабхупада высказал свое мнение о многочисленных новоявленных "гуру" конца 60-х, которые обещали дать людям силу, влияние, научить избегать стрессов, указать путь к спасению и многое другое. В этом откровенном разговоре Шрила Прабхупада разоблачает многие "религиозные" течения того времени. Он говорит: "Человек, называющий себя Богом, - законченный негодяй".
Журналист. Насколько я знаю, множество наших читателей, да и вообще людей в Соединенных Штатах, пребывает в недоумении: вокруг появилось так много людей, провозглашающих себя гуру и богами; они появляются в нашей стране один за другим, как грибы, и говорят, что.
Шрила Прабхупада. Я могу вас заверить, что все они говорят вздор.
Журналист. Не могли бы вы сказать об этом чуточку подробнее?
Шрила Прабхупада. Могу к этому прибавить, что все они негодяи.
Журналист. И тот, который прославился, продавая мантры для медитации?
Шрила Прабхупада. Могу сказать публично, что он прохвост, каких свет не видывал.
Журналист. Не могли бы вы пояснить свою мысль, дать развернутое обоснование, так как наши читатели.
Шрила Прабхупада. Все его поведение говорит о том, что он отъявленный мошенник. Не нужно даже знать его, его поступки говорят сами за себя. Удивительно только одно: принято считать, что в западных странах живут люди высокой культуры - почему же они позволяют этим негодяям дурачить себя?
Журналист. Я думаю, что люди ждут чего-то необыкновенного, и тут появляются такие, как он.
Итак, я постараюсь дать вам основные исторические моменты этой драмы, произошедшей 2000 лет назад. В то время существовало много различных религиозных групп: храмовые старшины, фарисеи; различные тайные религиозные секты, типа Кумран, различными принципами типа вегетарианства, реинкарнации, социальности. Но они были более замкнуты в себе и не проповедовали.
Затем были Зеры. Они были еврейскими фундаменталистами, они боролись против господства римлян и сотрудничавших с ними священников. Они были подобны индийским раджам, которые сотрудничали с британскими окупантами. Они вместе охотились, похлопывали друг друга по плечу, и англичане поддерживали их за это. Они были поддерживаемы англичанами и поэтому сражались друг с другом очень смело. И то же самое в то время храмовая верхушка была очень близка к правящей клике, поэтому римское правительство не могло не распять Иисуса, чтобы не разгневать своих друзей. И после распятия Иаков и Петр возглавили Иерусалимскую церковь и там были Иоанн, Петр и также Фома и многие другие. И с другой стороны был Павел.
Итак, произошло то, что отрицается теологами - развился еретический протестантизм. Это произошло потому, что это был протест против Иакова, Петра и других. Он ввел свои принципы. Мы знаем, что он утверждал, что не то оскверняет человека, что входит в его уста, а то что выходит из него.
И сегодня мы прочитаем немного из непризнаваемого Евангелия.
Оно конечно же непризнаваемо только церковью. В нем встает совершенно другая картина. Здесь говорится: вы то, что вы едите. И то, что существование может быть осквернено едой. И интересно также, что в пророчестве Исайи говорится, что появится пророк над своим народом. Это можно применить к Иисусу. Он будет жить молоком и медом и поэтому сможет отличать зло от добра. И также Иоанн Креститель жил, питаясь медом и саранчой. И тут ясно говорится, что благодаря тому, что он не ел мясо, он мог различать что хорошо, что плохо. И все благодаря этому образу питания. И у Прабхупады я лично читал, что он не верил ни во что, кроме того, что церковь должна быть вегетарианской.
Узнав о существовании духовного мира и предоставляемой преданным служением возможностью стать его вечными обитателями, многие преданные в своей практике начинают преследовать одну единственную цель – не родиться больше в материальном мире. А если и придется здесь родиться, то исполниться всех достояний Бога – богатства, славы, красоты, знания и т.д. Но в этом ли цель основанного на любви и не оскверненного никакими личными мотивами преданного служения Богу? Вопрос этот станет риторическим, если знать, на что готовы ради удовлетворения своего господина вечные спутники Господа.
3228 год до нашей эры. Господь Кришна пришел на землю Вриндавана вместе со Своими близкими спутниками, чтобы провести удивительные игры и тем самым пригласить все живые существа присоединиться к этому вечному празднику любви. Господь Брахма, хотя и получил от Него благословение не попадать под влияние материальной энергии, все же не устоял под влиянием Йогамайи Господа и засомневался в Нем. Решив показать свое мистическое могущество, Брахма украл телят и друзей Кришны и спрятал их в пещере. Кришна с легкостью победил Брахму в этой «битве чародеев». Пристыженный Брахма пришел к Кришне просить прощения, но Тот даже не удостоил ответа его изысканные и полные смирения молитвы. Чувствуя себя недостойным находиться во Врадже и опасаясь совершить новые оскорбления, Брахма отправился обратно на Брахмалоку с единственной мыслью как-то искупить свою вину. Он знал, что Господь Кришна вновь придет как Шри Чайтанья Махапрабху, и поэтому решил тоже прийти в это же время и смиренно служить Ему. Боясь опять совершить оскорбления, Брахма решил родиться в самой низкой семье, чтобы не дать себе ни малейшего повода возгордиться своим положением.
Задолго до этого Прахлада Махараджа в своих молитвах Господу Нрисимхадеву просил благословения остаться в этом мире и проповедовать славу преданного служения всем живым существам. Получив от Господа Нрисимхадева огромное царство Хираньякашипу, Прахлада правил им в течение целой манвантары, многих миллионов лет. Решив принять участие в играх Господа Чайтаньи, Прахлада тоже явился в них, чтобы продолжать свою благородную миссию, готовый ради проповеди пойти на любые страдания.
Брахма Махатапа, сын великого мудреца Ричика Муни, однажды дал своему отцу для поклонения Господу немытые листья Туласи. Разгневанный мудрец в сердцах проклял сына на рождение в самой низкой семье.
Все эти три возвышенные личности воплотились в великом святом Шриле Харидасе Тхакуре. 28 сентября Гаудия-вайшнавы отмечают день его ухода. Именно он показал нам совершенный пример того, как мы должны повторять Святое имя Господа сами и проповедовать воспевание имен Бога другим.
Исследователи в библиотеке рукописей при храме Радха-Дамодара объявили о новом открытии.
Вриндаван, 12 Сентября 2004 г.
На днях в библиотеке рукописей Радха-Дамодара был найден новый документ, как объявил в четверг куратор библиотеки Др. Р.Д. Гупта. Написанный на пальмовых листьях, он содержит письмо от Нарротама Даса к Дживе Госвами, содержащее годовой отчет по распространению книг, на конец года, заканчивающегося на Гаур Пурниму 1501 г. эры Шака (1579 г. н.э.):
Шьямананда («Бхагаватам» - 4; Песни Джнянадаса – 10; Песни Говинда Даса – 11, Другие песни – 34; «Прартхана» Нароттама Даса – 16; «Бхакти-расамрита-синдху» – 5; «Уджджвала-ниламани» – 1; «Чайтанья Бхагавата» - 25; «Чайтанья Чандрамрита» – 15; «Гауранга-падавали» Васу Гхоша, и т.п. – 14).
P.S. Это общие количества для целых Шрипатов, а не только для упомянутых личностей.
Нароттам завершает свое письмо следующим комментарием: «joto din amader hasta-lipi chariya grantha chapaibar anya kono rokomer nuton kayda paoa na jaiba, toto din amadiger pustak-bitaran karjo anekta sthagit hoiba. ek din nischay kono ek mahatma aisa chapa-khana abishkar koriya, dhanyatidhanya hoiya, samasta prithivite grantha biliyaiya diya, mahaprabhur prema dharma aguan koriya diba. taha na hoiba parjanta, amadiger nyay dina-hina char ki korimu? emoni paraspar harikatha alochana kora, thakur seva kora, lila kirtan kora, malay nama-jap kora ity adi korile ki labh? bhagya hoile, sei din abar janma labh koriya, amara-o hate ghate bajare boi bikri koriya prema labh korimu. natuba, hay hay! ki koriya paimu?»
(Краткое изложение) Нароттам сожалеет о низких показателях, и говорит, что похоже на то, что пока кто-нибудь не возьмет на себя труд изобрести печатный станок, не будет возможности развить прему. Он молится о том, чтобы родиться в том далеком будущем, где бы он тоже имел возможность распространять книги на улицах и базарах, и получить милость Махапрабху, так как какая польза от воспевания, или поклонения, или обсуждения Харикатхи, если результаты распространения книг такие низкие?
Люди могут говорить, что я лицемерю. Хотя также можно сказать, что это просто реализм. Какие-то люди скажут: вы говорите, что все неправильно, значит ритвикизм – это ответ, или нужно присоединиться к гаудия-матху? Но это не обязательно так.
Разные люди будут говорить, что это – из-за этого, или это из-за того, почему бы вам не начать свое движение? Но не обязательно в этом будет заключаться ответ, потому что ритвик-вади, они… Они весьма активны, возможно, они полюбят эту мою лекцию. Они размещают эту информацию в интернете. То, что в ИСККОН существуют проблемы не доказывает, что они правы. Факт в том, что ритвик-вади тоже замешаны в коррупции и у них тоже очень много проблем, у них тоже там происходят расколы. То есть, я не считаю, что это – решение. Хотя, это одна из причин, почему я колебался, прежде чем сказать все это. Но как я уже говорил, по крайней мере, вы должны знать мою позицию.
Так что, неужели это не лицемерие с моей стороны, почему я остаюсь в ИСККОН. Но Прабхупада говорил: «Не покидать!» И это очень могущественное наставление. Конечно, иногда я чувствую, что я не могу уйти из ИСККОН, но ИСККОН сам ушел от меня, потому что я продолжаю делать то же самое, я говорю то же самое, что я говорил, когда впервые присоединился. Но Движение сейчас изменилось, а я не изменился. Я не покидал ИСККОН, ИСККОН покинул меня.
Все мои друзья – в ИСККОН. Конечно, я полагаю, что принципы выше дружбы, но нужно смотреть... Моя жизнь предназначена служению Прабхупаде. Мог бы я служить миссии Прабхупады, если бы вышел из ИСККОН, из тела ИСККОН? Я не убежден в этом, что это так, что я бы лучше смог служить. Несмотря на все неправильное, что происходит, все равно, ИСККОН – единственная надежда на распространение сознания Кришны по всему миру. Так что постараться привести ИСККОН в порядок – это лучшее предложение, лучшая идея. Это не так легко.
Середина девяностых. Прабху Випина-пурандара, мерно звеня караталами, старательно пропевает каждое слово утренней службы. Хор «разношерстных» голосов вторит этому пожилому, опытному и всеми уважаемому вайшнаву - руководителю Пресс-центра Московского Общества Сознания Кришны. Внезапно караталы смолкают, прабху разворачивается и, в упор глядя на молодого бхакту, громко говорит: «Вы поете неправильно. Это слово произносится не так. Не нужно ничего менять. Ни одной буквы!». Бхакта заливается краской. Единственная мысль пульсирует в его голове: «Зачем же так?! Из-за одной буквы – такой позор!» «Качество Вашего киртана – продолжает прабху, – указывает на качество Вашей джапы, а джапа отображает состояние Вашего сознания. Всегда помните: наши качественные джапа и киртан – основа полноценного совместного воспевания и залог успеха в личной духовной практике. Итак, если хотите прогрессировать – пойте так, как учил Прабхупада!» Киртан продолжается. Преданные, как школьники, желающие угодить строгому, но любимому учителю с удвоенным вниманием четко поют: «Харе Кришна Харе Кришна…»
Через некоторое время, окончив стажировку, «посрамленный» бхакта вернулся на родную крымскую землю. Позже, вспоминая эту историю, он понял: тот болезненный урок стал одним из самых важных на его духовном пути.
И вот спустя 16 лет уверенность в истинности этих слов, а также просьбы преданных вдохновили его предложить вниманию вайшнавов материал, побуждающий воспользоваться преимуществами внимательного воспевания Великой Песни Освобождения. Следует подчеркнуть: речь пойдет не о чистом безоскорбительном воспевании Маха-мантры, о чем уже немало сказано, а о стадии, предшествующей этому, которой уделяется значительно меньше внимания – о воспевании правильном, грамматически точном.
«Женитьба или замужество не дают ни мужу, ни жене никаких прав считать себя господином. Мужчина и женщина объединяются в браке с целью служения друг другу и совместного служения Кришне.
Жена не является объектом наслаждения для мужа, а муж не является объектом наслаждения для жены. Они не женятся, чтобы удовлетворять свой сексуальный аппетит. Они женятся, чтобы доставлять удовольствие Господу, а не для того, чтобы наслаждаться самим. Они выбирают своим партнером только того, кто служит Господу лучше их.
Они предлагают себя друг другу во имя блага, которое принесет им возможность делиться служением Хари, и которое будет уже в таком случае более высокого порядка. Ни муж, ни жена не должны приписывать себе заслугу за служение другого. Они всего-лишь предлагают свое служение друг другу. И когда один из партнеров удовлетворен таким союзом, он (или она) позволяет другому(ой) совместно служить Хари. Никто из них не может навязывать свое служение другому.
... Обычно гуру не просит ученика жениться/выйти замуж, поскольку очень трудно найти кого-то в этом мире, кто был бы согласен относиться к своей жене или мужу как к достойному объекту своего безоговорочного служения. Однако, только на такие взаимоотношения между мужем и женой может дать разрешение духовный учитель»
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, журнал «Гармонист», номер XXXII, ноябрь 1935
Мой духовный брат, Джи-би-си сказал, что ИСККОН Маяпур управляется мафией, и он привел пример. Ему пришлось платить взятку преданному, который должен был официальную работу за него сделать. Он пожаловался одному из лидеров ИСККОН Маяпура, который спросил: сколько у тебя попросили? И тогда он сам достал деньги и сказал: «Дай ему»! То есть он знал, что мафия работает там, он просто его поддержал.
В настоящее время в Индии – серьезные выступления простив коррупции в правительстве. И хотя мы знаем, что будет очень трудно доказать это, я уверен, что ИСККОН в Индии очень сильно коррумпирован, потому что лидеры… У них есть свобода действий и нет какого-то аудита, серьезных проверок и вся культура страны просто насыщена коррупцией. Можно ли предположить, что каждый, кто приходит в ИСККОН совершенно святой? И к ним приходят все эти деньги. Что происходит?
Как я сказал, это трудно доказать, но есть серьезные основания думать о таких вещах, особенно если мы видим, что люди во многих храмах настолько заинтересованы сбором пожертвований. Во многих храмах ИСККОН Индии проповедник – это тот, кто собирает много пожертвований. Это не тот, кто пытается вдохновить людей изменить свою жизнь и предаться Кришне. И фактически мы видим, во многих храмах, они даже особо не озабочены тем, чтобы учить людей предаваться, посвящать свою жизнь Кришне. Если кто-то это делает, они скорее против этого выступают, потому что это беспокоит их уже настроенный бизнес. Много о чем можно сказать.
Во многих случаях, когда возникают проблемы, скорее им дают советы, опираясь на мирскую психологию, чем на шастры. Шрила Прабхупада писал: я очень боюсь, что после того как я уйду, стандарты поклонения Божествам сильно упадут. И это происходит. Это уже становится обыденным в нашем Обществе. Люди, которые присоединяются, они даже не знают, что нужно получать брахманическое посвящение, чтобы поклоняться Божествам. Они даже не слышали об этом. И они сами доводы свои приводят, что бхакти – самое главное, а инициация брахмана – это не важно. То есть стандарты очень сильно понижаются. Это серьезная проблема.
Недавно, когда я был в Америке, президент храма сказал мне, что в основном новопришедшие в наше Движение не читают книг Шрилы Прабхупады. Их на это не вдохновляют, и в действительности им это и не нравится, потому что то, что говорится в книгах Прабхупады, это не то, что проповедуется в Движении. И людям не хочется слышать то, о чем говорит Шрила Прабхупада в своих книгах, например, то, что женщины мене разумны, чем мужчины. Это фактически запрещено сейчас говорить в Движении ИСККОН, хотя Прабхупада часто об этом говорил.
Какое значение для всех нас имеет то, что он принял отреченный образ жизни? Это событие было поворотным в жизни Шрилы Прабхупады, поскольку он принял приказание принять санньясу как непосредственное веление своего духовного учителя — Шрила Бхактисиддханта хотел, чтобы послание сознания Кришны широко распространилось по всему миру. Конечно же, все мы знаем, что Шрила Прабхупада получил приказание проповедовать на Западе в 1922 году, а не в 1959 году, потому что именно в 1922 году состоялась первая встреча Шрилы Прабхупады со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром.
Шрутакирти Прабху рассказывал интересную историю. В одной из своих утренних лекций он цитировал одну из бесед со Шрилой Прабхупадой, когда преданный во время разговора со Шрилой Прабхупадой заметил, что в жизни Прабхупады что-то очень важное происходило каждые 11 лет.
Прабхупада ответил: «Да, в 1922 году я встретил своего духовного учителя, Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Махараджу, в 1933 году я принял от него духовное посвящение, в 1944 году я начал издавать журнал «Обратно к Богу», в 1955 году я оставил семейную жизнь, а в 1966 году ИСККОН был зарегистрирован в Америке». Эта беседа, насколько мне известно, состоялась в начале семидесятых годов.
Тогда преданный спросил Шрилу Прабхупаду: «Значит, 1977 год будет также очень важным годом, не так ли?»
Шрила Прабхупада ответил: «Наверное, 1977 год также будет очень важным годом».
Насколько я припоминаю, говорят, что преданный спросил: «Может быть, в этот год Вы закончите «Шримад-Бхагаватам», Шрила Прабхупада?»
Прабхупада ответил: «Да, возможно». На этом разговор закончился.
Аиндра Прабху (А):Наверное, мне стоит рассказать тебе одну историю, хотя это в своем роде эзотерическая история... Все-таки я ее расскажу. На самом деле, именно из-за нее я остался [в движении]. Начну с того, что Прабхупада написал нам письмо о том, что он очень доволен нашей 14-часовой ежедневной санкиртаной.
Сатьяраджа Прабху (С): 14-часовой??
А: Ну да. Каждый день мы проводили на улице по 14 часов: один час утром, перед завтраком, и потом с 10 утра. Когда мы выходили на санкиртану, мы не садились в машины и не ехали куда-то, а просто выходили из храма и так шли прямо до Джорджтауна. Иногда мы доходили до Вашингтон Молла, который находится между монументом и Капитолием. Киртан в том месте был просто замечательный. Также мы там распространяли журналы "Назад к Богу". Прасад принимали там же. Так проходил весь день.
С: Похоже, это было полное погружение. Так что за эзотерическая история?
А: Итак, примерно неделю спустя... Каждый день мы проводили 14 часов на санкиртане, а когда возвращались, мы пили горячее молоко и читали книгу "Кришна", а затем отключались. Это было блаженство, хотя и уставали мы страшно.
С: Несомненно.
А: Так вот, мы уже подошли к эзотерической истории... Я помню, как Прабхупада говорил: если вы будете читать книгу "Кришна" около пятнадцати минут перед сном, вам будут сниться сны о Кришне. И вот со мной произошло нечто удивительное, о чем я тогда никому не сказал - боялся, что мне все равно не поверят. Даже сейчас я думаю, что для некоторых преданных это будет сложно постичь. Но случай был невероятный.
Далее, относительно твоего предложения — программы создания цивилизации духовного мира. Предложение очень хорошее. Практически все наше Движение сознания Кришны стоит на этой идее. Мы хотим построить мировую цивилизацию на фундаменте духовного понимания. И я даю тебе несколько мыслей, которые ты можешь развить и осуществить, чтобы другие люди могли понять их. Мысли будут такие:
Первое. Всякая цивилизация, лишенная сознания Бога или сознания Кришны — это не цивилизация вообще. Это просто лощеный вариант сообщества животных.
Это первое. Сейчас современная цивилизация, основанная на так называемом научном знании и экономическом развитии, старается избежать осознания Бога или осознания Кришны — это порок современной цивилизации. Поэтому, несмотря на все свои достижения, она представляет собой ноль. Ноль не имеет никакой ценности. Миллионы нулей, поставленных рядом, не имеют никакой ценности. Но если перед нулем поставить единицу, ценность возрастет. Один ноль превратится в 10, два нуля — в 100, три нуля — в 1000. И это очень хорошо.
Этот пункт нужно раскрыть в деталях: без сознания Бога, сознания Кришны любые аспекты человеческой цивилизации, так называемая философия, политика, экономика, труд — все это одни нули. Человеческое общество должно подразделяться на сословия: интеллектуальное, класс управляющих, класс торговцев и рабочий класс. В духовном отношении оно должно состоять из тех, кто ведет жизнь в отречении, кто удалился от дел, домохозяев и учеников.
Одна из моих учениц, которая временно живет во Франции с мужем, сказала мне, что в беседе с инициированным преданным там, она сказала что-то критичное в отношении Сай-бабы. На что этот инициированный преданный очень рассердился. Он посчитал, что она сделала ошибку, критикуя Сай-бабу.
Если вы вообще изучали книги Прабхупады и пытались понять дух его проповеди, если вы вообще жили в ИСККОН в момент присутствия Шрилы Прабхупады на Земле и может быть в течение нескольких лет после этого… Мы должны понимать, если человек получил посвящение в ИСККОН, но если при этом он придерживается хорошего мнения по поводу Сай-бабы, это означает, что что-то очень сильно не так. И более серьезно, когда я услышал это, меня это совсем не удивило. Понимаете? Мы настолько уже привыкли слушать обо всех этих отклонениях, что мы считаем, что в эт ом нет ничего незаурядного.
За несколько дней до этого случая, который произошел в Хорватии: то есть эта женщина-преданная рассказала мне о своем опыте общения с инициированным поклонником Сай-бабы, то есть с человеком, получившим посвящение в ИСККОН, при этом почитающем Сай-бабу, я прочитал лекцию в Загребе, столице Хорватии. И в конце лекции человек, который вроде бы был новопришедшим, казалось, что он пришел в первый раз, только познакомился с нашим Движением, он спросил: в детстве со мной плохо обращались, как пережить все это, как преодолеть эту проблему?
После этого, Гокулачандра прабху, президент, мне в частной беседе сказал: видите, он сказал, что его обижали в детстве, никого это не удивило, это стало уже нормой. Конечно, это не считается хорошим, но это уже настолько распространено и стало таким обыденным явлением, что если кто-то говорит, что его обижали в детстве, издевались над ним, людей это уже не удивляет. Это уже считается нормой. Иными словами, что-то отвратительное, ужасное, стало таким распространенным, что это никого не удивляет. Люди думают, что это уже нормально. Так что если в