После приезда в наш город санкиртанщиков и мне припомнился один случай, произошедший со мной при распространении трансцендентных книг Прабхупады.
Дело было летом лет восемь назад... Около ЖД вокзала. Распространялось хорошо, но я уже немного устал и "попал в яму" - т.е. ум потерял свежесть, брать стали меньше, и я почувствовал, что мне нужна встряска-разгрузка. Уже потом я научился не попадать "в яму" (это мой термин )) ), молясь Духовному Учителю и Прабхупаде.
Первая Международная книжная выставка-ярмарка в Москве состоялась в сентябре 1977 года и длилась девять дней.
Книжные выставки-ярмарки бывали в Советском Союзе и раньше (в 1967, 1970, 1975 гг.), однако проводились они только время от времени, став регулярными лишь с 1977 года. В Хельсинкском соглашении от 1 августа 1975 года1 было высказано пожелание, чтобы страны капиталистического и социалистического лагерей двигались навстречу друг другу, и одним из путей такого сближения как раз и должны были стать международные книжные выставки.
Шрила Прабхупада всегда указывал, что ученик всегда должен чувствовать себя в долгу перед своим духовным учителем, поэтому он должен с энтузиазмом всегда стараться проповедовать. И Шрила Прабхупада был тому величайший пример. Таким образом ученик должен стараться вернуть долг своему духовному учителю. Не только духовному учителю, а всем духовным учителям, которые нам передают духовное знание. В этом заключается наш долг учеников: постараться вернуть духовным учителям этот долг в форме того, что мы дальше распространяем это знание.
И это затем принимаем различные формы: преданные распространяют книги, ходят на харинамы, раздают визитки. Преданные вешают плакаты с приглашениями на программу, устраивают замечательным образом воскресные программы. Устраивают разные фестивали, ратха-ятры, большие фестивали в городе. Для того чтобы делать это знание доступным. Они не удерживают его для себя.
Я придумал этот термин в Венгрии специально для приближающегося Рождественского марафона Прабхупады. Этим термином я обозначил преданных, которые в давние времена провели годы на санкиртане и стали по-настоящему искусными. В этом году в Будапеште и Нью Враджа-дхаме мы планируем грандиозный марафон – хотим удвоить свои результаты. Но это не удастся, если участвовать будут только те, кто живет в храме и на ферме – потому что таких немного. Однако есть много старших опытных преданных – особенно, живущих в окрестностях Будапешта – которых я и назвал ржавыми танками, т.к. они хоть и представляют собой грозное оружие, немного заржавели. Достаточно счистить ржавчину, и они, распространяя книги Прабхупады, смогут нанести серьезный урон армии Майя-деви и ее планам.
Планируя грандиозный марафон, мы провели уже 3 собрания санкиртанщиков. Преданные выстраиваются в боевые порядки, некоторые перебираются на марафон в будапештский храм. Работающие берут отпуска – либо на весь марафон, либо на его часть. Наверняка это будет что-то особенное.
В последние недели в обществе широко обсуждается тема веротерпимости. Слово "богохульство" редко используется в современном языке, за исключением тех случаев, когда речь идет о верующих-не христианах, оскорбленных карикатурами в газетах. Еще не так давно отношение к этой теме в обществе было куда более серьезным. Я время от времени посещаю Оксфордский центр изучения индуизма. Недалеко от него находится место, где Томас Кранмер, бывший архиепископ Кентерберийский, был прилюдно сожжен на костре 21 марта 1556 года. Он умер болезненной смертью, потому что его религиозные идеи не совпадали с мнением современных ему лидеров общества.
Участникам Движения сознания Кришны действительно повезло, что богохульство больше не является наказуемым преступлением. Если бы это было не так, нас всех давно отправили бы на костер.
На днях выезжали в город на Нитйананда-трайодаши. Наконец-то получил доступ к скоростному интернету. Ой сколько мусора! Новостная лента пестрит всякими картинками "передовых проповедников" с кучей аудиозаписей под картинкой. Названия интригуют. Что-то про божественную природу женщины, поиск партнера (для женщин), про женственность, про решение межвозрастных конфликтов ну и т.д. и т.п - успех, семейное счастье... Читают лекции естественно мужчины, проповедуют, значит, женщинам. Включаю запись вначале, в середине и в конце на несколько минут, чтобы понять вступление кульминацию и заключение. Ну прямо скажем, структура подачи материала прослеживается слабо, ну и бог с ней со структурой, но вот отсутствие намёка на сознание Кришны режет слух и сушит сердце. Диагноз: это не может слушать преданный Кришны - это ПРАДЖАЛПА, или грамйа-катха, что в общем одно и то же.
Шри Чайтанйа Махапрабху сказал: гра̄мйа-катха̄ на̄ ш́унибе, гра̄мйа-ва̄рта̄ на̄ кахибе бха̄ла на̄ кха̄ибе а̄ра бха̄ла на̄ парибе. ама̄нӣ ма̄нада хан̃а̄ кр̣ш̣н̣а-на̣ма сада̄ ла’бе врадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а-сева̄ ма̄насе карибе («Чаитанйа-чарита̄мр̣та»: Антья-лила, 6.236-237). “Не разговаривай подобно обычным (мирским) людям, или не слушай что они говорят. Не ешь очень вкусной пищи и не носи роскошной одежды. Никогда не ожидай к себе почтения, но выражай его окружающим. Всегда воспевай имя Господа Кришны и в своём уме служи Радхе и Кришне во Вриндаване".
Харе Кришна, дорогие преданные. Мы продолжаем участвовать в миссии по распространению славы святого имени, санкиртане. В частности, готовимся к марафону Шрилы Прабхупады, который начнется с конца ноября по всему миру (это время, когда преданные прикладывают дополнительные усилия в своей духовной жизни, направленные на увеличение проповеди, в частности, распространении книг А.Ч. Бхактиведанты Шрилы Прабхупады). Мы хотим создать условия, чтобы как можно больше преданных могло поучаствовать в этом удивительном служении.