Трансцендентный Дневник. Том 1

Хари Шаури дас - Трансцендентный Дневник. Путешествие со Шрилой Прабхупадой. Том 1. Ноябрь 1975 – Апрель 1976

Глава 09. Часть 23. "Модета садхур апи вришчика-сарпа-хатья". 21 февраля 1976 года

Сегодня рано утром Прабхупада вызвал Ачьютананду Свами и Хридаянанду Свами и попросил их от его имени отправиться в Госвами Матх. Прабхупада попросил их пригласить преданных из Матха присоединиться к нашей программе проповеди по деревням. Поскольку у нас есть деньги, а у них люди, которые говорят на местном языке, мы могли бы прекрасно дополнить друг друга. Такая объединенная проповедь была бы на благо всем — и ИСККОН, и Гаудия Матх, и обычным людям. Прабхупада велел передать, что если им трудно поддерживать свои храмы, мы можем предоставить необходимую финансовую помощь. Единственное, что от них требуется — участие в наших проповеднических программах.

Прабхупада обратил внимание на то, что ни один из матхов не проповедует, они просто собирают подаяния на содержание своих храмов. У них нет проповеднического энтузиазма, а силы их разобщены — так почему бы им не объединить свои усилия с нашими? 

Глава 09. Часть 24. Чего боятся преданные? 22-23 февраля 1976 года

22 февраля 1976 года

Перед прогулкой Прабхупада попросил нас с Даянандой написать преданным в Лондон и Новую Зеландию, чтобы узнать, не будет ли у них пользоваться спросом индийская одежда и украшения из бронзы. Он сказал, что у него есть кое-какие деньги в Ллойд-банке и если мы начнем экспортировать индийский текстиль и другие товары, то местное правительство будет лучше к нам относиться, а мы сами получим значительную прибыль. На самом деле преданные из Майяпура уже снабжают многие храмы ИСККОН тканью местной выделки.

***

Рано утром с Филиппин приехал Судама Випра Свами. Это еще один санньяси, перешедший на сторону Сиддха-Сварупананды Госвами, хотя говорят, что он уже не так строго следует принципам. Тем не менее Шрила Прабхупада был рад его видеть и оказал ему очень теплый прием.

Глава 09. Часть 25. Про материальные желания и санньясу. 24-25 февраля 1976 года

24 февраля 1976 г.

Из-за сильной простуды сегодня утром Прабхупада был немногословен.

Мы получили весьма интригующее, но отрывочное сообщение. Гопала Кришна, который пытается наладить связи в Восточной Европе, в частности в Советском Союзе, сказал Прабхупаде, что, по слухам, Харикеша Свами пытается проехать в Венгрию. Однако вдаваться в подробности он не стал.

***

Лекция была короткой. Прахлада Махараджа снова говорил о том, что материальный мир — юдоль страданий. Прабхупада объяснил, почему душа продолжает попытки наслаждаться этим миром, даже попав в движение сознания Кришны: «Иллюзорная энергия очень сильна, и даже попав в тело свиньи, душа считает, что это очень приятно. Это называется пракшепатмика-шакти. У майи есть два основных вида энергии: аваранатмика и пракшепатмика. Обычно майя держит нас под густым покровом иллюзии, а если человек обретает некоторое просветление и пытается выбраться из когтей майи, вступает в действие другая ее энергия, пракшепатмика.

Featured

Глава 09. Часть 26. "Научите людей принимать убежище у Кришны". 26 февраля 1976 года

Прабхупада с учениками на прогулке в Майапуре

На утренней прогулке Джаяпатака Махараджа предположил, что, похоже, проповедовать и привлекать новых преданных легче в Бенгалии, чем в других частях Индии. Прабхупада согласился с ним и ответил, что бенгальскую культуру чтут по всей Индии. Однажды гуру Махатмы Ганди даже сказал: «Что бы ни делали бенгальцы сегодня, завтра этому будет следовать вся Индия». Прабхупада добавил, что многие видные деятели современной истории Индии были бенгальцами, например основатель партии Индийский национальный конгресс Сурендранатх Баннерджи, Вивекананда, Рабиндранатх Тагор и Ауробиндо Гхош.

Прабхупада рассказал, что Ауробиндо родился в Англии, но впоследствии стал непримиримым противником британцев. В одно время он серьезно занимался йогой, но потом связался с какой-то француженкой и сильно растолстел. Прабхупада сказал, что из йоги он превратился в бхоги, материалиста, а за этим, по словам Прабхупады, следует роги, что значит больной человек. Итак, йоги-бхоги-роги.

Тут я вспомнил, что вскоре после того как переехал жить в сиднейский храм в 1972 году, мне сообщили, будто «йоги испражняются один раз в день, бхоги дважды, а роги еще чаще». Я спросил у Прабхупады, правда ли это.

Глава 09. Часть 27. Что значит Дурга. 27 февраля 1976 года

Прабхупаде нездоровится, но он все равно продолжает встречаться с посетителями и ходить на прогулки. Кроме простуды у него снова началась уремия, так что он теперь не ест риса.

Сестра Прабхупады до сих пор живет здесь и решительно настаивает на том, что именно она должна готовить для него. Но Прабхупада жалуется, что в ее кулинарии всегда слишком много чили и гхи, а иногда и горчичного масла, что приводит к расстройству пищеварения.

***

На прогулке он был немногословен, но после прочитал очень отрезвляющую лекцию. Стих объяснял, что все живые существа действуют под влиянием гун природы, которые являются частью материальной энергии Кришны, Дурги.

Featured

Глава 09. Часть 28. Шрила Прабхупада - идеальный учитель и самый надежный друг. 28 февраля 1976 года

ct05 148 20130714 1815109043

  Утром, когда Прабхупада сел за стол, чтобы нанести тилаку, он сказал, что остался таким же, каким был прежде. Раньше он ничего не мог добиться в Индии, так как не имел денег. Теперь же, когда его разум сочетается с нашей помощью, он стал на что-то способен.

Выйдя из комнаты, Прабхупада стал подниматься по лестнице на крышу. По пути к нему примкнула небольшая группа преданных. Прогуливаясь по крыше, он окинул взором строительную площадку и сказал, что нашу заботу о деньгах нельзя считать мирской. Он объяснил это при помощи прекрасной метафоры. Его миссия, сказал Прабхупада, состоит в том, чтобы вернуть Лакшми, богиню процветания, Нараяне. Другими словами, демоны хотят наслаждаться собственностью Бога без Бога, Ситой без Рамы. Но так же, как Хануман стремился спасти Ситу из рук Раваны, мы, по словам Прабхупады, трудимся ради достижения той же самой цели.

Featured

Глава 09. Часть 29. Преданные - армия Панду. 29 февраля, 1 марта 1976 года

Шрила Прабхупада перед лекцией поет киртан

29 февраля 1976 г.

В утренней лекции Прабхупада дал очень наглядное описание того, как покрывающая энергия майи влияет на стремление человека к наслаждению. Он рассказал, что в Бирме существует напиток под названием напхи. Местные жители держат специальные горшки, куда складывают трупы умерших животных и держат там до полного разложения. Жидкость, образовавшуюся там за несколько лет, затем процеживают, разливают по бутылкам и раздают по особым праздникам. 

Когда же ученики Шрилы Бхактисиддханты открыли центр в Рангуне (столица Бирмы) и стали готовить там пури в гхи, соседи постоянно жаловались, что от этих пури «ужасно воняет».

***

Проведя какое-то время в Америке и Европе и собрав средства, людей и аппаратуру, Гаргамуни Свами с большой пышностью прибыл в Майяпур со своей группой странствующей санкиртаны. Огромные бело-голубые автобусы «Мерседес» один за другим проезжали по Бхактисиддханта-роуд, оглашая окрестности звуками маха-мантры, раздававшимися из громкоговорителей на их крышах.

Featured

Глава 09. Часть 30. Спор между санньяси и грихастхами. 2-3 марта 1976 года

CT38 120 progulka

  2 марта 1976 г.

Спор между санньяси и грихастхами не прекращается, хотя в присутствии Шрилы Прабхупады ругань сразу утихает. Даже среди санньяси нет общего мнения на этот счет.

На утренней прогулке, когда Прабхупада заговорил на эту тему, Хридаянанда Махараджа заметил, что не считает грихастх таким уж бременем для ИСККОН. Но Гурукрипа, Яшоданандана и Гаргамуни Свами с ним не согласились и принялись довольно агрессивно отстаивать свою точку зрения. Им кажется, что присутствие в храмах женщин и детей создает атмосферу безделья.

Прабхупада согласился, что женщинам и детям лучше жить на фермах. Там детей можно воспитать преданными, а женщин занять на небольших кустарных производствах. Тогда центры в городах можно будет использовать только для проповеди.

Featured

Глава 09. Часть 31. "Если меня не беспокоит тама-гуна, значит, я сам обладаю таким же качеством". 4 марта 1976 года

Srila Prabhupada

На рассвете Даянанда Прабху уехал в Даллас, вооруженный двумя письмами от Шрилы Прабхупады. Одно было адресовано родителям учеников с просьбой вернуть детей в школу и своевременно выплачивать деньги за их обучение, а другое преданным, работавшим в школе, с просьбой сотрудничать с Даянандой и спасти школу от закрытия.

***

Вместо традиционной прогулки на крыше Прабхупада решил выехать минут на двадцать на новеньком бордовом «Мерседесе». Впереди ехал микроавтобус Гаргамуни Свами, оглашая округу звуками киртана, лившимися из внешних громкоговорителей. Когда мы проезжали по окрестным деревням, сельчане, открыв рот, провожали нашу процессию изумленными взглядами.

Глава 09. Часть 32. Про истинную красоту. 5 марта 1976 года

Прабхупада — кладезь сведений на самые разные темы. У него на все случаи жизни наготове цитата или подходящая поговорка, и он лишь несколькими словами способен просветить любого слушателя. Он ясно понимает, какие достоинства и качества требуются человеку, который хочет спокойной и успешной жизни. Особенной проницательностью отличаются его замечания о культуре и образовании. Прабхупада часто приводит слова великого мудреца Чанакьи, который прекрасно разбирался в человеческой психологии и описывал ее в своих знаменитых афоризмах.

На прогулке Прабхупада рассказал, как Чанакья учил распознавать истинную красоту. «Человек, имеющий образование, подобен птице кокила. Это очень черная птица, но ее голос нравится всем, он очень приятный. Кокиланам сваро рупам видья-рупам карупанам, нари-рупам пати-вратах. Красота женщины — в ее целомудрии и преданности мужу. Именно это, а вовсе не телесные формы. Образование — красота разума. А святые люди должны просто уметь прощать. В этом заключается их красота».

Меню