С выходом в издательстве "Уттама-Бхакти" 8-го, завершающего тома впервые в истории вся Махабхарата доступна полностью на русском языке. Все 18 парв переведены и изданы. Часть из них, например "Шанти-парва", "Анушасана-парва" впервые полностью переведены и изданы на русском языке! Это по-настоящему историческое событие!
Пока мы бегаем, прыгаем, проповедуем, распространяем, организуем – всё в порядке. Полное ощущение своей принадлежности к общности преданных, удовлетворённость своим выбором. Нас надо занимать, чтобы не хватало времени и сил на погружение в иллюзию. Такой вектор задал Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, и Шрила Прабхупада хорошо усвоил эту стратегию. Остановиться - значит умереть. Никакой сытости и покоя. Проповедь, долги, борьба, усилия. Так ты обретёшь благо и поможешь другим.
Прабхупада часто цитировал слова своего духовного учителя, Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати: пра̄н̣а а̄чхе та̄р, се-хету прача̄р – Человек должен быть живым, чтобы проповедовать, потому что покойник делать этого не может.
Пусть строгие моралисты осуждают меня, считая, что я в иллюзии - мне все равно. Пусть знатоки ведических правил упрекают меня в том, что я избрал ложный путь, пусть родственники и друзья называют меня неудачником, а братья — глупцом, пусть сребролюбцы выставляют меня сумасшедшим, а ученые и философы заявляют, что я слишком горд. Пусть так, но моя решимость служить лотосным стопам Говинды не уменьшится ни на йоту, хоть я и самый ничтожный его слуга. — Мадхавендра Пури.
Помимо трудностей, связанных с бизнесом и семьей, Абхаю пришлось перенести переломный момент в истории Индии — обретение независимости и разделение государства. Абхай не принимал активного участия в политике, но, как и сотни миллионов индийцев, был затронут бурным рождением индийской независимости.
Пока Ганди и Национальный конгресс (в котором индусы составляли большинство), добивались свободы для единой Индии, Мусульманская Лига под руководством М.А. Джинны призывала к разделению Индии и образованию нового исламского государства — Пакистана. Это и стало причиной конфликта. В августе 1946 года уходящее в отставку английское правительство предложило Джавахарлалу Неру, президенту Национального конгресса, сформировать временное национальное правительство, но Мусульманская Лига запротестовала, посчитав, что такое правительство не будет учитывать требования мусульман. 16 августа Джинна провозгласил «днем открытых действий». В большинстве районов Индии этот день прошел практически незаметно, но в Калькутте он вылился в индо-мусульманские столкновения. Пять дней насилия унесли жизни четырех тысяч человек. Тысячи людей были ранены. За последующие несколько месяцев индо-мусульманские конфликты вспыхивали еще не раз.
Почему я против современных школ? Ну, не только я, на самом деле все разумные люди против. Даже в материальном смысле… Можно видеть, как люди носят футболки с надписями «Я был рождён разумным, но потом я получил образование». Это довольно распространённое настроение в западном мире. «Современное образование» — из самой формулировки можно понять, что с ней не так. Потому что образование означает давать знание, но если вы скажете «современное образование», то получается, что оно отличается от того образования, которое было раньше. Это означает, что у него нет постоянной, неизменной основы. А это означает, что это не является знанием.
Я уже много раз приводил этот пример. Когда я учился в школе, нам говорили, что биологическая клетка — это очень простая, как это сказать, форма, и скоро учёные найдут способ производить её в лаборатории. Так что на уроках по биологии я так и отвечал на вопросы об этом. Если бы я так же отвечал… То, за что мне бы раньше засчитали экзамен, теперь я бы за это получил неуд. Потому что сейчас они уже открыли, что клетка гораздо более сложная по строению, чем они думали раньше. Это означает, что это не было знанием, это не было надлежащим образованием вообще. Постскриптум к этому это то, что гораздо позже я узнал, что даже в то время, когда они учили меня этому, учёные уже знали, что клетка гораздо более сложная по строению, чем они думали, но требуется время для того, чтобы обновить курс обучения. Так или иначе, нужно ждать, пока целое поколение учителей и учёных… Потому что они убеждены, что это правда, что клетка очень проста. Придётся ждать, пока они все вымрут.
Я не имел возможности встречаться со Шрилой Прабхупадой часто. В действительности я его видел лишь несколько раз. Я присоединился к движению сознания Кришны в 1970 году. Я получил первое посвящение, затем я получил второе посвящение, и даже имея второе посвящение я ещё не видел Прабхупаду.
Дело в том, что в то время Прабхупада очень много путешествовал и преданные часто получали посвящение по почте. Я тоже получил оба посвящения по почте. Можете себе такое представить? У вас два посвящения, а вы еще не видели своего гуру?. Впервые я увидел Прабхупаду в 1973 году.
Первого марта 1970 года. «Эппл рекордс» выпускает вторую пластинку храма Радхи-Кришны под названием «Говинда». Шьямасундара отправляет экземпляр этой пластинки Прабхупаде, и она ему настолько нравится, что он решает проиграть ее для преданных. Когда на следующее утро Прабхупада сел на вьясасану после приветствия Божеств, зазвучала запись. Слушая ее, некоторые преданные замечают, что по щекам Прабхупады катятся слезы. Он настолько растроган пением Ямуны, что заметно, как его тело дрожит в экстазе.
Прабхупада просит руководство храма проигрывать эту песню каждое утро во время приветствия Божеств. В своем письме Шьямасундаре Прабхупада пишет:
«Эта запись столь чудесна, что я слушаю ее как минимум раз в день, и она доставляет мне такое трансцендентное наслаждение, что из глаз моих текут слезы».
Недавно пересматривал серии "По стопам Шрилы Прабхупады", и в 8-м диске с 1ч03м по 1ч08м, есть интересный эпизод, который рассказывает ученик Прабхупады, Сабхапати прабху, который учился в свое время на факультете "политика и экономика". В 1974 году он вдохновился на открытие политической партии в Мельбурне, которая называлась "In God We Trust Party", партия движения Харе Кришна.
Благодаря организации данной партии, преданным удалось побывать на многих ТВ передачах, в частности "Mike Willesee Show" "In Melbourne Tonight", преданным было не столько интересно следовать какой-то политической идиологии, сколько говорить о моральных качествах политиков, в своей предвыборной кампании, они обещали закрыть все бары в парламенте итд, они не хотели, чтобы лидеры находясь под влиянием интоксикаций руководили страной. Таково было настроение тех лет (хотя позже, насколько я помню, Шрила Прабхупада ориентировал преданных не лезть в политику, а скорее помогать существующим лидерам руководить должным образом, в соответствии с дхармой), но история, которой хочу поделиться не об этом, она начинается с 66-й минуты.
То, что происходит - удивительно. Поначалу все смеялись над этим, но мы видим, как дела меняются.
Я всегда ожидал разные бедствия. И мировую войну между американцами, китайцами, русскими, может быть мусульманами, кто знает. Различные политические, экономические бедствия в Южной Африке. Я всего этого ожидал или почти ожидал наполовину. Но я никогда не мог ожидать мирового бедствия такого вида. Это удивительно, но это произошло. Конечно, Кришна стоит за этим всем. И Кришна наблюдает за нами - за преданными, и вообще за обществом в целом. И Он наблюдает, как преданные будут себя вести в этой ситуации. В первую очередь понять - это материальный мир. И в этом мире такое происходит.
1 урок - после этого бедствия будут другие бедствия. Будьте всегда готовы к этому. Это материальный мир.
- Абхинава прабху в своей лекции поставил интересный вопрос: с одной стороны, Шрила Прабхупада рекомендовал ученикам, которые испытывают сильное вожделение, жениться, а c другой – дал такие правила семейной жизни, которым с сильным вожделением следовать невозможно. Это противоречие Абхинава прабху упомянул в своей лекции, и началось интересное обсуждение, которое не привело к каким-то определённым заключениям. Сегодня Мадана Мохан прабху вернулся к этой теме в своей лекции. В частности, он сказал, что последовательная смена ашрамов, как это предполагалось в системе варнашрамы, не должна происходить в силу разочарования в предыдущем ашраме.
В каждом ашраме надо проходить очищение, освобождение от анартх. А разрешение вышеупомянутого «противоречия» в наставлениях Шрилы Прабхупады очевидно – просто надо иметь решимость на духовную жизнь! И это означает, что не все могут совершить значительный духовный прогресс за одну жизнь. С этим надо смириться. Шрила Прабхупада, по своей безграничной милости и безграничному состраданию, предоставлял возможность всем обрести какое-то бхакти-сукрити, которое впоследствии когда-нибудь сработает.
Конечно, согласно 10-й Песни «Бхагаватам», чтобы играть с Кришной в числе мальчиков-пастушков, нам нужно накопить горы сукрити - «крипа пунья пунджа». Но с чего-то надо начать до гор – надо уже какой-то холмик насыпать.