В понедельник, 30 апреля 2012 года, бердянцы, находящиеся в центре города, стали свидетелями интересного зрелища. По улице Горького в сторону Приморской площади с песнями и плясками следовали люди в экзотических костюмах.
Это были члены Международного общества сознания Кришны, воспевающие любовь к Богу. Несмотря на то, что приверженцев кришнаизма в Бердянске немного, прохожие на происходящее реагировали позитивно, улыбались, фотографировались, а некоторые даже присоединялись к шествию.
— То, что вы видите, — это древнее воспевание святых имен, о котором говорят все священные писания, в частности Библия, Коран и Талмуд. Все религиозные люди понимают, что суть процесса заключается в том, чтобы прославлять Бога, — объяснил Рибанга дас (представитель международного общества сознания Кришны). — Мы уже почти четыре года ездим по разным городам Украины, и везде нас очень тепло встречают. Нам приходилось бывать в Мариуполе, Донецке, Харькове, Симферополе, Киеве и многих других городах. Мы очень благодарны жителям Бердянска за столь радушный прием.
В 1974 году неподалеку от центра ИСККОН во Франкфурте-на-Майне, в Западной Германии, Шрила Прабхупада и несколько его учеников совершали утреннюю прогулку с отцом Эммануилом Юнгклауссеном, монахом-бенедиктинцем из Найдералтихского монастыря. Заметив в руках у Шрилы Прабхупады медитационные четки, напоминающие католические, отец Эммануил сказал, что он также непрестанно читает молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй нас». За этим последовала беседа, приведенная ниже.
Шрила Прабхупада. Что означает слово «Христос»?
Отец Эммануил. «Христос» происходит от греческого слова «кристос», означающего «помазанник».
Шрила Прабхупада. «Кристос» - греческий вариант слова «Кришна».
Отец Эммануил. Это очень интересно.
Шрила Прабхупада. Обращаясь к Кришне, индиец часто говорит «Кришта». «Кришта» - санскритское слово, означающее «привлекательность». Таким образом, когда мы обращаемся к Богу, называя Его «Христос», «Кришта» или «Кришна», мы имеем в виду одну и ту же всепривлекающую Верховную Личность Бога. Когда Иисус говорил: «Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое», - под именем Бога он подразумевал «Кришта» или «Кришна». Вы согласны?
Отец Эммануил. Я думаю, что Иисус как сын Бога явил нам Его истинное имя - Христос. Мы можем называть Бога «Отец», но если мы хотим обратиться к Нему, называя Его истинным именем, то должны говорить «Христос».
Шрила Прабхупада. Да. «Христос» - это вариант произношения имени «Кришта», а «Кришта» - это вариант произношения имени «Кришна», имени Бога. Иисус говорил, что мы должны прославлять имя Бога, но вчера я услышал, как один теолог сказал, что у Бога нет имени, что Его можно называть только отцом. Сын может называть отца отцом, но у отца есть свое имя. Так и «Бог» - обобщенное имя Верховной Личности Бога, собственное имя которого - Кришна. Поэтому как бы вы ни называли Бога - «Христос», «Кришта» или «Кришна» - в конце концов вы обращаетесь к одной и той же Верховной Личности Бога.
Отец Эммануил. Да, если мы говорим об истинном имени Бога, то должны сказать «Христос». В нашей религии есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Мы полагаем, что узнать имя Бога можно только через откровение от Сына Бога. И Иисус Христос открыл нам имя Отца, поэтому мы считаем имя «Христос» именем Бога, полученным от Него через откровение.
Шрила Прабхупада. Фактически нет разницы - Кришна или Христос, имя одно и то же. Главное - следовать указаниям ведических писаний, рекомендующих в этот век воспевать имя Бога. Самый легкий путь - повторять маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Рама и Кришна - имена Бога, а Харе - энергия Бога. Так что, когда мы повторяем маха-мантру, мы обращаемся к Богу и Его энергии. Эта энергия бывает двух видов: духовная и материальная. Сейчас мы находимся в когтях материальной энергии, поэтому мы молим Кришну о том, чтобы Он милостиво освободил нас от служения материальной энергии и позволил служить духовной. В этом суть нашей философии.
Это самая первая пластинка выпущенная в классическую эпоху ИСККОНа, и она является первопричиной выпуска всех других записей.
Ни преданные, ни Шрила Прабхупада не искали способа заключить подобный контракт на запись пластинки, никто об этом даже не думал. Но в предрождественские дни, в 1966 году, продюсер Алан Кальман прочитал статью в «Ист-Виллидж» о преданных.
Кальман не из тех, о ком можно разузнать много. Ему принадлежали «Риббон Рекордс» в конце 50-х и начале 60-х. При этом действительных хитов они не выпускали. К середине 60-х, в соответствии с письмом Шрилы Прабхупады «Мистеру Фултону», Алан Кальман владел «Пикси Рекордс» (Pixi Records).
Он решил самостоятельно посетить 2-ую Авеню в Нью-Йорке (первый храм Харе Кришна).
В журнале «Обратно к Богу» выпуска 1981 года была отличная статья посвященная этому. Позднее она была использована в "Прабхупада-Лиламрите". Вот несколько выдержек оттуда.
Алан позвонил Прабхупаде, чтобы предложить сделать запись воспевания. Трубку взял Брахмананда и назначил ему встречу со Свами в этот же вечер. Алан и его жена пришли на Ист-Виллидж, который находился по соседству от места, где они жили. Если вы хотели приключений, то Ист-Виллидж как раз такое место.
Когда они зашли в комнату Свами, он сидел за печатной машинкой и работал. Как только Алан упомянул о своей идее сделать запись, Прабхупада тут же заинтересовался. «Да», сказал он, «Если это поможет нам распространить воспевание Харе Кришна, то мы обязаны это сделать.» Они запланировали начать запись через две недели, в декабре, в студии «Адельфи Рекординг» рядом с Таймс Сквер. Жена Алана была впечатлена тем, с каким энтузиазмом Свами относился к выпуску этой записи: «В его планах было столько энергии и амбиций».
«Самая лучшая деятельность – это деятельность для удовлетворения Верховного Господа, а лучшее образование – это образование, которое развивает Сознание Кришны.» (Ш.Б. 4.29.49.) Было в 8:30 утра, когда я приехал в Академию Бхактиведанты – частную начальную школу, расположенную на пятиакровом участке фермы ИСККОН Рамана Рети в Алачуа, штате Флорида. Сегодня уже 31 августа, новый учебный год начался неделю назад. Мирная картина передвижных домов, перед которыми стоит желто-голубой стенд с изображением открытой сияющей книги, из которой растет цветок лотоса. Эта школа - одна из немногих оставшихся в Северной Америке школ ИСККОН. В ней обучаются 54 школьника, поэтому ее с легкостью можно называть самой большой в своем роде.
Так же это одна из самых профессионально организованных школ, и как только я попал на ее территорию, мне сразу же стало ясно, что защита вайшнавских детей является здесь приоритетом. Проход к классным комнатам закрыт турникетом, и мне, как и любым другим посетителям, сначала необходимо зарегистрироваться в офисе, записав время и цель визита. В офисе я встречаю Вишвамбхару даса, директора Академии Бхактиведанты, который руководит школой вместе с советом, в который входят старшие преданные, воспитатели и члены второго поколения. Вишвамбхара присоединился к ИСККОН в 13 лет, начав вместе со своей сестрой посещать храм, куда они брали и свою маму. Пока мы идем с ним к классным комнатам, его профессиональные манеры в сочетании с легкой дружелюбной улыбкой дают мне ощущение того, что я попал в надежные руки.
Вход в Академию Бхактиведанты
«Мы с моей женой Вриндавани переехали сюда из Калифорнии в 1998 году в поисках школы для нашего сына», - рассказывает он. «Сначала мы планировали отдать его только в детский сад здесь в Нью Рамана Рети, а затем - в местную обычную школу. Но когда мы увидели, как хорошо влияет на него обучающая среда в Сознании Кришны, мы не могли даже помыслить о том, чтобы отказаться от этой среды. Он поступил здесь в школу, а в 2000 году меня пригласили в совет директоров. В то время школа, созданная в 1990 году, боролась за существование, обучая всего лишь 18 учеников. Учителя практически не получали зарплаты».
18 января 1972г. – Джайпур – Шрила Прабхупада жил во дворце в качестве гостя царицы Гаятри Деви. В пандале был проведен фестиваль и установление Божеств Радхи-Говинды (затем Они были перевезены в Нью-Йорк). Почти все жители города приходили на лекции Шрилы Прабхупады.
Шрила Прабхупада во главе праздничного шествия по улицам Джайпура в день открытия фестиваля, январь 1972 г.
Шрила Прабхупада во главе праздничного шествия по улицам Джайпура в день открытия фестиваля, январь 1972 г
Со дня своего основания в июне 2009 года библиотека исследовательского центра Бхактиведанты в Калькутте приобретает редкие и ценные работы Гаудия-вайшнавов. В этом году к существующей коллекции из 15 000 работ удалось добавить одно из самых ценных приобретений. 7 апреля 2013 года директор Исследовательского центра Бхактиведанты Хари Шаури дас подписал соглашение с Бхактивинодом Гоштхи, управляющим комитета, владеющего местом рождения Шрилы Бхативинода Тхакура в Двадаша мандире в Бирнагаре.
В этом документе Исследовательский центр Бхактиведанты выражает согласие помочь Двадаша мандиру отсканировать и каталогизировать все оригиналы работ великого вайшнавского святого, который был отцом Бхактисидханты Сарасвати, духовного учителя ачарьи-основателя ИСККОН Шрилы Прабхупады.
Исследовательский центр Бхактиведанты также выразил согласие надлежащим образом сохранить работы путём де‑подкисления и дальнейшего ламинирования и инкапсуляции их в архивных миларах (специальный материал похожий на пластик и используемый для профессиональной резервации хрупких работ).
После этой процедуры оригиналы будут возвращены в Двадаша мандир, а копии останутся в Исследовательском центре Бхактиведанты.
Преданные из Исследовательского центра Бхактиведанты уже каталогизировали и в данный момент сканируют коллекцию, которая насчитывает около двадцати пяти работ, написанных, отредактированных или составленных Бхактивинодом Тхакуром. Среди них ранее не издаваемая «Раса Расодайя».
«В ближайшем будущем мы планируем, с разрешения Бхативинода Гоштхи, перевести её с бенгали и опубликовать на радость всем преданным», — говорит Хари Шаури прабху.
Название: Глазами писаний. Книга 2 Автор: Гопал Кришна Госвами Издательство: М.: Veda Press Форматы: DjVu (сканированная версия, текст распознан) - 4.69 MB, Pdf - 2.28 MB, doc - 640.84 KB Страниц: 200 Год: 2005 Качество: Отличное
В книге представлены лекции, прочитанные Его Святейшеством Гопал Кришной Госвами в 2001 году во время поездки по России и Украине.
Какова цель жизни? Остановить повторение рождений и смертей. Это окончательная цель. Неважно, в каком обществе мы живем. Царица Кунти говорит, что те, кто слушает, воспевает святые имена и черпает в этом наслаждение, выходят из круговорота повторяющихся рождений и смертей. Молитвы царицы Кунти очень важны для всех нас. Кунти была очень привязана к своему племяннику. Поскольку она все время медитировала на Господа Кришну, Он спасал ее в разных трудных ситуациях. Кунти говорит, что пускай бедствия приходят снова и снова. Просит ли кто-нибудь еще бедствий? Нет. Как правило, мы просим, чтобы Бог избавил от всех проблем. Мы думаем, что Бог — наш поставщик. Поэтому мы хотим, чтобы Бог исполнял наши желания. Но царица Кунти просит увеличения бед. Разве это не удивительно? Зачем? Потому что, чем больше бедствий, тем больше мы медитируем на лотосные стопы Господа, и тем быстрее освободимся из океана рождений и смертей. Поэтому Кунти просит, чтобы бедствия увеличивались. Как это понять на практике? Нужно ли нам искусственно создавать бедствия для духовного продвижения? Создавать друг другу проблемы? Нет. Если бедствия приходят сами, то преданные их смело встречают. Царица Кунти сама не призывала бедствия, но ей пришлось их испытать. Но она смотрела на каждое бедствие как на возможность углубить свою привязанность к Господу. Она сказала, что, чем больше человек будет медитировать на лотосные стопы Господа, тем быстрее он освободится от самсары — круговорота рождения и смерти. Преданный не боится бедствий и проблем. У преданных одна цель в жизни — обрести сознание Кришны. Неважно, грихастха вы или брахмачари, саннъяси или ванапрастха, мужчина или женщина, неграмотный или ученый. И для достижения этой цели мы делаем все необходимое. Если вы заболеваете, то вы беспокоитесь о том, как вылечиться. Ради выздоровления вы готовы на все. Аналогично, наша цель — сознание Кришны. А для ее достижения нужно менять свою жизнь.
Большинство учеников Прабхупады, их первый существенный контакт произошел благодаря чтению книги или журнала «Обратно к Богу». «Обратно к Богу» - это тоже был такой мощный проповеднический инструмент. Я также говорил об этом. Там были такие статьи, например, как «Демоны среди нас». Эта статья начиналась так: «Демон – это совсем не обязательно тот, у кого четыре головы и рога и горящие глаза. Это может быть ваш сосед, может быть человек на автозаправке, это может быть даже и вы! Такие были статьи. Такие мощные, тяжелые статьи. Я помню, мы распространяли журнал «Обратно к Богу»… Ее написал Сатсварупа Махарадж. «Демоны среди нас». И в том же номере они напечатали статью «Великий обман с полетом на Луну».
Что произошло? Это еще было в присутствии Прабхупады. Редакторы «Обратно к Богу» подумали: мы должны сделать журнал более доступным для общей массы людей, он не должен быть слишком резким, отпугивающим людей, поэтому надо напечатать такие статьи, например, такой-то исполнительный директор издательства говорит: «Когда я повторяю «Харе Кришна», это избавляет меня от стресса». Они взяли и переодели преданных в одежду непреданных, и этим менеджером был Рамешвара, потом какой-то менеджер ресторана – преданный. Они выставили их обычными людьми, они говорили: «Я избавляюсь от стресса, я повторяю «Харе Кришна», и мой день идет хорошо!» Некоторые преданные были озабочены этим. Они показали эти номера «Бек ту Годхед» Шриле Прабхупаде. Он просто уволил эту команду редакторов, то есть редколлегию и назначил новую редколлегию! (Смех в зале). Ему не понравился этот подход. И в первом же журнале с новой редколлегией были напечатаны такие статьи как «Демоны среди нас», «Великий обман с полетом на Луну». Прабхупаде это понравилось.
Название: Обзор "Бхагавад-Гиты как она есть" Автор: Бхуриджана дас Издательство: М.Вайшнавский университет, Bhaktivedanta College of Education and Culture Форматы: pdf (сканированная версия) - 5.32 MB, doc - 110.83 KB Страниц: 54 Год: 1999 Качество: Хорошее
Обзор Бхуриджаны даса представляет собой пособие по изучению "Бхагавад-Гиты" для курса бхакти-шасты. Включает в себя комментарий Шрилы Прабхупады по трем основным разделам Бхагавад-гиты, краткое изложение "Бхагавад-гиты как она есть", эссе, лестницу йоги, краткий конспект Бхагават-гиты и объяснение связи между главами, а также комментарий Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура.
Комментарий ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ по трем основным разделам БХАГАВАД-ГИТЫ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Главы 1-6
В первых шести главах "Бхагавад-гиты" описываются знающий тело, живое существо и положение, находясь на котором оно может понять Верховного Господа. (13.2 комментарий.) В первых 6 главах преданному служению было уделено особое внимание: "ЙОГИНАМ АПИ САРВЕШАМ... из всех йогов-трансценденталистов лучшим является тот, кто постоянно думает обо Мне, пребывающем в нем". (18.1 комм)
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Главы 7-12
В следующих 6 главах обсуждались чистое преданное служение, его природа и связанная с ним деятельность (18.1). В следующих 6 главах Бхагавад -гиты говорится о Верховной божественной личности и взаимоотношениях индивидуальной души и Параматмы в связи с преданным служением. В этих главах ясно определено высшее положение Верховной божественной личности и подчиненное положение индивидуальной души. Живые существа занимают подчиненное положение при всех обстоятельствах, но, забывая об этом, они страдают. Когда их разум просветлен праведной деятельностью, они обращаются к Всевышнему Господу в различных ситуациях, а именно, в страдании, в нужде, из лоюбопытства и в поисках знания. Это также уже описывалось. (13.2 комм.) С 7-ой главы до конца 12-ой главы Шри Кришна приводит детальное описание Абсолютной Истины Верховной Личности Бога. Слова идам видитва указывают на то, что следует глубоко осознать поучения Шри Кришны, приведенные в этой и в седьмой главах "Бхагавад-гиты". Следует попытаться понять их не с помощью эрудиции или мыслительных спекуляций, но путем обсуждения их в общении с бхактами Господа. Главы с шестой по двенадцатую являются сутью "Бхагавад-гиты".
Расскажите, пожалуйста, как вы присоединились к ИСККОНу?
Панкаджангхри Прабху (ПП): В 1967 году мы вместе с Джананивасом оправились в Индию на поиски истины. В течение трех лет мы изъездили всю Индию. До встречи с преданными у меня уже было два гуру, хотя они были майавади (ПП смеется), а у Джананиваса было несколько «Бхагавад-гит», но это не были «Бхагавад-гиты» в переводе Прабхупады. Тогда мы еще практически ничего не знали о кришнаитах и об ИСККОНе, только иногда слушали аудиозаписи и однажды видели представление преданных в ночном клубе.
Когда в начале 1970 года Джананивас отправился на фестиваль Ратха-ятры в Джаганнатха Пури, он встретил там преданных. Он остановился и спросил, что они делают. — Почему вы повторяете имена Кришны, а не Брахмы, Вишну или Шивы? — Потому что Кришна — Верховная Личность Бога, — ответил преданный. Никто до этого никогда не говорил нам, кто же такой Бог, хотя мы уже повидали много садху. Однако тогда у преданных не оказалось с собой книг, и они посоветовали нам посетить храм ИСККОНа в Калькутте, где мы могли бы купить книги.
Затем Джананивас поехал в храм в Калькутте, чтобы приобрести «Бхагавад-гиту» в переводе Прабхупады — и сразу же все обрело смысл. Больше из храма Джананивас уже не уходил. Он пошел туда, просто чтобы купить несколько книг, и уже больше никогда не уходил.
С 1970 года и до сих пор он ни разу не покидал пределы Индии. Тогда обладателям паспорта Объединенного Королевства не нужна была виза. С тех пор законы изменились, но для него всегда делали исключение. Но сейчас они настояли на том, что ему нужно сделать визу. Так что сейчас он впервые с 1970 года за пределами Индии.
Когда Джананивас поехал в Калькутту, чтобы купить в храме книги, я ждал его в Бенаресе. Ко мне он вернулся с обритой головой как преданный. Потом я приехал повидать его в Маяпур в марте 1972 года. Я искал его в Калькутте, но за те несколько месяцев, пока мы не виделись, он перебрался в Майапур. Думаю, это было в конце 1971 года. Потому что, когда в марте 1972 года я туда приехал, он уже был там.
14 июля 2013 в Санкт-Петербурге "Международное общество сознания Кришны" проведет свой ежегодный фестиваль Ратха-Ятра, «Праздник колесниц».
Колесница с Божествами Джаганнатхи, Субхадры и Баларамы проследуют от 1-го Елагиного моста до эстрадного театра.
Ратха-ятра (Ratha-yatra «праздник колесниц») — один из главных праздников в ведической культуре, связанный с одной из форм Кришны — божеством Джаганнатха. Центральным элементом фестиваля является шествие колесниц с деревянными божествами Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Фестиваль Ратха-ятры отмечает возвращение Кришны к себе домой во Вриндавану после длительного периода разлуки со своими возлюбленными пастушками-гопи.
Фестиваль Ратха-ятра в Джаганнатха-Пури
Самый крупный фестиваль Ратха-ятры ежегодно проводится в городе Джаганнатха-Пури, индийского штата Орисса, где находится древний храм Джаганнатхи, являющийся одним из важнейших мест паломничества в Индии. Согласно священным писаниям, поклонение Джаганнатхе в Джаганнатха-Пури ведётся уже несколько миллионов лет (с прошлой Кали-юги).
Обычно деревянные божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры поклоняются внутри храма, но один раз в год, в день фестиваля Ратха-ятры, их провозят по улице чтобы дать возможность увидеть божества всем желающим. Три огромных, богато разукрашенных колесницы, по своей форме напоминающих храмы, проезжают по улицам Джаганнатха-Пури. Таким образом ежегодно празднуется возвращение Джаганнатхи, Баладевы и их сестры Субхадры во Вриндаван, который олицетворяет храм Гундича, расположенный в двух километрах от обычного местопребывания божеств — храма Джаганнатхи.
Каждый год для проведения фестиваля строят новые колесницы из особого дерева. После фестиваля колесницы разрушают и раздают щепки в качестве сувениров. Главная колесница Джаганнатхи достигает 13 метров в высоту и имеет 16 колёс диаметром в 2 метра.
Название: Он живет вечно. Курс лекций прочитанных после ухода Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады Автор: Сатсварупа дас Госвами Издательство: The Novoyatra Hare Krshna Форматы: DjVu - 1.77 MB Страниц: 58 Год: 1992 Качество: Оч.Хорошее
Важные указания содержатся в Четвертой Песне Шримад Бхагаватам, где Шрила Прабхупада объясняет что ученик должен плакать после ухода духовного учителя. Он также описывает, как ученику получить утешение от сверхдуши, принять наставления духовного учителя и как стать сознающим Кришну. Разлука с Кришной или преданным настолько важна, что это является величайшей частью нашей философии. Начиная свою духовную жизнь, вы выучили: "я не есть это тело", затем эта мысль продолжилась в различных идеях. В конце-концов вы начнете понимать высшие отношения между преданным и Богом. И высшим уровнем духовной реализации является осознание супружеской любви к Богу и ощущение разлуки. Хотя это высший уровень духовного понимания, те же принципы применимы и к нашей теперешней ситуации. Нам надо понять вайшнавскую философию разлуки.
В соответствии с сегодняшним стихом, худшим из всех несчастий является разлука с преданным. Понять это можно на примере несчастного человека, который по собственной глупости, отделил себя от преданных: не только от духовного учителя, но и от своих братьев в Боге, соучеников. Такой человек ставит себя в очень незавидное положение. Он думает, что станет счастлив, оставив общение с преданными, но если он действительно преданный, то, даже стараясь не оставаться в одиночестве, он будет очень несчастен без общения с преданными. Лучшим преданным является духовный учитель, чистый преданный, и его уход - величайшее горе, но утешает то, что сейчас, больше чем раньше, мы общаемся с другими преданными. Сейчас наш духовный учитель, лидер всех преданных, ушел. Похожи ли мы теперь на армию, потерявшую своего главнокомандующего? Похож ли духовный учитель на главу кшатриев, со смертью которого вся армия считается побежденной? Иногда, если побежден вожак стаи животных, вся стая чувствует себя побежденной и убегает. Происходит ли что-то подобное с нами? Нет, конечно же нет. В духовной жизни гуру так обучает своих учеников, что после его ухода они даже не должны чувствовать, что потеряли своего лидера. Но если в мире нет преданных, то Рамананда Райя говорит: "Это самые несчастные условия". Если по какой-то причине вы отделены от преданных (может быть, по собственной глупости, или из-за кармы), вы испытаете величайшее отчаяние. Нам нельзя уменьшать важность общения с другими. Мы потеряли физическое присутствие величайшего преданного, и теперь нам в большенй степени, чем раньше, надо ценить даже так называемых младших преданных. Кто-то может подумать: "Я хотел общаться с Прабхупадой, но сейчас нет таких великих преданных". Да, но ученики Прабхупады - преданные! Если вы думаете, что эти преданные вам не подходят, и хотите работать без всякого общения, вы испытаете наихудшее несчастье. Вам надо общаться с преданными. Любой человек, не поклоняющийся Кришне, а также привязанный к своей семье, не придерживающийся преданного служения, не общающийся с преданными и не возносящий служения Всевышнему - самый несчастный.