эвам этад йатхаттха твам
атманам Парамешвара
драштум иччхами те рупам
аишварам Пурушоттама
О Пурушоттама (величайшая личность), о Всевышний, хотя я вижу Тебя в Твоем изначальном облике, я хочу увидеть, как Ты входишь в космическое мироздание. Я хочу видеть этот чудный образ, о котором Ты уже поведал мне. ('Перевод стиха 11.3 и комментария Шрилы Прабхупады приведен в соответствие с 3-м русским изданием «Бхагавад-гиты» 2005 г. — Прим. ред.)
Комментарий Шрилы Прабхупады: Господь сказал Арджуне, что материальная вселенная возникла и существует благодаря тому, что Он вошел в нее в одном из Своих личностных проявлений. Арджуну воодушевлял изначальный, человекоподобный образ Кришны, но, чтобы убедить тех, кто в будущем может счесть Кришну обыкновенным человеком, Арджуна хотел увидеть Его вселенскую форму и понять, как Он действует во вселенной, оставаясь непричастным к этому. То, что Арджуна называет Кришну Пурушоттамой, исполнено глубокого смысла. Будучи Верховной Личностью Бога, Господь находится в сердце самого Арджуны, поэтому Он знает о желании Арджуны. Он понимает, что желание Арджуны увидеть Его вселенскую форму вызвано не простым любопытством, ибо Арджуна был полностью доволен созерцанием Кришны в том облике, который он видел перед собой. Господь понимает, что просьба Арджуны показать ему вселенскую форму продиктована желанием убедить других. Сам Арджуна не нуждается ни в каких подтверждениях. Кришна также понимает, что Арджуна хочет увидеть вселенскую форму, чтобы установить критерий истины, ибо в будущем наверняка появится немало самозванцев, которые станут выдавать себя за воплощения Бога. Однако люди не должны принимать их слова на веру: каждый, кто называет себя Кришной, должен быть готов явить свою вселенскую форму, чтобы доказать обоснованность своих заявлений.
Я очень благодарен за эту необычайную возможность быть сегодня вечером вместе с вами. Это произошло по непостижимой милости Его Божественной милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Куда бы я ни отправился, в какой бы уголок мира меня ни занесло, люди повсюду говорят о необыкновенной искренности преданных из Москвы. Вы прославились на весь мир.
И я приехал сюда, чтобы немного очиститься. Потому что, общаясь с такими искренними преданными Господа, я могу надеяться на то, что несколько капелек вашей искренности упадет и на мою голову. Особенно я признателен Его Святейшеству Шриле Ниранджане Свами Махараджу. Благодаря его симпатии ко мне и состраданию, которое живет в его сердце, он затащил меня сюда в Москву. Он прекрасно понимает, какой я безнадежный притворщик. И он прекрасно понимает, что если я получу возможность общаться с вами, то когда-нибудь смогу стать преданным Кришны. Он для меня как старший брат — всегда защищает и ограждает от майи. Поэтому я приехал сюда, чтобы поучиться у вас сознанию Кришны.
Общение с преданными — это самое ценное из всего, что есть во всем творении. Когда Кришна хочет пролить на нас самую сокровенную милость, Он позволяет нам общаться с преданными. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами в «Чайтанья-чаритамрите» молит: «На пути бхакти я подобен хромому: идя по нему, я постоянно спотыкаюсь и падаю. Но посох милости вайшнавов, на который я опираюсь, позволяет мне продолжать мой путь».
Шрила Прабхупада говорит: «Тот, кто думает, что сможет обрести сознание Кришны, не общаясь с искренними преданными, просто сумасшедший». Каждый преданный, который честно старается идти по пути, проложенному предшествующими ачарьями, — это драгоценный камень в этом мире. И до той степени, до какой мы способны оценить их искренние усилия на пути к Кришне, мы сами станем дороги Кришне. А до той степени, до какой мы хотим видеть недостатки или отрицательные стороны людей, идущих к Кришне, мы будем пренебрегаемы Кришной.
Даже в самые первые дни, на заре Движения сознания Кришны в Америке, Шрила Прабхупада смотрел на всех своих учеников и последователей, как на представителей его Гуру Махараджа. Он говорил об этом.
И он говорил также, что, служа этим преданным, он получает возможность служить своему гуру. Если Шрила Прабхупада смотрит на нас таким образом, то как же мы должны смотреть друг на друга?
Прабхупада говорил, что атмосфера Вайкунтхи присутствует там, где преданные смотрят на всех остальных, считая их лучше себя. На Вайкунтхе все соревнуются друг с другом. Но соревнование заключается в том, кто больше послужит другим, кто займет более низкое положение и выдвинет вперед других, поставив впереди себя.
В материальном мире все происходит наоборот. Этот мир называется кунтхой — местом тревог и беспокойств, потому что каждый думает: «Я должен быть господином, и все остальные должны считать меня великим». Истинный преданный всегда хочет видеть величие других и говорить об их величии, а материалистичный человек всегда хочет видеть лишь свое величие и говорить только об этом.
Среди спутников Господа Чайтаньи не было ни одного человека, который когда-либо превозносил самого себя или говорил о своих достижениях. Но когда они видели, что кто-то другой делал что-то замечательное для Кришны или получал милость гуру или Кришны, то они радовались этому — для них это было настоящим праздником. Именно такой образ мыслей и такое сознание может сделать нас дорогими Кришне. Такое сознание сделает нас дорогими для духовных учителей, которые являются представителями Кришны. Когда они будут довольны нами, их благословения помогут нам преодолеть все трудности на нашем пути в материальной жизни.
Есть шесть главных препятствий, которые живут в сердце каждого из нас: вожделение, гнев, зависть, гордость, жадность и иллюзия. И никакое живое существо не может победить этих шестерых врагов, потому что в каждом из этих шести врагов, находящихся внутри нас, полностью проявлена всемогущая энергия Господа— майа, иллюзия.
Пытаться пересечь океан гордыни, которая наряду со всеми остальными анартхами находится в нашем сердце, — это все равно, что пытаться вплавь пересечь океан. Но если мы доставим удовольствие Кришне своим искренним желанием смиренно служить, повторять святые имена и общаться с другими преданными, то этот океан уменьшится до размера лужицы в следе от копыта теленка.
Мы полностью зависим от милости Кришны и вайшнавов. Более того, Господь Чайтанья Маха-прабху говорил, что в этот век Кали есть только два религиозных принципа, две заповеди: повторение святого имени и служение вайшнавам.
Мы пришли в Движение сознания Кришны, потому что хотим очиститься. Мы хотим освободиться из этого мира страданий и обрести чистую любовь к Богу. Поэтому, эти две заповеди — повторение святого имени и служение преданным, мы должны очень серьезно принять как самое важное в нашей жизни.
Здесь на этой великой исторической московской земле было очень много препятствий, которые мешали вам. Но, так или иначе, они помогли вам объединиться, и теперь вы приходите сюда в этот прекрасный храм, чтобы вместе петь, танцевать, прославлять Бога и заниматься преданным служением...
Я со смирением припадаю к вашим лотосным стопам.
В этом стихе из одиннадцатой главы «Бхагавад-гиты» Арджуна просит Кришну показать ему Свою вселенскую форму. Шрила Прабхупада объясняет в комментарии, что Арджуна хотел увидеть вселенскую форму Господа не потому, что сомневался, и вовсе не из любопытства. Арджуной двигало сострадание: он думал о благе всех живых существ, которые придут в будущем. Такова природа вайшнава — пара-дукха-дукхи. Единственное, что причиняет ему страдания,— видеть, как страдают другие. Арджуна думал обо всех страждущих душах, которые пытаются наслаждаться материальным миром, но вместо этого снова, снова и снова получают удары от майи.
До той степени, до какой мы хотим наслаждаться материальным миром, мы будем вынуждены страдать. Потому что, когда мы хотим наслаждаться материальным миром, происходят две вещи: шочати и канкшати — мы желаем то, чего у нас еще нет, и сокрушаемся о том, чего у нас не может быть. Получив желанный объект и обладая им, вы привязываетесь к нему. И привязавшись, потом теряете его. А, теряя его, вы начинаете его оплакивать... Или, если вы не получаете желаемое, то вы просто страдаете от того, что ваше желание не исполняется.
Поэтому Прахлада Махарадж предупреждает нас: «Если вы хотите быть счастливы в этом мире, для этого есть очень простой рецепт: оставьте желание обрести счастье в материальном мире». Нет никакого другого способа стать здесь счастливыми. До тех пор, пока вы пытаетесь стать счастливыми в мире, где все обречены на страдания (дукхалаям ашашватам), вы будете страдать. Пытаться стать счастливым в материальном мире —это все равно, что пытаться нырнуть в океан и остаться сухим, или прыгнуть в костер для того, чтобы немного охладиться. Это невозможно. Пытаться наслаждаться в месте, которое предназначено для страданий, невозможно. Так почему бы нам не вернуться к Богу? Кришна приглашает нас. Единственная причина, по которой мы до сих пор не вернулись к Богу: мы хотим оставаться в материальном мире...
Но Кришна нисходит в этот мир для того, чтобы явить нам прекрасные лилы духовного мира, открывая Свои прекрасные игры во Вриндаване, а также учение «Бхагавад-гиты». И любой, кто понимает эту милость Кришны и принимает ее сердцем, будет вечно счастлив в вечном мире Кришны.
Арджуна, из-за глубокого сострадания к тем, кто не хочет уходить из этого материального мира, просит Кришну показать Свою вселенскую форму. Для того, чтобы оправдать свою привязанность к материальному миру, мы очень легко можем сказать: «Кто такой Кришна? Он показывает разные фокусы; может быть, Он немножечко хитрее, чем я... Но, в общем-то, чем Он особенно отличается от меня?» Кришна явил Свою изначальную прекрасную двурукую форму. Но если вы сейчас отправитесь в Индию, то увидите, что большая часть людей, живущих там, не знают, кто такой Кришна. Одни говорят, что Он был хорошим политиком; другие говорят, что Он был шалуном; некоторые говорят, что Ему не следовало бы гулять по ночам с гопи; четвертые говорят: «Да, Он — Бог. Но я тоже бог! Кришна был воплощением меня». Есть очень много таких людей...
Арджуна хотел показать каждому, кто такой Кришна. Поэтому он попросил Кришну показать вират-рупу, вселенскую форму. В этой форме Кришна был таким огромным и великим, что в пределах этого образа умещались все вселенные; эта вселенская форма покрывала собой все направления. Там было видно, как все создается и, в конце концов, разрушается Богом.
Созерцая эту вселенскую форму, Арджуна, дрожа от страха, стал возносить молитвы. Кришна сказал: «Это Мой образ времени, разрушителя и губителя всего». И Арджуна взмолился Кришне: «Мне нестерпимо видеть этот образ, который сияет ярче, чем миллионы солнц, взошедших одновременно. Я вижу, как этот образ времени разрушает все в творении»...
Когда один из ученых, создателей атомной бомбы, при испытании бомбы в пустыне увидел эту ослепительно яркую вспышку, ему сразу пришло на ум это видение Арджуны. И до конца своей жизни он раскаивался в том, что принимал участие в создании этого мощного разрушающего оружия.
Поэтому Арджуна взмолился Кришне: «Пожалуйста, позволь мне снова увидеть Твою прекрасную двурукую форму». Вират-рупу невозможно любить — ее можно только бояться.
Религии, которые учат страху перед Богом, на самом деле, приближают человека к этому состоянию созерцания вират-рупы — Бога в форме творца и разрушителя. Но Кришна в Своей изначальной личностной форме ничего не создает и не разрушает. В этой форме Он — ни творец и ни разрушитель, Он просто возлюбленный Своих преданных. А создают и разрушают все в пределах материального мира Его подчиненные воплощения.
Арджуна в состоянии сострадательного проповедника хотел, чтобы Кришна явил каждому (и этим самым доказал каждому), что Он является Верховным Господом. И поэтому любое слово, которое произносится в «Бхагавад-гите», является Абсолютной Истиной. Это не тема для обсуждения, спора или диспута. По Своей высшей непостижимой милости Кришна являет высшую вечную Истину. И проповедники сознания Кришны, идя по стопам Арджуны, пытаются утвердить Кришну как Верховную Личность Бога, а Его слова как вечную Истину и сострадание.
Проповедник никогда не должен думать: «Я лучше других». Мы не должны считать себя лучше даже самого падшего, самого последнего грешника, уличного бродяги. Мы просто должны благодарить нашего Гуру Махараджа и Господа за то, что получили их милость. И, видя себя слугой всех живых существ, мы должны пытаться поделиться этой милостью с каждым, и таким образом сделать всех счастливыми.
Распространяя книги Шрилы Прабхупады, распространяя святое имя, распространяя замечательный прасад, распространяя эту философию, а также создавая замечательную и теплую атмосферу в наших храмах, мы можем помочь всем получить милость Кришны. В какой бы ситуации мы ни оказались, мы всегда должны оставаться в настроении слуги слуги слуги. И если мы будем пребывать в этом настроении слуги слуги слуги, Кришна откроет нам Себя в звуках Своего имени. И только тогда мы сможем по-настоящему следовать самому простому и самому исчерпывающему наставлению Шрилы Прабхупады — повторять Харе Кришна и быть счастливыми.
(Обращаясь к ЕС Шриле Ниранджане Свами): Не хотели бы вы произнести несколько просвещающих слов, чтобы нейтрализовать эффект моей речи? <...>
Ниранджана Махарадж в своем желании проявить милость ко мне очень сильно рискует, подвергая вас такому испытанию, как видеть и слушать меня. Но он делает это ради моего очищения. Поэтому я молюсь о том, чтобы стать пылинкой у лотосных стоп Ниран-джаны Махараджа. Хари бол! <...>
Будут ли вопросы?
(Переводится вопрос.)
Как мы пытаемся наслаждаться временем, в этом ваш вопрос? Этот вопрос задали, вероятно, потому, что все с нетерпением ждут, когда же я закончу лекцию? (Смех.) <...>
Все, чем бы мы ни пытались наслаждаться, находится в пределах времени. Каждый момент очень ценен для нас. В «Бхагаватам» говорится, что с каждым восходом и закатом солнца человек приближается к своей смерти. В материальном мире нам отпущен всего лишь ограниченный срок. Падам падам Над выпадам на тешам (Бхаг., 10.14.58): и в каждый момент на каждом шагу нас подстерегают опасности. Поэтому, каждый момент, когда мы пытаемся наслаждаться материальным миром, забывая сосредоточить наши помыслы на Кришне, это самая невосполнимая потеря для нас.
Поэтому мы не должны смотреть на Кришну, который появился здесь в образе времени, как на то, что мы можем эксплуатировать ради собственного наслаждения. Кришна говорит: «Я — время». Каждое мгновение Кришна воплощается перед нами в образе этого мгновения и дает нам возможность служить Ему. Но, если мы глупы, то, когда Кришна появляется перед нами в образе мгновения времени, мы пытаемся наслаждаться этим мгновением и эксплуатировать его ради себя. Точно так же, как Равана пытался украсть Ситу, мы пытаемся украсть и присвоить себе бесценную энергию Кришны в образе времени.
Шрила Прабхупада сказал нам: «Признаком искренности человека является то, что он перестает бессмысленно тратить время». Мы поклоняемся каждому мгновению, видя в этом возможность хотя бы на шаг приблизится к Кришне, постоянно думая о Нем. Ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру (Б.-г., 18.65). Кришна говорит: «Постоянно думай обо Мне». Постоянно — значит каждое мгновение. И Господь Шри Чайтанья Махапрабху научил нас этому простому методу, с помощью которого мы можем каждое мгновение помнить о Кришне, искренне повторяя святые имена: Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе!
Это отвечает на ваш замечательный вопрос? Спасибо!
? (Переводится вопрос.)
Степень вашей веры определяет степень вашего продвижения в духовной жизни. Продвижение в сознании Кришны —это синоним веры в Кришну. Ясья деве пара бхактир (Шветашватара-упанишад, 6.23). Если человек обладает непоколебимой верой в Кришну и гуру, то ему изнутри открывается все знание. Таким образом, самая суть, квинтэссенция нашей духовной жизни определяется глубиной нашей веры.
В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.15) Рула Госва-ми объясняет: адау шраддха татах садху-санго тха бхаджана-крийа — вначале в сердце человека по милости Кришны появляется маленькое семя веры. Когда Кришна видит в нас этот маленький слабый росток веры, Он отвечает нам взаимностью как Параматма, подталкивая к общению с преданными. Начав общаться с преданными, мы слушаем о величии Господа, мы слушаем Абсолютную Истину, слова Бога. И эта вера постепенно преобразуется в горячее желание услышать больше и научиться большему — тогда мы начинаем следовать принципам сознания Кришны. В конце концов, мы встречаемся с духовным учителем и получаем от него посвящение. Мы начинаем следовать четырем регулирующим принципам, повторять шестнадцать кругов мантры, читать книги Шрилы Прабхупады, слушать «Шримад-Бхагаватам», и стараемся смиренно служить, развивая в себе дух служения. Однако практиковать все это нужно, общаясь с истинными преданными.
Таким образом, наша вера постепенно все больше и больше углубляется, до тех пор, пока не достигает ступени ништхи, становясь непоколебимой. На этой ступени человек начинает зримо ощущать Кришну как своего защитника и покровителя.
И пока мы растим этот маленький слабый росток веры в сердце, мы должны быть очень осторожны. Если мы оскорбляем преданных или слышим, как другие оскорбляют преданных или путь преданного служения,—это очень сильно помешает нам на нашем пути и разрушит нашу веру. Или, если мы с открытым сердцем и очень смиренно будем слушать материальные преставления о Боге, об этом мире и обо всем остальном, то это тоже, в конце концов, уничтожит нашу веру.
Но если мы искренне стараемся следовать этим путем, выполняя все то, что необходимо, оставаясь строгими в своей садхане, и общаясь с другими смиренными вайшнавами, то наша вера по милости гуру и Кришны постепенно будет углубляться.
? (Переводится вопрос.)
Я марионетка в руках Ниранджаны Махараджа — он управляет мною, дергая меня за ниточки. Иногда, правда, мои губы двигаются без его участия... Но сейчас Махарадж приказал мне рассказать одну историю в ответ на ваш вопрос. Почему он приказывает рассказать именно эту историю — это выше моего понимания. (Смех.) Но я попытаюсь подчиниться ему. ...Итак, история, которую Махарадж приказал вам рассказать, может занять от пяти минут до часа.
В 1976 году Шрила Прабхупада приехал в общину Новый Вриндаван...
Эту общину Шрила Прабхупада основал в 1969 году. Вначале это был всего лишь крошечный клочок земли со старым полуразвалившимся деревянным домом, которому было не менее ста пятидесяти лет, и в стенах которого было больше дыр, чем самих стен. ...Чтобы попасть в это место, нужно было пройти пять километров по горам через джунгли. Тогда там не было никакой дороги: летом — сплошная грязь, а зимой — лед. Еще там водилось множество животных и змей. Но гораздо более опасными, чем животные и змеи, были местные жители, жившие в округе. Большинство людей, которые живут в этом районе Западной Вирджинии, носят с собой ружья.
Прабхупада прошел весь путь по этой дороге. Преданные пытались довезти его на машине, но машина застряла, поэтому ему пришлось идти пешком.
На ферме не было ни электричества, ни канализации, и, практически, не было продуктов. Преданным приходилось в соседнем лесу рубить деревья на дрова, чтобы приготовить пишу. Они выдергивали сорную траву, которая там росла, и делали из нее сабджи. Но Прабхупада жил там в течение месяца и был очень счастлив.
Тогда там не было туалетов. Когда мать-природа вдохновляла вас откликнуться на ее зов, вам нужно было спуститься вниз под гору, выкопать лопатой яму и, справив нужду, все это затем закопать. После этого вам предстояло омыться в ручье с ледяной водой. Таким образом, это была очень простая жизнь.
Шрила Прабхупада жил там больше месяца; переводил «Шримад-Бхагаватам». Там было одно дерево, под которым Прабхупада сидел каждый день, и все преданные собирались вокруг него. Каждый день помногу часов он давал наставления, как сделать это место не отличным от Вриндавана. Шрила Прабхупада сам назвал это место Новым Вриндаваном.
Когда мне было девятнадцать лет (это было в 1970 году), я отправился искать Бога, и мои скитания привели меня в Индию. Около года я жил в гималайских пещерах, пытаясь стать йогом и поклоняясь господу Шиве. Одновременно с этим я практиковал буддизм. Из Европы в Индию я добирался на попутных машинах. За это время я изучил христианство иудаизм и ислам. И по милости Кришны (так или иначе, это длинная история) я приехал во Вриндаван и жил год во Вринда-ване. В то время там не было храма ИСККОН.
Через шесть месяцев, проведенных мною во Врин-даване, туда приехал Шрила Прабхупада, и именно там я принял его своим духовным учителем. Но из-за проблем с визой я покинул Вриндаван и отправился в Новый Вриндаван...
...Когда я пришел в этот дырявый деревянный дом, там было очень холодно (в Новом Вриндаване очень холодно, как в Москве). Это место, затерявшееся посреди леса в грязи и снегу, было удалено на многие мили от цивилизации. Все преданные были одеты в синие джинсы и носили с собой лопатки... И я постоянно думал: «Как же это место может быть не отличным от Вриндавана? Как это понять?»
В 1972 году туда на празднование Вьяса-пуджи собирался приехать Шрила Прабхупада. Поэтому я решил остаться и дождаться его. После этого я хотел вернуться обратно в «старый» Вриндаван. Но по желанию Шрилы Прабхупады меня попросили остаться в Новом Вриндаване. Мне поручили доить коров и быть главным пуджари в этом старом дырявом доме, в котором разместился ашрам брахмачари.
Когда Шрила Прабхупада снова навестил Новый Вриндаван, мы купили гораздо больше земли, много тысяч акров, и поэтому Шрила Прабхупада уже не вернулся в старое место. В следующий раз он приехал туда в 1974 году, и опять остановился на новой ферме (хотя эта так называемая новая ферма на самом деле тоже была очень старой).
...Итак, в 1976 году Шрила Прабхупада приехал в Новый Вриндаван. Все брахмачари надеялись, что Шрила Прабхупада вернется и посетит нас в ашраме, посмотрит прекрасные небольшого размера бронзовые Божества Радха-Вриндаван-Натха... Но лидер той общины сказал: «Нет, Прабхупада туда не поедет, там джунгли». И мы очень огорчились.
Прабхупада жил там в течение двух недель: каждое утро он читал лекции по «Шримад-Бхагаватам», а по вечерам проводил даршаны и по два-три часа разговаривал с преданными. «Если Прабхупада не приедет сам, чтобы посмотреть Божества, — думал я,— по крайне мере я понесу ему фотографию Божеств, чтобы Они смогли увидеть Прабхупаду».
Чтобы пройти от ашрама брахмачари до места, где жил Шрила Прабхупада, мне нужно было спуститься по склону горы через джунгли, пересечь реку, подняться на другую гору и потом пройти еще один километр. В то время мы были настолько бедны, что ели еду, которая обычно идет на корм лошадям и коровам. И все эти годы, пока мы там жили, у нас была всего лишь одна-единственная фотография наших Божеств — черно-белая. И я решил отдать эту единственную фотографию Шриле Прабхупаде.
Я дал ее Шриле Прабхупаде. Две или три минуты он смотрел на нее с очень большой любовью... Обратившись к главе той общины, Шрила Прабхупада сказал:
— Я хочу пойти туда посмотреть на Божества.
— Нет, Прабхупада, туда очень трудно дойти, там дорогу развезло, а вокруг сплошные джунгли, заросли...
— Я хочу туда сходить, — настаивал Шрила Прабхупада.
Это очень огорчило главу общины. Но брахмачари очень обрадовались. Было решено, что завтра Шрила Прабхупада отправится в ашрам брахмачари.
Каждый день на Гуру-пуджу преданные готовили пшеничное печенье, которое Шрила Прабхупада раздавал во время этой церемонии детям и всем остальным. В то время это была особая традиция в храмах ИСККОН —Шрила Прабхупада раздавал печенье во время Гуру-пуджи.
...Храмовая комната в этом крошечном доме занимала примерно одну треть или половину дома, но она не была такой красивой как эта. Когда мы танцевали, стены ходили ходуном, потолок плясал, а пол прогибался под нами. Когда все начинали танцевать, то уже никто не мог стоять на месте: даже если вы пытались стоять спокойно, пол все равно подбрасывал вас, заставляя прыгать.
А внизу находилась кухня. Она была очень примитивной. И когда брахмачари танцевали в храмовой комнате, то в кухне с потолка сыпались тараканы. Это было очень простое место...
Тогда у нас не было духовки, чтобы испечь печенье. Но на главной ферме, Бахулаване, была печь с духовкой, которую топили дровами. И преданные должны были испечь там печенье, чтобы Шрила Прабхупада смог раздавать его на Гуру-пудже.
У нас был крошечный магнитофон, который толком не работал. И в этом магнитофоне жило большое семейство тараканов. Поэтому, прежде чем включить магнитофон, его нужно было хорошенько потрясти, чтобы выгнать из него тараканов, — чтобы, нажимая на кнопку, никого из них не раздавить. В магнитофоне был маленький дребезжащий динамик, и каждое утро во время приветствия Божеств из этого магнитофона раздавалась мелодия, больше похожая на скрип: «Гэвиндам ади-пу-рушам...» По традиции, как только Шрила Прабхупада входил в храмовую комнату, включали «Говиндам ади-пурушам», открывали алтарь — и Шрила Прабхупада с другими преданными приветствовали Божества.
Все брахмачари ушли, чтобы сопровождать Шрилу Прабхупаду по пути в ашрам. Остались я и еще один преданный. Я был на алтаре за закрытым занавесом, поэтому никого из входящих в храмовую комнату не мог видеть. Другой преданный должен был, вытряхнув из магнитофона тараканов, нажать кнопку в тот момент, когда в храмовую комнату войдет Шрила Прабхупада. И тогда я, соответственно, должен был открыть занавес на алтаре.
Все задерживались, время шло, и поэтому я периодически выходил с алтаря, подходил к этому преданному и говорил: «Обязательно нажми на эту кнопку».—«Да, да»,— отвечал тот. Через несколько минут я снова подходил к нему: «Как только Прабхупада появится в дверях, обязательно нажми на кнопку». — «Да, да, все будет в порядке», — уверял меня он. Но затем ему пришло в голову, что он теряет возможность прогуляться вместе со Шрилой Прабхупадой. Однако он побоялся сказать мне об этом, поскольку знал, что я не одобрю его план, — поэтому он мне нечего не сказал...
Я продолжал ждать. И вдруг я услышал шаги в храмовой комнате. «Что такое? Что там происходит?» — подумал я. Я подошел к магнитофону — там никого не было. Я выбежал в храмовую комнату. И там был только один человек —Его Божественная Милость А. Ч. Бха-ктиведанта Свами Прабхупада! (Для хождения по грязи преданные надевали большие ботинки; и пока они возились в прихожей, стаскивая с себя эту обувь, Шрила Прабхупада уже прошел дальше).
Шрила Прабхупада заметил мое смущение. Я поклонился ему. Он посмотрел на меня, взглядом задавая вопрос: «Почему занавес до сих пор не открыт?» Я помчался в пуджарскую, быстро вытряс всех тараканов, нажал на кнопку — магнитофон заскрипел: «Говиндам ади-пу-рушам...» Затем я побежал на алтарь, быстро сделал ача-ман, и, звоня в колокольчик, открыл двери алтаря.
Видя, как я открываю алтарь, Шрила Прабхупада мог понять, до какой степени мы не организованны, но все равно он был очень счастлив. Он смотрел на Божества с огромной любовью. Затем он посмотрел на меня, кивнул и сказал: «Очень хорошо. Спасибо!» Он был очень милостив.
Затем наступило время Гуру-пуджи. Туда собрались преданные со всей Америки: большая часть группы путешествующей санкиртаны «Радха-Дамодара», преданные из других храмов со всей страны... Храм был битком набит людьми; начался огромный кир-тан. Я спросил у президента храма: «Где печенье?» — «Я забыл его принести», — ответил тот. Я стал думать: «В книгах Шрилы Прабхупады написано: когда приезжает гость, его нужно угостить прасадом...»
В этом ашраме не было никакой роскоши, никакого богатства, за исключением одного — у Божеств была серебряная посуда. Я собрал все серебряные чашечки с маха-прасадом, которые стояли перед Божествами, добавил вчерашний маха-прасад, и, положив все это на серебряный поднос, решил предложить это Шриле Прабхупаде.
Была Гуру-пуджа, шел киртан, а я с подносом пробивался к Шриле Прабхупаде... Личный секретарь Шрилы Прабхупады, большой-большой санньяси, видя, как я пытаюсь протиснуться с этим подносом маха-прасада, очень разозлился на меня.
— Что это такое? — сурово спросил он.
— Это прасад, — ответил я.
— Это нельзя предлагать Шриле Прабхупаде.
— Почему?
— Он берет только печенье. Где печенье?
— У нас нет печенья...
— Это не подходит. Убирайся отсюда с этим прасадом, — поставил точку в разговоре секретарь.
Мне было очень не по себе... Но внутренне я с ним не согласился, несмотря на то, он был большим толстым санньяси, а я — всего-навсего маленьким тощим брахмачари. Поэтому я решил обойти храм и подойти к вьясасане Шрилы Прабхупады с другой стороны. Шрила Прабхупада путешествовал вместе с секретарем и санскритским редактором Прадьюмной. Поэтому, когда я приблизился с другой стороны к Шриле Прабхупаде, на моем пути оказался Прадьюмна.
— Что это такое? — спросил он.
— Это прасад, это прасад!—начал уверять его я. И потом жалобно продолжил: — Пожалуйста, пожалуйста, позвольте мне предложить это Шриле Прабхупаде!
— А чего ты так расстраиваешься? — удивился Прадьюмна. — Иди и отдай это Шриле Прабхупаде.
И тогда я приблизился к Шриле Прабхупаде, который во время киртана восседал на вьясасане.
Когда я стал приближаться к Шриле Прабхупаде, его секретарь, стоящий по другую сторону вьясасаны, заметил меня.
— Не смей предлагать это Шриле Прабхупаде! — стал кричать он. В это время его глаза напоминали раскаленные угли.
Я сделал вид, что не вижу и не слышу его. Но мне, признаться, было уже не по себе —я очень испугался: «А вдруг это Шриле Прабхупаде не понравится?» Я очень смутился, встал рядом со Шрилой Прабхупа-дой, и начал дрожать как осиновый лист. Шрила Прабхупада посмотрел на меня и спросил:
— Что это?
Я стоял и дрожал. Шрила Прабхупада суровым голосом спросил:
— Что это такое?
Я задрожал еще больше и пролепетал:
— Шрила Прабхупада, не хотите ли немного прасада?
Шрила Прабхупада улыбнулся и сказал: «Да». Я очень обрадовался. Прабхупада взял поднос из моих рук и положил себе на колени. Я стал держать поднос для Прабхупады, чтобы он не лежал у него на коленях. Таким образом, я пытался играть роль стола для Шрилы Прабхупады, не забывая при этом притворяться, будто не замечаю его секретаря.
Шрила Прабхупада с очень большим удовольствием взял маленькую серебряную чашечку, зачерпнул из нее прасад серебряной ложечкой и съел. И затем этой же ложечкой он стал раздавать преданным прасад. Все преданные, которые находились в это время в храме, с протянутыми руками столпились вокруг Шрилы Прабхупады, желая получить прасад. Шрила Прабхупада радовался подобно ребенку, раздавая прасад, по ложечке в каждую протянутую руку.
Сначала он взял сладкий рис и стал понемногу раздавать каждому. Затем было сгущенное молоко, три вида сабджи — много разных блюд: ладду сандеш, бурфи...
И Прабхупаде это очень нравилось. Преданные со всех сторон окружили его, кричали «джая Прабхупада!», пели... А Шрила Прабхупада раздавал всем прасад. Он был похож на мальчика-пастушка, который счастливо раздает прасад своим друзьям. Это было очень сокровенно.
Затем Шрила Прабхупада дошел до гулабджамунов. Все знают, что такое гулабджамуны? Это была чудесная лила. Прабхупада откусил немного гулабджамуна.
И как только он надкусил, гулабджамун взорвался: его сок брызнул во все стороны. И большей части преданных достались брызги этого гулабджамуна из его рта. Почти у всех на лицах были сладкие капли этого сока; сок был также на лице Шрилы Прабхупады.
Когда брызги коснулись лиц преданных, все пришли в необычайный экстаз: все преданные запрыгали, восторженно крича. Шрила Прабхупада смеялся от души... Затем пришел черед другого гулабджамуна. Он надкусил его, и опять —брызги во все стороны! Ф-ш-у-у! Как ему это удалось? Удивительно! И опять капли сока приземлились на лица и глаза преданных.
Преданные кричали: «Джая Прабхупада!» А он смеялся, смеялся и смеялся...
Шрилу Прабхупаду очень развлекало происходящее. Видя счастье Прабхупады, я тоже был очень счастлив. Но одновременно с этим я пребывал в унынии. Раскрыть вам причину? Я был несчастен потому, что Шрила Прабхупада, раздавая прасад, после того, как опустошал очередную чашечку, отдавал и саму чашечку какому-нибудь преданному в подарок. В этом наборе было приблизительно 15 чашечек и ложечек, и это было единственной ценностью в нашем ашраме. Единственную ценность, которая была у наших Божеств, Шрила Прабхупада раздал преданным в качестве маха-прасада. И у нас не было ни копейки денег, чтобы купить новую посуду.
Когда он отдал последнюю чашечку, я посмотрел на Шрилу Прабхупаду — он очень довольный улыбнулся мне. Тогда я понял: «Если Шриле Прабхупаде это нравится и он счастлив от этого, тогда ни о чем другом не стоит беспокоиться». И я стал плясать. Прабхупада одобрительно посмотрел на меня: «Да, очень хорошо!»
После этой прекрасной лилы (он раздавал прасад приблизительно минут двадцать) Прабхупада вышел из храмовой комнаты. Я сразу же быстренько объявил: «Пожалуйста, возвратите нам эти серебряные чашечки». И уже через минуту вся посуда вернулась обратно.
(Обращаясь к Ниранджане Свами):
- Ты эту историю хотел услышать?
Я прошу прощения за то, что я не даю вам спать. Если я совершил какие-нибудь апарадхи, пожалуйста, простите меня. По милости вайшнавов у меня будет возможность оставаться с вами еще несколько дней. Пожалуйста, дайте мне возможность служить вам в течение этих дней. ...Я очень благодарен моему дорогому другу Вайдьянатхе прабху за то, что он оказал мне такую милость. Это преданный заслуживает величайшего уважения и почтения за то, что он с такой непоколебимой настойчивостью продолжает развивать проект храма в Москве. Я очень рад и счастлив тому, что он дает мне возможность общаться с ним. И сам факт того, что он столько времени переводил мою лекцию, означает, что он пребывает в настроении тринад апи суничена.
Шрила Прабхупада ки — джая! Большое спасибо.
Радханатха Свами на сайте Васудева.ру:
- Радханатх Свами - Смирение. Сборник лекций (М.Философская Книга.2008)
- Радханатха Свами (Radhanath Swami) - Сборник Аудио Лекций
- Шрила Радханатха Свами - Бодхамрита. Нектар Откровений. Часть 2-я
- Шрила Радханатха Свами - лекция о жизни и уходе Бхакти Тиртхи Свами
- Шрила Радханатха Свами. О смирении и служении вайшнавам (лекция) (включая историю ученицы Шрилы Прабхупады Кунти деви)