Главное действие ролика проходит на берегу набережной канала Грибоедова в СПб. Киртан ведёт Видагдха Широмани дас. Видео снял Коладвипа дас. Мантра Харе Кришна на улицах Санкт-Петербурга звучит уже почти 30 лет.
См. также:
Главное действие ролика проходит на берегу набережной канала Грибоедова в СПб. Киртан ведёт Видагдха Широмани дас. Видео снял Коладвипа дас. Мантра Харе Кришна на улицах Санкт-Петербурга звучит уже почти 30 лет.
См. также:
Пару месяцев назад, в ходе работы над подготовкой русского издания "Прабхупада-лиламриты" я обратился в "Архивы Бхактиведанты" с просьбой ответить на некоторые мои вопросы. (Кто не знает, "Архивы Бхактиведанты" - это организация, созданная для сохранения богословского и литературного наследия Шрилы Прабхупады, ачарьи-основателя Международного общества сознания Кришны, т.е. его лекций, писем и т.п.) Помимо ответов, Эканатх Прабху, возглавляющий "Архивы...", прислал мне сканы некоторых документов, относящихся к "индийскому" периоду жизни ачарьи. Работая с ними, я открыл для себя много нового. Пусть открытия эти и не так много значат для мировой истории, все же для последователей Шрилы Прабхупады они, мне кажется, будут интересны, поскольку добавляют несколько штрихов к его портрету.
Я, например, с удивлением узнал, что еще до отъезда на Запад Шрила Прабхупада трудился над переводом и комментариями к "Бхакти-расамрита-синдху" Шрилы Рупы Госвами. Многие читали "Нектар преданности", который представляет собой пересказ этого труда, но мало кто знает, что Шрила Прабхупада сделал полный перевод "Первой волны", в котором описываются общие характеристики бхакти. Работа выполнена по тому же принципу, что и все остальные подобные труды: санскритский текст - перевод - комментарий. Отрывки из этой работы публиковались в журнале "Бэк ту Годхед", но полностью она так и не была опубликована (напечатаны только 25 стихов из 46).
Знаменитый очерк "Истина и красота", оказывается, имеет продолжение, которое также нигде не публиковалось. Шрила Прабхупада писал его для журнала "Бэк ту Годхед" и разместил первую часть в ноябрьском номере 1958 года с припиской "Продолжение следует". Однако сразу после этого издание журнала прекратилось на потора года, и вторая часть так и не увидела свет. Последующие публикации ограничивались воспроизведением напечатанного, и вторую часть, насколько я понимаю, пока никто так и не издал (возможно, она есть в последнем "Фолио", я пока не видел).
Сан-Франциско, ЯНВАРЬ 1968 ГОДА
В начале января Прабхупада отправляется в Лос-Анджелес - посетить центр Даянанды и Нандарани, находящийся в арендованном магазинчике на проспекте Вест Пико, 5634. Перед отъездом Прабхупада дает посвящение нескольким новым преданным, присоединившимся к движению за время его пребывания в Индии. Среди них - Чидананда, Кришна дас и его младшая сестра Шарадия, которой только шестнадцать лет и которая еще ходит в школу.
Во время рождественских праздников Вишнуджана и Тамал Кришна не приходили в храм и не знали о приезде Прабхупады. Они были поглощены изучением духовной обстановки в Сан-Франциско, посещая различные медитативные мероприятия, популярные в городе. Их заинтересовал один самозваный американский спиритуалист, рекламирующий свой мистический опыт. Вскоре они становятся его главными помощниками и начинают вести некоторые из ночных медитаций.
Когда Вишнуджана и Тамал Кришна снова появились в храме, они обнаружили, что там полно людей. Известие о том, что они пропустили приезд Шрилы Прабхупады, повергло их в смятение. Однако, видя, какой энтузиазм Шрила Прабхупада вселил в преданных и, узнав, что скоро он снова посетит Фредерик-стрит, они воспряли духом.
Вишнуджана снова начинает регулярно посещать храм. Линда смягчилась и перестала пытаться отговаривать его от посещения храма. В знак примирения она сама начала ходить вместе с ним, чтобы попытаться понять и оценить его выбор. Ее цель - сохранить семью.
Преданные постоянно путешествуют. Иногда - по поручению своего духовного учителя, а иногда - из-за каких-то проблем. У Гаргамуни и его молодой жены Карунамайи появились проблемы. Они приехали в Сан-Франциско из Нью-Йорка, чтобы спасти свой брак.
Карунамайи д.д.: Когда я впервые увидела Вишнуджану, он был вместе со своей женой, Линдой. У нее была дочь от предыдущего брака. Затем у них родилась еще одна девочка. Он сам принимал роды и сам сделал колыбельку для малышки. Мне кажется, он нес ее в рюкзачке спереди.
Оба они выделялись среди остальных. Увидев их, люди застывали от восторга и восклицали: «Ух, ты!» Она была очень хорошенькой. Я лично познакомилась с ней и могу сказать, что у нее не было таким качеств, как у Вишнуджаны, но со своими длинными светлыми волосами она была очаровательной. Они оба были по-настоящему красивы.
Вишнуджана, поистине, был не от мира сего. Он всегда понимал ценность прасада, даже до того, как узнал, что это такое. Он постоянно разрезал яблоки и раздавал дольки каждому. «Доброе утро, брат. Доброе утро, сестра». Вот таким человеком он был и всех называл братьями и сестрами. Определенно, ему был присущ дух Франциска Ассизского. Он действительно всегда был таким.
Рассказывает Говинда даси:
Иногда Прабхупада садился, вращал глобус, и медитировал на разные страны.
Он говорил: «Брахмананда, ты поедешь в Россию. Гаурасундара, ты поедешь в Японию. Кто-нибудь еще. ты поедешь в Южную Америку».
А у нас в то время не было ни денет, ни людей — ничего. Мы были горсткой эксцентричных ребят чу ть старше двадцати. Мы отвергли наши культурные ценности и просто следовали за Прабхупадой, как крысы за Крысоловом. А он говорит нам о странах, в которые мы должны будем поехать, о храмах, которые должны будем открыть. У пего был свой план. И он не был беспорядочным. Например, он спланировал «захват» России еще задолго до того, как поехать туда.
У меня есть прекрасное изображение Прабхупады, где он сидит и вращает свой глобус. Он смотрит на разные страны и составляет свой план. Это было целью его прихода в этот мир. В Монреале, когда у нас было много времени, он рассказывал мне о разных своих планах. У нас не было денег, мы жили в небольшой квартире, где водились крысы. А Прабхупада уже говорил о том, что у него будет всемирная группа санкиртаны, о том, что он хочет иметь большой зал, куда люди могли бы приходить и слушать бхаджаны, смотреть спектакли, выступления актеров в сознании Кришны, вместо того, чтобы ходить в кинотеатры. Он считал, что кинотеатры стягивают людей в низшие гуны.
И он уже знал, как осуществить задуманное. Когда я бываю в Бомбее и вижу огромный зал, я вспоминаю то время, когда он только собирался сделать это. Со стороны это выглядело так же, как если бы я, не имея денег, сказала вам, что скоро построю Диснейленд. Но я никогда не сомневалась ни в чем из того, что говорил Прабхупада. Я просто слушала его, а ему нравилось рассказывать мне о своих планах.
Мы хотим ответственных грихастх в сознании Кришны, которые воспитывают детей, благочестивых и счастливых, в том смысле, что они чувствуют себя защищенными в семейной жизни, защищенными родителями-преданными. И такие дети тоже станут преданными. Вот что нужно желать. Тогда как в современном мире дети все больше, все чаще совершенно сбиты с толку. Я видел, как многие люди, их дети страдают от депрессии. Столько случаев самоубийств, шизофрении, перенапряжения. Это также и в Индию сейчас все больше проникает. Я говорил с психиатром в поезде. Одна группа была. Они спрашивали меня о сознании Кришны. Я говорил о социальном состоянии Индии. И он сказал, что да, вы правду говорите, я психиатр.
Люди сбиты с толку, потому что родители утратили очень сильно свою культуру. Они просто смотрят телевизор, и это ужасно. Там пропагандируется материализм сплошной. И они не знают как воспитывать должным образом своих детей, давая им настоящее дхармическое воспитание. Индия в кризисе. Люди думают: мы сейчас станем сверхдержавой, но в социальном смысле индийцы еще не осознали. Они находятся на грани страшного социального кризиса, когда все общество просто развалится, как на Западе. А на Западе они находятся в таком ужасном состоянии, что даже не думают, что у них социальный кризис, потому что они думают, что это нормально. Нормально, что у детей нет родителей. То есть они знают, допустим, только свою мать, может быть раз в неделю два часа, они видят своего отца.
Они думают, что гомосексуализм – это нормально. У них есть священники гомосексуалисты и браки гомосексуалистов. На Западе это большая шумиха. Какие-то наши западные преданные сказали, что у нас также и в ИСККОН должны быть гомосексуальные свадьбы. И они считают, что это нормально. Они настолько далеки от понимания того, что такое здравомыслящая социальная жизнь. Они уже считают, что вполне нормально то, что человек может быть религиозным и при этом есть говядину.
Один из интересных моментов. Я говорил, что наши западные преданные пытаются практиковать сознание Кришны по западному шаблону. Итак, есть консультанты, то есть наставники. Они дают наставления преданным, помогают. И вот эта преданная пришла, ей сказали, что ты не достаточно агрессивна, ты должна учиться быть агрессивной и использовать это в служении Кришне. Вот пример матери Терезы, почитай о матери Терезе. Так ей сказали. То есть они… Нужно прежде всего понять: если человек мягок по природе, разве это плохо? В западной культуре, что все должны быть очень агрессивными? Сейчас это также переходит в Индию. Все должны быть такими конкурентноспособными, агрессивными. Как правило, считается, что быть мягким и смиренным – это качество святых. Конечно, преданный может быть в служении Кришны агрессивным ради служения Кришне, но преданный по отношению к Господу должен быть мягким и смиренным.
Интересно, что этот наставник преданной сказал: ты можешь почитать о матери Терезе. А что, неужели в шастрах нет примеров? Неужели, если ты хочешь развить какое-то качество, ты хочешь научиться тому, как его развить, неужели нет каких-то примеров во всей ведической культуре, которым мы могли бы последовать? Вместо этого мы обращаемся к западной культуре. Это проблема. Мы думаем: у нас есть, мы большему научимся у тех людей, которые не сознают Кришну, чем у тех, кто сознает. Или мы думаем даже, что мать Тереза это такой пример, образец сознания Бога. Как она может быть, если у нее нет влечения к Кришне? Она пыталась обратить поклоняющихся Кришне в поедателей говядины, и сама она была таковой. Возможно, нет, потому что раньше христианские миссионеры, по крайней мере, говядину не ели, потому что не хотели оскорблять чувств индусов. Потому что иначе они не смогут так много обратить людей. Поэтому они шли на эту аскезу, они не ели говядину, ели только курятину и баранину. Как они могут считать, что тот, кто… Конечно нет сомнений, что лучше чем Хираньякашипу… нет сомнений в том, что мать Тереза обладает каким-то представлением о сознании Бога, но это представление такое туманное, что только люди, которые не обладают истинным пониманием сознания Кришны будут прославлять ее как великую святую.
Чайтанья Чандра Чаран прабху отвечает на вопрос: Почему именно философия Сознания Кришны Вас привлекла? Ведь, для России более традиционным считается христианство. Как получается, что русские люди становятся кришнаитами, а не православными христианами?
"Все иницированные преданные должны посещать утренние и вечерние лекции.
Не должны быть привязаны ни к одному из одурманивающих веществ, включая кофе, чай и сигареты.
Им запрещено иметь незаконные сексуальные связи.
Они должны быть строгими вегетарианцами.
Не должны чрезмерно общаться с непреданными.
Не должны есть пищу приготовленную непреданными.
Не должны тратить время на праздные разговоры или на легкомысленные игры.
Должны всегда повторять и петь Святое Имена Господа:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Спасибо большое."
А.Ч. Бхактиведанта Свами - Ачарья.
Международное общество сознания Кришны, 2 Авеню, 26, Нью Йорк, 25.11.1966
Во время путешествия, когда Шрила Сарасвати Тхакур и его последователи возвращались с даршана Сакши-Гопала, он заметил, что некоторые домохозяева, сопровождавшие его, отказывались подавать милостыню беднякам, которые молили о помощи. Тогда он саркастически описал их поведение так: «Не следует подавать бедным, страдающим людям, а то впадешь в карма-канду».
(Шрила Сарасвати Тхакур критиковал взгляды своих учеников, которые считали ниже своего достоинства «трансцендентных вайшнавов» заниматься благотворительностью, поскольку она означает продолжение кармической деятельности.)
Он говорил: «Такое настроение домохозяев — это скаредность и безжалостность, отсутствие сострадания к чужой беде. При таком отношении сердце становится грубым и скупым, и в результате человек уже не хочет тратить деньги даже на служение Вишну, хотя это уж в его собственных интересах. Так происходит оскорбление в служении (сева-апарадха). Чтобы избежать этих лицемерных, греховных рассуждений, Шри Гаурасундара в Своих играх всегда помогал низким, обездоленным людям. Даже заработанное можно получить только по милости Кришны. Раздавать бедным людям некоторую часть своего имущества—это не разбазаривание, а, напротив, правильное использование богатства! Распространять милость (прасад) —это непреложная обязанность вайшнавов-домохозяев. Хотя нищета бедняков является следствием их собственной кармы..., все же и они дети Бога. Так что оказывать им помощь—долг благополучных людей.»
Господи, Господи, Господи!
Моя мать рассказывала, что с такими словами я в полусне бегала по комнате, а потом опять ложилась спать. Иногда она говорила: «Ой, Галька, то ли ты будешь очень счастливая, то ли очень несчастная, все поешь что-то и поешь».
Я не хотела взрослеть. Жизнь взрослых казалась мне несправедливой и бессмысленной. Она была так не похожа на мир моих мечтаний, на этот беззаботный мир детства, из которого я не хотела уходить. Мир, с его полями и пахучими цветами, ласточками, махаонами и нежно шумящими кронами деревьев, над которыми бездонное бирюзовое небо с его огромными белыми облаками уносили меня в волнующую, запредельную даль света и чистоты. Когда я лежала среди цветущих трав и глядела ввысь, меня охватывала ноющая тоска по тому, чего я не могла вспомнить, но так хотела туда!
Я всегда ждала чуда, ждала второго пришествия Христа.
Нельзя сказать, что мне чего-то не хватало в жизни. Я была любимым ребенком в семье, хорошо училась, закончила музыкальное и художественное училище, поступила в институт. Но смысла не видела ни в чем.
Шел 1982-й год - время грядущих перемен...
В то время судьба забросила нас с Дальнего Востока в Петербург в погоне за синей птицей удачи.
«Спасение отныне», - так написала неосознанно моя рука не моим почерком на старинных каменных перилах института зодчества им. Мухиной.
В своём семинаре-беседе Шриман Гаргачарья прабху поднимает очень важные темы для всех преданных ИСККОН. В первый день он доказывает особое положение Шрилы Прабхупады в нашем обществе.
Вопрос (Тушти Лалита деви даси): Уважаемый Враджендра Кумар прабху, не могли бы Вы поделиться своим видением, какие шаги должны быть предприняты, чтобы люди, которые присоединились к ИСКОН, не уходили через несколько лет? К сожалению, я наблюдаю большую текучку, постоянно вроде бы приходит много народа, проходит несколько лет и многих из них уже не видно. В результате, общество как бы все время состоит из неофитов, а зрелых преданных совсем немного.
Ответ (Враджендра Кумар дас): С одной стороны, естественный отбор или отсев является совершенно закономерным в духовной организации с такой высокой мотивацией. Мы ставим своей целью чистое преданное служение и довольно резко и порой нетерпимо относимся к естественным человеческим слабостям. Такая высокая планка явно превосходит возможности большинства людей. Поэтому многие заинтересовавшиеся могут чувствовать себя неудачниками в ИСККОН, а кому хочется быть неудачником, который постоянно слышит что-то очень возвышенное и не может применить этого к себе? Шрила Прабхупада говорил по этому поводу, что если вы продаете бриллианты, то не ждите много покупателей, т.к. богачей, способных заплатить полную цену, мало. Можно такой взгляд на ситуацию использовать в качестве оправдания высокой текучки.
С другой стороны, если быть более самокритичными, то очевидно, что у нас много организационных недоработок в сфере предоставления новым людям возможностей развития с учетом их уровня. То есть, получается, что мы всем предъявляем равные требования, не учитывая разного уровня людей. На духовном уровне все равны, но материальная обусловленность у всех разная и чтобы раскрыться, как душе, всем нужно приложить разные усилия. Почему-то, эти различия не учитываются.
В этой небольшой статье Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур Прабхупада отвечает на вопросы учеников и гостей о сознании Кришны.
Вопрос: Что такое бхакти?
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Бхакти - это вечная, естественная деятельность души; вечное достояние дживы, присущее ее сварупе, или природной сущности (т.е. когда душа не покрыта авидьей или майей). В сварупе души не существует иной деятельности. Иная деятельность свойственна противоположной природе, которая изменчива и эфемерна. Бхакти разрушает печаль, иллюзию и страх. («Шримад-Бхагаватам», 1.7.7, 3.9.6; «Бхагавад-гита», З.6)
Страх, печаль, заблуждение и т.п. появляются из-за двитиябхиннивеши, или страстного стремления к иной природе, которая отлична от Единого Существа, то есть Бога. Стремление к иной природе коренится в размышлениях о чем-либо кроме Кришны и Его объектов, то есть Его преданных. «До тех пор, пока люди не обретут единственно надежное прибежище у дарующих бесстрашие лотосных стоп Бога, они будут трудиться, боясь потерять свои богатства, тела, связи и друзей, будут горевать, когда потеряют их, будут желать вернуть их обратно, страстно стремиться к ним и т.д. А когда они снова обретут их, то окажутся под влиянием материальной привязанности к этим объектам, называемым анатма (то есть тем, что не связано с душой и относится к концепции «я» и «мое»)». В этом и заключается основная причина самсары.
Желание власти, возникающее из-за стремления к господству, противоречит преданности Богу. Если у человека много глистов, его тело не получает необходимого питания даже от большого количества богатой витаминами пищи. Подобным же образом склонности к карме и гьяне затрудняют естественную деятельность души.
Вопрос: Вайшнавизм может принести определенную личную пользу, но какая от него польза для всего мира?