image

Featured

Ананта-Шри дас - Аттестат зрелости

Ананта-Шри дас - Аттестат зрелостиВозвышенная философия, удивительная цель, поразительный уровень святости – вот с чем предстоит соприкоснуться человеку, который начинает своё знакомство с восхитительным миром Сознания Кришны в представлении нашей достославной организации. Причём всё это будет скорее теорией из книг или из уст последователей, нежели реальным опытом и жизнью практикующих.

кама, према, – донхакара вибхинна лакшана
лауха ара хема йаичхе сварупе вилакшана

Вожделение и любовь так же отличаются друг от друга, как железо и золото. (ЧЧ, Ади, 4.164)

атмендрийа-прити-ванчха – таре бали `кама'
кришнендрийа-прити-иччха дхаре `према' нама

Желание удовлетворять собственные чувства именуется камой, вожделением, а желание услаждать чувства Господа Кришны называют премой, или чистой любовью. (ЧЧ, Ади, 4.165)

прити-вишайананде тад-ашрайананда
танха нахи ниджа-сукха-ванчхара самбандха

Любящий обретает счастье тогда, когда счастлив любимый. В этих отношениях нет места жажде собственных удовольствий. (ЧЧ, Ади, 4.199)

Према прайоджана, удивительный пример и милость Господа Чайтанйи, регулирующие принципы свободы, отказ от чувственных удовольствий, полное предание прямо сейчас раз и навсегда, окончательно и бесповоротно. Всё так красиво! Узнав об этом, прямо-таки наполняешься самоуважением. Наконец-то достойная меня жизнь! Жизнь-подвиг, жизнь-приключение, жизнь удивительного и прекрасного человека!

Первые умилительные волны фанатизма и лютой решимости постепенно сменяются серыми буднями, рутиной садханы, которая постепенно теряет очарование в наших глазах. Настоятельные просьбы заниматься сексом только с женой и строго для зачатия детей начинают казаться злой и неуместной шуткой, наравне с другими назиданиями.

йатанто йогинаш чаинам
пашйантй атманй авастхитам
йатанто ’пй акртатмано
наинам пашантй ачетасах̣

Трансценденталисты, неуклонно стремящиеся к цели и осознавшие свою духовную сущность, обладают таким видением. Но те, чей ум не развит, кто еще не постиг свою духовную природу, не могут разобраться в происходящем, даже если пытаются сделать это. (БГ, 15.11)

С одной стороны, возникает проблема дамбхи – религиозной гордости. Мы презентуем другим много хороших вещей, но при этом сами живём по-другому. Не так возвышенно. Скрываем это от других, делаем вид, что всё в порядке. «Так принято говорить, так правильно!» «Не могу же я говорить, как на самом деле!» «Ну и пусть никто этому не следует и не собирается следовать! Говорить-то надо правильно, по высшему стандарту!» Куча инициированных преданных, которые обещают. Обещают, иногда заведомо не собираясь следовать. Удержаться невозможно – тройной ряд бус, индийское имя, шнур, высокий социальный статус.

дамбхо дарпо ’бхиманаш ча
кродхах парушйам эва ча
аджнанам чабхиджатасйа
партха сампадам асурим

Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество — таковы качества людей, обладающих демонической природой, о сын Притхи. (БГ, 16.4)

По-другому дамбха проявляется в том, что мы выбиваемся из сил, рвём жилы и живём возвышенной жизнью, которой не можем жить. Следуем принципам, к которым не готовы, которые значительно опережают наши возможности и развитие, мним себя святыми, истязаем себя, выгораем, с треском падаем, обескураженные и разочаровавшиеся в себе и в практике. По пути нас будут вдохновлять странные фанатичные наставники: «Бери больше, кидай дальше». «Всё правильно! Будь святым, у тебя хорошо получается, ты молодец!» «Тяжело? Всем тяжело! Таков нормальный ход событий!» «У тебя получится! Не снижай стандарты! Вперёд, только вперёд!»

видхармах пара-дхармаш ча
абхаса упама чхалах
адхарма-шакхах панчема
дхарма-джно ’дхармават тйаджет

Существует пять разновидностей безбожия: полное неверие [видхарма], принятие религиозных принципов, которым человек не способен следовать [пара-дхарма], показная религиозность [абхаса], подобие религии [упадхарма] и обманная религия [чхала-дхарма]. Любой, кто знает, что такое подлинно религиозная жизнь, должен отвергнуть эти разновидности безбожия. (ШБ, 7.15.12)

С другой стороны, мы получаем проблему отторжения. Если человек не укладывается в четыре регулирующих принципа и минимум шестнадцать кругов в день, то он постепенно теряет статус в нашем обществе, воспринимается как нечто странное и второсортное (вот так мы и порождаем проблему дамбхи, о которой говорили выше). «Будь святым! Что значит «не могу»? Надо! Как? Просто будь им. Сразу, прямо сейчас! Ты же получил правильную теорию! Можем повторить, если подзабыл».

Шрила Прабхупада очень строг в проповеди философии, но очень либерален и мягок в конкретных ситуациях конкретных людей. Он принимает каждого, кто хочет сделать позитивный вклад в миссию. В поддержку этой идеи предлагаю ознакомиться с комментариями Прабхупады к Бхагавад Гите (12.8-11). Также можно вспомнить историю о выпившем человеке с улицы, который принёс в храм туалетную бумагу во время лекции, за что был прославлен Прабхупадой.

Наша философия совершенна и очень практична, она способна возвысить каждого, с любого уровня. Нам сильно не хватает тех, кто владеет этой наукой и может обучать других. Все возвышенные принципы имеют своё практическое отражение на каждом из уровней бхакти. Это наша личная ответственность - найти тех, кто поможет понять наше реальное положение, а затем научит нас действовать в соответствии с этой реальностью.

сарва-деша-кала-дашайа джанера картавйа
гуру-паше сеи бхакти праштавйа, шротавйа

Поэтому обязанность каждого человека — в какой бы стране и в какое бы время он ни жил и в каких бы обстоятельствах ни находился — обратиться к истинному духовному учителю, вопрошать его о преданном служении и слушать, как он объясняет процесс этого служения. (ЧЧ, Мадхья, 25.122)

Меню

Корзина
Корзина пуста