Преданные ИСККОН в Лос-Анджелесе начали год на высокой ноте. У них появился великолепный храм, к ним постоянно присоединялись новые преданные. Они провели первую огненную ягью, во время которой восемь преданных получили посвящение, а три супружеские пары сочетались браком. Во всех трех случаях невест выдавал замуж Тамал Кришна.
Одной из новых преданных была Палика. До этого она состояла в общине «Братство Вечной Любви», находившейся в курортном городке Лагуна-Бич в часе езды к югу от Лос-Анджеле- са. Присоединившись к движению, она стала проповедовать своим друзьям из «Братства», которые тоже заинтересовались сознанием Кришны.
Тимоти Лири переехал па Западное побережье после того, как его миллбрукское общество было закрыто полицией. Он объединился с Аланом Кохеном, редактором и издателем «Оракула Сан-Франциско», который руководил общиной в Альбионе (под названием «Ранчо Тейблрок Маунтин»), Идея «Лиги духовных исследований» в Миллбруке состояла в том, чтобы найти двенадцать подходящих кандидатов, объединенное сознание которых породило бы нового Мессию. Лири был намерен продолжать следовать этой идее, теперь вместе с Аланом Кохеном.
Моханананда: Примерно в это время я встретился с Джаятиртхой. тогда мы все находились в духовных поисках. Мы с ним соорудили вигвамы и жили в Альбионе на протяжении двух месяцев летом 1968 года. У нас были отдельные вигвамы, мы питались рогозовым хлебом и лепешками с ежевикой, постились, изучали ведические произведения, и-цзин и Библию, однажды в Альбионе Тим объявил, что его Лига объединяется с «Братством вечной любви».
Братство было основано Расселом Харригэном и Джоном Греггсом. Они родились в Санта-Ане, семьях «синих воротничков», и когда выросли, стали вести образ жизни «американских граффити» и гонять по городу на автомобилях. Когда появилось ЛСД, их жизнь резко изменилась. Самозваный гуру и психолог Ричард Альперт был первым, кто признал истинность опыта, полученного ими. Он говорил с ними о сознании, о расширении сознания, а также давал им различные советы по развитию духовности. Это была одна из первых психоделических церквей в Америке, зарегистрированных как некоммерческая организация. У них был маленький храм в каньоне Моджеска, который стал штаб- квартирой крупнейшей в Америке организации, занимавшейся контрабандой наркотиков. На этом они зарабатывали двести миллионов долларов в год, торгуя, главным образом, марихуаной из Мехико и гашишем со Среднего Востока. На протяжении некоторого времени они были земельными магнатами в Калифорнии.
Когда «Лига» Восточного побережья объединилась с «Братством» Западного побережья, они стали финансировать исследования по улучшению качества ЛСД. Они были убеждены, что видели Бога, ощущали Бога и любили Бога. ЛСД - это способ изменить мир, расширить сознание всего мира, нравится это миру или нет. За один день Братство стало крупнейшей сетью распространителей психоделических наркотиков в мире. Они купили в каньоне Вудленд семь зданий и открыли в Лагуна-Бич центр под названием «Мир мистических искусств». Книжный магазин и бар здоровой пищи использовались для пропаганды их идей, а также для отмывания денег. Многие молодые люди тогда заинтересовались восточным мистицизмом, который вскоре станет маяком духовного пробуждения на Западном побережье.
Алан Уоттс писал, что лучшей философией, объясняющей психоделический опыт, является индуизм. Постепенно все больше людей, принимавших галлюциногены американских индейцев (мескалин), начинали понимать, что философия индейцев не дает никаких объяснений их опыту. Философия молодежи того времени - это мешанина из различных концепций, основанных на поверхностных представлениях об индуизме, буддизме, даосизме и всем остальном, включая традиции американских индейцев. Однако, по сути дела, это была философия майявады. Они хотели слиться со светом и стать Богом.
Психоделические видения привели их к индуизму, который стал играть все большую и большую роль в их жизни. Благодаря «Бхагавад-гите» и другим индуистским текстам, которые пришли на смену «Тибетской книге мертвых», «Египетской книге мертвых», буддизму и дзэну. В их жизнь стал проникать персонализм. И хотя эти люди всерьез заинтересовались индуистскими Божествами, их главная идея состояла в том, чтобы стать Богом.
В это время на сцене появился Шрила Прабхупада, проповедующий чистое сознание Кришны. Он начал оказывать значительное влияние на процессы духовного пробуждения, как в Америке, так и по всему миру, поскольку его послание достигало души, страстно желающей воссоединиться со Шри Кришной в чистом преданном служении.
Моханананда: на Рождество 1968 года мы пели Харе Кришна под первый альбом Прабхупады, который постоянно звучал по всему дому. Это было потрясающе, я вошел в контакт с Прабхупадой через его фотографию на обратной стороне конверта. Мне виделась связь различных событий, начиная с общения с Параманандой в Миллбруке. Я смотрел на Прабхупаду и думал: «Он не с этой планеты». Именно тогда впервые ко мне пришло понимание трансцендентной природы Прабхупады. Хотя я не мог по- настоящему оценить его величия и могущества, мой контакт с ним в тот момент был действительно очень глубоким.
Уличная санкиртана продолжает привлекать все больше людей на воскресный Пир Любви. Один из них - бывший дизайнер интерьера, приехавший в Голливуд с надеждой добиться успеха в киноиндустрии. Впечатленный пением Вишнуджаны и духовным экстазом преданных, он решает прийти в храм на одну из воскресных программ. Тамал Кришна сразу обращает внимание на эту харизматическую личность и садится рядом с ним во время прасада, чтобы немного проповедовать и установить дружеские отношения.
После пира они продолжают беседу в маленьком офисе Тамал Кришны, где до полуночи обсуждают философию. На стене офиса висела картина Муралидхары, являющаяся обложкой «Бхагаватам», и она потрясла гостя. Выслушав объяснение Тамал Кришны об устройстве различных планетных систем и местонахождении духовного неба, он необычайно вдохновляется и решает присоединиться к движению.
В один из дождливых дней друзья подвозят его к храму. Сразу видно, что это люди совершенно иного склада. Им за тридцать, они чуть старше его. Это люди с деньгами. Он является для них кем-то вроде лидера, и их совсем не радует то, что он решил присоединиться к Харе Кришна.
Через несколько дней друзья приезжают снова, и им удается уговорить его вернуться. Тамал Кришна и Джаянанда решают спасать его, и, сев в фургон, уезжают за ним. Когда они постучали в дверь, он, крайне удивленный, все же приглашает их войти. Они спустились в цоколь большого, ухоженного дома, где он снимал отдельную квартиру со свежим ремонтом.
Тамал Кришна: Бхавананда принадлежал к миру кино. У Энди Уорхола были люди из сферы кино на Восточном побережье, а у Бхавананды были друзья-киношники на Западном побережье. Мы с Джаянандой поехали, чтобы вернуть его. Он ушел потому, что его привлекла материальная энергия. После нескольких часов проповеди мы убедили его вернуться с нами в храм, когда мы сели в фургон, нам стало ясно, что мы поймали крупную рыбу. Он уже был своего рода лидером и выдающейся личностью.
Вдохновляемый Вишнуджаной Бхавананда погружается в пение и танцы. Вскоре он становится важной составляющей группы санкиртаны, поскольку красиво танцует, а также обладает хорошим голосом. Он даже с удовольствием моет вместе с Вишнуджаной кастрюли после воскресного пира. Теперь он осознал, что его истинная природа - быть слугой, а не господином.
Считая, что храм выглядит слишком заурядно, Бхавананда решает сделать его «по-настоящему прекрасным». Сначала он берется за колоссальный труд расписать весь храмовый комплекс в нежных пастельных тонах. Помимо обладания художественным талантом, он хорошо разбирается в декоративных тканях, и поэтому следующим этапом становится украшение алтарной шелковыми полотнами. Затем он сооружает шелковый балдахин над главным входом. После этого Бхавананда обшивает все подстилки в храме в яркую шелковую парчу, вешает шторы и устилает полы большими индийскими коврами.
Неожиданно обычная старая баптистская церковь превратилась во дворец Аладдина, частичку экзотического Востока. Все преданные в восторге. Особенно доволен усилиями этого юного американского ученика Прабхупада.
На протяжении последнего месяца Прабхупада регулярно обучает преданных основным песням ачарьев-вайшнавов. Особенно большой интерес к этим песням проявляет Вишнуджана, который впитывает их всей душой. Вскоре они станут основой его проповеди. Шрила Прабхупада всячески поощряет этот интерес и учит его правильно играть на фисгармонии. Каждый новый бхаджан сопровождается уроком игры на фисгармонии.
Распознав в Вишнуджане музыкальный талант, Прабхупада дает ему слова песни Нароттама даса Тхакура «Вриндавана рамйа стхана» и просит написать к ней музыку которая понравилась бы его соотечественникам. Воодушевленный этим служением, Вишнуджана уже на следующий день сообщает Его Божественной Милости о том, что придумал мелодию. Прабхупада приглашает его в свою комнату, и Вишнуджана исполняет бхаджан. Прабхупада чрезвычайно доволен. Он благодарит его за прекрасную мелодию и просит продолжать писать мелодии для преданных. Кроме Вишнуджаны никто не имеет таких полномочий.
Хотя Вишнуджана сам является выдающимся музыкантом, он впечатлен музыкальными способностями Прабхупады, который в совершенстве владеет игрой на мриданге, а его игра на фисгармонии напоминает Вишнуджане стиль игры лучших джазовых музыкантов. И, конечно же, Вишнуджана никогда не слышал такого глубокого, проникновенного пения. Однако все это предназначено для прославления Всевышнего Господа.
Сегодня, 16 января, Прабхупада дает последний урок - «Парами каруна» Лочана даса Тхакура. Динеш аккуратно записывает пение своего духовного учителя. Он прилетел в Лос-Анджелес с Восточного побережья специально, чтобы выполнять это служение. Прабхупада также попросил Динеша записать «Ванде хам» и «Харе Кришна» в исполнении Вишнуджаны, где сам Прабхупада играет на мриданге. Во время исполнения этих древних санскритских молитв Вишнуджана погружен в глубокую медитацию на духовного учителя, который сидит перед ним и аккомпанирует ему на мриданге. Некоторые считают, что именно в это время Прабхупада передал искусство киртана первому поколению западных преданных.
Тем временем преданные в Лондоне постепенно приобретают известность благодаря статьям и фотографиям в главных газетах. Шьямасундара пишет, что приезд Прабхупады в Лондон будет «наиболее значительным событием со времен Римского нашествия». Прабхупада соглашается, добавляя, что па этот раз Англия получит нечто возвышенное. Он настолько доволен успехом лондонской ятры, что не может сдержать своего восхищения стараниями этих трех молодых супружеских пар. Он знает, что Кришна пролил на них свою милость.
«Примерно в 1933 году Мой Гуру Махараджа послал одного санньяси, Свами Бон Махараджа, проповедовать сознание Кришны в Лондоне. Он пытался делать это на протяжении трех лет, причем за счет моего Гуру Махараджи, но не смог сделать ничего существенного. Поэтому Гуру Махараджа отозвал его назад. Наши же 6 юношей и девушек не являются ни знатоками Веданты и других ведических произведений, ни санньяси. Однако они сделали больше, чем Бон Махараджа 35 лет назад.
Это служит подтверждением слов Господа Чайтаньи, что проповедник или учитель может быть домохозяином, санньяси, брахманом, шудрой или кем бы то ни было еще, если он знает науку о Кришне. Знать науку о Кришне - значит служить Кришне под руководством истинного духовного учителя.
Когда мы служим Кришне таким образом, Он удовлетворен и открывает Себя нам. Итак, нужно строго следовать этому ведическому принципу, понимая, что наука сознания Кришны открывается только тому, кто имеет непоколебимую веру в Кришну и духовного учителя. Тогда, получив откровение сознания Кришны в полной мере, мы сможем встречаться с любыми оппонентами и выходить из спора победителями.
То, что Запад с энтузиазмом принимает миссию Господа Чайтаньи, радует сердце Шрилы Прабхупады. Подобно генералу на поле боя, он видит, что победа над майей близка, и старается вселить эту уверенность в сердца своих юных последователей.
Поэтому нужно все организовать так, чтобы был хороший киртан и распространение наших изданий. Мой Гуру Махараджа говорил, что мриданга и печатный станок - два орудия нашей миссионерской деятельности, и мы должны следовать по Его стопам. У нас должно быть много мриданг, чтобы играть на них но всему миру, а также нужно распространять литературу. Все требуют денег за свои лживые уроки, но мы не требуем никаких денег. Люди должны увидеть разницу.»
Прабхупада сказал лос-анджелесским преданным провести демократические выборы руководства храма. Даянанда был избран президентом, Джаянанда - вице-президентом, Тамал Кришна - секретарем, Мадхудвиша - казначеем, а Вишнуджана - комендантом. Эти преданные составили руководящий совет храма, в работе которого также часто принимала участие Шилавати как представитель службы Божеств.