Вайшнавский этикет - это свод норм поведения преданного в обществе, а именно дома, в храмовой комнате, во время проповеди, принятия прасада и т. д., а также во взаимоотношениях с Кришной, духовным учителем, другими преданными гостями храма, родственниками и т.д.
Даже внешнее следование принципам вайшнавского этикета является украшением преданного.
Назначение вайшнавского этикета состоит в том, что эти нормы поведения играют роль перил на узком пути духовной жизни. Эти перила защищают преданного от падений, которые могут быть вызваны совершением оскорблений. Необходимость следовать им также дисциплинирует ум, удерживает его от вседозволенности, расхлябанности, грубости и т.д. Ум, приученный к дисциплине, гораздо легче обучить духовной практике, чем ум, не признающий никаких ограничений и правил.
Таким образом, высшей целью всех этих правил и ограничений поведения преданного является способность закрепить ум на Кришне и взрастить глубокое почтение и уважение (а позже и любовь) ко всему, что связано с Кришной.
смартаейах сататам вишнур
висмартавйо на джатучит
сарве видхи-нишедхах сйур
этайор эва кинкарах
«Всегда помни о Кришне и никогда не забывай Его.
Все правила и предписания, упомянутые в шастрах,
являются слугами этих двух принципов»
Одни правила садхана-бхакти помогают преданному подняться до уровня благости и создать благоприятную ситуацию для культивирования преданного служения. Но поскольку самого по себе их исполнения не достаточно для удовлетворения Кришны, как, например, соблюдение принципов внешней чистоты или следование 4-м регулирующим принципам, то их относят к вспомогательным.
Другие правила имеют целью непосредственное удовлетворение Кришны и поэтому их относят к главным (УГК, стр. 158-166). Однако не следует пренебрегать вспомогательными правилами, так как хотя следование им не является достаточным условием для удовлетворения Кришны, тем не менее, без следования им невозможно даже приблизиться к пониманию смысла главных правил, понять, что же реально удовлетворяет Кришну. Знание и ясность понимания приходят благодаря тому, что жизнь человека проходит под влиянием гуны благости, что и обеспечивают вспомогательные правила. (УГЧ, стр.150-156,161; УГК, стр. 175)
Однако, даже стоя на пути и опираясь на перила, необходимо все же идти по этому пути, т.е. необходимо прилагать сознательные усилия, чтобы направлять ум, разум и душу на осознание своего положения слуги Кришны, на осознание положения гуру и вайшнавов.
Помнить о Кришне всегда означает помнить (и благодарить) Его даже, когда все складывается благоприятно, когда нет трудностей, нет препятствий. Никогда не забывать о Кришне, означает не забывать о Нем, когда трудно, когда приходят испытания, возникают препятствия, когда у ума, как ему обычно кажется, есть все основания, чтобы отвлечься от Кришны и сосредоточиться на своих проблемах.
Когда преданный только осваивает внешние принципы практики садхана-бхакти, его ум занят правильностью внешнего соблюдения этих правил, он не механичен, он занят, обучаясь им. Но когда преданный освоил эти правила и ограничения и может следовать им, не задумываясь, приходит время вовлекать в это следование принципам ум и разум. Требуется во внешнюю, ритуальную сторону внести осознание цели: ради чего все это делается. Теперь, действуя правильно внешне, преданный должен сосредоточиться на развитии своего видения (осознания) Кришны и Его воли, на осознании природы вайшнавов, гуру. Он должен прилагать постоянные усилия, чтобы видеть связь между вайшнавом и Кришной, гуру и Кришной, материальной энергией и Кришной и т.д. Это означает утвердиться в самбандхе. Чем больше человек утверждается в самбандхе, тем совершеннее его практика преданного служения. Но, когда преданный считает, что все это придет само собой, и достаточно просто совершать внешние усилия, то практика его преданного служения становится механичной, т.е. его сознание в нее не вовлекается. Такую деятельность, строго говоря, нельзя назвать, садхана-бхакти. Фактически, это благочестивая деятельностью, которая принесет благочестивые плоды, но никак не бхаву и прему.
Поэтому, имея необходимость поддерживать свое материальное тело, семью и т.д., преданный должен стараться всегда помнить, ради чего он выполняет все эти обязанности. Все это лишь позволяет продолжать, используя свое тело и ум (как неотъемлемое представление о своем «я» на данный момент), развивать высший вкус к служению Шри Кришне без зависимости от тела и ума. Пока мы считаем себя телом и умом, следует занимать (а для этого поддерживать) их в деятельности, направленной на удовлетворение Кришны. Но, если при этом не вовлекается в процесс наша сущность (обладающее желаниями, свободой воли живое существо, душа), то мы не выйдем за пределы представлений о себе как о теле.