Харе Кришна. Примите мои поклоны. Сегодня хочу поговорить на одну печальную тему — о подделках, имитации и легковерии нашем.
Как счастливо себя чувствуешь, вырвавшись из мглы и холода России в солнечную Индию. По себе знаю, эйфория зашкаливает, а разум отключается.
Вот уже две недели реставрирую небольшие Божества. Мне привезли Их и попросили расписать. Сказали, что мурти мраморные. Но я, человек бывалый, скептически настроенный и циничный, решила сначала проверить. И моя догадка подтвердилась. Божества оказались сделаны не из мрамора, а из мыльного камня. Мыльный камень частенько выдают за мрамор, ну а что? Мы, люди неискушенные, мало понимающие в материалах, в счастливой эйфории верим всему, что говорят добрые, улыбающиеся продавцы в солнечной Индии. Одна их улыбка дорогого стоит.
Итак, не мрамор, а мыльный камень. Чем он плох? Мыльный камень мягкий, хрупкий, рыхлый и легкий. По существу, Божества из мыльного камня невозможно установить для серьезного поклонения, на многие годы. Ведь предполагается, что мурти — это надолго, на века… А мыльный камень разрушается куда быстрее.
Как купить мраморные Божества и не ошибиться? Во-первых, изучить свойства мрамора, рассмотреть его вблизи, пощупать — причем, еще тут, в России, а также поговорить с русскими специалистами.
Покупать мраморные Божества надо у проверенного мастера в Джайпуре. Только там и нигде больше. Лучше всего связаться с местными преданными ИСККОН, посоветоваться, проверить заготовки, убедиться, что нет трещин.
Мыльный камень легко окрашивается, имитируя любой материал. Помимо него есть и другие материалы, из которых изготавливаются подделки под мрамор. Если хочешь чего-то стоящего, придется потрудиться, поискать. Мрамор тяжелее, прочнее, он отшлифован, блестит без покрытия лаком, холоден на ощупь. Мыльный камень легкий; если подержать в руке, быстро становится теплым. Мыльный камень невозможно хорошо отшлифовать (слишком мягкий), поэтому его покрывают лаком. Если у вас уже есть Божества из мрамора и вы сомневаетесь, проверьте. Возьмите Божество и с нижней стороны подставки проведите линию гвоздиком. Чертит как по мылу? Не мраморные ваши Божества.
Также у меня есть опыт реставрации деревянных мурти Господа Джаганнатхи. Покупая мурти Джаганнатхи, рассмотрите Их внимательно. Если вам предлагают купить Божества в Навадвипе, то с большой вероятностью будет вот что. Плохо обработанное дерево, руки, прибитые кривыми гвоздями, и тело, обмазанное гипсом или известью, обклеенное газетами (бумагой) и тканью, а сверху расписанное. Со временем краска облупится, руки расшатаются, пойдут трещины… Ремонтировать таких Божеств очень сложно. Что делать? Можно снять всю краску, известь, газеты, очень долго мелкой наждачной бумагой выравнивать деревянную основу. Снять руки, вынув гвозди. Потом приклеить руки обратно на хороший клей, покрыть мурти шпатлевкой, расписать, покрыть лаком. Работа очень долгая и не всегда успешная, так как частенько деревянная основа, помимо прочего, гнилая и трухлявая.
Иногда я делаю по-другому. Не снимаю всю эту массу тряпок, газет и бумаги, а только шпатлюю трещины, подклеиваю руки, потом расписываю Божества и основательно, в несколько слоев, покрываю лаком.
Лучше всего покупать мурти Джаганнатхи в Ориссе, у проверенного мастера, по совету хорошо разбирающихся в этом деле людей.
Однажды мне принесли Божества Гаура-Нитай, деревянные. Из Навадвипы. Я стала снимать краску, и все посыпалось. Божества под краской были обмазаны глиной, глина была на ткани, а ткань — на дереве. Об основе и говорить нечего. Гнилое дерево, руки и ноги прибиты ржавыми гвоздями, всё в трещинах, носы оказались вылеплены из глины и при смывании краски, естественно, отвалились. Меня тогда чуть удар не хватил. Но я все-таки взялась за работу и сделала как смогла. Не знаю, не проклял ли меня слуга тех Божеств, увидев Их после реставрации. Они вернулись к нему совсем иными, похудевшими.
Покупая что-либо деревянное в Навадвипе (да и в других местах тоже), постучите по мурти, слегка так, попытайтесь понять, что там под краской. Звук и «ощущение» дерева особые; если под краской есть другие слои, звук будет «пустой».
А еще мне как-то раз привезли шилы. Те самые, которые находят в реке Кали-гандаки и которые являются Самим Вишну в разных Его воплощениях. Под видом этих священных шил иногда продают простые камушки. Я не такой уж мастер в определении истинности шалаграма-шил, однако те камушки помню. Они были слишком уж ровными и аккуратными. Впоследствии оказалось, что это вовсе не шилы.
Металлические мурти нужно выбирать не менее тщательно. Смотрите, чтобы не было вкраплений другого металла, темных мест и пустот-пузырьков. Небольшое пятнышко со временем может сильно потемнеть, а «раковина» (пузырь) — расшириться. Такое случается, например, во время абхишеки, когда металл соприкасается с лимоном и синтетическими ароматическими маслами.
Также металлические Божества могут оказаться пустыми внутри; естественно, эти мурти гораздо легче. Дешевый металл или пустоты делают мурти легкими. Часто встречаются алюминиевые Божества, покрытые сверху эмалью. Такое Божество будет легким, блестящим, но недолговечным. Настоящие латунные Божества тяжелые, без каких-либо отверстий и щелей.
Кстати об ароматических маслах. Какие бы огромные цены вам ни называли, какие бы солидные продавцы ни сидели за прилавком, химическая индустрия в Индии шагает вперед семимильными шагами, затаптывая леса с цветами и деревьями. Есть малая вероятность купить натуральное масло и большая — химическое. Такие стеклянные пузыречки с золотистыми крышечками, которые преданные скупают для абхишеки, — это масла ненатуральные. Чем они плохи? От таких масел сходит краска с Божеств, растворяется лак, покрывающий роспись, ну и мы годами пьем чаранамриту с химией.
Попробуйте намазать маслом нежный участок кожи. Жжет? Синтетика. Потрите между пальцами каплю масла — поскрипывает? Ненатуральное. А можно и на язык попробовать. Горькое? Ненатуральное.
Масла я теперь делаю только сама. Основа — кунжутное масло. В него можно класть шафран и некоторое время настаивать в глиняном горшке при невысокой температуре. Также можно делать масло, используя стручок ванили.
О сандале. Про порошок сандала даже не буду писать, ясное дело, что это обычная ароматизированная стружка. Симпатичные палочки, которые продают на Лой-базаре для растирания на камне (мне уже стыдно говорить) ненатуральные. Возможно, некий процент и есть сандал, но… каков тот процент? Бхакти Вишрамбха-Мадхава Махараджа по этой самой причине рекомендует использовать для чанданы веточки туласи. Сам он именно так и делает. Веточка туласи, несколько жилок шафрана, капля воды — все это растирается на камне, и эта паста предлагается Божеству.
Чувствую себя страшно неловко, но хочу сказать еще о туласи. Под названием туласи-мала часто продают ним. Как отличить? Ним светлый, без сучка и задоринки. Туласи темнее, частенько видны окружности веточек, сама древесина неровная, с вкраплениями и изгибами. Мне кажется еще, что ним легче туласи. Древесина туласи более тяжелая.
Мы решили делать кантхи-малы сами, из своих туласи. Веточки со временем накапливаются, можно делать бусы из них. Также из веточек туласи я сделала маленькое кресло для Гирираджи.
У меня дома тоже есть алтарь и Божества. Гаура-Нитай из того самого мыльного камня. Мне дали Их на реставрацию, а я оставила Божеств у себя навсегда. Такие хрупкие и рассыпающиеся Божества должны быть у мастера, который в любое время подклеит и подкрасит… У этих Божеств был отколот нос, подбородок, отбиты пальцы. А продавали их как мраморные.
Гауранга, Божество, купленное в храме Дхамешвары Махапрабху. Маленькое металлическое мурти было окрашено. Но когда я решила расписать Его заново и сняла краску, там оказался сильно разбавленный сплав с минимумом меди и максимумом чего-то серого… Также открылась дырка в теле, которую пришлось заливать шпатлевкой.
Еще у нас есть большие Божества. Радха-Кришна. Куплены на Лой-базаре. Нашла я Их в подсобном помещении за прилавком, мне Они понравились. Купили. Но! Нет гарантии, что форма «авторитетная» и так далее. Кали-юга!
Что я? В Ямуне Божества топить не собираюсь, разбились — склею, а что нестандартные… У меня не храм.
Сколько видела страдающих преданных, у которых бились, ломались Божества. Так им советовали Божества срочно «топить» в Ямуне. А преданные уже привязались к Ним. Не могу сейчас привести цитат старших преданных, просто скажу — много раз слышала, что домашние Божества, такие вот особенные, не надо топить, можно оставить Их, отреставрировать, заботиться, быть аккуратнее, зная некие Их «слабости».
«Бест индиан кволити» может проявиться во всем, что вы покупаете в святой дхаме. Будьте внимательны!
А может быть, появятся русские стхапати и сделают все на высшем уровне, по шастрам, вычислят авторитетные пропорции, заодно и отольют Божества сразу из вечного материала… пластика.
См. также другие материалы на нашем сайте: