История возникновения первых книг в СССР и их распространение.
Санкиртаной называют распространение книг Шрилы Прабхупады о преданном служении Кришне (Бхакти-йоге). Книги являются комментариями к таким священным писаниям как: Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам, Чайтанья-чаритамрита и другим писаниям. Впервые эти книги стали распространяться еще в Советском Союзе. Кришнананда прабху являясь одним из пионеров движения Сознания Кришны в СССР, рассказывает как все начиналось.
Вайшнавизм и Наука - авторская передача Дамодара Пандита даса, сотрудника института Бхактиведанты и кандидата философских наук.
Шрила Прабхупада, основатель Международного Общества Сознания Кришны, часто говорил, что знания которые он передавал своим ученикам и последователям, являются не религией, а наукой. Это ведические знания о душе, Абсолютной истине, материальном мире и других аспектах мироздания. В данной передаче автор рассказывает об особенностях традиционной и ведической науки. Что у них общего и в чем они конфликтуют.
Я твердо надеюсь, что ты станешь очень хорошим англоязычным проповедником, если будешь служить нашей миссии, представляя как населению в целом, так и философам и религиозным лидерам неведомое им учение Господа Чайтаньи.
- Шрила Бхактисиддханта Сарасвати в письме к Шриле Прабхупаде, декабрь 1936.
В октябре 1932 году Шрила Бхактисиддханта возглавил группу из сотен своих учеников и паломников, чтобы в течение месяца совершить парикраму* — обход священных мест Вриндаваны. Местные жители и паломники обходят Вриндавану вдоль старого высохшего русла Ямуны, останавливаясь в тех местах, где пять тысяч лет назад проводил Свои игры Кришна. Абхаю очень хотелось принять участие в парикраме со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати, но работа помешала ему. Но на двадцатый день шествия ему все же удалось вырваться из Аллахабада, и в надеже снова увидеть Бхактисиддханту Сарасвати и хотя бы на день присоединиться к парикраме, он направился в Коши — место неподалеку от Вриндаваны.
Парикрама Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати была, пожалуй, самой многочисленной из всех, что когда-либо проходили по Вриндавану. Он использовал ее для массовой проповеди - ведь в ней участвовало огромное количество людей. С самого начала своего миссионерского служения, к которому он приступил в 1918 году, Шрила Бхактисиддханта не переставая подчеркивал важность проповеднической деятельности. До него вайшнавы, как правило, избегали большого скопления людей и поклонялись Господу в уединении — во Вриндаване и других священных местах. А если же им все-таки случалось отправляться на проповедь, они путешествовали как нищие странствующие монахи. Во времена Господа Чайтаньи последователи Госвами жили во Вриндаване, прямо под деревьями и каждую ночь ложились спать под новым деревом. Но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати прекрасно понимал, что отрешенность Госвами не по плечу людям Запада - он был настроен на широкую проповедь и потому хотел показать всем, что преданные могут жить и в больших и роскошных храмах. На крупное пожертвование одного богатого купца-вайшнава в 1930 году он построил огромный мраморный храм в Багхбазаре — одном из районов Калькутты — и вместе с учениками переехал туда из своего маленького съемного домика на Ультаданге.
Родители, которые хотят вырастить брахмачари, должны помнить, что положение родителей - это раса и особое умонастроение, а не просто биологическая функция. Поэтому в шастрах говорится, что назначение родительской расы состоит в том, чтобы дать свои детям прибежище и вернуть их обратно домой к Богу. Когда дети растут дома под заботой родителей, они не задумываются о конечной цели. Зачем? У них есть все: еда, сон и т.д. Но когда родители отдают ребенка в руки учителя, тогда он начинает присматриваться к окружающему миру и задумываться о жизни. Как уже было сказано, существует пять уровней сознания, и он должен научиться видеть разницу между ними. Это вряд ли произойдет, если ребенок останется дома. В этом случае, он не сможет подняться выше уровня анамайи. Возможно, он достигнет уровня пранамайи, когда вырастет, да и то, только в том случае, если родители держали его в «ежовых рукавицах». Но не стоит забывать, что нам еще нужно подняться на уровень ананда-майи.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати часто путешествовал, а Абхай был постоянно занят семьей и бизнесом, поэтому долго не мог снова встретиться с Бхактисиддхантой. Но после первой встречи Абхай стал считать Бхактисиддханту Сарасвати своим духовным учителем. «Я встретил удивительного святого», — думал он. Когда выпадала возможность, Абхай встречался с учениками Шрилы Бхактисиддханты, членами Гаудия-Матха.
Что же касается движения Ганди, то оно пошло на спад, после того, как последователи Ганди, поборники ненасилия, совершили грубую ошибку, применив насилие во время акции протеста. Англичане воспользовались этим, арестовали Ганди и приговорили его к шести годам тюрьмы. Хотя последователи все еще боготворили его, национально-освободительное движение потеряло свою былую силу. Но Абхай и без того уже не проявлял к нему интереса. Шрила Бхактисиддханта разрушил его убеждение, что национальное движение - дело первостепенной важности для Индии. Он разбудил в Абхае его изначальное сознание Кришны, и сейчас Абхай был убежден, что на первом месте должна стоять миссия Бхактисиддханты. С той минуты, когда Шрила Бхактисиддханта предложил Абхаю посвятить себя проповеди, тот постоянно мечтал присоединиться к Гаудия-Матху, став одним из учеников Ачарьи. Но сейчас, когда политические взгляды ему уже не мешали, перед ним встало другое препятствие — семейный долг. Когда-то он думал: «Сначала станем независимой нацией, а уж потом приступим к проповеди». Теперь он размышлял по-другому: «Я не могу посвятить себя этому, как другие. У меня есть обязанности перед семьей».
Я только что путешествовал по Хорватии, Боснии и другим частям Европы. Ответная реакция переполняет. Преданные так счастливы видеть ученика Шрилы Прабхупады. Как же велик Шрила Прабхупада, если люди с таким нетерпением ждут встречи с тем, кто видел его!
Итак, теперь мы все должны попытаться стать достойными представителями Шрилы Прабхупады. Мы можем сделать это, строго следуя регулирующим принципам, воспевая минимум 16 кругов ежедневно без оскорблений, изучая книги Шрилы Прабхупады очень внимательно и прилагая серьёзные усилия, чтобы стать чистыми преданными Господа Кришны, Верховной Личности Бога.
Принцип благословения и одобрения со стороны других вайшнавов – очень важный принцип!
сампрадая-вихина йе / мантрас те нишпхала матах
Мантра не приносит своего плода, если не получить ее в авторитетной сампрадае. В интернете легко найти запись гаятри-мантру – исполняет ее девушка с замечательным индийским голосом под какую-то смешную, размеренную музыку. Любой при желании может послушать гаятри. Но вот незадача – такой вариант не работает.
В 1987 году ко мне обратились за советом несколько вайшнавов ИСККОН. Они были безутешны, когда узнали, что их гуру потерял свое положение. Ведь раньше он был динамичным, несокрушимым героем, который сиял словно факел в проповеди, когда привлекал учеников и руководил движением санкиртаны. Но те подавленные вайшнавы, что сидели в моем кабинете, легко поменяли бы всю радость его побед на то, чтобы он просто оставался духовно здоровым, чтобы он просто оставался их гуру. Эти преданные посвятили свои молодые жизни и труд Господу Кришне, но теперь были охвачены печалью из-за того, что их гуру был беспечен и не последовал наставлениям собственного гуру.
В этой статье я предлагаю одну систему, которая обязательно поможет предотвратить подобные катастрофы в будущем.
"Не было и не будет во всем мире благодетелей, которые превзошли бы в своем величии Чайтанью Махапрабху и Его преданных. «Блага», предлагаемые другими – ложны; они несут больше вреда, нежели пользы, тогда как Махапрабху и Его последователи дают величайшее благо, истинное и вечное, причем не для какой-то одной страны, в ущерб другой, а для всей Вселенной." Шрила Бхактисиддханта Сарасвати.
Нарендранатх Маллик, друг Абхая, настаивал. Он хотел, чтобы Абхай увидел садху из Майяпура. Сам Нарен и его друзья уже встречались с этим садху в его ашраме*, расположенном неподалеку, на Ультаданга-Джанкшн-Роуд, и сейчас их интересовало мнение Абхая. В кругу друзей Абхай был признанным лидером, поэтому, если бы он высоко оценил приезжего садху, то это придало бы веса мнению остальных. Абхай не хотел идти, однако Нарен настаивал.
Они спорили посреди тротуара на переполненной прохожими вечерней улице, по которой с шумом двигались конные экипажи, повозки, запряженные быками, редкие такси и автобусы. Нарен крепко схватил друга за руку и тащил его вперед, но Абхай, улыбаясь, упрямо тянул в другую сторону. Нарен убеждал Абхая хотя бы ненадолго зайти в ашрам - он находился совсем неподалеку, в нескольких кварталах, но Абхай только смеялся и просил отпустить его. Для прохожих два молодых человека представляли собой любопытную сцену: симпатичного юношу, одетого в дхоти и белую курту из кхади, куда-то тащит за руку его друг. Нарен объяснял, что этот садху, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, был вайшнавом и великим преданным Господа Чайтаньи Махапрабху. Один из его учеников-санньяси посетил дом Малликов и пригласил их на встречу со Шрилой Бхактисиддхантой. На Малликов встреча произвела огромное впечатление.
Несомненно, аппетит Ш́рӣлы Бхактисиддхāнты Сарасватӣ к Хари-катхе был во много раз больше, чем к еде, настолько, что погружаясь в катху, он начинал сердиться, когда ему напоминали, что пришло время поесть. Зачастую, будучи глубоко погружённым в мысли о Кр̣ш̣н̣е, он очень быстро заканчивал свой приём пищи, словно это было просто какой-то формальностью.
Начиная с младенческих лет, когда он получил остатки пищи Джаганнāтхи, и на протяжении всей своей жизни Ш́рӣла Сарасватӣ Т̣хāкур не ел ничего, кроме махā-прасāда. Он очень внимательно почитал махā-прасāд, беря его кончиками пальцев, – как и все индусы, он ел руками – и с таким благоговением, что его приём пищи напоминал молитву.
Он вкушал ту же пищу, которую любил Господь Чайтанья, общепринятые излюбленные бенгальские блюда, – однако он предпочитал, чтобы их готовили не на горчичном масле, привычном для бенгальской кухни, а либо на коровьем топлёном, либо на кунжутном масле. Он ел немного риса (около двух килограммов в месяц), чем также отличался от большинства бенгальцев, которые зачастую поглощали рис горами.
В приведенной ниже беседе Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит с профессором физики Калифорнийского университета в Ирвине доктором Грегори Бенфордом об относительной ценности разных отраслей знания, а также о различиях в целях и методах познания современной науки и ведической философии.
Шрила Прабхупада. Говоря о «научном прогрессе», вы имеете в виду прогресс от воловьей упряжки к автомобилю? Вы считаете научным прогрессом то, что с уровня воловьей упряжки мы поднялись до уровня сложного механизма автомобиля, верно?
Д-р Бенфорд. Это прогресс технологии.
Шрила Прабхупада. Технология и наука - одно и то же. Нас интересует прогресс духовной души. Что известно науке о вечной душе?
Д-р Бенфорд. О душе практически нет никаких научных данных.
Шрила Прабхупада. Следовательно, научного прогресса как такового не существует.
ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!ПОДАРОК при покупке одного из комплектов! Специальная, красивая и прочная обложка сшитая специально под формат томов "Шримад-Бхагаватам", "Шри Чайтанья-Чаритамриты" или "Бхагавад-Гиты" (в зависимости от комплекта). Акция действует при заказе до 31 мая 2020!
Варианты обложек для книг. Подходит для любого тома определённой за счет регулировки заднего кармана.
Вспомнил ещё одну историю. Забирают меня на Боровицкой. А тогда были старые комнаты полиции, все такие загаженные: старые клетки, скамейки полусгнившие, тамагуна такая.
Меня заводит полицейский. А тогда они ещё курили в комнатах полиции. Сейчас не курят они там, наверное не разрешают. Он меня заводит и закрывает в клетку. Книги на стол. Меня на всякий случай закрыл, чтобы я никуда не убежал.
Спасибо вам за участие в Движении Санкиртаны Господа Чайтаньи.
Пожалуйста, запомните – и я умоляю вас об этом снова и снова – пожалуйста, помните: это Всемирная Революция Нама-Санкиртаны, которую совершат рядовые преданные ИСККОН. Революция – значит революция. Это означает, что нам придется пролить огромное количество крови, прежде чем работа будет завершена. Мы должны перевернуть это Движение наизнанку, перевернуть его вверх тормашками, сделать все возможное, но мы обязаны вернуть нама-санкиртане ее законное и почетное место на передовой нашего Движения. Это в высшей степени необходимо для его правильного развития.
Те, кто это понимает, уже проснулись и осознают всю критичность ситуации в данный момент. Те же, кто не понимает, все еще спят. Пришло время пробудиться и осознать, в чем заключается ответственность каждого мужчины, женщины и даже ребенка в нашем Движении.
Нужно со всей серьезностью принять ту дхарму, которую Сам Господь Чайтанья установил для спасения всех падших обусловленных душ, до самого конца Кали-юги. Впереди еще 427,000 лет эпохи Кали. Но юга-дхарма не изменится. После нее наступит Сатья-юга, когда дхармой для людей станет погружение в умиротворенную медитацию. Но в Кали-югу вы просто обязаны задать жару! Каждый из вас должен буквально загореться, воспевая и танцуя от всей души, с самыми серьезными намерениями. Так, чтобы вы смогли даже рассчитывать, смогли даже надеяться вернуться домой, обратно к Богу, уже в этой жизни. Это не какая-то шутка, это вполне реально. Так что поднимитесь и сделайте то, что будет правильным. Займитесь настоящим делом - совершайте нама-санкиртану ежедневно, уделяя ей как можно больше времени, и вы вернетесь к Богу, я могу вам это гарантировать. Хотя, конечно, не я, а Сам Господь Чайтанья это гарантировал.