Затерянный в Меле
Выйти за пределы лагеря Гуру Каришни было непросто, потому что за его пределами происходило настоящее людское наводнение: примерно 64 миллиона человек собрались, чтобы искупаться 4 февраля, в самый благоприятный день для омовения.
Я проснулся рано утром, что само по себе было аскезой. Была середина зимы и было холодно в палатке, где я остановился. Я быстро помылся в импровизированном душе, в котором не было горячей воды, а затем вышел в холодное туманное утро.
«Как 64 миллиона человек собираются купаться вдоль берега реки?» - подумал я. И тогда у меня возникло сомнение. «Смогу ли я на самом деле принять там омовение?»
Прошлой ночью я искал в Интернете всю информацию, которую мог найти о трех священных реках, Ганге, Ямуне и Сарасвати. В недавней статье Би-би-си Ганга была шестой по загрязненности рекой в мире. Там говорилось, что 3000 миллионов литров неочищенных сточных вод сливаются в реку каждый день; когда она спускается из Гималаев в Бенгальский залив. К тому времени, когда она достигает Праяграджа, города, который также вносит неочищенные сточные воды в её воды, Ганга, как говорится в статье, становится канализацией.
Это была отрезвляющая и тревожная информация. Я повернулся от Google к Шримад-Бхагаватам и словам моего духовного учителя для наставлений. Мои сомнения разрешились, когда я прочитал это:
«Стремясь служить лотосным стопам Верховной Личности Бога, страдающее человечество может немедленно очистить грязь, накопившуюся в их умах во время бесчисленных рождений. Подобно воде Ганги, которая исходит от пальцев лотосных стоп Господа, такой процесс немедленно очищает ум, и, таким образом, духовное сознание или сознание Кришны постепенно увеличивается». [Шримад Бхагаватам, 4.21.31]
Шрила Прабхупада в своем комментарии пишет:
«В Индии действительно можно увидеть, что человек, ежедневно принимающий омовение в водах Ганги, практически освобождается от всех видов болезней. Очень уважаемый брахман в Калькутте никогда не принимал лекарств от доктора. Несмотря на то, что он иногда чувствовал себя плохо, он не принимал лекарства от врача, а просто пил воду Ганги, и вылечивался в течение очень короткого времени. Слава воды Ганги известна индийцам. Река Ганга протекает по Калькутте. Иногда в воде есть много испражнений и других грязных вещей, которые вымываются с соседних мельниц и фабрик, но тысячи людей все же принимают омовение в воде Ганги, и они очень здоровы и духовно продвинуты. Это эффект воды Ганги. Ганга прославлена, потому что она исходит от пальцев лотосных стоп Господа».
Прочитав эти наставления, я решил последовать совету своего духовного учителя и Шримад Бхагаватам. Я вспомнил ключевой стих:
«Только тому, кто обладает непоколебимой преданностью Господу и духовному учителю, трансцендентное знание открывается автоматически». [Шветашватара Упанишад 6.23]
«Я иду», - сказал я вслух, с полной убежденностью. «Всё, что нужно, принять омовение в тривени сангам в благоприятное время».
Организация поездки в сангам была сделана Пундариком Госвами.
«Махараджа, - сказал он мне, - ты поедешь со мной и духовными лидерами в фургоне, а твои помощники, Нароттам дас, Викрам и Картамаши дас, могут поехать в другом». Нам понадобится около четырех часов, чтобы достичь сангама ».
«Это долго», - сказал я. «Как далеко это?»
«Это в 12 километрах отсюда», - сказал Госвами.
«Значит, мы будем путешествовать со скоростью три километра в час?» - спросил я.
«Ну, вспомните, что 64 миллиона человек борются за это маленькое место в сангаме», - сказал он. «Полиция сообщает, что прошлой ночью 32 миллиона человек купались. Но мы сделаем это. У нас есть полицейский эскорт.
Я сел на пол фургона, уступив места шести пожилым садху, которые присоединились к нам в путешествии. Желая сосредоточиться на цели нашего путешествия, я прочитал вслух следующий стих из Чайтаньи Чаритамриты:
«Величие матери Ганги всегда удивительно. Ей больше всего повезло, потому что она исходит от лотосных стоп Шри Вишну, Личности Бога. Она - вторая богиня процветания, и поэтому ей всегда поклоняются как полубоги, так и люди. Наделенная всеми чудесными качествами, она процветает на голове Господа Шивы». [Чайтанья Чаритамрита, Ади-Лила 16.41]
Когда садху услышали, как я повторяю санскрит, прославляя Мать Гангу, они все широко улыбнулись.
«Да благословит тебя сегодня Мать Ганга!» - сказал один, положив руку мне на руку.
Наш фургон полз сквозь плотные толпы. Видя садху внутри, люди с уважением складывали руки, а некоторые прикасались к фургону, а затем касались головы. Когда они увидели, что я присел на пол фургона, многие улыбнулись и крикнули: «Харе Кришна!»
«Вы, западные вайшнавы, поддерживаете нашу духовную культуру», - сказал мне один из садху.
Мы наконец достигли места слияния несколько часов спустя. Ганга кипела, когда одни люди пытались двинуться к воде, в то время как другие пытались вернуться после купания.
«Хорошо! Мы здесь! - сказал Пундарик Госвами. «Все выходим!»
Я колебался. «Где?» - подумал я. Там не было ни дюйма свободной земли.
Я быстро переоделся в маленькую красную гамчу (тонкое хлопчатобумажное полотенце на талии) и повесил маленькое полотенце на шею. Сняв сандалии, я схватил свой мобильный телефон и положил в маленький пластиковый пакет. «На всякий случай!» - подумал я. Наконец, я сунул сумку с паспортом и деньгами в безопасное место под сиденьем. На мгновение я подумал о том, чтобы взять свитер, потому что на улице было так холодно.
«Нет», - решил я. «Я просто возьму минимум. Река всего в нескольких метрах, и мы вернемся в мгновение ока!
Без предупреждения раздвижная дверь, на которую я опирался, открылась, и я упал с фургона на землю.
«Меня затопчут!» - подумал я. Толпа нахлынула на меня и вокруг меня. Я подтолкнул себя вверх, чтобы не задохнуться; все, что я мог видеть, это волны людей на километры в каждом направлении. Когда мне наконец удалось встать на ноги, я увидел, что нахожусь на 20 метров позади садху. Они бесстрашно продвигались к воде, полицейские охраняли их со всех сторон. Толпа сжимала меня, и было трудно дышать.
«Ждите меня!» - закричал я, пытаясь восстановить расстояние между нами. Мои крики слились с громким шумом, создаваемым паломниками, когда они рвались вперёд, чтобы искупаться в нектаре бессмертия.
Мне удалось воссоединиться с садху всего в нескольких метрах от Тривени Сангам, где Ганга течет вдоль Ямуны, и мистическая река Сарасвати соединяет их из-под земли. К нам также присоединились Викрам и Картамаши, которые пытались фотографировать посреди всего этого. Его лицо было пепельным.
«Я думал, что меня раздавят до смерти!» - выпалил он.
Рев толпы в Сангаме был оглушительным, так как тысячи людей одновременно достигли своей цели омовения. Крики «Ганга Ма ки Джая! Вся слава Матери Ганге!» отражались повсюду.
Далеко в реке, отделенную от толпы, я увидел небольшую группу из четырех садху, неподвижно стоящих в воде, их руки сложены в молитве. Их длинные спутанные волосы были завязаны в пучки на голове. Хотя они были тонкими, они не были истощены; на самом деле они сияли, почти светились. Видя их серьезность и очевидную преданность, волосы на моих руках на мгновение встали дыбом.
«Это настроение, которое я ищу», - подумал я. Я вспомнил стих, который заключал в себе мои чаяния:
«О Господь Мадху, так как Ганга вечно течет к морю без помех, пусть мое влечение будет постоянно притягиваться к Тебе, не отвлекаясь ни на кого другого». [Шримад Бхагаватам 1.8.42, «Молитвы царицы Кунти»]
Как будто услышав стих, который я только что вспомнил, садху, с которыми я был, сели вместе, чтобы совершить пуджу, их внимание было направлено на священный сангам, не обращая внимания ни на кого другого.
«Здесь и сейчас?» - подумал я. Я с недоверием наблюдал, как они достали все виды принадлежностей, и в мирной задумчивости начали предлагать арати трем рекам. Сотни людей, стоящих прямо за нами, изо всех сил пытались увидеть, как садху проводят свою пуджу, в то время как толпа позади них всё сильнее давила. Люди падали на землю из-за веса толпы позади них.
Я слышал, как Викрам звал: «Махарадж! Махарадж! »Справа от меня сильное давление толпы тянуло его прочь. Тогда он просто исчез в массе людей.
Внезапно толпа рванулась вперед с такой силой, что все мы были брошены в реку. Я сжал свой телефон в пластиковом пакете и упал в холодную воду. Я поднялся на поверхность, хватая ртом воздух. Повсюду был трансцендентный хаос, когда люди плескались недалеко друг от друга в великой радости. Прославление Матери Ганга достигло безумной высоты: «Ганга Ма ки джая! Ганга Ма ки Джая! Ганга Ма ки джая! »
Предавшись моменту и вспомнив четырех сияющих садху, я встал, сложив руки, и помолился Матери Ганге за любовную преданность Верховному Господу. Затем, следуя предписанному правилу омовения, я три раза окунулся в холодную воду. Когда я нырнул в последний раз, один блаженный садху прыгнул на меня, и мы оба упали обратно в воду. Подойдя, он снова притянул меня к себе, на этот раз углубившись в воду. Мы плескались друг на друга в большом веселье, и ещё больше садху присоединились к нашей маленькой рукопашной схватке.
«Махарадж», - услышал я голос. Я видел, как Викрам плыл ко мне. «Я наконец-то нашел тебя!» - сказал он. «Наша группа вернулась на берег реки и готова уйти.
Готовясь выбраться из воды, я увидел на берегу Картамаши, который фотографировал. Я поднял руки в блаженстве, и он сделал последнее фото перед тем, как меня толкнули сзади. Он и его камера только что избежали падения в реку.
Я оглянулся назад, чтобы мельком увидеть четырех садху. Их нигде не было видно.
«Как это возможно?» - подумал я. «Они никак не могли пройти через всех людей, купающихся в сангаме, обратно. Это очень странно ». Я вспомнил кое-что, что прочитал несколько дней назад:
"Прабхупада сказал, что хотя многие святые и садху, присутствовавшие на Кумбха Меле, были неподлинны, многие из них были совершенными йогами, некоторым из них было триста и четыреста лет. Эти йоги из отдаленных частей Индии выходили на Мелу, а затем возвращались в уединение. ‘Я лично видел, - сказал он, - как они купаются в Ганге и поднимаются вверх по семи священным рекам! Они спускаются в Гангу и поднимаются в реку Годавари. Затем они спускаются и поднимаются в реку Кришна, и спускаются, вот так. Поэтому преданные должны уважать каждого, кто посещает Мелу."[Шрила Прабхупада лиламрита, Том 4, Каждый город и деревня]
Мне потребовалось добрых полчаса, чтобы вернуться к фургону. Каким-то образом мы взяли несколько дополнительных садху для поездки обратно в лагерь, поэтому я предложил поехать на маленьком автомобиле с Нароттамом, Викрамом и Картамаши. Всегда заботясь о моем благополучии, Пундарик Госвами неохотно согласился. Я начал отталкивать толпу от фургона, когда понял, что забыл свою сумку с паспортом в ней.
«Я оставил свою сумку под сиденьем», - позвал я Госвами. "Я возьму это, когда мы вернемся."
«Конечно, Махарадж», - сказвал он. Он поднял сумку, чтобы я мог ее видеть. "Я понял."
Уверенный, что машина меньшего размера была рядом, я пробирался дюйм за дюймом к тому месту, где видел её, припаркованной на некотором расстоянии. Но, к моему удивлению, её не было. Я как можно быстрее вернулся к месту стоянки фургона, но обнаружил, что он тоже уехал.
Я стоял там, на мгновение изумленный. Я был один в толпе из 64 миллионов человек, одетый только в маленькую мокрую гамчу с влажным полотенцем на шее. У меня не было ни дхоти, ни курты, ни обуви, и, что самое страшное, не было куртки, чтобы защитить меня от холода. Я понятия не имел, где я был. Все, что я знал, это то, что лагерь, в котором я остановился, находился в Секторе 7, и что это было в 12 километрах. 12 километров сквозь массу человечества, пробирающегося вдоль 300 километров дорог, пересекающих участок Мелы. У меня не было карты, и на хинди не было указателей, указывающих направление, тем более на английском. Я посмотрел на часы. Было 4 часа дня, и закат был неизбежен.
Потом я вспомнил, что мой телефон был зажат в руке. Я снял с него с покрытие из полиэтиленового пакета и включил. К моему ужасу, я увидел, что связь недоступна, и в моем аккумуляторе осталось только 3%. Я поспешно выключил его.
«Как люди знают, куда они идут?» - удивился я. Затем, смеясь над собой, я подумал: «Я, наверное, единственный человек в этой толпе из 64 миллионов человек, который не знает, куда он идет!»
Точно зная, что направление движения не назад, я начал идти вперед сквозь густые толпы, устремляющиеся к реке. Через час я добрался до перекрестка, повернул налево и пошел по грунтовой дороге с множеством магазинов и ашрамов по обе стороны. Каждый ашрам был украшен красочными баннерами, рекламирующими местного гуру и его учения. Колонки кричали музыку. Теперь, когда темнело, яркие огни освещали временный город, построенный на песчаных берегах Ганги.
Люди с любопытством смотрели на меня, и я понял почему. Я был единственным белым человеком, которого они видели, и я был практически голым. Несколько раз ко мне подходили Нага-Бабы, которые, считая меня одним из них, тянули меня в свои палатки и предлагали мне чаю, и покурить гашиша! Каждый раз, когда я отказывался, они казались озадаченными.
Я знал, что мне нужно проложить маршрут, но, к моему ужасу, я не смог найти ни одного человека, который говорил бы по-английски. Вокруг меня говорили на разных языках, потому что были пилигримы со всех концов Индии, но ни один из этих паломников не говорил по-английски. На каждом углу были полицейские, но они тоже не могли понять, о чем я говорю. Пару раз они буквально отталкивали меня, видимо, считая меня сумасшедшим.
Настоящий удар случился со мной, когда я услышал, как молодой индийский мужчина сказал своему другу: «Разве это не Индрадьюмна Свами?» Но прежде чем я успел что-то сказать, его друг отстранил его, сказав: «Ты сумасшедший? Это не Индрадьюмна Свами!» Они скрылись в толпе, прежде чем я смог подтвердить свою личность и попросить их помощи.
Время от времени я включал свой телефон, чтобы посмотреть, был ли я в зоне действия. Каждый раз я не был, и каждый раз батарея разряжалась немного больше.
К 20:00 было довольно холодно. Время от времени, когда мне становилось слишком холодно, чтобы продолжать, я заходил в ашрам, где проходила программа, и сидел среди толпы, чтобы согреться. Однажды, когда я сидел в кресле и смотрел бхаджан на сцене, ко мне подошел один из лидеров ашрама.
«Вам что-нибудь нужно?» - спросил он.
«Да!» Я ответил с энтузиазмом, удивленный и облегченный, что я нашел кого-то, кто говорил по-английски. «Я заблудился в Меле и пытаюсь найти дорогу обратно в свой лагерь. Это в Секторе 7. Можете ли вы помочь мне попасть туда? Я брожу уже четыре часа. Это далеко?
«Да, это так, - сказал он. «Это около 12 километров в дальнем конце участка Мела. В данный момент вы в 50 метрах от места купания в сангаме ».
У меня отвисла челюсть. Я прошел большой круг, возвращаясь в то место, с которого начал. Лидер ашрама мог видеть мое разочарование.
«Почему бы тебе не отдохнуть здесь некоторое время?» - спросил он. «Я принесу тебе одеяло».
«Спасибо», - сказал я. После того, как меня завернули в одеяло, я поддавшись истощению, начал засыпать на стуле. Я проснулся, когда все мое тело начало чесаться. Одеяло было полно блох, и они безжалостно кусали меня. Я бросил одеяло в сторону и быстро покинул ашрам, решив добраться до пункта назначения.
Я пошёл в другом направлении. Спустя два часа, около 10 часов вечера, я понял, что не смогу идти дальше, если не поем. Я научился не есть пищу, в которой я не был уверен на 100% в Индии, но это была чрезвычайная ситуация. Я присоединился к очереди паломников, ожидающих прасада на одной из кухонь. Мне потребовалось 45 минут, чтобы выстоять очередь. Мне дали листовую тарелку и 2 листовых чашки, и мне подали кичри, сабджи, два теплых чапати и чашку чая. Некоторые улыбающиеся паломники махали мне, чтобы я присоединился к ним, когда они ели, сидя в кругу на земле. Несколько раз я слышал слово «Ангреджи», что означает «англичанин». Они были добры и отзывчивы ко мне, вероятно, из-за моего мизерного наряда.
Голодный, холодный и усталый, я съел прасад. «Это один из самых вкусных прасадов в моей жизни!» - подумал я, смеясь над собой. Когда я закончил, я поблагодарил паломников и продолжил свой путь с новой силой.
Я начал задаваться вопросом, о чем думали Пундарик Госвами, Нароттам, Викрам и Картамаши.
«Конечно, они довольно быстро поняли, что я остался позади», - подумал я. «Они должны быть расстроены и взволнованы, потому что не могут связаться со мной или найти меня. Но на самом деле я в порядке », - понял я. «Там нет реальной опасности, и это только вопрос времени, пока я не вернусь в лагерь, будь то сегодня или завтра. И я встречаю так много хороших людей! Кришна подшутил над мной, чтобы я мог видеть, как люди воспринимают Кумбха Мелу. Он также учит меня тому, как полностью зависеть от Него. Замечательно!"
В этот момент я почувствовал, как камень пронесся мимо моего уха. Потом еще и еще. Оглядываясь назад, я увидел группу детей, которые смеялись надо мной.
«Пагал, баба! Пагал баба! Пагал, баба! - кричали они. Я знал, что означает эта фраза: «Безумный садху!»
Я быстро ушел, но они последовали за мной и продолжали бросать камни.
«Я не могу их винить», - подумал я. «Я должен выглядеть довольно сумасшедшим - босоногий белый парень с растрепанной шикхой, бродящий вокруг полуголым». Затем один из камней ударил меня в локоть, заставив меня закричать от боли. Полицейский увидел, что происходит, и крикнул группе детей, чтобы они оставили меня в покое. Затем он подошел и поговорил со мной на хинди.
«Ноу хинди», - сказал я. «Английский». Я опустился на руки и колени и написал «Сектор 7» большими буквами на песке.
«Там», - сказал я, указывая. «Мне нужно идти туда».
Он выглядел озадаченным и взял меня за руку в ашрам всего в нескольких метрах. Он усадил меня на коврик и исчез. Через десять минут он вернулся с человеком, который предложил мне чашку горячего чая. Я с радостью принял это, и тогда они оба пошли своим путем. Я свернулся калачиком на коврике и уснул. Когда я проснулся, я посмотрел на часы; я спал 10 минут. Я встал и продолжил свой путь, сначала проверив, чтобы детей не было рядом.
В 23:30 я снова проверил свой мобильный телефон. Я был в зоне действия! Но я был встревожен, увидев, что остался только 1% заряда батареи.
«У меня достаточно энергии для одного телефонного звонка», - подумал я. «Если человек не ответит, я не увижу никого из моих друзей сегодня вечером».
Я решил позвонить Нароттаму. Он сразу взял трубку.
"Привет! Здравствуйте! Гурудев, это вы? Привет? Голос Нароттама звучал одновременно взволнованно и радостно.
«Да, это я!» - сказал я.
"О Боже! Мы так волновались. Что случилось? Где вы? Я искал вас часами!
«Я не уверен, где я нахожусь», - сказал я. «Я ходил кругами, так как мы были разделены. Но я в порядке. Просто немного холодно и я устал. Ты можешь найти машину и приехать за мной?
«В этот час найти машину практически невозможно, но я постараюсь», - сказал он. «Главное, что нам нужно выяснить, где вы находитесь». Он на мгновение замолчал, размышляя. «Хорошо, вот идея. Сфотографируйте, где вы находитесь, и отправьте фото мне на WhatsApp. Я пойду в полицейский участок и буду просить их помочь найти ваше местоположение.
«Блестящая идея!» - сказал я. И даже не попрощавшись, я повесил трубку и быстро сфотографировал сцену передо мной. Я отправил фото на WhatsApp, и мой телефон сразу умер.
Нароттаму понадобилось всего 30 минут, чтобы найти меня. Оказалось, что его поиски привели его довольно близко к тому месту, где я находился, и ближайший полицейский участок быстро смог определить перекресток, где я ждал. Когда он наконец приехал, я запрыгнул в машину и сел как можно ближе к теплу, выходящему из вентиляционных отверстий на приборной панели. Когда машина тронулась с места, раздался громкий стук, и она остановилась.
«Что это было?» - спросил Нароттам.
«Водитель отключил передачу», - сказал я с кривой улыбкой.
"Что это значит?"
«По сути, это означает, что мы никуда не поедем на этой машине», - сказал я, вылезая.
«Что теперь?» - спросил Нароттам.
«Много ходьбы!» - сказал я. "Пошли!"
«Куда мы идем?» - спросил он.
«Сектор 7, конечно!» - ответил я.
С Нароттамом мы были в гораздо лучшем положении, чтобы вернуться в наш лагерь просто потому, что он говорит на хинди. Он спросил людей, как добраться до Сектора 7, и через короткое время у него была хорошая идея, как туда добраться.
«Сколько времени потребуется, чтобы туда дойти?» - спросил я.
«Через эту толпу, - ответил он, - возможно, еще 2 или 3 часа».
Я посмотрел на свои часы. Было 12 часов вечера. Впервые за этот день я стал немного подавленным.
И тут за углом появилось такси.
«Нароттам, останови это такси!» - завопил я. Он буквально вскочил перед такси, удивив водителя, который кричал на него на хинди.
«Что он сказал?» - спросил я.
«Он сказал, что сейчас не работает. Ни за что."
«Да», - сказал я. «Дайте ему 1000 рупий».
Я открыл заднюю дверь такси и запрыгнул внутрь. Таксист выглядел шокированным.
«Нет!» - закричал он на хинди.
«Бхай сабх, брат!» - сказал я. «Это решит твою проблему».
Он улыбнулся, когда увидел деньги. «Ноу проблем!» - сказал он по-английски.
В час ночи мы въехали в наш лагерь. Все крепко спали, но я увидел, что в комнате Пундатрика Госвами все еще горел свет. Я знал, что он будет беспокоиться обо мне. Его глаза широко раскрылись, когда он увидел меня, стоящего босиком в моей красной гамче, с мокрым холодным полотенцем, все еще лежащим у меня на шее.
«Махарадж, мне очень жаль!» - сказал он.
«Не о чем сожалеть», - сказал я с широкой улыбкой. «Сегодня вечером я познакомился с Кумбха-мелой из первых рук, так же как и Хиуэн Цян из Китая, вероятно, в 7 веке. Но хотя он гулял среди полумиллиона человек в течение 75 дней, я ходил среди 64 миллионов человек в течение 9 часов. Это было одним из самых замечательных событий в моей жизни! »
Мы оставили Мелу около полудня в тот день. Когда мы выехали из нашего лагеря, я был удивлен, увидев, что улицы в основном пустынны.
«Где все?» - спросил я Нароттама.
«Многие из тех, кого вы видели вчера, пришли просто искупаться в сангаме», - сказал он. «Большинство уходило пешком прошлой ночью, когда я искал тебя. В ближайшие несколько недель все больше людей снова придут на другие важные дни купания. Вам понравился ваш визит, Гурудев?
«Это было очень приятно», - ответил я. «Я чувствую, что благословение садху для меня сбылось, потому что я действительно чувствую, что Мать Ганга благословила меня. Я смог принять омовение в Тривени Сангам в обществе продвинутых душ в самый благоприятный момент за последние 200 лет. Я проводил время с людьми и, самое главное, я смог поделиться сознанием Кришны с рядом важных духовных лидеров страны. Мне очень повезло, что я посетил это священное место в столь благоприятный момент».
«В Индии есть несколько мест. Одним из них является Наимишаранья, а другое очень важное место называется Праяг, обычно известный как Аллахабад. Но оригинальное имя - Праяга. Это считается одним из самых священных мест в Индии. Каждый год здесь проходит фестиваль под названием Магха-Мела. Магха означает, что в январе, феврале, проходит фестиваль, на который все мудрецы, святые люди, приезжают со всей Индии. Они собираются и принимают омовение в месте слияния Ганги и Ямуны. Это очень хорошее место. Если вы посетите Индию, вы должны увидеть все эти прекрасные места».
[Лекция Шрилы Прабхупады, Шримад Бхагаватам, 1.2.6. Лондон, 26 августа 1971 года]
См. также другие материалы на нашем сайте:
- Водный мир. Прогулка по затопленному Гангой Маяпуру (2015)
- Мать Ганга [2005 г., научно-популярный документальный фильм, 2005]
- Глава 08. Часть 03. О Ганге, индийцах и о Их Светлостях Шри Шри Радхе-Лондонишваре. 13-14 января 1976 года
- Ангелы спустившиеся в Ад. из "Дневника странствующего монаха" Е.С.Индрадьюмны Свами
- Према Саровара - озеро любви!!! Потрясающе красивое видео! (Парикрама с Индрадьюмной Свами - 2015)