Featured

Гаджа Ханта дас - Харинамная партизанская война с Кали, или проповедь без тыла

Харе Кришна, дорогие преданные.

По мотивам недавнего общения с одним замечательным вайшнавом, решил осветить тему харинамного движения в России немного под другим углом зрения.

После введения ограничений, связанных с пандемией Ковид-19, харинамное движение в ИСККОН постепенно активизируется.

И сегодня, харинамное движение значительно нагляднее, чем ранее, высвечивает проблему бессистемности проповеди в Движении Харе Кришна, и напоминает нечто вроде «ПАРТИЗАНСКОЙ ВОЙНЫ».

Всё чаще мы получаем сводки в коротких видео (посредственного качества) о проведении харинам, в большинстве своём также посредственного качества….

И если брать аналогию с военными действиями, то подобные мероприятия проповеди святого имени сегодня больше напоминают вылазки в тыл врага, нежели спланированную и управляемое наступление по всему фронту, в нашем случае, проповедь…. Уж не говоря о её системности и массированности.

Наряду с видео, также поступают и сводки о противодействии харинамам на местах, а то и задержаниях преданных, и судах…. Где-то после следуют запреты или ограничения на проведение харинам, а где-то наши побеждают.

В общем, вроде всё как всегда….

И, к сожалению, «как всегда» локально, спонтанно, бессистемно и разномастно, а иногда даже без поддержки со стороны руководства общин, а то и вовсе супротив их воли, что так же встречается.

Нынешняя проповедь святого имения, если опять же проводить аналогию с военными действиями, имеет некую схожесть с затяжными военными конфликтами, возникшими на основе территориальных споров. Такие конфликты могут длиться десятилетия, в них, обычно стороны периодически постреливают, давая понять друг другу, что они есть, как например в Донбассе. Иногда эти территориальные конфликты обостряются, в связи с чем интенсивность боёв возрастает, как сегодня это происходит в Нагорном Карабахе. Но вряд ли какая либо из сторон всерьёз ставит перед собой цель мобилизовать ресурсы всей страны и добиться полной и окончательной победы.

Иными словами, нет такого, чтобы вся системы государства заработала бы на победу, как это было в Великой отечественной войне 41-45 годов. Тогда вся страна работала на одну цель, победить, дойти до Берлина!

Так и нынешние харинамы, изредка «постреливают» то тут, то там, но о какой-то мобилизации вайшнавского общества и концентрации усилий для повышения качества харинам и их влияния на общество и речи быть не может.

Для чего мною приводятся эти аналогии?

Вроде как бы харинамы они же за мир во всём мире, а тут про какие-то войнушки?

Ну это с какого угла зрения смотреть.

Харинама – это самое главное и самое мощное оружие против демонического влияния века Кали. Поэтому уличная харинама-санкиртана в правильном умонастроении это реальная атака на демонические настроения в обществе. Харинама по сути объявляет войну демоническому обществу.

Естественно, Кали, правитель этого времени, это прекрасно знает и конечно же уличная харинама, да и в целом, проповедь сознания Кришны в обществе, это его главные цели для противодействия. И надо отдать ему, Кали, должное, у него неплохо получается противостоять проповеди сознания Кришны и её авангарду – уличной харинама-санкиртане.

В силу великого множества причин, уличные харинамы сегодня довольно слабое звено в неравной борьбе с материалистическими настроениями. Как, впрочем, и распространение книг не блещет успехами… Очень слабая поддержка тыла, то есть общества преданных, харинамного движения в целом сегодня.

Не вдаваясь в анализ этих причин, но так уж выходит, что нынешнее поколение преданных не особо то и участвуют в проповеди. По интенсивности не сравнить с преданными времён Прабхупады или начала 90-х в той же России.

Цитата из лекции ЕС Бхактиведанта Садху Свами:

«Когда человек Благословлён, он теряет бдительность. Преданные, это любимые дети Господа, они благословлены Им, Отцом всех живых существ. И как любимые дети они все очень избалованы. И эта избалованность она проявляется в том, что преданные не любят совершать усилия, для того чтобы победить, для того, чтобы добиться серьёзных побед.

Этот дух сражения преданным не знаком.

Шрила Прабхупада был настоящим воином и он говорил нам об этом.

Но преданные просто умиляются Шрилой Прабхупадой. Какой был Шрила Прабхупада!

Им даже в голову не приходит чтобы следовать по его стопам.

У преданных есть колоссальные возможности. И в Гьяне и в карме и в йоге. Потому что бхакти включает в себя всё.

Но и в гьяне у преданных сплошная интеллектуальная лень, чего-то прочитали, чего-то там запомнили…. Но разобраться в предмете чтобы в жизни применить, мало кому в голову приходит. Просто интеллектуальная лень.

И в карме тоже. Немножко поработали, что-то Кришна дал…, без особых усилий, время есть Харе Кришна повторять и ладно… Серьёзных целей преданные не ставят.

И в йоге тоже самое….

Допустим мы совершаем харинама-санкиртана ягью.

Харинама-санкиртана ягья - это высшая тантра.

Это мистическая деятельность которая может обеспечить достижение любого результата. Абсолютно.

Можно уничтожить вообще демоническое влияние в этом мире просто собираясь и совершая НАСТОЯЩУЮ САНКИРТАНУ.

Но преданные этого не делают.

Им достаточно санкиртаны просто как религиозного ритуала.

Посидели, попели вместе, на душе хорошо стало, разошлись по своим делам.

Но харинама-санкиртана – это реальное оружие которое способно разрушать всё неблагоприятное и восстанавливать всё благоприятное в этом Мире.

Но для этого Харинама-санкиртана должна быть именно йогой! Некой мистической практикой.

Но поскольку у преданных нет привязанности к результату, они не совершают усилий для достижения результата….»

Как я это понимаю.

Это означает, что большинство преданных вообще никогда не совершали по-настоящему нама-санкиртану как ягью. Даже участвуя в нама-санкиртане.

Ритуальные храмовые воспевания во время арати в храме, или ритуальные киртаны в начале нама-хатт и БВ, чаще всего, мало что общего имеют с харинама-санкиртаной ягьей, как ягьей.

Откуда тогда возникнет вкус к нама-санкиртане? Откуда ему взяться?

Откуда тогда возникнет вера в нама-санкиртану? Если нама-санкиртана совершается как ритуал?

И если нет ни того ни другого, то что может побудить преданных выйти воспевать харинаму на улицу?

Если нет ни вкуса, ни твёрдой веры в процесс!

А если, ко всему прочему, и старшие особо не ведут за собой, не призывают участвовать в нама-санкиртане?

Ведь если мы не видим энтузиазма у старших участвовать в нама-санкиртане, мы зачем пойдём?

Бхагавад-Гита 3.21 «Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют его примеру. И какие бы нормы ни устанавливал он своим поведением, их придерживается весь мир.»

Но вернёмся к теме.

До пандемии жизнь кришнаитов, как я это себе представляю, со высоты своей «кочки» зрения, выглядела, в целом, довольно беззаботной и весёлой. Внешне во всяком случае.

Праздники, фестивали, парикрамы в Дхаме, а в последние годы широко развился, можно сказать, духовный туризм в Дхаму…, когда парикрамы не очень то и вохновляют и преданные просто наслаждают чувства в Дхаме…. Воскресные программы, лекции проповедников, киртан-мелы, и пиры, пиры, пиры….

Харинамы, на мой взгляд, на фоне этого всеобщего благоденствия, особо не воспринимались многими, как нечто важное и значимое (как впрочем и сегодня). И уж Авангардом движения Харе Кришна харинамы точно не воспринимаются обществом преданных и пока предпосылок к этому не наблюдается.

До пандемии существовало множество служений и множество возможностей для того чтобы занять себя какой-либо деятельностью «в сознании Кришны»…. И многие преданные так были вовлечены в служения, что на нама-санкиртану времени и не оставалось. И вряд ли кто переживает по этому поводу.

Мне, кстати, регулярно вменяют, что я де противопоставляю харинаму всем остальным видам преданного служения в сознании Кришны.

Это очень неглубокий взгляд и ошибочное восприятие проповеди важности участия в нама-сакнирате.

Объяснить людям, что я на за конкретно уличную харинаму ратую, а ЗА НАМА-САНКИРТАНУ в целом, как ягью для века Кали, за необходисомть совершать усилия в направлении совместного воспевания.

Ибо без вовлечения в нама-санкиртану эффект от любых видов преданного служения незначителен, это не я придумал. Мои призывы направлены на внедрение нама-санкиртаны во все сферы преданного служения. И объяснить это в большинстве случаев практически не представляется возможным.

Несерьёзное, поверхностное отношение к нама-санкиртане, отсутствие твёрдой веры в Господа Чайтанью Махапрабху, и в сам процесс нама-санкиртаны, не позволяет преданным совершать сколько-нибудь значимые усилия для совершенствования в практике совместного воспевания.

Иногда мне доводится слышать, от кого-то про кого-то, правда так ни одного человека я не знаю, про кого это…. Что он, де, очень хочет многие годы участвовать в харинамах, но вот с Гаджа Хантой не хочет по каким-то своим соображениям….

Дороге преданные, я не очень верю в это. Что человек хочет участвовать, реально хочет, но вот какая-то личность ему помеха чтобы реализовать это своё непреодолимое желание.

Кто хочет ищет возможность, кто не хочет – ищет причину….

Это просто слова, за которыми ничего не стоит. Ибо есть бесчисленное множество вариантов участия в нама-санкиртане даже в Екатеринбурге не пересекаясь с кем-либо с кем пересекаться не хочется.

Как-то ЕМ Вальмики прабху на лекции в Екатеринбурге сказал:

Причём здесь вообще организатор харинамы? Он просто рупор. Просто рупор. Через которого Господь Чайтанья вас зовёт на харинаму. На харинаме много преданных, выходите и пойте с ними.

Но вернёмся к теме.

Это конечно лично моё мнение, но лично я наблюдаю тенденции, что на фоне этакого всеобщего благополучия «дух и настроение проповеди» в обществе преданных год от года угасает. А так же налицо тенденции, что преданные всё больше черпают удовлетворение от общения внутри общин, в разного рода малых группах общения, в общем, между собой, чем в проповеди.

Конечно не везде, но в целом, наблюдаются тенденции к элементам сектантской жизни. А призывы к «кипячению молока», «больше счастливых преданных», популярная ныне тема «построения отношений», всё это, увы, так же не способствует расширению проповеди сознания Кришны в обществе.

В связи с этим, хоть у многих уже оскомина на это, уместно вспомнить, что в Екатеринбурге даже от воскресных программ отказались 6 лет назад. Кто-то возразит, мол не нашлось организатора (за 6 лет!). Ну что тут можно ответить кроме как процитировать известные изречения:

«Кто хочет, тот ищет возможность, кто не хочет, ищет причину». «И если ты чего-то хотел но не сделал, значит не сильно этого хотел».

6 лет - это срок.

Это, конечно, особый случай, в городе миллионнике, с большой ятрой, и без воскресных программ… Но с приходом он-лайн в нашу жизнь этот «уникальный опыт» очень даже может начать распространятся и в других муниципальных образованиях. Уж больно привлекателен этот ZOOM. Сидишь перед телефоном, в одной руке кружка, в другой плюшка и ты вроде как и в санге.

Но сегодня мы не об этом. Это как иллюстрация.

Мы сегодня о том, что в некоторых общинах вайшнавов термин ПРОПОВЕДЬ и всё что за ним стоит, уже годы вообще не ставится на повестку дня.

С внутренними проблемами бы разобраться. Хозяйственными, административными, юридическими, межличностными, социальными и т.д. и т.п.

Но они, эти материальные проблемы, всегда были и всегда будут.

Лично моё мнение, что чем меньше будет вовлеченности преданных в проповедь, чем меньше будет участия преданных в нама-санкиртане, а тенденции как раз к затуханию этих направлений, тем всех этих материальных проблем будет больше и больше. Разве это не очевидно?

Потому что больше будет материалистичных преданных, больше будет доля прихожан, исповедующих принципы «воскресной» религии.

И проповедническое движение Харе Кришна будет всё больше религиоизироваться, со всеми вытекающими последствиями.

Проповедь, она ведь требует усилий. Реально нужно заставлять себя что-то делать. А уже может, и не хочется…. Как-то ведь обходимся эти годы без неё. И Закон Яровой нам в помощь.

Ну кто-то же поёт где-то, кто-то же распространяет книги, кто-то даже кого-то кормит…, ну чего ещё надо?

Так вот разговор как раз об этом.

Разговор о том, что сегодня проповедь в ИСККОН представляет собой своего рода «точечные вылазки» отдельных энтузиастов, сродни партизанщине в тылу врага. Враг, естественно это Кали.

Сегодня можно наблюдать подавляющую бессистемность проповеди в ИСККОН.

Шрила Прабхупада создал ИСККОН как проповедническое движение, движение по распространению Сознания Кришны по всему Миру.

Но для этого нужна стратегия и тактика. Нужно постоянно думать, как выполнить желание и волю Прабхупады, прилагать усилия чтобы следовать по его стопам. Нужно думать и делать. Нужно планировать и организовывать, нужно искать ресурсы.

Для религиозной организации не нужно ни стратегии, ни тактики, ни планирования. И рождаются парадигмы: «На наш век хватит». «Есть ответственный, есть служение, а нет ответственного, ну на нет и суда нет, нет и служения…»

Проповедь сегодня осуществляется в большинстве субъектов Движения Харе Кришна в основном энтузиастами. В большинтсве случаем, она должным образом не поддерживается общинами, не является программной и системной, в так же не является предметом беспокойства для некоторых лидеров общин.

И харинамщики выходят сегодня на улицы городов не как часть системы проповеди, в которой харинама – это авангард.

Харинамщики сегодня зачастую выходят просто попеть, пусть даже для Бога, повеселиться, себя показать да на людей посмотреть. В общем, получается так, что больше для самих себя, чем как на проповедь, для людей.

Явно недостаёт осознанности и настроения проповеди у нынешних харинам, при том что много хореографии и веселья.

Опыта у участников совершения нама-санкиртаны как ягьи, либо очень мало, либо и вовсе нет, поскольку участники харинам в духовном плане, в подавляющем своём большинстве, ещё незрелы. Немного зрелых и старших преданных принимают участие в нынешних харинамах

Да и внешне сегодняшние харинамы зачастую напоминают партизан и ополченцев, нежели воинов регулярной армии Господа Чайтаньи. Особенно это заметно в межсезонье и зимой. Внешний вид мужской части харинамы оставляет желать лучшего. Не только об одежде речь, но и эмоциональный фон.

И направленность проповеди на харинаме весьма условная.

Куда отправлять людей, привлёкшихся харинамой?

Кто их ждёт?

Может где-то и ждут и есть куда, но в Екатеринбурге не ждут и не куда. На простой вопрос прохожего, а как с вами связаться, куда к вам прийти можно…, нам нечего ответить людям. Вот и получается, что мы как бы поём для Бога, как бы для людей, но по-факту, поём для себя.

Нам нечего предложить людям сегодня кроме как послушать как мы поём и посмотреть, как танцуют матаджи.

Ибо поддержки общины у харинам либо мало, либо нет вовсе.

Ибо продолжения для людей, привлёкшихся харинамой в общинах немного.

И сама харинама зачастую не является остриём проповеди общины, можно даже сказать, высшей формой реализации духовной зрелости общины.

Ведь уличная харинама-санкиртана должна быть авангардом проповеди.

Это лицо всего движения Харе Кришна. По харинаме в принципе судият о всём движении Харе Кришна. Одно дело когда люди видят махахаринаму или ратха-ятру, и те отношения которые на них царят, в особенности когда в них участвуют старшие преданные и известные лидеры ИСККОН. Другое дело, когда люди видят небольшие группки людей, одетых как попало, поющих как попало…, секта и есть секта….

В конце концов Шри харинама-санкиртана - это высшая ягья, высшая религиозная практика для века Кали.

И преданные, правильно практикующие преданное служение в сознании Кришны и правильно исповедующие учение Господа Чайтаньи (речь не о прихожанах, коих всегда большинство) ну просто не могут не вовлекаться, не могут не участвовать в нама-санкиртане, если физическое здоровье и возраст позволяют... Этого просто не должно быть….

И естественным итогом вовлечения в нама-санкиртану является выход на улицу, на харинаму.

Такой путь нам дал Господь Чайтанья, Он же сам Кришна, и нет иного пути.

А желание Господа в общем нужно уважать.

Для меня всегда есть над чем думать о харинаме, дорогие преданные

А для вас?

Гаджа Ханта дас, 02.010.2020

Меню