Шьямадас читал переписку в чате своей ятры и холодел. В голове билась только одна мысль — «что я такого сделал, что со мной все это происходит?»
Сначала проблемы с деньгами. Шьямадас работал на двух работах и финансовый поток, хоть и тонким ручейком, но все же притекал к нему, а потом постепенно иссяк. Затем он потерял и саму работу, не только деньги. А теперь еще и преданные в ятре, в том числе и старшие вайшнавы, открытым текстом говорят что не совсем рады его обществу.
Он сидел за старым деревянным столом перед дряхлым ноутбуком и подперев голову руками тщательно старался вникнуть в секрет мироздания вообще — и в тайну своей судьбы в частности.
Что я сделал не так? За что мне это все?
Люди на улице стояли прямо под его окнами и курили, добавляя в атмосферу сложившейся ситуации еще и тяжелый запах табака. Наступила весна, но настроение было совсем не весеннее. Капли бодро с приятным шумом стекали с сосулек, но у Шьямадаса было ощущение, что эти капли долбят ему прямо по макушке.
На улице все оттаивает, а у него вся жизнь будто заморозилась, причем по всем фронтам.
Ко мне в Школу процветания он пришел, когда сначала попробовал разгрести эти ситуацию самостоятельно.
Ведь у нас как ум устроен? Если прибор не работает, значит и чинить нужно прибор. Если снаружи в жизни что-то поломалось, значит и чинить нужно тоже снаружи, всеми силами стараясь исправить ситуацию. А то что прибор не работает потому что в него электричество не поступает, нам в голову сразу не приходит.
Придя в Школу, он сразу оккупировал личные сообщения:
— И все-таки, что происходит с моей жизнью? Бог с ней с работой, почему преданные в ятре от меня отстраняются? Да, возможно я совершил какие-то ошибки в общении, но не настолько серьезные, что за эти ошибки вайшнавы так прохладно ко мне относятся.
Я внимательно выслушал все что он рассказал, и ответил:
— Я сам был в такой ситуации, и видел как эта же ситуация разворачивается у других. То что вайшнавы в ятре не хотят сейчас с тобой общаться — не их вина. Да и не твоя тоже. Все это является лилой Кришны, у которой вполне конкретная цель, и ты должен сосредоточиться именно на этой цели. А именно — перестать решать проблемы снаружи и обратить внимание внутрь себя.
Шьямадас переспросил:
— Работать со своими мотивами?
— Не совсем это. Точнее совсем не это. Да, несомненно тебе нужно отпускать свои привязанности и антипатии, делая домашние задания Школы процветания. Но смысл происходящей лилы состоит совсем в другом. Для тебя сейчас люди загораживают Кришну, поэтому люди тебя игнорируют по милости Кришны.
— Это как это? Ведь я же пришел в общество преданных и преданные являются одним из проявлений Кришны?
— Да, верно, общество преданных является духовным, вот только ты его не видишь духовным и не ощущаешь духовным. Ты общаешься с преданными на материальной платформе, то есть идешь в общество преданных, чтобы удовлетворить вполне себе материальные мотивы — иметь хорошие отношения с хорошими друзьями, может быть найти там жену, может быть иметь доверительные отношения со старшими вайшнавами, чтобы повысить свой статус и самооценку, может быть получать похвалу, признание и уважение, слушать как тебя любят, ценят и благодарят. Когда ты приходишь в общество преданных, тебя сейчас больше интересует первое слово «общество», чем второе слово «преданность».
Шьямадас серьезно задумался:
— И что же дальше?
— А дальше будет вот что, запомни это пожалуйста хорошенько. Сейчас для тебя люди загораживают Бога, даже если эти люди служат Богу. Так дело не пойдет. Поэтому Бог отстраняет тебя от людей, фактически изолирует. Это даст тебе отличную возможность сосредоточиться именно на Кришне. А когда твой ум станет более или менее устойчивым в том, чтобы все время медитировать на Кришну, тебя вернут в общество преданных, чтобы усложнить задачу.
— Еще больше усложнить?
— Да, именно так. Когда ты привыкнешь думать о Кришне и полагаться на милость Кришны, тебя вернут в общество преданных. И у тебя снова появятся старые соблазны — забыть о Кришне и сосредоточиться на людях, стараясь получить все, что можно получить от общества людей — любовь, признание, похвалу, и так далее. И сложность будет в том, что вернувшись в общество преданных, тебе нужно будет усилием воли продолжать сосредотачиваться на Кришне, а преданным служить именно потому что они преданные Кришны, для удовлетворения Кришны, а не для того, чтобы двигаться по карьерной лестнице в ятре и слушать как на праздниках объявляют твое имя и прославляют его.
Иногда жизнь замораживает наше движение вперед.
Бывают моменты, когда наша внешняя деятельность заблокирована какой-то ошибкой — и стоит нам исправить эту ошибку, как снаружи все разблокируется.
Но есть ситуации, которые замораживают любую внешнюю активность не для того, чтобы мы отпустили анартху или что-то исправили здесь и сейчас, а для того, чтобы дать нам возможность немного на время отдохнуть от внешней деятельности и найти внутри себя Господа, обратившись к внутренней жизни.
Шьямадас был настолько сосредоточен на обществе и на том что он может получить от общества, что фактически до Бога ему дела не было, хотя он ведь изначально пришел в общество преданных, чтобы обрести именно Господа, просто по дороге случайно забыл зачем пришел.
Вот Господь ему милостиво и напомнил, изолировав на время от общества. И от того, насколько он научился концентрироваться на Кришне, находясь в изоляции от людей, будет зависеть сможет ли он помнить о Кришне, когда Кришна позволит ему снова быть в обществе преданных.
Но даже если он снова все забудет, тем не менее тот вкус, который он получит, сосредоточившись на Господе, будет греть его в воспоминаниях и побуждать снова и снова искать милости Господа.
Тогда изменится и его отношение к обществу преданных — не как к источнику разнообразных нематериальных благ, а как к объекту своего служения ради того, чтобы заслужить крупицу милости Шри Кришны и Шримати Радхарани.
Когда жизнь замораживает для нас любую внешнюю активность, нам кажется, что все пропало и все потеряно. Но со временем выясняется, что то место, куда мы всеми силами пытались попасть и бились головой в закрытую дверь — это не совсем то место, куда направляет нас Господь. И только со временем, став мудрее, мы благодарим Кришну за то что в тот момент, в прошлом, та дверь была наглухо закрыта.
Путь преданного служение очень узок. Настолько узок, что его сравнивают с лезвием бритвы. Шаг вправо или шаг влево — и вот ты уже практикуешь карму, гьяну или йогу, но не бхакти.
Вот почему по этому пути не получится бежать бегом вприпрыжку. Нужно двигаться медленно и аккуратно. Уметь ждать и не ломиться головой в закрытые двери, она ведь у нас одна, голова эта.
Конечно, мы можем продолжать проверять на прочность свой череп и пытаться проломить им все препятствия. Но вместо этого лучше уточнить у Господа, куда нам идти — и стоит ли вообще сейчас куда-то идти. Ведь иногда нужно вовремя остановиться в своих внешних достижениях и как следует сосредоточиться на Кришне.
Мы иногда служим Кришне так, будто Кришны не существует, и забываем о Кришне даже в тот момент, когда говорим о Кришне. Наш ум слишком сосредоточен на внешнем.
Вот почему шастры нас называют бахирмукхами — наше лицо обращено наружу, поэтому мы никак не можем осознать простой факт, что Господь как Сверхдуша прямо сейчас находится в нашем сердце.
Бхагавад Гита 18.61-18.62:
«Верховный Господь, о Арджуна, пребывает в сердце каждого и направляет скитания всех живых существ, которые словно находятся в машине, созданной материальной энергией.
Полностью предайся Ему, о потомок Бхараты. По Его милости ты обретешь трансцендентный покой и достигнешь высочайшей вечной обители».
Когда возможность любой внешней деятельности по милости Кришны замирает, нам нужно научиться сосредотачиваться на Господе всеми доступными нам способами — и ждать пока связь укрепится.
Однажды в каком-то фильме двое полицейских вели беседу, и один другому сказал:
— Ты очень мудрый человек. Я наблюдаю за тобой и вижу как ты работаешь над делом. Ты всегда знаешь когда нужно атаковать, а когда отступать — и отступаешь всегда вовремя.
Второй полицейский спокойно ответил:
— Я никогда не отступаю. Я просто жду.
Господь Чайтанья сказал нам, что мы должны быть не только смиренными, но и терпеливыми. Вот с терпением у нас часто сложности.
Мы хотим избавиться от всех анартх и привязанностей — сейчас. Повторять чистое Святое Имя — сейчас. Получить все возможные инициации — сейчас. И так далее. Это конечно здорово.
Но тогда будьте готовы что внешняя ситуация будет периодически сильно замораживаться, чтобы мы отвернулись от материального мира и своих достижений в нем, и заметили что в сердце носим Господа.
Это незабываемый опыт, который поможет помнить о Господе позже, когда лед снаружи растает и снова появятся возможности для внешних достижений.
Ваш слуга, Гоур Гопал дас.