«<Харе Кришна, Радха Говинда прабху! Во время воскресной лекции Вы упомянули Господа Будду. И я услышала в вашем голосе глубокое почтение и уважение к нему. В свете этого я не понимаю один момент.
Почему Шрила Прабхупада с таким негодованием отзывался об имперсоналистах? Насколько я понимаю имперсоналисты – это последователи Господа Будды. А Господь Будда – это воплощение Господа Кришны. Значит последователи Будды – это последователи Кришны. Как можно с уважением относиться к Будде , но отрицательно к его последователям?»>
-----------------------------------------------------------------------------------
В каком-то смысле последователи Господа Будды действительно являются имперсоналистами, так как они не верят в персональную - личностную концепцию Бога.
Но, технически, на языке Вед, последователи Господа Будды исповедуют философию Шуньявады. Слово "Шуньявада" образовано от корня Шунья, что значит "пустота", "нуль". Шуньявада - учение, об отсутствии духовной реальности и собственной сущности:
"Это не может быть названо
Hи "пустотой", ни "не-пустотой",
Ни “оба-вместе”. ни “ни-одно-из-них”,
Лишь для того, чтобы это как-то обозначить,
Его называют “Пустотой”...
Другими словами Буддисткая Шуньявада исповедуют своего рода нигилизм- доктрину несуществования чего бы то ни было, в том числе Бога и души.
В индуизме (не самый лучший термин для определения последователей Вед) существуют две школы: 1) Ортодоксальная школа Астика (теисты), и 2) неортодоксальная школа Настика (атеисты).
Приверженцы школы Настика не верят в Бога, и не верят в существовании души после смерти. Будучи последователями школы Настики, Буддисты-шуньявади, не признают авторитета Вед.
Вот как Шрила Прабхупада объясняет необходимость этого зла, на тот момент, когда Шри Кришна решил появиться на земле в форме Будда Аватары:
«Господь Будда, могущественное воплощение Личности Бога, явился в провинции Гайа (Бихар) как сын Анджаны и проповедовал учение о непричинении вреда живому, осуждая даже разрешенные Ведами жертвоприношения животных. Во времена Господа Будды люди в большинстве своем были атеистами. Mясо животных они предпочитали всему остальному. Под предлогом проведения ведических жертвоприношений повсюду были устроены настоящие скотобойни. Господь Будда из сострадания к несчастным животным, которых забивали без всяких ограничений, проповедовал ненасилие. Проповедуя, он утверждал, что не верит догмам Вед, и подчеркивал, что убийство животных оказывает крайне неблагоприятное воздействие на психику людей. Mалоразумные люди века Кали, не имевшие веры в Бога, стали соблюдать установленные им принципы и какое-то время действительно придерживались моральных норм и принципа ненасилия, который является первой ступенью на пути к осознанию Бога. Он обманул атеистов, следовавших его принципам, потому что они не верили в Бога, но зато безоговорочно верили в Господа Будду, который сам был воплощением Бога. Tак он заставил неверующих уверовать в Бога в образе Господа Будды. В этом заключается милость Господа Будды: он заставил неверующих поверить в него". (Шримад Бхагаватам 1.3.24)
Таким образом, Шрила Прабхупада искренне оказывал почтение Господу Будде, но в тоже самое время он отмечал, что философия Буддизма была необходимой лишь в качестве срочной, но временной панацеи, для того чтобы в том сегменте времени, исправить сложившуюся в обществе ситуацию. Поэтому если человек действительно хочет познать Абсолютную Истину -Бога, он должен принять авторитет ведических писаний.
твам шила-рупа-чаритаих парама-пракрштаих
саттвена саттвикатайа прабалаиш ча шастраих
пракхйата-даива-парамартха-видам матаиш ча
наивасура-пракртайах прабхаванти боддхум
«О Господь, преданные, такие, как Вьясадева и Нарада, знают, что Ты - Верховная Личность Бога. Узнать о Твоих качествах, образе и деяниях и таким образом понять, что Ты - Верховная Личность Бога, можно, изучая ведические писания. Но непреданные демоны, что подвластны гунам страсти и невежества, не способны постичь Тебя. Они недостойны этого. Сколь бы искусны ни были они в обсуждении «Веданты», Упанишад и других ведических писаний, им никогда не познать Верховную Личность Бога» (Стотра-ратна, 12).
Помимо утверждения о том, что познать личность Бога можно с помощью Вед, вышеприведенный стих косвенно указывает на одну проблему: В угоду демоничных людей, подверженных влиянию гун страсти и невежества и не готовых сразу принять идею служения Богу, некоторые Ведические писания описывают Бога и с имперсональной точки зрения.
Это делается для того чтобы привлечь их к Ведам и чтобы в конечном итоге тоже дать им шанс рано или поздно познать Его: бахунам джанманам анте...васудевах сарвам ити... Тот, кто, пройдя через множество рождений и смертей, и обрел совершенное знание, вручает себя Мне, ибо наконец он понял, что Я - Васудева - причина всех причин и все сущее. (Бхагавад-Гита 7.19)
Последователей Вед трактующих Абсолютную Истину с имперсональной точки зрения, называют имперсоналистами (учение, рассматривающее Бога в качестве безличностной идеи, или же энергии). Этому мировоззрению следуют как на западе, так и на востоке.
Одним из известных представителей западного имперсонализма считают А. Энштейна который отвечая на вопрос верите ли вы в Бога, сказал следующее: «Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия, но вовсе не в Бога, который хлопочет о судьбах и делах людей».
В среде имперсоналистов востока есть две школы. Школа Брахмавады и школа Майавады.
Брахмавада - это концепция, согласно которой всё есть дух -Брахман: "Брахмавади признают существование Личности Бога, но, не осознавая своих с Ним отношений, стремятся раствориться в Его бытии. Благодаря оттенку бхакти в их практике они могут достичь желаемого растворения в сиянии Господа (ШБ 3.32.26 ком.)
С другой стороны, Майавада - это концепция, согласно которой Бог, душа материальный мир, Аватары Кришны это все просто сон, иллюзия: "Майявади полностью отвергают существование формы у Абсолютной Истины, Она для них безлична. Разочаровавшись в материальной жизни и не имея положительного знания о духовной природе, они считают вообще все формы иллюзорными, или майей. Они считают майей, или иллюзией даже трансцендентный облик Кришны. Поэтому их еще называют майявади, то есть считающими, что все многообразие есть майа, или иллюзия. В ведической традиции одним из наиболее значительных мудрецов, придерживающихся этой философии, является Шанкарачарья. Из-за такого оскорбления Личности Бога майявади не могут получить даже безличного освобождения и просто отправляются в ад" (БГ 7.24 комм.)
Один из известных афоризмов Брихад Араньяка Упанишады гласит: Ахам Брахмасми - по своей природе я духовен. Однако в извращенном толковании Майавади этот афоризм дает им карт-бланш, для того чтобы подвинуть Кришну, и самим "стать" Богом.
Вот лишь несколько высказываний современных Майавади:
"Свами Шивананда: Если вы смиренны, вы божественны, вы Бог.
Ошо: Ни у кого нет патента на Бога, но мы все можем разделить это имя. Царство Бога внутри. Успокойтесь и осознайте я Бог.
Сатья Саи Баба: Всегда думайте так: "Я Бог. Я Бог, я Атма. Я это все".
Свами Вивекананда: "Если вы монист, вы понимаете: "Я Бог".
Шри Чинмой: Вам нужен Бог. У вас есть Бог. Вы -Бог.
Рави Шанкар: Я Бог и вы тоже Бог. Здесь нет никого помимо и вне Бога.
Махариши Махеш Йоги: Успокойтесь и поймите - вы Бог. Когда вы поймете что вы Бог, вы начнете жить божественной жизнью".
(Читая подобные высказывания, я чувствую солидарность и понимаю почему основатель нашей преемственности в лице Мадхавачарьи, говорил, что искренний Вайшнав отправляясь в уборную обязан представлять себе что внизу находится голова кого-то из Майавади ;))
Шрила Прабхупада достаточно спокойно относился к честным, отрешенным от мира философам Брахмавади, контролирующих свои чувства и смиренно идущих своим путем осознания Брахмана как самого начального аспекта познания Абсолюта.
Но желая оградить нашу веру от яда зависти к Богу, Шрила Прабхупада терпеть не мог лицемерных имперсоналистов Майавади извращающих учение Вед. Поэтому он писал о них в своих комментариях Бхактиведанты, и довольно часто высказывался о их "божественной жизни" не стесняясь крепких выражений.
Как например в случае когда Шриле Прабхупаде рассказали историю о знаменитом Майавади Вивекананде приехавшего в Чикаго в 1893 году для выступления от имени индуистов во Всемирном парламенте религий. После выступления Вивекананда первым делом вместе со своей американской подружкой отправился в ресторан.
Увидев Вивекананду - индуистского монаха-саннйаси в ресторане, выпивающим вино, и кушающим мясо в обнимку с женщиной, репортеры спросили его: "А как так получается что Вы как приверженец Индуизма гласящего ахимса-парамах-дармо (ненасилие высший религиозный принцип), сидите в ресторане в обществе женщины, распиваете спиртное и едите мясо?".
Особо не смущаясь, Вивекананда надменно ответил: "А в чем проблема? Женщина - это Брахман, вино - это Брахман, и мясо - тоже Брахман! И вообще, в конце концов, все это лишь иллюзия".
Когда Шрила Прабхупада услышал этот ответ, он сказал своим ученикам, что репортерам стоило бы принести Вивекананде тарелку испражнений и потребовать чтобы Вивеканада скушал их, на практике доказав свое осознание Брахмана.
"Я бывал свидетелем, как великий Майавади так объяснял стих из Шримад-Бхагаватам: "Поскольку ты - Бог, то когда тебе хорошо, то это и Богу угодно". Вот такая философия. "Не пытайтесь угодить Богу отдельно. Так что если вам нравится пить вино, то и Богу это нравится". Вот как они объясняют. Поэтому Чайтанья Махапрабху осудил такой подход Майавади. Чайтанья Махапрабху сказал: "Майавади-бхашье шуниле хайа сарва-наса". "Майавади кришне апарадхи". Майявади являются большими оскорбителями Кришны. Они очень, очень завидуют Кришне... Майавади говорят что у Кришны нет рук, не ног. Это все фантазии. Они даже не представляют себе, насколько это оскорбительно. Но чтобы предупредить таких, как мы, Чайтанья Махапрабху учил: "Не ходите к Майавади". Майавади хайа кришне апарадхи." Маявади величайшие оскорбители Кришны". (Лекция Шрилы Прабхупады. Вриндаван 7 сентября 1976)
Итак, подведем итог: осуждая имперсоналистов, Шрила Прабхупада главным образом осуждал лицемерных последователей школы Майавади завидующих Богу и трактующих чувственные наслаждения как часть процесса духовного осознания.
Мало просто посадить семя. Его еще нужно поливать и тщательно оберегать от паразитов и сорняков. Посадив в наших сердцах семя преданного служения Богу, Шрила Прабхупада поливал его своей мудростью, А своими резкими осуждениями Майавады он оберегал нашу веру от сорняков зависти к Богу.
В этом понимании, заключается суть второй части Пранама-мантры Шрилы Прабхупады, которую мы с благодарностью повторяем каждый день:
намас те сарасвати деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шуньявади пашчатья-деша-тарине
"О духовный учитель, слуга Сарасвати Гсовами, мы склоняемся перед тобой в глубоком почтении. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, в которых широко распространился имперсонализм и философия пустоты».
Ваш слуга
Радха Говинда даса.
{spoiler title=Шриман Радха-Говинда прабху на нашем сайте: (нажмите для открытия): opened=0}
- Почтение - основа вайшнавского мировозрения. Семинар (2010).
- ИСККОН, ИСККОНу – рознь! (Радха-Говинда даса)
- Кому в первую очередь предлагаются поклоны при входе в алтарную
- Разница между нама абхасой и нама апарадхой
- Для чего нужно вайшнавское образовние. Цели систематического изучения шастр
- Какие Ваши планы на будущее?
- Внешне имитировать - или следовать внутреннему настроению Аиндры Прабху?
- О политической войне между Россией и Украиной
- Садхана-бхакти - особое состояние сознания души - Ответы Е.М. Радха Говинды прабху для Киевской газеты "Дом Прабхупады"
- Радха-Говинда дас - О критериях того с кем из вайшнавов общаться, а с кем нет
- Что вы думаете о повторении джапы на кликере (счетчике)? Отвечает Радха-Говинда дас
- Радха-Говинда дас - Кто дорог Кришне, и как мы определяем свою продвинутость
- Радха Говинда дас - С умом надо договариваться
- Радха-Говинда дас - Наша привязанность к гуне страсти...
- Успокойтесь и поймите - вы Бог. Когда вы поймете что вы Бог, вы начнете жить божественной жизнью
- Вокруг нас должна быть гармония, или как перестать быть фанатиком
- Важность Санкиртаны. Почему проповедь так нужна нам самим
- Грань между "лабудой", плагиатом и проповедью
- Вопрос: Повторяю имена Хари, но живу по своему - как обычный материалист. Отвечает Радха-Говинда дас
- Зачем развивать привязанность к Вриндавана Дхаме? (Радха-Говинда дас)
- Туласи Мала уже сама по себе является полноценным украшением (Радха-Говинда дас)
- Нужно ли говорить правду старшим? (Отвечает Радха-Говинда даса)
{/spoiler}