(Это одна из статей, предназначенных для последующей публикации в книге о Вайшнавской культуре и этикете.)
Основываясь на “Шримад-Бхагаватам” (1.17.38, 11.5.11), Шрила Прабхупада установил, что в качестве обета при инициации, все ученики обещают следовать четырем регулирующим принципам:
Началом религиозной жизни является отказ от основных четырех видов греховной деятельности, а именно: недозволенных половых отношений, мясоедения, азартных игр и употребления одурманивающих средств. (ШБ 4.26.10)
Те кто присутствовали во времена Шрилы Прабхупады, помнят огромное почтение, которое оказывали старшим преданным. Я тоже помню об этом. Например, почтение, которое оказывали президенту храма. На самом деле, это касалось любого старшего преданного.
Сейчас этого больше не найти! Это просто исчезло! Просто улетело в окно. До свиданья! Конец! У нас было такое огромное почтение.
Вопрос: То есть в нашем движении есть какие-то неправильные лидеры…
Бхакти Видья Пурна Свами: Нет, мы просто обсуждаем эти темы в общем. И поскольку это группа лидеров, мы должны использовать какие-то практические примеры.
Продолжение вопроса: … когда я был ещё совсем новым преданным у меня был лидер. И Шрила Прабхупада написал ему письмо, в котором он сказал, что “я дам тебе намек, как быть хорошим лидером. Он сказал, что в духовном мире Кришна ценит служение Радхарани также как он ценит служение теленка.” И он сказал, что “это мой намек тебе, всегда цени служение своих духовных братьев и духовных систер”.
Перед тем как отправиться на утреннюю прогулку, Прабхупада заглянул в ашрам, особенно в те комнаты, где жили женщины с детьми. Когда Прабхупада спросил, выходят ли они на санкиртану, кто-то сказал, что рассчитывать на это не приходится, так как каждая мать хочет сама приглядывать за своим ребенком. Прабхупада же хотел, чтобы каждый проживающий в ашраме хотя бы раз в неделю выходил на санкиртану. Он сказал, что не видит смысла каждой матери оставаться и смотреть за своим ребенком. Вполне нормальным будет, если одна женщина будет присматривать за четырьмя или пятью детьми. Руководство храма должно позаботиться о выделении комнаты под ясли, чтобы таким образом высвободить матаджи для служения Божествам или санкиртаны.
Он еще раз повторил, что не считает присмотр за ребенком преданным служением, даже если ребенок воспитывается как вайшнав. Если женщина хочет жить в храме, ей следует взять на себя определенные обязанности. В противном случае присмотр за собственным ребенком можно квалифицировать как поддержание умонастроения: «Я и мое». В результате человек будет ставить свои личные интересы выше интересов храма и постепенно станет жертвой желания обогащения. Приведя пример недавно сменившегося руководителя этого храма, Шрила Прабхупада сказал, что постепенно у таких людей личные интересы начинают преобладать, все внимание человека переключается на семью, и в конце концов они покидают храм.
В заключительный день празднования Гаура Пурнимы, состоялась очередная премьера нашего замечательного театра "Лиламрита" - спектакль "Нимай и брахман".
Преданные очень долго трудились над этой постановкой, приложили немало усилий, чтобы зрители смогли полностью погрузиться в игры маленького Нимая. И вышло очень даже хорошо!
На фото: Шрила Прабхупада в последние месяцы, Тамал-Кришна Госвами, Сварупа-Дамодара Госвами. Вриндаван, 1977 г.
Беседа в комнате о грихастхах – 17 июля 1977 г., Вриндавана
Прабхупада: … жизнь грихастхи. Бхактивинода Тхакура жил независимо… Или я был также грихастхой. Цели у нас были разными. Но этот неофит; если грихастхи будут жить вдали от храмового сообщества, не будут посещать храмовые службы, постепенно на них можно будет поставить крест.
Тамала Кришна: Именно по этой причине я предложил Абхираме Прабху, чтобы он вёл свой бизнес в Бомбее. На самом деле, у грихастх нет желания жить независимо от храмов. Как, например, Мадхавананда, он сейчас приобрёл квартиру совсем рядом с храмом и таким образом может посещать мангала-арати и другие службы.
Совет Шукадевы Госвами, приведенный в изучаемом сегодня на лекции стихе «Шримад Бхагаватам», сводился к следующему: «Необходимо следовать по пути преданного служения, проложенному чистыми преданными Господа, сушилах садхаво, благонравными и в высшей степени достойными». Прабхупада дал описание чистого преданного, как «не имеющего никаких материальных желаний».
Он отметил, что каждый в этом мире имеет какие-либо желания, и от самой способности желать избавиться невозможно. «Покажите мне живое существо, свободное от желаний. Такого не бывает. Даже если вы убьете кого-либо, чтобы «избавить» его от желаний, эти желания продолжат свое существование в тонком теле. Иногда люди совершают самоубийство из-за преследующих их разочарований: «Мои желания остались неудовлетворенными, поэтому мне лучше расстаться с этой жизнью». Но это невежество. Желания продолжают существовать, пребывая в тонком теле: уме, разуме и эго. И для того чтобы осуществились эти желания, Кришна дает живому существу еще одно тело». Поэтому, сказал Прабхупада, мы должны просто развить в себе желание служить Кришне. В этом и состоит отсутствие желаний.
Шрила Прабхупада пишет, что ни минуты нельзя проводить, не слушая о Кришне, не говоря о Нем, не памятуя о Нем, не поклоняясь Ему. Но большинство членов Международного общества сознания Кришны в нынешнее время тратит большую часть своего времени на другие шраванам, мананам – в светской жизни. Иными словами, они работают в банке или в офисе, на заводе.
В основном наше Движение активно в городах, в основном оно состоит из городских людей, которые работают. И те, кто являются их работодателями, не нанимали их для того, чтобы они думали, говорили о Кришне. Они нанимают их, чтобы преданные занимали свои ум, тело и речь ради достижения целей компании. Цели компании очень легко определить. Это называется выгода. Вот и все. Это единственная цель. Хотя они говорят о корпоративном сознании, но это просто очередной блеф. Вы сажаете несколько деревьев и притворяетесь, что вы заботитесь о людях. На самом же деле их настоящая цель: выдавить последнюю пайсу из системы.
Наши храмы не предназначены для борцов; но также не предназначены для аристократов. В нашем Матхе должны жить лишь преданные Господа Хари. Если мы выгоним из Матха людей, любящих поесть и привязанных к интимным взаимоотношениям с женщинами, проблемы а также расходы Матхов существенно сократятся.
Нам нужно отослать домой гордых и независимых людей, не следующих правилам и предписаниям Матха, и тех кто не проявляют смирения и не следуют указаниям духовного учителя. Если в результате у нас будет меньше рабочих рук, нам все равно.
Пример деятельности, или кармы, которая может покрыть (авритам) нашу бхакти - это астрология. Когда преданный ходит на консультации к астрологам, это может привести к тому, что он станет больше верить в силу судьбы, чем в силу бхакти, и это будет мешать ему предаться Кришне. Прабхупада сталкивался не раз с подобной ситуацией, когда имел дело со своими учениками.
Самый известный пример, записанный документально, - это пример с Вишалом дасом. Он не раз бывал во Вриндаване, и он написал Прабхупаде письмо: "Прабхупада, я встречался с астрологами, и мне сказали, что у меня в 10-м доме Раху, и из-за этого я не могу прогрессировать в бхакти на пути к освобождению, у меня мало надежды в этой жизни, и сам я тут не виноват, это все из-за Раху". Прабхупада ответил так: "На самом деле, Кришна мизинцем своей ноги может вышвырнуть десять тысяч Раху из твоего дома". Т.е. Прабхупада не принял всерьез астрологический прогноз, составленный для Вишала даса. "Практикуй бхакти - и все будет хорошо".
Потрясающе красивый художественный ролик о Маяпуре!
Чтобы включить русские субтитры нужно нажать, на кнопку СС, в нижней части окна видео, и выбрать - русский.
Впечатляет до слёз.Это просто другая реальность, которая, к счастью, совсем рядом с нами. Маленький Пуру рассказывает о себе и о своей жизни в Гурукуле, он приходит с родителями в Храм Ведического Планетария и видит там... (смотрите сами:))
На фото: Слева направо: Мадхудвиша Свами; Хари-шаури дас; Шрута Кирти дас; Шрила Прабхупада; Парамахамса Свами; Рама дас (в темных очках); Гопиканта дас; Бхутанатха дас. Мельбурн, Австралия. Суббота 17 мая 1975
Гонолулу, Гавайские острова. 16 мая 1976 года
В ответ на сомнения Махараджи Парикшита о смысле покаяния Шукадева Госвами дал ему окончательный ответ в шестнадцатом стихе: «Мой дорогой царь, если грешник погружен в служение истинному слуге Господа и таким образом постигает науку предания себя лотосным стопам Кришны, он достигнет стадии очищения. Невозможно очиститься, налагая на себя епитимьи, аскезы, брахмачарью и другие методы покаяния, описанные мною выше».
Сегодняшняя лекция была по стиху «Шримад Бхагаватам», который Шрила Прабхупада цитировал очень часто. Это был пятнадцатый стих первой главы Шестой Песни. В нем говорится о том, что только благодаря кевала-бхакти, чистому беспримесному преданному служению Кришне, могут быть навсегда удалены сорняки греховных деяний. Нихарам ива бхаскарах — также как солнце рассеивает туман. Попытки противодействовать одному виду кармы другим видом кармы не приведут ни к каким результатам.Только вовлечение себя в бескорыстное служение Господу Кришне поможет нам очиститься и добиться совершенства. «Если вы просто слушаете и воспеваете, вы очиститесь», — сказал он.
На фото: Бхакти Викаша Свами даёт инициацию. Вьяса-пуджа 2016. Индия. 21-24 января 2016 года.
Возникает вопрос: если они падают, что случается с их учениками. Прежде нужно рассмотреть вопрос: что делать, чтобы они не падали. Раньше санньяси падали достаточно часто в нашем Движении. Сейчас – это гораздо более редкие случаи, потому что сейчас гораздо более строгий отбор кандидатов в санньясу. Это факт. Но в то же время практически мы не можем ожидать, что больше не будет падений гуру. Даже тех, кого строго отбирали. Потому что это война против майи. И вы знаете, что нет волшебной палочки, которая бы превращала обусловленную душу в чистого преданного.
Волшебство – это процесс чистого преданного служения. И также ожидается и это написано в шастрах, поэтому шастры об этом говорят: что делать, если гуру падает. Опять же говорится, что нужно принять преданного на высочайшем уровне. Но преданные уровня Шрилы Прабхупады не так уж часто появляются в этом мире. Вы думаете, что такие возвышенные преданные доступны повсюду, в любое время?
По случаю самого священного и благоприятного фестиваля Шри Гаура-джайанти я хотел было просто поделиться несколькими удивительными стихами и молитвами во славу Господа Гаурасундары, но из-за моей обусловленности у меня не получилось сделать это просто и коротко — сев на днях, чтобы написать эти пару слов, мне почему-то пришлось составить экскурс в основы санскритской поэтики. Поэтому, так как сегодня праздник и времени у каждого из нас не так много, а служения нужно сделать немало, то можно просто пролистать эту страницу вниз и в конце этой статьи прочитать сами стихи. Они действительно удивительные. А если у кого-то есть желание ближе познакомиться с величием санскритской литературы и ее авторов (и есть время на это), то уже после праздника можно прочитать и эту небольшую заметку.