Тексты

Шукадева Госвами продолжал рассказывать царю Парикшиту об играх Господа Кришны и Господа Баларамы. Рассказы об Их божественных играх доставляют великую духовную радость, поэтому Махараджа Парикшит сказал Шукадеве Госвами: "Мой господин, Верховный Господь, Кришна может даровать и освобождение, и любовь к Богу. Тот, кто стал преданным Господа, обретает освобождение, не прилагая для этого особых усилий. Господь безграничен, и Его лилы и деяния, которые Он вершит, когда творит, сохраняет и разрушает материальный мир, тоже безграничны. Поэтому я хочу услышать о других Его лилах, тех, о которых ты еще не успел мне рассказать. Дорогой учитель, обусловленные души в материальном мире тщетно ищут счастья в мирских удовольствиях, но желание удовольствий всегда обжигает их сердца. Я же на своем опыте убедился, что священные повествования о лилах Кришны могут освободить человека от стремления к мирским удовольствиям и к материальной деятельности. Думаю, что каждый разумный человек будет не переставая слушать о божественных играх Господа, снова и снова погружаясь в океан духовного блажества. Такой человек уже не будет искать удовольствий в материальном".

Махараджа Парикшит употребил два важных слова: вишанна и вишеша-джна. Вишанна означает "мрачный, угрюмый". Люди, живущие в материальном мире, пытаются разными путями и способами обрести счастье, но всегда остаются угрюмыми. Нам могут возразить, что и трансценденталисты бывают угрюмыми. Махараджа Парикшит, однако, употребил слово вишеша-джна. Есть два типа трансценденталистов - имперсоналисты и персоналисты. Вишеша-джна называют персоналистов, то есть тех, кто стремится к духовному многообразию. Преданные радуются, слушая рассказы о деяниях Верховной Личности Бога, тогда как имперсоналисты - те, кого больше привлекает безличностная ипостась Господа, проявляют лишь поверхностный интерес к деяниям Личности Бога. Поэтому, даже слушая повествования об играх Господа, имперсоналисты не осознают до конца, как благотворны эти повествования, и становятся такими же мрачными и угрюмыми, как материалисты, поглощенные кармической деятельностью.


Господь Баларама приготовился к схватке с Балвалой. Когда демон должен был появиться, начался сильный град, небо затянуло пылью и в воздухе распространилось зловоние. Сразу вслед за этим злобный демон Балвала излил на жертвенную арену потоки испражнений и скверны. И тут же явился сам, потрясая огромным трезубцем. Он был громаден и как уголь черен. Его огненно-красные волосы, борода и усы пламенели, свирепая пасть вызывала ужас. Увидев демона, Баларама приготовился напасть на него. Он решил разнести огромного демона на куски и призвал Свои плуг и палицу, которые тут же появились перед Ним. Демон Балвала летал в небесах, и Господь Баларама, улучив минуту, зацепил его лемехом Своего плуга и в ярости ударил палицей по голове. От удара череп демона раскололся и оттуда хлынула кровь. Демон, который столько вредил благочестивым брахманам, с истошным воплем рухнул на землю, подобно тому, как рушится могучая красная скала, в которую ударила молния.

Увидев, что Балвала убит, ученые мудрецы и брахманы, собравшиеся в Наимишараньи, очень обрадовались и почтительно возблагодарили Балараму молитвами. От всего сердца они благословили Господа и сказали, что Ему во всем будет сопутствовать удача. Затем мудрецы и брахманы совершили церемонию омовения для Господа Баларамы, подобную той, которую полубоги совершают для царя Индры, когда он одерживает победу над демонами. Брахманы и мудрецы почтили Господа Балараму дарами: поднесли Ему новые, красивые одежды, украшения и гирлянду Победы, сплетенную из цветов лотоса. Эта гирлянда прекрасна и вечна - она никогда не увядает.


После смерти Шишупалы, Шалвы и Паундраки глупый, демоноподобный царь Дантавакра решил убить Кришну, чтобы отомстить за гибель своего друга Шалвы. Он был так распален гневом, что явился на поле боя без колесницы, без доспехов и почти без оружия. Главным его оружием была клокочущая ярость. Он держал в руке только палицу, но был так могуч, что, когда шагал, сотрясал земную твердь. Увидев, что Дантавакра рвется в бой, Господь Кришна сошел со Своей колесницы, поскольку правила требовали, чтобы бой происходил на равных. Дантавакра пришел один и был вооружен только палицей, поэтому Господь Кришна, готовясь к сражению с ним, тоже взял в руки палицу. Как только Кришна появился перед ним, неустрашимый Дантавакра тут же остановился, как останавливается, ударившись о берег, неистовый океанский вал.

Царь Каруши Дантавакра стоял перед Кришной, упираясь ногами в землю и потрясая палицей. Он сказал: "О Кришна, какая радость! Какая удача встретиться с Тобой лицом к лицу. Ты мой двоюродный брат, и мне не пристало сражаться с Тобой, но, к несчастью, Ты совершил роковую ошибку, убив моего друга Шалву. Я знаю, что Ты не остановишься на этом и попытаешься также убить меня. Я разгадал Твои намерения и теперь мне придется размозжить Тебя своей палицей. Хоть Ты и мой родственник, Ты - первейший глупец. Ты наш злейший враг, и сегодня я должен убить Тебя, подобно тому как человек вскрывает нарыв на собственном теле. Я очень многим обязан своим друзьям и считаю себя в большом долгу перед моим дорогим другом Шалвой. Я выплачу ему этот долг, только когда расправлюсь с Тобой".


Поговорив со своим колесничим, сыном Даруки, Прадьюмна понял, что произошло. Он омыл рот и руки и, вооружившись луком и стрелами, велел колесничему отвезти его туда, где находился главный военачальник Шалвы. Хотя Прадьюмна отсутствовал совсем недолго, Дьюман, командовавший войском Шалвы, стал теснить воинов династии Яду. Появившись на поле боя, Прадьюмна тут же остановил его и, с улыбкой на лице, выпустил в его сторону восемь стрел. Четырьмя он убил четырех коней Дьюмана, одной стрелой поразил его колесничего. Еще одна стрела понадобилась ему, чтобы рассечь надвое лук Дьюмана, другая - чтобы разорвать на куски его флаг, и последней стрелой Прадьюмна снес Дьюману голову.

В это время Гада, Сатьяки, Самба и другие герои разили воинов Шалвы. Воины, находившиеся вместе с Шалвой на его корабле, тоже были убиты в бою и попадали в океан. Битва была яростной и жестокой и длилась беспрерывно двадцать семь дней.


Повествуя о деяниях Господа Кришны в облике человека, Шукадева Госвами также поведал о сражении между воинами династии Яду и демоном по имени Шалва, который владел чудесным воздушным кораблем Саубха. Царь Шалва был близким другом Шишупалы. Когда Шишупала отправился в Кундину, чтобы жениться на Рукмини, Шалва тоже был в его свите. В битве между воинами династии Яду и враждебными им царями Шалва потерпел поражение. Но несмотря на это, он в присутствии всех царей поклялся очистить мир от Ядавов. С тех пор в его сердце не утихала вражда к Господу Кришне, и он был так глуп, что даже дал обет убить Его.

Обычно, чтобы осуществить свои низкие замыслы, неразумные демоны ищут прибежище у Господа Шивы или других полубогов. И Шалва, чтобы набраться силы, укрылся у лотосоподобых стоп Господа Шивы. Предаваясь суровой аскезе, он съедал за день лишь горстку золы. Господь Шива, супруг Парвати, очень милостив, и ему легко угодить, совершая ради него аскетические подвиги. Шалва в течение целого года занимался подвижничеством, и Господь Шива, довольный им, обещал исполнить любое его желание.


Царь Юдхиштхира был известен как аджата-шатру, или тот, у кого нет врагов. Поэтому полубоги, цари, мудрецы, святые и все люди очень обрадовались, когда увидели, что Раджасуя-ягья, которую проводил царь Юдхиштхира, успешно завершена. То, что один Дурьодхана не радовался этому, очень удивило Махараджу Парикшита, и он спросил Шукадеву Госвами в чем тут причина.

Шукадева Госвами сказал: "Почтеннейший царь Парикшит, твой дед Махараджа Юдхиштхира был поистине великой душой. Он привлекал к себе всех своим добронравием и обращал каждого в своего друга. Поэтому его называли аджата-шатру, тот, у кого нет врагов. Во время Раджасуя-ягьи он поручил всем членам династии Куру разные обязанности. Бхимасена возглавлял кухню, Дурьодхана заведовал казной, Сахадева встречал и размещал гостей, Накула доставал все необходимое для ягьи, а Арджуна следил за тем, чтобы старшие гости ни в чем не испытывали неудобств. Самым удивительным было то, что Кришна, Верховная Личность Бога, взялся омывать стопы всем прибывающим гостям. Царице, богине процветания, Драупади поручили кормить гостей, а Карне, который славился своей благотворительностью - раздавать дары. Так все Кауравы: Сатьяки, Викарна, Хардикья, Видура, Сантардана, Бхуришрава, сын Бахлики, и другие помогали проводить жертвоприношение Раджасуя. Все они очень любили царя Юдхиштхиру, и им хотелось во всем угождать ему".


Услышав о том, как был убит Джарасандха, обрадованный царь Юдхиштхира сказал: "О Кришна, Твое тело вечно, исполнено блаженства и знания. Господь Брахма, Господь Шива, царь Индра и другие возвышенные правители материального мира всегда ждут Твоих повелений и горят желанием исполнить их. Когда им посчастливится получить Твой приказ, они принимают его с трепетом и благоговением. О Кришна, Ты безграничен. Хотя мы порой гордимся своими ничтожными постами и думаем о себе как о царственных особах, правителях мира, сердца наши тверды как камень. По сути, мы заслуживаем Твоей кары, но, о чудо - вместо того, чтобы нас покарать, Ты так милостиво и великодушно, с таким совершенством, выполняешь наши указания. Всех нас очень удивляет, что Ты, о Светлейший, играешь роль обычного человека, но мы понимаем, что Ты делаешь это подобно тому, как актер играет на театральной сцене. Ты всегда сохраняешь Свое истинное, высочайшее положение, подобно тому как солнце всегда сохраняет одинаковую степень теплоты, хотя мы ощущаем его тепло по-разному в часы заката и в часы восхода. Ты всегда пребываешь в трансцендентном равновесии, и происходящее в материальном мире не приносит Тебе ни радости, ни беспокойства. Ты - Верховный Брахман, Личность Бога, и для Тебя нет ничего относительного. О Мадхава, Ты - непобедим. Для Тебя не существует материальных разграничений: "я", "ты", "мое", "твое". Такие разграничения делает каждый, даже животное, но чистые преданные полностью свободны от подобного рода ложных представлений. Поскольку такое умонастроение отсутствует у Твоих преданных, его, конечно же, нет и у Тебя".


Цари, которых Господь Кришна освободил после смерти Джарасандхи, были правителями разных стран мира. Джарасандха обладал таким могуществом, что одержал победу над всеми 20 800 царями и царевичами. Он заточил их в горной пещере, превращенной в крепость, и держал там много дней и ночей. Когда, по милости Господа Кришны, цари были освобождены, они выглядели очень плачевно: их одежда превратилась в лохмотья, а лица иссохли от отсутствия должного ухода за телом. Они совсем обессилели от голода и потеряли прежнюю красоту и лоск. Долгое заточение привело к тому, что все члены их ослабели и не могли действовать.

Но, страдая в плену у Джарасандхи, цари все время думали о Господе Кришне, и сейчас Он предстал перед ними как Верховная Личность Бога, Вишну. Они увидели, что цветом божественное тело Господа напоминает только что народившуюся тучу. Господь явился перед ними облаченный в красивые шелковые одежды, в Своих четырех руках Он держал булаву, раковину, диск и цветок лотоса. Грудь Господа была отмечена золотой линией, а соски на Его груди походили на чашечки лотосов. Его удлинненые глаза казались лепестками лотоса, а лицо было озарено улыбкой и дышало вечным счастьем и покоем. В ушах у Него сверкали серьги в форме акул, а голову украшал шлем, усыпанный драгоценными камнями. Жемчужное ожерелье и браслеты на теле Господа сияли божественной красотой.


В великом собрании почтенных граждан, друзей, родственников, брахманов, мудрецов, кшатриев и вайшьев - в присутствии всех, включая своих братьев, царь Юдхиштхира обратился к Кришне с такими словами: "О возлюбленный Господь Кришна, император должен совершить жертвоприношение Раджасуя, которое считается царем всех жертвоприношений. Я тоже хочу совершить такое жертвоприношение, чтобы угодить полубогам, Твоим могущественным представителям в материальном мире, и прошу, чтобы Ты милостиво помог мне в этом великом начинании, ибо только тогда оно увенчается успехом. Нам, Пандавам, нечего просить у полубогов. Нам довольно того, что мы - Твои преданные. Как Ты Сам сказал в "Бхагавад-гите": "Люди, одержимые материальными желаниями, поклоняются полубогам". Но у меня другая цель. Я хочу устроить жертвоприношение Раджасуя и пригласить на него полубогов, чтобы показать им, что они не единовластные правители вселенной, что все они - Твои слуги, а Ты - Верховная Личность Бога. Глупцы, лишенные знания, считают Тебя, о Светлейший, обычным человеком. Они пытаются найти в Тебе изъяны или порочат Тебя. Поэтому я и хочу совершить Раджасуя-ягью. Я приглашу на нее всех полубогов: Господа Брахму, Господа Шиву и других возвышенных властителей райских планет, и в этом великом собрании полубогов со всех концов вселенной докажу, что Ты - Верховная Личность Бога, а все остальные - Твои слуги.


Уддхава все тщательно обдумал и, обращаясь к великому мудрецу Нараде и приближенным Господа Кришны, сказал: "О возлюбленный Господь, прежде всего позволь напомнить, что великий мудрец Нарада попросил Тебя отправиться в Хастинапур, чтобы помочь Твоему двоюродному брату царю Юдхиштхире, который сейчас готовится к Раджасуя-ягье. Я полагаю, что Тебе, о Светлейший, нужно немедленно поехать туда и принять участие в этом великом жертвоприношении. Хотя просьбу мудреца Нарады следует выполнить в первую очередь, в то же время, о Господь, Твой долг - защищать всех, кто предан Тебе. И то, и другое можно осуществить, если все хорошо обдумать. Жертвоприношение Раджасуя нельзя совершить, не подчинив себе всех царей мира. Другими словами, Махараджа Юдхиштхира не сможет устроить это великое жертвоприношение, если не победит воинственного царя Джарасандху. Жертвоприношение Раджасуя может провести только тот, кто покорил все страны света [все страны на свете]. Поэтому мы должны прежде всего расправиться с Джарасандхой. Думаю, что если нам удастся одержать над ним победу, мы добьемся всего, к чему стремимся: освободим томящихся в заточении царей и умножим Твою божественную славу вестью о том, что Ты спас невинных царей, которых пленил Джарасандха.


Подкатегории

Ваша корзина

0 Товары - 0.00 Руб
В корзину

Наш телеграм-канал

telegram kanalПодписывайтесь на наш телеграм-канал. Много всего интересного, новинки книг и других товаров, скидки, тематический контент здесь https://t.me/vasudeva_ru

Вход на сайт

Меню