В соответствии с последним стихом Шри Чайтанья-чаритамриты, 9-го Мая этого года будет знаменательное событие – в этот день была закончена эта величайшая из священных книг:
«Во Вриндаване в 1537-м году [1615 г. н.э.] в месяцу Джьяйштха (май-июнь), в воскресенье, в пятый день убывающей луны, эта Чайтанья-чаритамрита была завершена». (Антья-лила, 20.157).
На утренней прогулке зашел разговор о храме в Тирупати. Там живет Баладжи, самое богатое Божество Индии. Прабхупада предложил Махамсе Свами обратиться к попечителям храма с просьбой пожертвовать средства на строительство нашего храма в Неллоре. Махамса объяснил, что не так давно управление делами храма в Тирупати, так же как и других храмов штата, перешло под контроль правительства.
Это привело к долгой дискуссии о том, что храмы ИСККОН тоже могут перейти в собственность государства на том основании, что это «индуистские» храмы. Чтобы защитить храмы от любого вмешательства со стороны официальных властей, Шрила Прабхупада предложил зарегистрировать их как американскую собственность. В «Бхагавад-гите» не упоминается слово «индуизм», и ее учение предназначено не только для индусов. Шрила Прабхупада подчеркнул этот момент и сказал, что мы можем доказать в судебном порядке, что не являемся частью индуизма.
Вышла в свет новая книга Его Святейшества Бхакти Чайтаньи Свами под названием «Говардхана. Холм, исполняющий все желания».
Считается что Вриндавана-дхама - самое возвышенное священное место из всех. Однако во Врадже есть множество лила-стхан (мест игр). Какое из них самое возвышенное? Согласно духовным авторитетам, Холм Говардхана самый особенный. Гора Говардхана исполняет все желания каждого, кто соприкасается с ним. Давайте же обойдём вокруг Говардхана и сами убедимся в этом.
Однажды ко мне приехали из Москвы КГБэшники. И местные, естественно, тоже прибыли. Человек пятнадцать их было всего. Они начали меня уговаривать поменять образ жизни. Особенно отличился главный врач. У него на пальце был большой перстень, а на руке - огромные часы «сэйко», они тогда очень модными считались, это была «крутизна несусветная». Так же считалось, что «болт» (перстень) на пальце - это круто. Врач принялся мне объяснять, как надо хорошо жить, что у него в отделении есть много симпатичных девочек. Можно отлично с ними погулять. Невероятно гадливые предложения поступали с его стороны. Я тогда очень сильно разозлился. Помню, сказал, что если бы была моя воля, я бы больше трех дней не позволил им топтать эту землю. На следующий день у врача случился обширный инфаркт, и он умер, хотя для этого не было никаких предпосылок. Все, кто слышал наш разговор, были в ужасе, ко мне боялись подходить.
«Дхрувa Мaхaрaджa скaзaл: О Господь Нaрaдaджи, нaстaвления, которые ты тaк милостиво дaл мне, способны успокоить ум любого человекa, чье сердце волнуют земные рaдости и печaли. Однaко я слишком погряз в невежестве, поэтому твои мудрые словa не нaходят откликa в моем сердце». Шримад-Бхагаватам, песнь 4, глава 8, стих 35.
Лекция Бхакти Чайтаньи Свами:
Для всех, кто практикует духовную жизнь или проявляет к ней интерес, очевидно, что материальное желание или желание вообще не очень хорошо. Как правило, люди склонные к духовности, знают: то, что мешает продвигаться в духовной жизни, держит меня на месте – это мои желания. Мы хотим стать сознающими Кришну, но наш ум говорит: «Нет, не сегодня, а завтра. Сегодня у тебя столько важных дел. Тебе надо зарабатывать деньги, стать знаменитым, позаботится о том, чтобы у тебя все было и ни в чем не было недостатка. Вот сколько дел. Так что сознающим Кришну ты станешь позже».
Вопрос Садхйа-садханы Таттвы (Истины о цели жизни и о пути, ведущем к этой цели) настолько важен, что практически составляет собой основной предмет обсуждения во многих диалогах Господа Чайтаньи с такими великими душами как Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Сарвабхаума Бхатачарья и Шри Райа Рамананда.
В 5 часов утра из Америки прибыл Тамал Кришна Госвами, который будет исполнять обязанности секретаря Прабхупады в январе. Прабхупада очень рад видеть его. Махараджа привез с собой только что напечатанные первый и второй тома Шестой Песни Шримад-Бхагаватам. Книги выглядят просто прекрасно, края страниц позолочены, а форзацы украшает полноцветная репродукция новой картины, на которой изображен Шукадева Госвами, окруженный великими мудрецами на берегу Ганги, рассказывающий Махарадже Парикшиту Шримад-Бхагаватам. На переплете сияет золотое тиснение, из-за чего книга приобретает очень дорогой вид. Прабхупада чрезвычайно рад увидеть эти книги.
Прабхупаде также привезли первые экземпляры новой книги карманного формата, которую он недавно перевел: «Шри Упадешамрита, Нектар наставлений» Шрилы Рупы Госвами. Прабхупада очень доволен ей и поинтересовался, каким тиражом ее издали. Услышав, что тираж составил всего десять тысяч экземпляров, он сразу спросил, почему так мало.
Вопрос: Скажем кто-то дает лекцию, а в это время Пуджари звонят колокольчиком или дуют в раковину. Я помню утверждение что этого не стоит делать так как лекция это тоже часть поклонения?
Бхакти Видья Пурна Махарадж: Да, лекция - это Киртан.
Вопрос: Но я вижу что Пуджари часто сбиты с толку и неуверенны. С одной стороны нужно звонить в колокольчик, а с другой лекция тоже часть поклонения. Может тогда звонить тихо? Может тогда дуть в раковину тоже тихо?
ПРЕДАННЫЙ: Махарадж, если принципам сознания Кришны следуют должным образом, то тогда не возникает вопроса о незаконных желаниях…
БВКС: Но это не совсем так. Человек может следовать принципам, но незаконные желания могут оставаться. Мы следуем принципам с той идеей, что следуя им, мы постепенно избавимся. Не думайте, что если вы начнете следовать, то все сразу желания уйдут.
Встреча Господа Чайтаньи и Прабодхананды Сарасвати в Шри Рангаме (Южная Индия)
Недавно разбирал свои книги и наткнулся на "Вриндавана-махимамриту" Прабодхананды Сарасвати (15-16 вв.). Решил открыть наугад и прочитать первый попавшийся стих, восприняв его как личное наставление себе. Но то, что я прочитал, несколько сбило меня с толку, хотя я уже и был знаком с этим стихом:
Если кто-то скажет мне: "Ты должен оставить Вриндаван", - я отрежу ему язык! Если кто-то попытается насильно выгнать меня из Вриндавана, я, несомненно, убью его! Если прекрасная девушка станет умолять меня жениться на ней и покинуть Вриндаван, я никуда не уйду! И даже если на то будет необходимость, я стану грабителем и стану красть деньги, но я не сделаю и шага за пределы Вриндавана! (Вторая шатака-сотница, стих 15)
Эта идея, когда мы одеваемся какими-то фольклорными персонажами (на харинаму – прим.) – это нонсенс. Это просто нонсенс. Но эти вещи происходят. Целая мода в нашем Движении. И внутри Индии и за пределами Индии мы думаем, что главное – это чтобы публика нас признавала. Хорошо, но они должны признавать нас на наших условиях, а не на их условиях, иначе мы идем на компромиссы.
Итак, эта просьба пришла от Махакши из Казани. Это – очень тяжелая ситуация, потому что практически Движение большей частью было просто атаковано всевозможными вот этими идеями одевания Радхи-Кришны в одежды Санта-Клауса. Представление нашего Движения, то есть послание, которое мы несем в мир, мы делаем видео для общественности такое, словно цель Движения сознания Кришны – кормить детей в школах, чтобы у них было лучшее будущее. Это неправда, которой людей кормят. То есть в обществе говорят: отдавайте детей в школы, в которых в сущности превращают их в рабов. Ну да, с одной стороны, если вы будете учиться хорошо, у вас будет лучшая возможность стать таким высокопоставленным рабом, вместо того, чтобы быть рабом низшего звена. Если будете учиться прилежно, вы сможете выйти… Вместо того, чтобы иметь долг в 100 тысяч, вы будете иметь долг в 500 тысяч. То есть вы будете рабом более высокой категории.
Когда во Вриндаване холодно, кто-то может подумать негативно о холодном воздухе, но это не просто холодный воздух, это холодный воздух Вриндавана. Это помогает преданным выразить свою решимость в обретении премы. Шрила Прабхупада говорил, что вся вода во Вриндаване ― это жидкая према. Иногда во Вриндаване зимой эта жидкая према очень холодная, а летом очень горячая.
Иногда можно ощутить, что во Вриндаване эта вода очень соленая. Почему вода Вриндавана соленая? Местные враджаваси так понимают, почему вода соленая, ― когда Акрура приехал во Вриндаван, чтобы забрать Кришну в Матхуру, гопи так горько плакали, проливая безграничные потоки слез, что от этого образовались озера соленой воды, состоящие из слез, и впоследствии вода просочилась в землю и соль из этих слез кристаллизировалась и образовала соленые залежи. Теперь Ямуна протекает по этим местам, впитывает в себя соль из этих залежей, и потому вода во многих местах во Вриндаване соленая. Поэтому когда мы будем пить воду, и она нам покажется соленой, то мы можем подумать так: «Кришна говорит, что Он изначальный вкус воды, однако в этой соленой воде этот чистый вкус отсутствует». Но зато здесь присутствует вкус разлуки гопи с Кришной. Поэтому мы можем пить эту воду и ощущать чувства, которые испытывали гопи в разлуке с Кришной.
При установлении связи между варнашрамой и бхакти преданные часто цитируют Господа Чайтанью, отвергшего варнашраму как внешнее по отношению к бхакти.
«Господь Чайтанья указал, что варнашрама-дхарма была просто внешним (эхо бахйа). Господь Чайтанья хотел убедить Рамананду Райа в том, что просто с помощью исполнения обязанностей варнашрама-дхармы человеку не гарантировано освобождение». (ШБ 4.24.53, комментарий)
Однако Шрила Бхактивинода Тхакура утверждает (в Бхактйалоке), что Господь Чайтанья не отвергал варнашраму как способ общественного устройства. Шрила Бхактивинода цитирует ШБ 1.2.8: «Вся деятельность, которую осуществляет человек согласно его собственному положению, есть лишь в высшей степени бесполезный труд, если она не пробуждает в нем интереса к посланию Личности Бога».
Квартира Прабхупады уютная и чистая, в ней почти нет мебели. Пол выложен хаотичной мозаикой из белых керамических плиток и мраморной крошки. Только в комнате для даршанов разложены традиционные матрасы, покрытые простынями, на которых сидят гости, стоит простая асана, стол и книжная полка.
Сегодня утром, около пяти часов, я сидел на голом полу возле комнаты для даршанов, пытаясь повторять джапу. Прабхупада вышел, чтобы почистить зубы, но я задремал и не заметил этого.
Он не рассердился, но заметил: «Не сиди, когда повторяешь мантру. Сидя ты сразу засыпаешь».