По мотивам недавнего общения с одним замечательным вайшнавом, решил осветить тему харинамного движения в России немного под другим углом зрения.
После введения ограничений, связанных с пандемией Ковид-19, харинамное движение в ИСККОН постепенно активизируется.
И сегодня, харинамное движение значительно нагляднее, чем ранее, высвечивает проблему бессистемности проповеди в Движении Харе Кришна, и напоминает нечто вроде «ПАРТИЗАНСКОЙ ВОЙНЫ».
Пусть даже Прабхупада пишет, что неудачный брак, как правило, является ошибкой женщины, если у женщины хороший муж, она останется верной. Как я часто говорю мужчинам: «не препятствуйте вашей супруге быть хорошей женой».
Муж, как гуру, для жены — интересная тема. Некоторые мужчины действуют в соответствии с парадигмой, что, поскольку я гуру своей жены, она обязана делать всё, что я её прошу. Я не говорю, что жена не должна покорно служить мужу, но идея о том, что муж имеет право чрезмерно требовательно относиться к своей жене, отражает неправильное понимание обязанностей мужа.
Вы можете спросить: «Правда ли, что в ИСККОНе так много мужчин, которые действительно требовательны и взыскательны?» Конечно, не только в ИСККОНе есть требовательные мужчины, тем не менее некоторые (возможно, многие) более взыскательны к своим женам, чем мужчины за пределами ИСККОН. Мой опыт показывает, что многие мужчины неправильно поняли утверждения Прабхупады о долге мужа и долге жены.
Примерно месяц после переезда в новы храм, у Свами появились более регулярные последователи. Основная группа всегда была там - Дженис, Рэймонд, Кит, Стэнли, Говард и Уолли. Уолли, Кит и Говард жили в квартире на соседней улице Мотт, и некоторые из них фактически спали на полу храма. С таким количеством людей, Свами начал проводить программы каждое утро, во время которых он читал лекции и пел с со всеми.
Я услышал об утренних программах и начал рано утром приходить к витрине магазина. Часы до семи были единственным временем дня, когда нижний Манхэттен был относительно тихим. Обычно район был шумным, вонючим и заваленным мусором, переполненные мусорные баки гнили от жары на каждом углу улицы. На улицах почти не было деревьев, кустов и прочей растительности, и создавалось впечатление, что единственными обитателями района были были комары и крысы. В ранние утренние часы все выглядело сказочно. Без множества машин воздух был менее токсичным; было тепло, но еще не жарко, поэтому мусор вонял меньше; атмосфера мегаполиса сменялась на тихий район с небольшим количеством людей. Мне действительно нравилось вставать в этот час. Иногда по утрам, когда всходило солнце, я слышал пение птиц в парке Сары Рузвельт.
Кришна учит нас, что главный секрет успеха в жизни — это способность пренебречь несущественным и сосредоточиться на самом важном. В противном случае вся жизнь наша пройдет в суете. Жизнь смехотворно коротка, но даже эту короткую жизнь мы умудряемся потратить на пустяки. По какой-то причине сосредоточенность воспринимается умом как главная помеха для наслаждений. Необузданный ум, по сути, только распыляет жизненную энергию, мешая нам достигнуть сколько-нибудь значительной цели. Как рассеянный свет, рассеянный ум лишен силы.
Трудности — это милость Кришны. Трудности — как линза. Линза собирает слабый, рассеянный свет в пучок огромной силы. Подобно этому, трудности, посланные Кришной, помогают нам полностью сосредоточить свой ум на Нем. А когда наш ум полностью сосредоточен на Кришне, Он не может не прийти на помощь. Поэтому для бхакт трудности — это возможность оказаться наедине с Бхагаваном, а для Бхагавана — повод подарить им свой даршан. Семь дней, проведенных под холмом Говардханом, были самыми счастливыми днями в жизни всех обитателей Вриндавана. Подобно этому, одиннадцать лет, в течение которых Шрила Прабхупада проповедовал на Западе, были самыми трудными годами в его жизни, но и самыми счастливыми, потому что все это время Кришна был рядом с ним.
В один прекрасный день наша жизнь заходит в тупик. Я думаю все переживали это хотя бы один раз. Потом внезапно жизнь становится лучше. А когда она выходит из тупика, то внезапно снова ухудшается, или даже снова заходит в тупик. Замечали такое?
Почему так происходит? Откуда эта вечная синусоида - то вверх, то вниз?
Все призывают: «Наслаждайтесь сексом». Но сколько бы вы ни наслаждались сексом, вы не получите удовлетворения. Можете быть в этом уверены. Пока вы не достигнете уровня духовного блаженства, вы никогда не будете удовлетворены". Читая и объясняя строфы бенгальской песни, написанной несколько столетий назад великим духовным учителем, проповедовавшим философию сознания Кришны, Шрила Прабхупада указывает, что есть наслаждение более высокое, чем сексуальное, и советует нам, каким образом его обрести.
Нароттама дас Тхакур, который написал эту песню, был знаменитым ачарьей [духовным учителем], и все его песни почитаются наравне с Ведами. В этой песне он изображает себя обычным человеком, таким же, как любой из нас. Взывая к Хари, Господу Кришне, он сетует: хари хари бипхале джанама гонаину - "О мой Господь, жизнь моя прошла впустую, ибо я не поклонялся Тебе".
Люди даже не подозревают, что впустую проживают свою жизнь. Они думают: "У меня роскошная квартира, шикарный автомобиль, красивая жена, солидный доход и высокое положение в обществе". Все эти материальные блага заставляют нас забыть, что цель нашей жизни - поклоняться Кришне.
В одном стихе из "Шримад-Бхагаватам" [5.5.8] описываются удовольствия материальной жизни:
На фото: Духовный учитель и ученик: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати (справа) и А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
В феврале 1936 года в Бомбее (Индия) члены уважаемого религиозного общества «Гаудия-матх» были восхищены сильной и яркой речью молодого члена общества, произнесенной им в честь его духовного учителя, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами. Три десятилетия спустя молодому оратору суждено будет стать всемирно известным основателем и духовным учителем Движения сознания Кришны. Выступление Шрилы Прабхупады является незабываемым подтверждением значения гуру в духовной жизни.
«Богооткровенные писания гласят, что духовному учителю следует поклоняться, как Верховной Личности Бога, и чистые преданные Господа повинуются этому предписанию. Духовный учитель - самый доверенный слуга Господа. Склонимся же в почтении к лотосным стопам нашего духовного учителя».
Мы видим, что в наши дни йога стала предметом изучения на многочисленных курсах. В книгах, рассчитанных на массового читателя, ее рекламируют как средство, позволяющее улучшить здоровье, похудеть, приобрести умственное превосходство над другими, добиться успеха в делах и повысить сексуальную потенцию. Однако истинная йога - нечто совершенно иное. В этой лекции Шрила Прабхупада открывает нам некоторые древние тайны подлинной йоги.
Слава движению санкиртаны! Парам виджайате шри-кришна-санкиртанам. Пятьсот лет назад, когда Господу Чайтанье Махапрабху было всего шестнадцать лет, Он положил начало этому движению санкиртаны в Навадвипе (Индия). Он не изобретал никакой собственной религиозной системы, как это делают те, кто изобретает их в наши дни. На самом деле религию нельзя изобрести. Дхармам ту сакшад бхагават-пранитам. Религия - свод законов Бога. Живя в государстве, мы не можем не подчиняться его законам. Аналогичным образом, мы не можем жить, не подчиняясь законам Бога. И в «Бхагавад-гите (4.7) Господь говорит, что всякий раз, когда наблюдаются отклонения в исполнении религиозных обязанностей (йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата) и начинает преобладать неблагочестивая деятельность (абхйуттханам адхармасйа), «появляюсь Я [Кришна]» (тадатманам сриджамй ахам). И в материальном мире можно видеть проявление того же самого принципа: как только где-нибудь нарушаются законы государства, появляется государственный чиновник или полицейский, чтобы «навести порядок».
"История одной фотографии" авторская передача Кришнананды прабху посвященная истории распространения Общества Сознания Кришны в СССР и России.
Кришнананда прабху – один из ветеранов движения сознания Кришны в России, первый президент храма на Беговой, в течение многих лет руководил пресс-центром российского ISKCON, резидент Ашрама Бхактиведанты.
Вскоре после того, как Свами переехал в свой новый магазин и квартиру, он спросил некоторых из нас, не хотим ли мы пойти с ним, чтобы навестить его друга. Это будет поездка на выходные в Ананда Ашрам в Монро, северной части штата Нью-Йорк. Ашрамом управлял доктор Мишра - друг, с которым Свами жил в течение первых нескольких месяцев в городе.
Итак, в один жаркий день в июле 1966 года семеро из нас, включая Джейн и меня, сели в задней части грузового фургона и отправились в нашу первую поездку со Свами. Он ехал в отдельной машине. Маленький, худой молодой человек по имени Чарли также был частью вечеринки. Он был флейтистом, и я жил с ним у друга несколько месяцев назад. Мы узнали друг друга и обменялись парой фраз.
Прабху: Прабхупада не одобрял разводы. Не только потому, что это неблагоприятно для преданного служения, но и из-за того, что это [семья] один из принципов религии...
БВПС: Что не так с разводом? В чем истинная проблема?… - Это неприемлемо, потому что так много деревьев должно быть вырублено, что делает развод не благоприятным для окружающей среды? По какой причине развод не является благоприятным?
Прабху: В целом, он одобряет действия людей по свой прихоти, игнорируя правильные взаимоотношения и следование наставлениям авторитетов. Это общий взгляд, хотя могут быть исключения…
БВПС: Хорошо, но как развод воспринимает большинство людей? Почему они хотят развестись?
Очень ценные наставления ачарьи о ежедневном воспевании Святого Имени!
Ш́рӣла Бхактисиддхāнта Сарасватӣ говорил, что, если человек не служит Хари, гуру и вайш̣н̣авам, его повторение большого количества кругов просто вздор. Поэтому он предписывал своим последователям всегда совершать служение и одновременно с этим повторять харинāму. Сарвеш́варе Брахмачāрӣ, который утверждал, что из-за своей загруженности в служении у него не было определённого времени для повторения джапы, Ш́рӣла Бхактисиддхāнта Сарасватӣ сказал: «В соответствии со временем и обстоятельствами ты должен повторять какое-то количество кругов на чётках. Повторяй святое имя даже без чёток, когда ты совершаешь служение. Так за день ты повторишь лакх святых имён или даже больше».
Когда один ученик сказал ему: «У нас нет времени повторять один лакх». Ш́рӣла Сарасватӣ Т̣хāкур ответил: «Дело не в том, что повторение святого имени отнимает время от служения, либо же служение отнимает время от повторения – время, как от служения, так и от повторения святого имени, отнимают праздные разговоры. Прекратите заниматься праджалпой и вы найдете время для того, чтобы повторять джапу. Я не сомневаюсь, что вы совершаете существенное служение, но наряду с этим так много праджалпы. Прекратите попусту тратить время».
"История одной фотографии" авторская передача Кришнананды прабху посвященная истории распространения Общества Сознания Кришны в СССР и России.
Кришнананда прабху – один из ветеранов движения сознания Кришны в России, первый президент храма на Беговой, в течение многих лет руководил пресс-центром российского ISKCON, резидент Ашрама Бхактиведанты.
Если бы мне задали сочинение на тему, как я провела лето у бабушки, я бы лучше написала сочинение и не одно о том, как мы прокатились на Ганга Сафари в 2003 году с Его Святейшеством Джаяпатакой Свами. И раз сегодня день рассказов, вот вам победный рассказ!
СОРОК ДВЕ РАСАГУЛЫ
На сафари в одной деревне нас угостили расагулами — творожными сладостями в сиропе из пальмового сахара. Аруна очень любит расагулы. А кто их не любит?!
Я не люблю. Потому что люблю шоколад. Шоколада много нельзя. Диатез может приключиться и наркозависимость. Диатезом пугает мама, а зависимостью — у нас в секте.