Мы говорим людям: «Примите сознание Кришны». И мы часто слышим, что они говорят: «Когда Кришна вдохновит меня, тогда я начну повторять Харе Кришна. Я бы хотел, но Кришна еще мне не сказал. Похоже, что Он не хочет, чтобы я начал это делать. Я очень искренен. Но я не практикую бхакти, потому что Кришна не хочет от меня этого. Если бы Он хотел, Он сказал бы мне».
Ты негодяй! Кришна постоянно тебе говорит об этом. Сарва-дхарма̄н паритйаджйа (Б.-г., 18.66). Он приходит и говорит «Бхагавад-гиту». Я говорю тебе от имени Кришны. «Нет, нет. Кришна должен лично прийти. Он должен помассировать мои стопы, положить десять миллионов рупий на мой банковский счет, тогда я подумаю. На самом деле Он должен мое имя повторять. Когда Кришна вдохновит меня, тогда я буду повторять Харе Кришна».

Качества вайшнава. Часть 1. (Лекция по «Шримад-Бхагаватам» (1.13.10). 23 февраля 2002 г., Пуна, Индия
бхавад-видха бхагаватас
тиртха-бхутах свайам вибхо
тиртхи-курванти тиртхани свантах-стхена гадабхрита
О мой господин, воистину такие преданные, как ты — это олицетворенные святые места. Ты несешь в своем сердце Личность Бога и потому превращаешь любое место в место паломничества.
Комментарий: Благодаря Своим разнообразным энергиям, распространяющимся повсюду, подобно электричеству, распространяющемуся в пространстве, Личность Бога вездесуща. Беспримесные преданные Господа, подобные Ви-дуре, способны ощутить это присутствие Господа во всем, и оно проявляется в них, как электроэнергия — в электрической лампе. Такой чистый преданный, как Видура, ощущает присутствие Господа всегда и во всем. Он видит все в энергии Господа и Самого Господа во всем. Святые места во всем мире предназначены для того, чтобы своей атмосферой, заряженной присутствием беспримесных преданных Господа, очистить загрязненное сознание людей, тот, кто приходит в святое место, должен найти там чистых преданных, получить от них наставления, стараться следовать им в своей практической жизни и тем самым постепенно подготовиться к окончательному освобождению — возвращению к Богу. Посетить места паломничества не значит просто совершить омовение в Ганге или Ямуне и зайти в находящиеся там храмы. Нужно также найти там представителей Видуры, у которых нет других желаний, кроме одного — служить Личности Бога. Благодаря чистому служению таких преданных, в котором нет и следа кармической деятельности и утопических спекулятивных размышлений, Личность Бога всегда пребывает с ними. Они действительно заняты служением Господу, в частности посредством слушания и повторения. Чистые преданные слушают авторитетных людей и повторяют их рассказы о величии Господа, воспевают и описывают Его. Махамуни Вйасадева слушал Нараду, и затем повторил его слова в своих писаниях, а Шукадева Госвами получил их от своего отца и передал Парикшиту. Так передавался «Шри-мад-Бхагаватам». Итак, чистые преданные Господа своими действиями могут превратить любое место в место паломничества, и только благодаря им святые места заслуживают того, чтобы их называли святыми. Такие чистые преданные способны очистить оскверненную атмосферу любого места, не говоря уже о месте, утратившем святость из-за сомнительных поступков корыстных людей, пытающихся сделать бизнес, пользуясь репутацией святого места.

Название: Южная Индия: храмы. ачарьи, тиртхи. Том 3: Шрирангам. Путеводитель для паломников
Автор: Составитель: Акрити деви даси
Форматы: PDF
Страниц: 912+861
Год: 2025
Качество: Хорошее
В Южной Индии традиционно распространена Шри-сампрадая, чьим ачарьей является Лакшми-деви, и она, являясь супругой Верховного Господа, знает Его как никто другой. Будучи богиней
и притом мягкосердечной женщиной, она с любовью относится ко всем, кто хоть в малейшей степени проявляет симпатию к ее вечному супругу и Господину, одаривая их катакшей — своим милостивым
взглядом.
Гаудия-вайшнавам эта традиция знакома не так хорошо, как их собственная, и все же многие преданные оправляются в паломничество на юг Индии, привлекаясь прекрасными храмами,
их древней историей и чувствуя огромное уважение и привязанность к Господу Вишну. Мы продолжаем это путешествие, рассказывая о великом храме Шрирангама, находящемся в штате Тамилнаду.
Ему посвящены две части 3-го тома книги.
Название: Гауранга - Послание Любви. В трёх томах
Составление и перевод: Джагадьони деви даси
Год: 1995-1996
Форматы: Doc - 2,3 MB, fb2 (в zip) - 2,21 Mb
Качество: электронное (отредактирован лучший вариант гуляющий по сети, добавлены недостающие главы)
Исторический роман о знаменитом проповеднике бхакти (любви к Богу) Шри Чайтанье, жившем в средневековой Индии. Книга предназначена для учащихся-подростков духовных школ-гурукул и приверженцев ведической культуры, а также представляет интерес для историков, индологов и широкого круга читателей.
В книге «Гауранга» нет места вымыслу и воображению. Она полностью основана на исторических фактах. В основе ее лежат три классические биографии Шри Чайтаньи Махапрабху на бенгали: «Шри Чайтанья Бхагавата» Вриндавана даса Тхакура, «Чайтанья Мангала» Лочана даса и «Чайтанья Чаритамрита» Кришнадаса Кавираджа. Поэтому все события этой книги, какими бы удивительными они ни казались, достоверны, а действующие лица реальны.
Первая часть, «Навадвипа», охватывающая детство и юность Шри Чайтаньи, написана в основном по «Чайтанья Бхагавате» и «Чайтанья Мангале». Две последующие — «Странствия» и «Джаганнатха Пури» — передают содержание Мадхья-лилы и Антья-лилы «Чайтанья Чаритамриты». В книгу «Гауранга» вошло полное описание деяний Шри Чайтаньи из всех упомянутых выше источников, ссылки на которые сделаны в оглавлении.

Был один преданный, который выполнял много служения и связывал много людей с миссией Прабхупады. Но многие жаловались Гуру Махарадже, что тот иногда гневается и плохо ведет себя по отношению к другим.
И однажды, когда я ехал в машине с Махараджем, я спросил его об этом: «Махараджа, что можно сделать? Люди много жалуются на этого преданного».
|
Осень 1969 года, Лондон. Выступление Шрилы Прабхупады в Конвей-Холле
|
Лекция Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, прочитанная 6 октября Т969 года в Конвей-холле (Лондон, Англия). В этом выступлении он объясняет смысл Вед и рассказывает отел опасностях, которые таит в себе жизнь, лишенная духовной перспективы — такой перспективы, которую предлагают ведические писания.
Дамы и господа, темой сегодняшней лекции является учение Вед. Что такое Веды? Санскритский глагольный корень слова веда можно переводить по-разному, но в конечном счете все различные значения этого слова являются производными от слова «знание». Любое знание, которое вы получаете, есть веда, потому что учение Вед — это изначальное знание. Пока мы пребываем в состоянии обусловленности, наше знание имеет много недостатков. Разница между обусловленной и освобожденной душой заключается в том, что обусловленной душе присущи четыре недостатка. Первый ее недостаток состоит в том, что она обречена совершать ошибки. Например, в нашей стране Махатму Ганди почитают великим человеком, но и он допускал много ошибок. Даже в последний день его жизни секретарь предупреждал его: «Махатма Ганди, не ходите на это собрание в Новом Дели. Я слышал от друзей, что там опасно». Но он не послушался. Он настоял на том, чтобы пойти туда, и был убит. Даже такие великие люди, как Махатма Ганди, президент Кеннеди и им подобные, совершают ошибки. Человеку свойственно ошибаться. В этом заключается один из недостатков обусловленной души.

В стихе 2.1.11 Шримад Бхагаватам сказано, что воспевание должно происходить по милости великих авторитетов. То есть, во-первых, мы повторяем Харе Кришна маха-мантру. Есть люди, которым нравится воспевать Святые Имена, но при этом у них нет вкуса к Харе Кришна маха-мантре. Иногда они создают новые мантры. Это апа-сампрадая, это отклонение от истины. Именно поэтому для нас настолько важно следовать великим авторитетам, следовать Шриле Прабхупаде.
Я думаю, что вы знаете, что в наши дни есть некоторые группы преданных, которые пытаются соревноваться с ИСККОН и с Шрилой Прабхупадой. В рамках данного ретрита мы не ставим целью погрузиться в эту тему и проанализировать её. Но вы должны знать, что в каждой из этих групп, даже среди тех, кто считает себя последователями Шрилы Бхактисидханты, есть те или иные отклонения.
Рассказывает Шрила Ниранджана Свами: Она моя духовная сестра. Её зовут Иша деви даси. Она пришла в движение сознания Кришны когда ей было 55 лет и в то время, в начале 70-х, большинство людей, которые присоединялись были в два раза младше её. И это было из ряда вон выходящим событием, чтобы кто-то в её возрасте приходил в Движение и начинал заниматься служением не говоря уже о том, чтобы общаться с такими юнцами и жить в их обществе и служить в месте с ними. Но она была как мать для всех, хотя ей самой жизнь а таких условиях давалась нелегко и на самом деле она хотела жить в храме, потому что у неё возникло желание посвятить свою жизнь Шриле Прабхупаде.
В начале 70-х она поселилась в нашем храме в Нью-Йорке. Когда она переселилась в храм в Нью Йорке, наше издательство, которое сейчас называется ВВТ называлось ИСККОН-пресс. Там подготавливали книги к печати, печатали и там же складировали. И когда Шрила Прабхупада начитывал свои комментарии и переводы книг то Иша деви даси была той первой, которая получала эти кассеты и она слушая их внимательно, транскрибировала их на печатной машинке.
В нашем журнале "Бэк ту годхэд" в 1974 году была опубликована фотография матаджи Иши, которая сидит со счастливой улыбкой в наушниках и внимательно вслушиваясь в переводы, печатает их. Этим она занималась довольно долгое время, но потом ИСККОН прессс переименовали в ВВТ и штаб квартира переехала в Лос-Анджелес, но она осталась. Через какое то время она уехала в Индию и живя в нашем храме в Бомбее заботилась о Туласи деви.
В то время я не знал о матери Ише. Она жила в Нью йорке, я был в Бостоне. Но я стал президентом храма в Бостоне в 1979 году и тогда я узнал о ней. Она уже не жила в храме. Она поселилась в 100 км к югу от Бостона потому что ей было сложно жить в храме и жила там в одиночестве. Но она очень часто приезжала в храм и приезжая в храм она занималась служением. Когда она приезжала в храм она часто мне докладывала чем она занималась дома и также говорила мне о своей проповеди.
Название: Последние дни Прабхупады. Дневник
Автор: Тамал Кришна Госвами
Издательство: Облако нектара
Год: 1998
Форматы: PDF, 3,04 МБ
Страниц: 527
Качество: электронный текст
В конце февраля 1977 года автор этого дневника, Его Святейшество Тамала Кришна Госвами, оставил все свои дела и обязанности, чтобы стать секретарем Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Служение секретаря Шрилы Прабхупады и в обычные времена требовало напряжения всех сил, неослабного упорства и чрезвычайной тщательности в мелочах. Но теперь требования возросли многократно, ибо события последних девяти месяцев неопровержимо указывали на то, что Шрила Прабхупада завершал свои деяния на этой земле.
В течение этих последних месяцев мы были свидетелями борьбы, которую Прабхупада и его ученики вели со стремительно дряхлеющим телом. Их постоянно сопровождало тягостное чувство неотвратимо приближающейся разлуки, которую в конце концов принесла с собой смерть, наступившая 14 ноября 1977 года.
Тамала Кришна Госвами всегда был неутомимым, умным и решительным слугой, и Прабхупада часто обращался к нему в трудные времена, когда ему требовался надежный помощник. Описываемое в этом дневнике время как раз и было трудным и напряженным. Удивительно, как удавалось Тамала Кришне Госвами в таких тяжелых обстоятельствах вести свои записи столь скрупулезно. Об образе мышления автора этой хроники можно судить по тому, что на страницах своего дневника он совсем не размышляет о себе. Мы привыкли к тому, что люди, ведущие дневник, с жаром распространяются о собственном умственном и физическом состоянии. Но в этом дневнике хронист ни на секунду не отвлекается от личности Шрилы Прабхупады. Автор «Дневника» упоминает о себе лишь когда хладнокровно фиксирует собственные ошибки или записывает выговоры, полученные им от Прабхупады. Например:

В последние недели в обществе широко обсуждается тема веротерпимости. Слово "богохульство" редко используется в современном языке, за исключением тех случаев, когда речь идет о верующих-не христианах, оскорбленных карикатурами в газетах. Еще не так давно отношение к этой теме в обществе было куда более серьезным. Я время от времени посещаю Оксфордский центр изучения индуизма. Недалеко от него находится место, где Томас Кранмер, бывший архиепископ Кентерберийский, был прилюдно сожжен на костре 21 марта 1556 года. Он умер болезненной смертью, потому что его религиозные идеи не совпадали с мнением современных ему лидеров общества.
Участникам Движения сознания Кришны действительно повезло, что богохульство больше не является наказуемым преступлением. Если бы это было не так, нас всех давно отправили бы на костер.

На фото: Шрила Прабхупада в самадхи во Вриндаване (ноябрь 1977)
Притху Прабху рассказал удивительную историю в прошлом году на Джанмаштами в Москве. Он рассказывал, что он был в тот момент во Вриндаване, когда Шрила Прабхупада уходил из этого мира. И он видел всю эту церемонию. Все они – молодые ученики Шрилы Прабхупады, юные, с очень большим ужасом затаенным смотрели на все то, что происходило тогда. Шрила Прабхупада покинул тело, и никто не знал, что будет дальше.

Прабхупада был очень скромен в своем пении. Он настаивал на том, чтобы его лекции были записаны на благо его учеников и будущих поколений. Но я думаю, что его пение было записано больше по инициативе его учеников. Я был в Лос-Анджелесе в 1972 году, когда он записал несколько бхаджанов в нашей небольшой студии. Пришлось попросить его записать их. Закончив бхаджан, он спросил нас, все ли в порядке, и продолжил петь следующий. Все, конечно, было одним дублем. Иногда он добавлял свою собственную партию мрданги или каратал на другой трек. В том же году он также спел первую пару глав «Шримад Бхагаватам» и «Бхагавад-гиты» специально для меня, чтобы заинтересовать меня. Он посоветовал мне пойти в храмы и научить преданных петь стихи Гиты и Бхагаватам.
Что меня больше всего поражает в голосе Прабхупады, так это то, насколько он успокаивает. Это похоже на гигантское баньяновое дерево, предлагающее красоту и убежище любому, кто приближается к нему. В конце прошлой ночи я лежал в постели в полусне или на, в то время как киртан во главе с Вишнуджаной Свами тихо играл на динамиках моего iPod. Затем послышались возбужденные звуки, и внезапно голос Прабхупады возглавил киртан. Услышав его голос, я испытал огромное облегчение. В пении Вишнуджаны не было ничего плохого, но почему-то меня это не успокоило; было какое-то усилие. Но как только Прабхупада начал петь, беспокойства больше не было. Это было похоже на Вайкунтху.
Очень трудно овладеть умом. Но метод обуздания ума есть. [Господь Шри Кришна сказал: «О могучерукий сын Кунти, обуздать беспокойный ум, конечно же, чрезвычайно трудно. Однако это можно сделать с помощью определенной практики и отказа от мирских удовольствий» (Б.-г., 6.35)]. При помощи практики и следуя пути отречения, это сделать можно. Есть определенная техника. В некоторой степени я обсуждал это в своей книге «Брахмачарья в сознании Кришны». На пути сознания Кришны наш метод — это не механический метод, не как у йогов. Как я сказал, наш метод состоит в том, чтобы занять чувства в служении повелителю чувств. Таким образом мы обретаем высший вкус. Но пока этот высший вкус у нас не развился, мы должны следовать определенным ограничениям, потому что сан̇га̄т сан̃джа̄йате ка̄мах̣ (Б.-г., 2.62). Сан̇га̄т сан̃джа̄йате ка̄мах̣ означает, что желания развиваются в человеке в зависимости от его общения. Есть пример в «Шримад-Бхагаватам»: если горшок с гхи поставить рядом с огнем, то гхи растает. Зимой, в Индии, гхи застывает. Но если поставить гхи рядом с огнем, то, естественно, оно растает. Точно так же, когда мужчина оказывается в близости с женщиной, то это на него влияет.
Есть механический метод, который позволяет до какой-то степени с этим справиться. В варнашрама-дхарме, в карма-йоге, в гьяна-йоге, в аштанга-йоге и в бхакти-йоге — в любом цивилизованном обществе есть ограничения в смешивании полов. Есть много ограничений даже между мужем и женой в ведической культуре. И не только в ведический, но практически во всех, в любой культуре. Если есть только слово «культура», но культуры нет, то там свобода в общении мужчин и женщин. Иначе должны быть ограничения. В противном случае всё общество деградирует. Сейчас в американской армии есть женщины-солдаты. Я не хочу сейчас долго распинаться по поводу того, как это глупо. Но вот один пример. Спартанцы Древней Греции знамениты. Они знали: чтобы сражаться, нужно следовать целибату. Если же кто-то подбит стрелами Купидона, сражаться он не сможет.

Однажды Шрила Прабхупада - наш гуру - был в Японии и он вел переговоры с компанией «Dai Nippon» - издательской корпорацией, чтобы напечатать свои книги. И там был конференц-стол и там все менеджеры сидели, директоры и они, значит, вели дискуссию. И все члены компании, они оставили свои бизнес-карточки и после встречи они ушли и оставили младшего служащего, который бы позаботился об их клиенте, то есть о Шриле Прабхупаде.
И Шрила Прабхупада спросил этого младшего менеджера: «Какова твоя цель жизни?» И этот младший менеджер, молодой японец, возможно, сейчас он уже старый японец, если он еще жив, он в ответ ничего не сказав, он собрал все эти карточки визитные и сложил их попорядку. И наверху был главный – директор компании, затем – другие директоры, замдиректоры. И он свою карточку положил под низ, потому что таково было его положение. И он достал свою карточку и положил наверх: вот моя цель жизни, я должен стать самым большим. Он очень ярко это показал.

Шрила Прабхупада объясняет в «Бхагавад-гите», что современное общество — это общество, построенное в соответствии со стандартом гуны страсти. И соответственно, что означает этот стандарт? Чем измеряется прогресс современного общества? Прогресс современного общества измеряется валовым продуктом на душу населения, так? Общество тем более развито, чем больше продукта оно поставляет, чем больше продукта оно производит. Счастливые люди или нет, какой продукт (человеческий продукт) это общество вырабатывает — никому не интересно, но главное, чтобы продукта было много. Как по-узбекски? Афкат, афкатлар — чтобы продукта было много на душу населения.
Есть одна-единственная страна, которая тщательно охраняет свои границы (не допускает туда), где успех человека измеряется по очень нестандартному критерию — по уровню счастья. Эта страна (вы, может быть, даже не слышали о её существовании) — Бутан. Она где-то там, в Гималаях скрылась, туда никого не пускают, чтобы пришельцы не разложили наивных аборигенов, которые по-прежнему считают, что успешный человек — это счастливый человек, а не тот человек, у которого всего много. И это большая проблема для всего мира, потому что все люди, все страны, включая Индию, к сожалению, они гонятся за этим миражом, миражом материального преуспевания, миражом так называемого материального благополучия, которое невозможно никогда насытить, когда жажда в человеке постоянно увеличивается.