В «Шримад Бхагаватам» песнь 8 гл. 2-4 описывается необычный случай, который произошел с царём слонов Гаджендрой на райских планетах. Он зашел в озеро, где резвился и омывался в прохладной воде со всем своим семейством. А в это время крокодил схватил его за ногу и стал тянуть под воду. Тысячу лет они боролись. Волею своей судьбы Гаджендра оказался в настоящей беде. Он не просто лишился всего, он был на грани того, чтобы потерять свою жизнь. В минуту страшной опасности, на грани смерти, слон Гаджендра, побуждаемый Господом изнутри, вспомнил, что нужно обратиться к Богу, чтобы получить Его защиту.
Это очень глубокая философская история, где Прабхупада говорит, что крокодил – это майя, а слон – это запутавшаяся джива. И он говорит, что хотя слон сильнее крокодила, поскольку он находится в неродной среде, этот крокодил постепенно утягивает его. И Его Божественная милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада приводит эту историю. Он говорит:
«Душа по своей природе выше, чем материальная энергия, но поскольку мы здесь находимся в материальном мире в неродной среде, то эта материальная энергия, как крокодил, который хотя и ниже нас, тем не менее, магнитит нас, затягивает нас. И пока мы без Кришны, мы слабы. Хотя мы относимся к категории высшей энергии (духовной), не будучи через преданное служение связаны с Кришной, мы слабы. И поэтому низшая энергия (материальная) затягивает нас, как этот крокодил, который слабее, чем слон. Слон мог бы затоптать его и все, без разговоров. Но в неродной для слона среде крокодил оказывается сильнее. И он тянет-тянет. И когда этот слон уже полностью ослабел от борьбы, он своим хоботом сорвал цветок лотоса с поверхности этого озера и вознес молитву, которую он помнил из прошлой жизни, поскольку он был проклят. Он был царём Индрадьюмной Махараджем и преданным Кришны, совершившим ошибку».