Источники знания по теме:
Со дня своего основания в июне 2009 года библиотека исследовательского центра Бхактиведанты в Калькутте приобретает редкие и ценные работы Гаудия-вайшнавов. В этом году к существующей коллекции из 15 000 работ удалось добавить одно из самых ценных приобретений. 7 апреля 2013 года директор Исследовательского центра Бхактиведанты Хари Шаури дас подписал соглашение с Бхактивинодом Гоштхи, управляющим комитета, владеющего местом рождения Шрилы Бхативинода Тхакура в Двадаша мандире в Бирнагаре.
В этом документе Исследовательский центр Бхактиведанты выражает согласие помочь Двадаша мандиру отсканировать и каталогизировать все оригиналы работ великого вайшнавского святого, который был отцом Бхактисидханты Сарасвати, духовного учителя ачарьи-основателя ИСККОН Шрилы Прабхупады.
Исследовательский центр Бхактиведанты также выразил согласие надлежащим образом сохранить работы путём де‑подкисления и дальнейшего ламинирования и инкапсуляции их в архивных миларах (специальный материал похожий на пластик и используемый для профессиональной резервации хрупких работ).
После этой процедуры оригиналы будут возвращены в Двадаша мандир, а копии останутся в Исследовательском центре Бхактиведанты.
Преданные из Исследовательского центра Бхактиведанты уже каталогизировали и в данный момент сканируют коллекцию, которая насчитывает около двадцати пяти работ, написанных, отредактированных или составленных Бхактивинодом Тхакуром. Среди них ранее не издаваемая «Раса Расодайя».
«В ближайшем будущем мы планируем, с разрешения Бхативинода Гоштхи, перевести её с бенгали и опубликовать на радость всем преданным», — говорит Хари Шаури прабху.
Название: Глазами писаний. Книга 2
Автор: Гопал Кришна Госвами
Издательство: М.: Veda Press
Форматы: DjVu (сканированная версия, текст распознан) - 4.69 MB, Pdf - 2.28 MB, doc - 640.84 KB
Страниц: 200
Год: 2005
Качество: Отличное
В книге представлены лекции, прочитанные Его Святейшеством Гопал Кришной Госвами в 2001 году во время поездки по России и Украине.
Какова цель жизни? Остановить повторение рождений и смертей. Это окончательная цель. Неважно, в каком обществе мы живем. Царица Кунти говорит, что те, кто слушает, воспевает святые имена и черпает в этом наслаждение, выходят из круговорота повторяющихся рождений и смертей. Молитвы царицы Кунти очень важны для всех нас. Кунти была очень привязана к своему племяннику. Поскольку она все время медитировала на Господа Кришну, Он спасал ее в разных трудных ситуациях. Кунти говорит, что пускай бедствия приходят снова и снова. Просит ли кто-нибудь еще бедствий? Нет. Как правило, мы просим, чтобы Бог избавил от всех проблем. Мы думаем, что Бог — наш поставщик. Поэтому мы хотим, чтобы Бог исполнял наши желания. Но царица Кунти просит увеличения бед. Разве это не удивительно? Зачем? Потому что, чем больше бедствий, тем больше мы медитируем на лотосные стопы Господа, и тем быстрее освободимся из океана рождений и смертей. Поэтому Кунти просит, чтобы бедствия увеличивались. Как это понять на практике? Нужно ли нам искусственно создавать бедствия для духовного продвижения? Создавать друг другу проблемы? Нет. Если бедствия приходят сами, то преданные их смело встречают. Царица Кунти сама не призывала бедствия, но ей пришлось их испытать. Но она смотрела на каждое бедствие как на возможность углубить свою привязанность к Господу. Она сказала, что, чем больше человек будет медитировать на лотосные стопы Господа, тем быстрее он освободится от самсары — круговорота рождения и смерти. Преданный не боится бедствий и проблем. У преданных одна цель в жизни — обрести сознание Кришны. Неважно, грихастха вы или брахмачари, саннъяси или ванапрастха, мужчина или женщина, неграмотный или ученый. И для достижения этой цели мы делаем все необходимое. Если вы заболеваете, то вы беспокоитесь о том, как вылечиться. Ради выздоровления вы готовы на все. Аналогично, наша цель — сознание Кришны. А для ее достижения нужно менять свою жизнь.
Большинство учеников Прабхупады, их первый существенный контакт произошел благодаря чтению книги или журнала «Обратно к Богу». «Обратно к Богу» - это тоже был такой мощный проповеднический инструмент. Я также говорил об этом. Там были такие статьи, например, как «Демоны среди нас». Эта статья начиналась так: «Демон – это совсем не обязательно тот, у кого четыре головы и рога и горящие глаза. Это может быть ваш сосед, может быть человек на автозаправке, это может быть даже и вы! Такие были статьи. Такие мощные, тяжелые статьи. Я помню, мы распространяли журнал «Обратно к Богу»… Ее написал Сатсварупа Махарадж. «Демоны среди нас». И в том же номере они напечатали статью «Великий обман с полетом на Луну».
Что произошло? Это еще было в присутствии Прабхупады. Редакторы «Обратно к Богу» подумали: мы должны сделать журнал более доступным для общей массы людей, он не должен быть слишком резким, отпугивающим людей, поэтому надо напечатать такие статьи, например, такой-то исполнительный директор издательства говорит: «Когда я повторяю «Харе Кришна», это избавляет меня от стресса». Они взяли и переодели преданных в одежду непреданных, и этим менеджером был Рамешвара, потом какой-то менеджер ресторана – преданный. Они выставили их обычными людьми, они говорили: «Я избавляюсь от стресса, я повторяю «Харе Кришна», и мой день идет хорошо!» Некоторые преданные были озабочены этим. Они показали эти номера «Бек ту Годхед» Шриле Прабхупаде. Он просто уволил эту команду редакторов, то есть редколлегию и назначил новую редколлегию! (Смех в зале). Ему не понравился этот подход. И в первом же журнале с новой редколлегией были напечатаны такие статьи как «Демоны среди нас», «Великий обман с полетом на Луну». Прабхупаде это понравилось.
Название: Обзор "Бхагавад-Гиты как она есть"
Автор: Бхуриджана дас
Издательство: М.Вайшнавский университет, Bhaktivedanta College of Education and Culture
Форматы: pdf (сканированная версия) - 5.32 MB, doc - 110.83 KB
Страниц: 54
Год: 1999
Качество: Хорошее
Обзор Бхуриджаны даса представляет собой пособие по изучению "Бхагавад-Гиты" для курса бхакти-шасты. Включает в себя комментарий Шрилы Прабхупады по трем основным разделам Бхагавад-гиты, краткое изложение "Бхагавад-гиты как она есть", эссе, лестницу йоги, краткий конспект Бхагават-гиты и объяснение связи между главами, а также комментарий Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Главы 1-6
В первых шести главах "Бхагавад-гиты" описываются знающий тело, живое существо и положение, находясь на котором оно может понять Верховного Господа. (13.2 комментарий.)
В первых 6 главах преданному служению было уделено особое внимание: "ЙОГИНАМ АПИ САРВЕШАМ... из всех йогов-трансценденталистов лучшим является тот, кто постоянно думает обо Мне, пребывающем в нем". (18.1 комм)
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Главы 7-12
В следующих 6 главах обсуждались чистое преданное служение, его природа и связанная с ним деятельность (18.1).
В следующих 6 главах Бхагавад -гиты говорится о Верховной божественной личности и взаимоотношениях индивидуальной души и Параматмы в связи с преданным служением. В этих главах ясно определено высшее положение Верховной божественной личности и подчиненное положение индивидуальной души. Живые существа занимают подчиненное положение при всех обстоятельствах, но, забывая об этом, они страдают. Когда их разум просветлен праведной деятельностью, они обращаются к Всевышнему Господу в различных ситуациях, а именно, в страдании, в нужде, из лоюбопытства и в поисках знания. Это также уже описывалось. (13.2 комм.)
С 7-ой главы до конца 12-ой главы Шри Кришна приводит детальное описание Абсолютной Истины Верховной Личности Бога. Слова идам видитва указывают на то, что следует глубоко осознать поучения Шри Кришны, приведенные в этой и в седьмой главах "Бхагавад-гиты". Следует попытаться понять их не с помощью эрудиции или мыслительных спекуляций, но путем обсуждения их в общении с бхактами Господа. Главы с шестой по двенадцатую являются сутью "Бхагавад-гиты".
Расскажите, пожалуйста, как вы присоединились к ИСККОНу?
Панкаджангхри Прабху (ПП): В 1967 году мы вместе с Джананивасом оправились в Индию на поиски истины. В течение трех лет мы изъездили всю Индию. До встречи с преданными у меня уже было два гуру, хотя они были майавади (ПП смеется), а у Джананиваса было несколько «Бхагавад-гит», но это не были «Бхагавад-гиты» в переводе Прабхупады. Тогда мы еще практически ничего не знали о кришнаитах и об ИСККОНе, только иногда слушали аудиозаписи и однажды видели представление преданных в ночном клубе.
Когда в начале 1970 года Джананивас отправился на фестиваль Ратха-ятры в Джаганнатха Пури, он встретил там преданных. Он остановился и спросил, что они делают.
— Почему вы повторяете имена Кришны, а не Брахмы, Вишну или Шивы?
— Потому что Кришна — Верховная Личность Бога, — ответил преданный. Никто до этого никогда не говорил нам, кто же такой Бог, хотя мы уже повидали много садху. Однако тогда у преданных не оказалось с собой книг, и они посоветовали нам посетить храм ИСККОНа в Калькутте, где мы могли бы купить книги.
Затем Джананивас поехал в храм в Калькутте, чтобы приобрести «Бхагавад-гиту» в переводе Прабхупады — и сразу же все обрело смысл. Больше из храма Джананивас уже не уходил. Он пошел туда, просто чтобы купить несколько книг, и уже больше никогда не уходил.
С 1970 года и до сих пор он ни разу не покидал пределы Индии. Тогда обладателям паспорта Объединенного Королевства не нужна была виза. С тех пор законы изменились, но для него всегда делали исключение. Но сейчас они настояли на том, что ему нужно сделать визу. Так что сейчас он впервые с 1970 года за пределами Индии.
Когда Джананивас поехал в Калькутту, чтобы купить в храме книги, я ждал его в Бенаресе. Ко мне он вернулся с обритой головой как преданный. Потом я приехал повидать его в Маяпур в марте 1972 года. Я искал его в Калькутте, но за те несколько месяцев, пока мы не виделись, он перебрался в Майапур. Думаю, это было в конце 1971 года. Потому что, когда в марте 1972 года я туда приехал, он уже был там.
14 июля 2013 в Санкт-Петербурге "Международное общество сознания Кришны" проведет свой ежегодный фестиваль Ратха-Ятра, «Праздник колесниц».
Колесница с Божествами Джаганнатхи, Субхадры и Баларамы проследуют от 1-го Елагиного моста до эстрадного театра.
Ратха-ятра (Ratha-yatra «праздник колесниц») — один из главных праздников в ведической культуре, связанный с одной из форм Кришны — божеством Джаганнатха. Центральным элементом фестиваля является шествие колесниц с деревянными божествами Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Фестиваль Ратха-ятры отмечает возвращение Кришны к себе домой во Вриндавану после длительного периода разлуки со своими возлюбленными пастушками-гопи.
Самый крупный фестиваль Ратха-ятры ежегодно проводится в городе Джаганнатха-Пури, индийского штата Орисса, где находится древний храм Джаганнатхи, являющийся одним из важнейших мест паломничества в Индии. Согласно священным писаниям, поклонение Джаганнатхе в Джаганнатха-Пури ведётся уже несколько миллионов лет (с прошлой Кали-юги).
Обычно деревянные божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры поклоняются внутри храма, но один раз в год, в день фестиваля Ратха-ятры, их провозят по улице чтобы дать возможность увидеть божества всем желающим. Три огромных, богато разукрашенных колесницы, по своей форме напоминающих храмы, проезжают по улицам Джаганнатха-Пури. Таким образом ежегодно празднуется возвращение Джаганнатхи, Баладевы и их сестры Субхадры во Вриндаван, который олицетворяет храм Гундича, расположенный в двух километрах от обычного местопребывания божеств — храма Джаганнатхи.
Каждый год для проведения фестиваля строят новые колесницы из особого дерева. После фестиваля колесницы разрушают и раздают щепки в качестве сувениров. Главная колесница Джаганнатхи достигает 13 метров в высоту и имеет 16 колёс диаметром в 2 метра.
Название: Он живет вечно. Курс лекций прочитанных после ухода Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады
Автор: Сатсварупа дас Госвами
Издательство: The Novoyatra Hare Krshna
Форматы: DjVu - 1.77 MB
Страниц: 58
Год: 1992
Качество: Оч.Хорошее
Важные указания содержатся в Четвертой Песне Шримад Бхагаватам, где Шрила Прабхупада объясняет что ученик должен плакать после ухода духовного учителя. Он также описывает, как ученику получить утешение от сверхдуши, принять наставления духовного учителя и как стать сознающим Кришну. Разлука с Кришной или преданным настолько важна, что это является величайшей частью нашей философии. Начиная свою духовную жизнь, вы выучили: "я не есть это тело", затем эта мысль продолжилась в различных идеях. В конце-концов вы начнете понимать высшие отношения между преданным и Богом. И высшим уровнем духовной реализации является осознание супружеской любви к Богу и ощущение разлуки. Хотя это высший уровень духовного понимания, те же принципы применимы и к нашей теперешней ситуации. Нам надо понять вайшнавскую философию разлуки.
В соответствии с сегодняшним стихом, худшим из всех несчастий является разлука с преданным. Понять это можно на примере несчастного человека, который по собственной глупости, отделил себя от преданных: не только от духовного учителя, но и от своих братьев в Боге, соучеников. Такой человек ставит себя в очень незавидное положение. Он думает, что станет счастлив, оставив общение с преданными, но если он действительно преданный, то, даже стараясь не оставаться в одиночестве, он будет очень несчастен без общения с преданными. Лучшим преданным является духовный учитель, чистый преданный, и его уход - величайшее горе, но утешает то, что сейчас, больше чем раньше, мы общаемся с другими преданными.Сейчас наш духовный учитель, лидер всех преданных, ушел. Похожи ли мы теперь на армию, потерявшую своего главнокомандующего? Похож ли духовный учитель на главу кшатриев, со смертью которого вся армия считается побежденной? Иногда, если побежден вожак стаи животных, вся стая чувствует себя побежденной и убегает. Происходит ли что-то подобное с нами? Нет, конечно же нет. В духовной жизни гуру так обучает своих учеников, что после его ухода они даже не должны чувствовать, что потеряли своего лидера. Но если в мире нет преданных, то Рамананда Райя говорит: "Это самые несчастные условия". Если по какой-то причине вы отделены от преданных (может быть, по собственной глупости, или из-за кармы), вы испытаете величайшее отчаяние. Нам нельзя уменьшать важность общения с другими. Мы потеряли физическое присутствие величайшего преданного, и теперь нам в большенй степени, чем раньше, надо ценить даже так называемых младших преданных. Кто-то может подумать: "Я хотел общаться с Прабхупадой, но сейчас нет таких великих преданных". Да, но ученики Прабхупады - преданные! Если вы думаете, что эти преданные вам не подходят, и хотите работать без всякого общения, вы испытаете наихудшее несчастье. Вам надо общаться с преданными. Любой человек, не поклоняющийся Кришне, а также привязанный к своей семье, не придерживающийся преданного служения, не общающийся с преданными и не возносящий служения Всевышнему - самый несчастный.
Итак, наше движение называется Движением сознания Кришны. Официальное название нашей организации – «Международное общество сознания Кришны» (ИСККОН) (англ. International Society for Krishna Consciousness — ISKCON). Наш религиозный метод, наша духовная практика, то есть, на санскрите,садхана, или процесс, называется «сознанием Кришны». И цель практики, высшее достижение, то же самое «сознание Кришны».
Сегодня некоторые полагают, что это обозначение не очень удачное. Многие стараются чаще называть наше учение и практику «вайшнавизмом», более конкретно «гаудия вайшнавизмом», или, на западный лад, «вишнуизмом», «бенгальским вишнуизмом». Либо используют явные эвфемизмы, такие, как «ведическая традиция», «ведическая культура», и так далее. Приведённые термины, особенно, указывающие на нашу принадлежность к вайшнавизму, к традиции поклонения Господу Вишну, вне всяких сомнений корректны и применимы.
Тем не менее, основатель нашего Движения, основоположник учения, ачарья, Шрила Прабхупада, назвал организацию именно обществом сознания Кришны, а не как-нибудь вроде «всемирное вишнуитское общество», вишва вайшнава сабха. В своих книгах и лекциях Шрила Прабхупада в соответствующем контексте чаще всего применяет именно словосочетание «сознание Кришны». Таким образом, «сознание Кришны» - это наше «фирменное наименование», наш духовный «бренд».
Можно предположить, что «сознание Кришны» - временная «торговая марка», удачная находка для наименования амбициозной духовной организации в 1960-е годы, когда в моде были эксперименты по «расширению сознания», и рассчитанная, в основном, на маргинальную ищущую молодёжь того времени: хиппи, и прочих. Ныне «дети цветов» состарились и увяли, а эксперименты по расширению сознания, особенно, с помощью наркотиков, считаются предосудительными. Следовательно, и марку надо сменить.
К сожалению, я сейчас не могу достать учебников, которые были написаны по этому вопросу ранее, однако они, несомненно, содержали множество добрых советов относительно реалий повседневной жизни, с которыми сталкивается преданный, принявший на себя ответственность управляющего. Иногда преданные, которым приходится управлять большими группами людей, обращаются за помощью к книгам материалистов. Такие книги малопригодны для руководителей в сознании Кришны, так как управление движением Шрилы Прабхупады осуществляется в совершенно иных, по сравнению с движениями в «обычном» кармическом мире, условиях.
В своих письмах Шрила Прабхупада предупреждал учеников, находившихся на управленческих постах, что его Движение основано на проповеди и на ДОБРОВОЛЬНЫХ пожертвованиях тех, кто отозвался на зов шастр и посвятил свою жизнь Верховному Господу. Ни один карми не сталкивается с подобной ответственностью, так как в материальном мире за любое участие в каком-либо деле всегда ожидается вознаграждение в денежной форме или в форме имени, славы и известности.
Даже величайший альтруист в конце концов попадается в ловушку майи, уверовав в то, что он величайший друг и доброжелатель для всего человечества... просто ещё один «бог».
Поэтому первый урок, который нужно выучить любому руководителю в сознании Кришны, заключается в том, что он СЛУГА, а не господин тех, кто находится под его опекой. Он должен быть достаточно образован для того, чтобы понять, что он может защищать и направлять других только до той степени, до которой он сам защищен и направляем, другими словами, до той степени, в какой он связан с гуру-парампарой.
Ниже описываются лишь некоторые из качеств, необходимых ответственному преданному, который берет на себя неблагодарную задачу помогать тем, кто может даже не оценить его помощь. Для большинства людей отличать друзей от врагов — задача почти непосильная, а потому в замешательстве своем они склонны имитировать парамахамс и «равно смотреть на все и вся», при этом избегая «управляющего друга» и бросаясь в объятия улыбающегося обманщика.
Такова участь всякого проповедника, которому, в конце концов, приходится стать управляющим. Как сказал Шрила Прабхупада, управление следует за проповедью, как тень. Даже Шриле Прабхупаде пришлось бороться за то, чтобы передать управление другим, с тем, чтобы оставаться полностью на позиции проповедника. Но это оказалось невозможно. Кто пытается отделить проповедь от управления, те становятся ораторами без аудитории, а кто пытается управлять, не проповедуя, те превращаются в отчаянных одиночек, манипулирующих людьми, которые не хотят им подчиняться.
В свете вышесказанного, руководитель должен быть в отношениях с другими преданными прост и честен. Двуличие и политические хитрости всегда приводят к нежелательным результатам, даже если на какое-то время кажутся единственно правильным решением. В конце концов, каждый искренний преданный вырастает в сознании Кришны до такой степени, чтобы осознать, насколько искренние наставления он получал, и до какой степени им просто манипулировали ради достижения определенных целей. Политической «прагматизм» всегда развращает лидера, а нередко и его последователей.
В России я встретился с таким явлением, как множество неженатых мужчин, пытающихся практиковать сознание Кришны, но живущих дома. Это означает, что они не полностью посвящают себя духовной деятельности и сохраняют некоторую независимость. Но, так или иначе, они приходят в храм и участвуют в различных храмовых программах. По их мнению, это очень хорошая ситуация. "Я не должен полностью предаваться авторитету храма или храмовому образу жизни. Это слишком уж. Я к этому не очень готов. Я буду практиковать сознание Кришны, выполняя какое-либо служение, но по-своему, на своем уровне". И они не являются брахмачари - полностью предавшимися преданными.
Иногда они носят шафрановую одежду (так было в 90-е годы. - Прим. ред). Я не знаю, почему они это делают. Вообще говоря, шафран означает преданность Кришне и духовному учителю и отречение от материального мира. Это не означает, что вы просто не женаты. В этом цвете гораздо больше смысла, чем вкладывают в него эти полубрахмачарии. И они должны либо полностью посвятить себя духовной миссии, либо жениться. Человеческая жизнь предназначена для ответственности. Либо вы должны принять ответственность, становясь очень серьезным по отношению к духовной жизни, то есть, полностью посвятив свою жизнь миссии санкиртаны, или же вы должны принять на себя ответственность, заботясь об одной из многих незамужних женщин, которые приходят в наше Движение.
В противном случае вы пытаетесь избежать сложности жизни брахмачари и сложности семейной жизни. Сложности жизни брахмачари в том, что вы должны жить в аскетичных условиях, следовать авторитетам храма, рано вставать и т.д., т.е. следовать духовной практике. Но сложности семейной жизни несколько другого рода. Человек должен работать, доставать деньги. Это тоже очень аскетично. И, кроме того, существует еще много других проблем. И человек может подумать, что лучше всего избежать как сложности жизни брахмачари, так и сложности семейной жизни. На первый взгляд может показаться, что это очень разумное решение. Но на самом деле при таком положении невозможно быстро прогрессировать в духовной жизни. Для этого необходимо взять на себя определенную ответственность либо одним, либо другим способом.
Мы украли собственность Бога и заявили, что это наша собственность. Сын должен знать, что это владение его Отца. Это истинное знание.
{spoiler title=Материалы о Шриле Прабхупаде на нашем сайте(нажмите для открытия): opened=0}
{/spoiler}
Так называемые бхаджаны Кришна даса проигрываются во всех храмах ИСККОН. Есть книга, продающаяся в храмах ИСККОН – «Йога киртана», где есть интервью с так называемым Кришна дасом, в которой он говорит: «Когда я пою святое имя, я думаю о реальности». Я пересказываю его. «…О реальности, которая внутри всех нас. Я не верю, что есть какой-то синий мальчик или что-то такое». Он великий оскорбитель. Дравида прабху тоже написал в этой книге что-то. Он сказал мне, что не знал, он никогда бы не согласился дать интервью для этой книги, если бы он знал, что туда поместят...
На первых же страницах этой книги... Это очень оскорбительно. Мы не хотим слушать таких людей. Санатана Госвами предупреждает нас: не слушайте нектар кришна-катхи от непреданных. Это все равно, что молоко, к которому прикоснулась змея. Оно отравлено, оно убьет вас. Это то, что происходит в нашем Движении сейчас. Вы думаете это фантазия? Что Шрила Прабхупада бы согласился, что пение таких людей должно распространяться в Движении? Человек, который говорит такие оскорбительные вещи – неужели его песни должны быть позволены в нашем Движении? Это просто невозможно себе представить. Это указывает на то, что это уже не Движение Прабхупады, потому что против чего Прабхупада был бы совершенно против – сейчас это поощряется. Что ж, это Движение Прабхупады, в той мере, в которой ему следуют здесь. Если бы так называемый Кришна дас… Если бы его бхаджаны проигрывались в наших храмах… Я слышал когда так называемые преданные готовят подношения, они слушают эти бхаджаны. Я не знаю, будет ли Кришна принимать такое подношение, когда преданные готовят, слушая такое оскорбительное пение. Я никогда не слышал его бхаджанов, но предполагаю, что они благозвучны.
Название: Соленый хлеб. Реальная история о Двух Друзьях в Боге которую записал Шачисута (Саркис) Буниатян об отце Cарвабхаване дасе (Гагике Буниатяне)
Автор: Сарвабхавана дас
Страниц: 223
Форматы: DjVu - 1.63 MB, Doc - 354.93 KB, txt - 149.55 KB
Качество: электронный текст
Язык: русский
Эта книга посвящается моему дорогому отцу, Сарвабхаване дасу (Гагику Бунйатйану) и его лучшему другу Шачисуте дасу (Саркису Оганджаняну, 1964-1987), которые рисковали и жертвовали своими жизнями, чтобы распространить Движение Сознания Кришны в странах бывшего Советского Союза. Они подвергались пыткам в русском лагере в течение двух лет, и как следствие Саркис умер всего за один месяц до его освобождения.
![]() |
![]() |
Cарвабхавана дас (Гагик Буниатян) | Шачисута дас (Саркис Оганджанян) |
Это реальная история, которую я назвал «Соленый хлеб», необычна и болезненна, но в то же время это вдохновляющая история, которую я слышал от моего отца на протяжении моей жизни. Иногда, когда отец беседовал с друзьями или гостями, они часто спрашивали его, как он пришел в Сознание Кришны и как он и другие члены Движения Сознания Кришны развивали Сознание Кришны в бывшем Советском Союзе. И я слушал эти истории с большим вниманием и интересом. Он рассказывал эти истории, которые ему нравилось называть «болезненным, но блаженным прошлым», разными способами и в разных настроениях. Иногда он описывал их очень коротко, не вдаваясь в детали, а иногда , в зависимости от цели и слушателей, говорил с большими подробностями и очень долго. Слушая снова и снова о том опыте, который получил мой отец в тюрьме, я все больше сожалел по поводу того, с какой жестокостью полицейские власти мучили его без особой на то причины. Когда я сравнивал его прошлые страдания с теми историями из ведической литературы, которые мне каждый вечер расказывали мать или отец, особенно истории связанные с Харидас Тхакуром или Прахладом, я невольно в своем детском воображении начинал смотреть на отца, как на героя, и как на очень верного Кришне и Шриле Прабхупаде преданного.Иногда я задавал своему отцу вопросы, связанные с теми 730 днями, проведенные им в Советской тюрьме. Иногда он рассказывал очень эмоционально, и я видел, как на его глазах проступали слезы, но в другой момент происходили изменения в тоне его голоса. Я помню, что особенно эмоционально он рассказывал, когда его спрашивали о его друге Шачисуте дасе (Саркис Оганджанян), который оставил тело 26 декабря 1987 года, в одном жестоком русском лагере (Ю-25Б, на территории Оренбурга). Мой отец и Сако, так мой отец называл его, были близкими друзьями с детства, и они любили и очень уважали друг друга. Они были вместе с детского сада и вплоть до высшей школы. Они служили в армии вместе два года и вместе присоединились к движению Харе Кришна в Армении. К несчастью, по советским законам, они попали в тюрьму вскоре после того, как присоединились к ИСККОН, за то, что печатали так называемую преступную литературу и за то, что распространяли писания из Индии такие, как Бхагавад-Гита, которые были тайно переведены на русские и армянские языки.
Многие люди, услышав его историю, просили его написать об этом, но у него не было времени писать. Он никогда серьезно не относился к этому, поскольку, как он говорил, не считал себя хорошим писателем, и также он не не знал, кому действительно будут нужны эти печальные истории. Многие события забылись с течением времени, или как он говорит, больше не пробуждаются те чувства и эмоции, когда он рассказывает о них. Кроме того, когда уже прошло много лет, что я могу рассказать вам из того, что находится далеко за пределами моего воображения – чувств, горестей и вдохновения. Я просто попытаюсь как можно лучше пересказать то, что я слышал от моего отца , и я надеюсь, что это поможеть нашим читателям стать более серьезным в философии Сознания Кришны. История записана так, как была рассказана моим отцом. Я просто ее записал.
Дорогой Ананта-шанти Прабху,
Прими, пожалуйста, мои поклоны.
Слава Шриле Прабхупаде!
С глубочайшим сожалением узнал я о твоём недавнем уходе. Я редко выражаю свои эмоции, если делаю это вообще, но, услышав о твоей смерти, я упал и заплакал, ибо ты всегда был для меня настоящим героем. По замыслу Господа, ты встретил нашего духовного учителя Шрилу Прабхупаду в его первый приезд в бывший Советский Союз в июне 1971го. Зная твоё сердце, он всего через несколько дней дал тебе посвящение и наставление распространять движение Господа Чайтаньи по всей стране. Вера Шрилы Прабхупады в тебя была явлена, когда он сказал о тебе: "Чтобы проверить, готов ли рис, достаточно взять одно маленькое зёрнышко, таким же образом можно судить по целой нации, понаблюдав за одним из представителей её молодёжи".
С благословениями Шрилы Прабхупады ты бесстрашно продолжал распространять святые имена по Советскому Союзу, часто подвергаясь огромному риску. Поначалу ты действовал один, но ты сделал новых преданных, и вскоре их проповедь стала причиной великой тревоги среди коммунистических лидеров того времени. В 1981-м в "Коммунисте", официальном журнале Коммунистической партии, Семён Цвигун заместитель главы КГБ, тайной полиции, написал в своей статье, что "существует три основные угрозы советскому образу жизни: западная культура, рок-н-ролл и Харе Кришна".
Такое предостережение, однако, не могло сдержать тебя, и ты продолжал проповедовать сознание Кришны с великой энергией. Через 11 лет твои усилия, в конце концов, привлекли внимание КГБ, и в 1982-м тебя арестовали.
В ожидании суда, тебя заключили в Бутырскую следственную тюрьму. В июне 1983-го ты был осуждён и признан виновным в "нарушении личностных прав граждан путём проведения религиозных обрядов". В качестве наказания вместо тюрьмы тебя отправили в страшный смоленский специальный психиатрический госпиталь. Это позволило заинтересованным лидерам "сверху" удерживать тебя там любое удобное количество времени. В психушке тебе постоянно кололи галоперидол, лекарство-нейролептик, приводящее к лицевым мышечным судорогам и торможению умственной деятельности.